Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» ________________С.В. Воловик 29.08.2024 г., Протокол № 1. Приказ № 34 от 29.08.2024 г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» Предметная область В.01. Вариативная часть Учебный предмет УП.01. Ритмика 2024 год п.г.т. Умба Составитель: Горчакова Галина Олеговна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба Рецензент: Радишевская Марианна Андреевна, директор МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 1.2. Срок реализации учебного предмета 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 1.5. Цели и задачи учебного предмета 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета 1.7. Методы обучения 1.8. Описание материально-технических условий реализации предмета II. Содержание учебного предмета 2.1. Сведения о затратах учебного времени 2.2. Программные требования по годам обучения 2.3.Учебно-тематический план III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 4.2. Критерии оценки V. Методические рекомендации педагогическим работникам VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 6.1. Примерный музыкальный материал 6.2. Список рекомендуемой методической литературы учебного I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных предпрофессиональной требований общеобразовательной к программе дополнительной в области музыкального искусства «Фортепиано». Ритмика в школе искусств входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости предпрофессиональной на музыку. общеобразовательной В дополнительной программе «Фортепиано» учебный предмет «Ритмика» является предметом вариативной части. 1.2. Срок реализации учебного предмета «Ритмика» Срок реализации учебного предмета «Ритмика» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года (с 1 по 2 классы). 1.3. Объем учебного образовательного времени, учреждения предусмотренный на реализацию учебным учебного планом предмета «Ритмика» Нормативный срок обучения – 2 года Срок обучения 2 года Максимальная учебная нагрузка (в часах) 65 Количество часов на аудиторные занятия 65 Количество часов на внеаудиторные занятия 0 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. 1.5. Цель и задачи учебного предмета «Ритмика» Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры. Задачи: привитие устойчивого интереса и любви к музыке; развитие музыкально-образных представлений, творческой активности, музыкальных способностей (чувства метроритма, музыкально- ритмической памяти и т.д.); приобретение и закрепление знаний по музыкальной грамоте; исправление двигательных недостатков детей (плохая координация движений, неумение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с музыкой, осанка); воспитание коммуникативных качеств, дисциплины, организованности и ответственности. 1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика» Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по этапам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 1.7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: Наглядный наглядно-слуховой прием; наглядно-зрительный прием. Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные построения. Словесный Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры, к объяснению, напоминанию - в упражнениях. Практический При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного предварительно музыкально-ритмического «отрабатывать» в движения) подводящих, особенно важно подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игру. 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ритмика» Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В школах должны быть созданы те необходимые материальнотехнические условия, которые бы благотворно влияли на успешную организацию просторной образовательного учебной оборудования и аудитории (компьютер, DVD воспитательного с фортепиано, проигрыватель), процесса: наличие звуковоспроизводящего музыкально-шумовых инструментов, предметов для выполнения упражнений (мячей, лент и т.д.). В 1-2 классах активно используется наглядный материал. Дидактический материал подбирается на основе существующих методических пособий, учебников, сборников по ритмике, а также разрабатывается преподавателем самостоятельно. II. Содержание учебного предмета 2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ритмика», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано» Аудиторные занятия: с 1 по 2 класс - 1 час в неделю. Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. 2.2.