Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»
«Принято»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
___________Л.А. Малашенко
28.08.2025 г., Протокол № 1.
Приказ № 42 от 28.08.2025 г.
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область
ПО.01. Художественное творчество
Учебный предмет
УП.02. Живопись
2025 год
п.г.т. Умба
Содержание:
1. Общие положения.
2. Требования к результатам освоения дополнительной предпрофессиональной
образовательной программы «Живопись».
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного
процесса.
4. Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы.
5. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому
обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.
6. Программа творческой, методической и культурно просветительной
деятельности школы.
Содержание
1. Общие положения.
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись» является системой учебнометодических документов, сформированной на основе федеральных
государственных требований к данной программе в части:
− содержания, структуры и условий реализации программы «Живопись»;
− организации образовательного процесса;
− промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
2. Целью разработки программы «Живопись» является методическое
обеспечение реализации ФГТ к данной программе.
3. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлена на:
− выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
− создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
− приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
− приобретение детьми опыта творческой деятельности;
− овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
− подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы
в области изобразительного искусства.
4. Программа «Живопись» разработана с учетом:
− обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных
профессиональных
образовательных
программ
среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области
изобразительного искусства;
− сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
5. Программа «Живопись» ориентирована на:
−
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
−
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
−
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
−
воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
−
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;
−
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями
и
обучающимися
в
образовательном
процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
6. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати
лет, составляет - 5 лет.
7. Учреждение имеет право реализовывать программу «Живопись» в
сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом
ФГТ. Право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному
учебному плану имеют обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний,
умений и навыков. В выпускные классы поступление обучающихся не
предусмотрено.
8. При приеме на обучение по программе «Живопись» Учреждение проводит
отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
способностей к художественно - исполнительской деятельности.
Дополнительно
поступающий
может
представить
самостоятельно
выполненную художественную работу.
9. Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной
образовательным учреждением на основании ФГТ, завершается итоговой
аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
2. Требования к результатам освоения дополнительной
предпрофессиональной образовательной программы
Содержание программы «Живопись» обеспечивает целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП
художественно-творческих и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях
обязательной части:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,
эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи
их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умения
изображать
окружающую
действительность,
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
передавая
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок»,
«живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
3. Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса.
1. График образовательного процесса
График образовательного процесса соответствует положениям ФГТ и
содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности
учебного года, резерва учебного времени, аттестаций, каникулярного времени
(Приложение 1).
2. Учебный план
Учебный план, составленный по предметным областям, включает
обязательную и вариативную части, перечень учебных предметов, их
трудоёмкость и последовательность изучения, а также разделы
«Консультации», «Промежуточная аттестация», «Итоговая аттестация».
Формирование вариативной частично основывается на исторических
традициях подготовки кадров в области изобразительного искусства.
Вариативная часть даёт возможность расширения и углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части программы
«Живопись», получения учащимися дополнительных знаний, умений и
навыков. Учебные предметы вариативной части определяются Учреждением
самостоятельно. Объём времени вариативной части, предусматриваемый
Учреждением на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может
составлять до 20 процентов от объёма времени предметных областей
обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. (Приложение
2).
3. Аннотации к программам учебных предметов
Аннотации представлены к программам учебных предметов обязательной
части и вариативной части учебного плана. Аннотации позволяют получить
представление о структуре и содержании самих программ (Приложение 3).
4. Требования к условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы.
Порядок приёма детей в образовательное учреждение
При приеме на обучение по программе «Живопись» Учреждение проводит
отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Правила приёма,
сроки и процедура проведения отбора детей, подача и рассмотрение
апелляций, порядок зачисления детей в образовательное учреждение
регламентируются Положением о правилах приёма и порядка отбора детей. В
образовательном учреждении создаются приёмная комиссия, комиссия по
отбору детей, апелляционная комиссия. Составы данных комиссий
утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Формы проведения отбора детей устанавливаются образовательным
учреждением самостоятельно с учётом ФГТ.
Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний (экзаменов),
содержащих творческие задания, позволяющих определить наличие
способностей к художественно-исполнительской деятельности.
Дополнительно
поступающий
может
представить
самостоятельно
выполненную художественную работу. Обучающиеся, имеющие достаточный
уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы
«Живопись» по индивидуальному учебному плану.
Методы и средства организации в реализации образовательного процесса.
Образовательное учреждение использует следующие методы и средства в
реализации учебного процесса:
а) методы и средства, направленные на теоретическую подготовку:
- контрольные уроки;
- практические занятия групповые и мелкогрупповые;
- самостоятельная работа обучающихся;
- консультации;
- формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ
и т.д.)
- различные четвертные и годовые формы контроля (контрольные работы,
зачёты, экзамены в виде письменных работ, устных опросов,
просмотров творческих работ, выставок.)
б) методы и средства, направленные на практическую подготовку:
- контрольные уроки;
- практические занятия;
- академические выставки;
- итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
композиция станковая; история изобразительного искусства.
Ресурсное обеспечение дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио - и видеозаписей,
формируемым по полному перечню предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к
сети Интернет.
Библиотечный фонд образовательного учреждения укомплектовывается
печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной
учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а
также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными
изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Живопись».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области
«История искусств» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2
экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта
учебных помещений.
Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя:
- выставочный зал,
- библиотечный фонд,
- помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
- мастерские,
- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
Образовательное учреждение имеет натюрмортный фонд и методический
фонд.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащены
видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
5. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому
обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов
оценочных средств.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в Учреждении
используются: контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, просмотры учебно-творческих работ.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных занятий,
зачетов. Контрольные занятия и зачеты могут проходить в виде выполнения
творческих работ, письменных работ, устных опросов, просмотров творческих
работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны
Учреждением самостоятельно на основании ФГТ. В Учреждении
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся
создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разработаны и утверждены ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств полно и адекватно отображают ФГТ,
соответствовуют целям и задачам программы «Живопись» и её учебному
плану. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества
приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в
области изобразительного искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки. Оценки обучающимся выставляются и по окончании
четверти как за контрольную работу.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Учреждение на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1. Композиция станковая;
2. История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам и критерии оценок итоговой аттестации в
соответствии с ФГТ разрабатываются ОУ самостоятельно (приложение № 4).
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
− знание основных художественных школ, исторических периодов
развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;
− знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров
изобразительного искусства;
− знаниезакономерностей построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
− умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
− навыки последовательного осуществления работы по композиции;
− наличие кругозора в области изобразительного искусства.
6. Программа творческой, методической и культурнопросветительной деятельности образовательного учреждения.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности, в
Учреждении создана комфортная развивающая образовательная среда,
обеспечивающая возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного
искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастерклассов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (выставочных залов, музеев, и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего
профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими
основные
профессиональные
образовательные
программы в области изобразительного искусства;
- использования
в
образовательном
процессе
образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного
развития изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
- построения
содержания
программы
«Живопись»
с
учетом
индивидуального развития детей;
Творческая деятельность образовательного учреждения
Цель:
создание условий для поддержки и активизации личностного роста,
самоопределения и самореализации детей, а также предпрофессиональная
подготовка обучающихся, проявивших способности и мотивацию к
дальнейшему профессиональному образованию в области искусств.
Задачи:
- организация творческой деятельности детей путём проведения
творческих мероприятий, в том числе совместно с другими
образовательными организациями;
- создание ситуации успеха как фактора, стимулирующего творческое
формирование личности учащегося;
- приобретение ребёнком комплекса навыков и умений, достаточных для
дальнейшего освоения образовательных программ в профессиональных
образовательных организациях.
Формы:
- выставки;
- конкурсы;
- фестивали;
- творческие вечера;
- мастер-классы;
- викторины.
Результативность:
- сохранение контингента за счёт вовлечения обучающихся в активную
творческую деятельность, способствующую укреплению мотивации к
обучению;
- развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта
обучающихся;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
- поступление выпускников в средние учебные заведения в сфере
культуры и искусства.
Методическая деятельность образовательного учреждения
Цель:
Совершенствование профессионального мастерства преподавателей как
условие
повышения
результативности
дополнительного
предпрофессионального образования в области изобразительного искусства.
Задачи.
Методическая работа включает в себя:
- создание информационного банка учебно-методической литературы по
программе «Живопись»;
- анализ учебного занятия, как метод индивидуальной методической
работы;
- обобщение и внедрение в образовательный процесс передового
педагогического опыта;
- разработка содержания и критериев оценок промежуточной аттестации
и текущего контроля успеваемости обучающихся на основании ФГТ;
- создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Формы:
- педагогический совет;
- методический совет;
- участие в работе межмуниципального методического объединения;
- творческие отчеты преподавателей;
- участие преподавателей в мастер-классах, открытых занятиях по
реализации
новых
педагогических
технологий,
семинарах,
конференциях, смотрах-конкурсах;
- самообразование.
Результативность:
- создание преподавателями учреждения методических материалов и
представление их на различных уровнях;
- решение общих проблем и затруднений в сфере дополнительного
образования по итогам обмена опытом с другими учреждениями;
- высокие результаты успеваемости обучающихся.
Культурно-просветительская деятельность образовательного учреждения.
Цель:
приобщение обучающихся к деятельности, направленной на создание,
сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним
различных слоёв населения.
Задачи:
- проведение комплекса мероприятий с целью массового художественноэстетического воспитания и образования подрастающего поколения;
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории
слушателей и зрителей;
- популяризация творческого образования среди подрастающего
поколения;
- привлечение новых обучающихся в ДШИ.
Формы:
- тематические мероприятия для различных групп населения
(воспитанников детских садов, школьников, пенсионеров, др.);
- тематические мероприятия в других учреждениях (детских садах,
общеобразовательных школах, домах культуры, др.);
- посещение фестивалей, выставок, мастер - классов;
- экскурсии.
Результативность:
- активизация познавательного интереса обучающихся;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- увеличение контингента обучающихся.