Программные требования по годам обучения 1 год обучения Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Характер музыки. Знакомство с музыкой, различной по характеру (бодрой, энергичной, спокойной, весёлой, отрывистой). Характер музыки. Жанр (марш, песня, танец) Темп. Знакомство с темпами: allegro-быстро, moderatoумеренно, andante- не спеша Темп. Использование дирижёрского жеста. Динамика. Выявление динамических оттенков, в прослушанной музыке. Динамика. Передача акцентов в виде хлопка, притопа, прыжка. Умение дирижёрским жестом показать сильную долю. Контрольный урок. Метроритм. Определение размеров 2/4 и 3/4 Знакомство с размером 4/4. Длительности. Выполнение ритмических рисунков, включающих эти длительности, хлопками, шагами. Дирижирование в размерах 2/4 и 3/4 добиться чёткости. Знакомство с паузами Определение на слух затактовых построений, правильная подготовка рук для дирижирования из-за такта. Работа над упражнениями, освобождающие руки от напряжения. Определение на слух размеров 2/4 и 3/4 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Контрольный урок. 1 17 Музыкальная форма. Двухчастная и трёхчастная на слух. 1 18 Понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве (в танцах и хороводах) 19 Теория 1 20 Понятия сильная и слабая доли 1 21 Длительности 22 Размер 2/4 3/4 4/4 23 Затакт, пауза. 1 1 1 1 24 Координация рук 1 25 Контрольный урок 26 Развитие двигательных навыков (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить) Уметь строиться в колонку, в круг. 27 Освоение танцевальных упражнений. 28 Игры 29 Игра (сказка-спектакль) 30 Музицирование на музыкальных инструментах. 31 Подготовка к контрольной работе 32 Контрольный урок Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 32 часа 2 год обучения Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов Характер музыки. Анализ несложных произведений на 1 слух. Передача в движении характера музыкальных произведений. Характер музыки. Анализ несложных произведений на 1 слух. Передача в движении характера музыкальных произведений. Темп. Движение в различных темпах. Умение удерживать 1 заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдение четкости движения при ускорении и замедлении в музыке. Темп. Движение в различных темпах. Умение удерживать 1 заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдение четкости движения при ускорении и замедлении в музыке. Динамика. Выполнение различных динамических 1 оттенков, акцентов. Различать характер движения соответственно штрихам 1 музыки (legato, staccato). Подготовка к контрольной работе 1 1 Контрольный урок Метроритм. Выполнение ритмических рисунков с 1 включением группы из четырех шестнадцатых в размерах 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 2/4, 3/4, 4/4. Выполнение ритмических рисунков с пунктирной группой четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах. Закрепление размера 4/4 на слух как сложного размера. Дирижирование на 4/4. Дирижирование на 4/4. Определение долей и длительностей в заткте. Правильноедирижирование затактовых построений. Определение при помощи дирижерского жеста длительностей в ритмическом рисунке незнакомого музыкального примера. Выполнение двухголосной ритмической партитуры и несложного ритмического канона двумя группами детей Контрольный урок Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в форме периода. Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в форме периода. Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в форме периода. Работа над развитием творческих навыков. Двигательная импровизация под музыку и сочинение танцевальных и других движений под музыку разных жанров. Выявление национальных особенностей в танцевальном творчестве разных народов. Теоретические сведения. Знать названия темпов: allegroбыстро, moderato- умеренно, andante- не спеша, шагом; и их изменений: accelerando- ускоряя, ritenuto- замедляя. Знать обозначения ритмических оттенков: piano- тихо, forte- громко, fortissimo- очень громко, crescendoусиливая, diminuendo-ослабляя. Названия штрихов legato- связно, staccato- отрывисто. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа Понятия. Пунктирный ритм, ритмическая группа, простой и сложный размеры, фраза, предложение, канон. Развитие двигательных навыков. Выполнение комплексов гимнастических упражнений. Выполнение различных игровых упражнений и упражнений с предметами. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 Усвоение простых танцевальных движений, танцев. 31 Детям предлагается сочинить танец на музыку современных композиторов, где гимнастические движения сочетаются с танцевальными. 32 Музицирование на детских музыкальных инструментах (бубнах, металлофонах, ложках, трещотке, барабане и т.д.). Игра по ритмическим партитурам. 33 Контрольный урок ВСЕГО: 1 1 1 1 33 часа 2.3. Учебно-тематический план Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. При планировании содержания занятий, независимо от изучаемой в данный момент темы, следует использовать различные формы работы на каждом уроке. В ритмике принят за основу концентрический метод работы: в течение первых месяцев темы подробно изучаются на простом материале. В последующем педагог возвращается к тем же разделам, планируя более сложные упражнения, включая музыкальные задания повышенной степени трудности, предлагая, более развернутые пьесы, музыкальные образы которых даются в развитии. Таким образом, все обучение идет по спирали. III. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате занятий помимо получения теоретических сведений складывается значительных запас музыкальных впечатлений и навыков, значительный слуховой багаж, формируется запас простейших активных музыкальных умений. Практически у каждого ребенка вырабатывается эмоциональная реакция на музыку, двигательный отклик на нее. Дети получают навыки простейшей двигательной, звуковой, ритмической импровизации. По окончании курса обучения учащиеся должны знать/понимать: части музыкального произведения; понятия: forte, piano, mezzo forte, mezzo piano, crescи dim, акценты; паузы половинные, четвертные, восьмые; доли (сильные, слабые); затакт (четверть или две восьмые); звуки (шумовые и музыкальные); звуки высокие и низкие; длительности звуков: целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые; средства музыкальной выразительности; три основных жанра музыки: марш танец, песня, уметь: начинать движения с началом музыкального произведения; прекращать движения с окончанием музыки; внимательно слушать вступление, готовиться к движению; двигаться в характере музыки; изменять движения соответственно характеру музыки; делать одни и те же движения в трех основных темпах: медленном, умеренном и быстром; внезапно переключаться из одного темпа в другой; соблюдать четкость движения при ускорении и замедлении в музыке; различать части музыкального произведения; определять количество частей; выделять окончания частей и фраз определенными движениями; определять количество фраз в музыкальном сочинении; передавать движениями яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах; передать движениями равномерную пульсацию в размере 2/4 и 3/4; выделять сильные доли в простых размерах; различать на слух размеры 2/4 и 3/4; определять на слух затактовые построения; двигаться ровными длительностями: целыми, половинными, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми; выполнять простейшие ритмические рисунки шагами; выполнять ритмические рисунки знакомого музыкального произведения хлопками или шагами по памяти без сопровождения; паузы половинные, четвертные, восьмые. IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы "Ритмика" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущая успеваемость обучающихся проверяется контрольных уроках. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения в форме контрольного урока. Итоговая оценка выводится на основании текущего и промежуточного контроля и заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. 4.2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований «зачет» (безотметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить результат обучения обучающегося. V. Методические рекомендации педагогическим работникам 1 класс. Занятия в первом классе следует строить по следующему принципу: учитывая возрастные особенности детей, их быструю утомляемость и неустойчивое деятельности, внимание, педагог активизируя должен внимание чередовать детей и различные виды поддерживая их заинтересованность. Работая над восприятием характера музыки, педагог должен способствовать развитию отзывчивости на музыку, помогая детям через движение проникнуть в образное содержание данного произведения. При знакомстве с новым произведением, уточняется его название, выясняется каким движением лучше его передать. Например, бег мелкими шагами, широким шагом, шагом медленным, кружением и т.д. Работа над темпом не проводится изолированно, она связана с работой над характером и выразительными особенностями данного произведения. В работе над динамикой следует учесть, что выполнение динамических оттенков в движении зависит от мышечного напряжения и расслабленности. С усилием звучания увеличивается мускульная нагрузка, а также объём движения. Дети должны научиться хорошо владеть своим телом, распределяя нагрузку в соответствии с динамикой. Работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамики проводится в тесном единстве. На занятиях по ритмике учитываются и другие компоненты музыкального языка: мелодическая линия, ладовая, регистровая окраска и т.д. Работая над разделом «Метроритм» педагог знакомит детей с длительностями (четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинная с точкой). Выполнение ритмического рисунка проводится в виде хлопков под музыку в ладоши, а также шагами или фиксируется условными движениями. Знакомство с размерами 2/4 и 3/4 осуществляется с помощью прохлопывания в ладоши сильных долей и дирижирования. При определении длительностей по дирижерскому жесту следует обратить внимание детей на то, сколько звуков приходится на каждую долю: одна четверть или две восьмых, а какой звук тянется две или три доли. При знакомстве с затактовым построением дети определяют его на слух и готовят руки для дирижирования в положение, предшествующее началу мелодии. Соответственно надо и заканчивать движением рук вместе с музыкой. В работе над развитием ритмической памяти даются упражнения «эхо»: повторение хлопками, шагами или проигрывание на детских музыкальных инструментах исполненной педагогом мелодии. Паузы дети отмечают ударами пальца о палец или тихим хлопком. При исполнении ритмического рисунка шагами на паузу делается остановка. Можно отмечать паузу разведением рук чуть-чуть в сторону, ладонями вверх. Структура музыкальных произведений должна рассматриваться не формально, а в связи с развитием и изменением характера музыки. Знакомясь с музыкальными фразами, дети узнают, что фразы могут быть одинаковыми по ритму, но разными по мелодии, а также различными по протяженности. В работе можно использовать разнообразные приемы: поочередно прохлопывать в ладоши ритмический рисунок каждой фразы, отмечать легким хлопком начало фразы или в конце фразы сказать «вот». Предлагаемые условные обозначения длительностей: четверть - движение вертикально ребром руки на каждую четверть сверху- вниз; восьмые - хлопки в ладоши на каждую восьмую; половинные - руки кладутся на пояс; целые - руки закладываются за спину; шестнадцатые - вращение кистями рук перед грудью. В хорошо подготовленных группах можно знакомить детей с размером 4/4, а следовательно и с целой нотой. Следует добиваться одновременного начала движения после вступления. В произведениях, построенных в простой двухчастной форме, обращается внимание на характер каждой из частей и соответственно выполняются разные движения. В трехчастной репризной форме следует указать на контрастность и повторность частей. Кульминация в музыке может отмечаться различными движениям, например, подъемом рук, хлопком, поднятием на носки. Понятия о куплете, запеве и припеве раскрываются на примерах народных плясок и хороводов. Теоретические сведения даются в соответствии с действующей программой по сольфеджио и должны быть тесно связаны с музыкальнослуховым и двигательным опытом обучающихся. Для успешного выполнения программных требований следует уделить особое внимание развитию двигательных навыков, которые складываются из ряда элементов: общеразвивающих основных упражнений, движений упражнений (ходьба, с бег, предметами, подскоки), различных построений и перестроений, игр, плясок, танцев. Во всех упражнениях необходимо следить за правильной осанкой, что предусматривает нормальное положение позвоночника, слегка отведенные назад плечи, втянутый живот и немного приподнятую голову. При движении необходимо соблюдать правильную координацию рук и ног, следить за равномерным дыханием. При выполнении гимнастических упражнений следует добиваться осознанного отношения к взаимосвязи движения и музыки, выразительности, пластичности в исполнении. Музыка не должна являться фоном, она органично слита с движением. При выполнении ходьбы под марш движения следует начинать с левой ноги (как на физкультуре), ритмические упражнения и танцы - с правой ноги. В выполнении ритмических рисунков при остановке нога не приставляется. Определенное место на уроке отводится изучению элементов танцевальных движений и танцев. Элементы танцевальных движений прорабатываются в специальных упражнениях и в дальнейшем используются в танцах, играх, а также в свободном творчестве детей. Игры – любимый вид деятельности детей. Они могут быть сюжетные и рольные. В игре особенно проявляются отношение к музыке, воплощаемому ими образу, формируется характер ребенка, выявляются его творческие возможности, индивидуальность. Особенно проявляется фантазия ребенка и его инициатива в сюжетных играх. Ритмические игры воспитывают в детях находчивость, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, наблюдательность. 2 класс. Начиная занятия во втором классе, следует в целях сохранения преемственности первые уроки посвятить проверке усвоенных знаний и навыков, приобретенных детьми в первом классе. Кроме того, некоторые упражнения, этюды, ритмические игры, танцы, которые особенно полюбились на уроках в первом классе, рекомендуется повторить. Это повысит интерес к занятиям. Учитывая опыт, полученный детьми в первом классе, во втором классе детям дается больше самостоятельности в анализе характера музыкальных произведений, а также предъявляется больше требований в отношении качества, законченности и выразительности движений. В работе над динамическими контрастами даются более короткие фразы и мотивы, например, выполняемые энергичными подскоками (на ff), ударами в ладоши (на sf) и проч. Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: например, плавным пластичным движением рук, передачей мяча, движением с лентами на legato, а также различными видами прыжков, резкими, резкими короткими движениями и отрывистым бегом на носках на staccato. При знакомстве с ритмической группой из четырёх шестнадцатых в начале дается определение её на слух. Выясняется, на какой доле такта она находится. При показе этой ритмической группы условными движениями она изображается вращением кистей чуть поднятых рук, а также – выполняется легким бегом или хлопками. При знакомстве с группой «четверть с точкой и восьмая» рекомендуется прохлопывание ритмического рисунка с включением этой группы в выполнение её шагами вначале без дирижирования. Следует сначала использовать примеры, где эта группа приходится на сильную долю такта. При выполнении данного ритмического рисунка шагами с дирижированием (вначале в размере на две четверти) внимание детей обращается на удлинение первой доли за счет точки, – таким образом, второй шаг на восьмую не совпадает с дирижерским жестом. Примеры на выполнение этой ритмической группы даются в сопоставлении с движением четвертями или восьмыми. Ритмическая группа «восьмая с точкой и шестнадцатая» выполняется интуитивно, в виде прохлопывания или перескока. Также интуитивно исполняются группы «восьмая и две шестнадцатых» и «две шестнадцатых и восьмая» легкими шагами на носках, в виде перебежки. При изучении размера 4/4; дети знакомятся с понятием «сложный размер». Они должны услышать третью, относительно сильную долю такта. Можно отметить её ударом пальца о палец, а сильную долю – хлопком. Дается прием дирижирования на четыре четверти. Следует подобрать пьесы с ярко выраженным по характеру четырехдольным размером в медленном темпе. Рекомендуются также простейшие двухголосные ритмические партитуры с исполнением их двумя группами. Можно предложить одной группе прохлопывать свою партию, а другой – пройти шагами, проработав их предварительно отдельно или дать инструментами детского оркестра. выполнить Можно двухголосие поставить детей разными в два концентрических круга, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя «противоходом». В работе над фразировкой предлагается ряд более сложных музыкальноритмических задач, вводится дирижирование по фразам. Трехчастная репризная форма закрепляется в движениях, построениях и перестроениях. При возвращении музыки первой части обычно повторяется указанное для первой части движение. При прослушивании музыкального отрывка в форме периода обращается внимание детей на незаконченное первое и завершенное второе предложение или двух предложений в форме вопроса и ответа. Можно выполнять их различными движениями или разными группами детей, можно дирижировать по очереди каждое предложение. В творческих заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и характер произведения, а также национальные особенности данной музыки. Дети придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации, а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх. При выполнении определенной роли они создают зафиксированные движения, которые потом могут быть включены в постановки. Выработка двигательных навыков во втором классе является продолжением работы, проделанной в первом классе, на более качественном уровне и на более сложном материале. В связи с сокращением во втором классе количества сюжетных игр рекомендуется вводить больше игровых и творческих заданий на придумывание упражнений и танцев. Выполняются более сложные упражнения с мячами, лентами, флажками и другими предметами. Во втором классе разучиваются более сложные элементы танцевальных движений и танцы. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 6.1. Примерный музыкальный материал Русские народные песни: Ах ты, береза; Во поле береза стояла; Во саду ли…; Калина; Как пошли наши подружки Как у наших у ворот Пойду ль, выйду ль я Классические произведения: Бах И.С. «Шутка» Бекман Е. «Зайчик» Беттольф Э. «Прогулка» Бетховен Л. «Вариации», «Рондо-каприччио» Васильев П. «В классическом роде» Веккерлен Ж.Б. «Детская песенка» Волков В. «Напевая песенку» Гайдн И. «Анданте» Гендель «Пассакалия» Глиэр Р. «Танец наплощади» Глазунов А. Госсек Ф. «Гавот» «Гавот» Груз. нар.песня «Светлячок» Кабалевский Д. Кочурбина М. «Легкие вариации» «Мишка с куклой» Козловский И. «Вальс» Красев М. Ладухин Н. «Галоп», «Танец снежинок» «Маленькая пьеса» Латыш.нар. песня « Пет ушок» Лещинская Ф. «По грибы», «Две лошадки» Майкапар «Дождик» МильманМ.«Лиса» Мейербер Д. «Галоп» Моцарт В. «Менуэт Ре минор Польская нар.песня «Висла» Прокофьев С. «Марш» Раков Н. «Полька» Селиванов В. «Шуточка» Тиличеева Е. «Марш», «Поезд» Чайковский П. «Полька», «Мазурка», «Марш деревянных солдатиков» Чешск.нар. песня «Аннушка», «Пастух» Шитте «Этюд» Шуберт Ф. «Вальс», «Экосез», «Марш» Укр.нар.песня «Гречаныки» 6.2. Список рекомендуемой методической литературы Андреева М. , Конорова Г. Первые шаги в музыке М. , 1991г. Бырченко Г. С песенкой по песенке М. , 1984г. Бырченко Г. , Франио Г. Хрестоматия по ритмике М. , 1991г. Будлей С. Детский оркестр Лен. , 1983г. Жилин В. Речевые упражнения. Заводина И. Методическое пособие по ритмике М, , 1999г. Илларионова М. С музыкой вместе Ч. , 1994г. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике, выпуск 1,2, М., 1972г. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. М.,1991 г. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей М.1989г. ФраниоГ, Лифиц И. Методическое пособие по ритмике М.1987г. ФраниоГ.Поурочный план по ритмике М. , 1993г. Яблонская Е.А. Программа по ритмике для детей 3-6 лет. Ч., 1995г.