8. В.01.УП.01 Ритмика

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Предметная область
В.01. Вариативная часть
Учебный предмет
УП.01. Ритмика

2024 год
п.г.т. Умба

Составитель: Горчакова Галина Олеговна, преподаватель МБУ ДО ДШИ
п.г.т. Умба
Рецензент: Радишевская Марианна Андреевна, директор МБУ ДО ДШИ
п.г.т. Умба

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8.

Описание

материально-технических

условий

реализации

предмета
II.

Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени
2.2. Программные требования по годам обучения
2.3.Учебно-тематический план
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
V. Методические рекомендации педагогическим работникам
VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Примерный музыкальный материал
6.2. Список рекомендуемой методической литературы

учебного

I. Пояснительная записка
1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

программе

дополнительной
в

области

музыкального искусства «Фортепиано».
Ритмика в школе искусств входит в систему музыкального воспитания.
На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности,
которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Движение
используется как способ активизации музыкального восприятия, развития
эмоциональной

отзывчивости

предпрофессиональной

на

музыку.

общеобразовательной

В

дополнительной

программе

«Фортепиано»

учебный предмет «Ритмика» является предметом вариативной части.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Ритмика»
Срок реализации учебного предмета «Ритмика» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 2 года (с 1 по 2 классы).

1.3.

Объем

учебного

образовательного

времени,

учреждения

предусмотренный
на

реализацию

учебным
учебного

планом
предмета

«Ритмика»
Нормативный срок обучения – 2 года
Срок обучения

2 года

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

65

Количество часов на аудиторные занятия

65

Количество часов на внеаудиторные занятия

0

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от 4 до 10
человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
1.5. Цель и задачи учебного предмета «Ритмика»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся через
овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:
 привитие устойчивого интереса и любви к музыке;
 развитие музыкально-образных представлений, творческой активности,
музыкальных

способностей

(чувства

метроритма,

музыкально-

ритмической памяти и т.д.);
 приобретение и закрепление знаний по музыкальной грамоте;
 исправление двигательных недостатков детей (плохая координация
движений, неумение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои
движения с музыкой, осанка);
 воспитание коммуникативных качеств, дисциплины, организованности и
ответственности.
1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные
требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:


сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;



распределение учебного материала по этапам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки обучающихся;



формы и методы контроля, система оценок;



методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
Наглядный


наглядно-слуховой прием;



наглядно-зрительный прием.

Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения
нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать
действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет
игры или различные построения.
Словесный
Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение,
рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в
процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с
наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных
приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей.
Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры, к
объяснению, напоминанию - в упражнениях.
Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение
конкретного
предварительно

музыкально-ритмического
«отрабатывать»

в

движения)
подводящих,

особенно

важно

подготовительных

упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с
предметами и т.д., а затем уже включать их в игру.

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Ритмика»
Материально- техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В школах должны быть созданы те необходимые материальнотехнические условия, которые бы благотворно влияли на успешную
организацию
просторной

образовательного
учебной

оборудования

и

аудитории

(компьютер,

DVD

воспитательного
с

фортепиано,
проигрыватель),

процесса:

наличие

звуковоспроизводящего
музыкально-шумовых

инструментов, предметов для выполнения упражнений (мячей, лент и т.д.).
В 1-2 классах активно используется наглядный материал. Дидактический
материал подбирается на основе существующих методических пособий,
учебников, сборников по ритмике, а также разрабатывается преподавателем
самостоятельно.

II.

Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Ритмика», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся

и

аудиторные

занятия

в

рамках

реализации

предпрофессиональной программы «Фортепиано»
Аудиторные занятия: с 1 по 2 класс - 1 час в неделю.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения
с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

2.2.Программные требования по годам обучения
1 год обучения
Тема
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

Характер музыки. Знакомство с музыкой, различной по
характеру (бодрой, энергичной, спокойной, весёлой,
отрывистой).
Характер музыки. Жанр (марш, песня, танец)
Темп. Знакомство с темпами: allegro-быстро, moderatoумеренно, andante- не спеша
Темп. Использование дирижёрского жеста.
Динамика. Выявление динамических оттенков, в
прослушанной музыке.
Динамика. Передача акцентов в виде хлопка, притопа,
прыжка.
Умение дирижёрским жестом показать сильную долю.
Контрольный урок.
Метроритм. Определение размеров 2/4 и 3/4
Знакомство с размером 4/4. Длительности. Выполнение
ритмических рисунков, включающих эти длительности,
хлопками, шагами.
Дирижирование в размерах 2/4 и 3/4 добиться чёткости.
Знакомство с паузами
Определение на слух затактовых построений, правильная
подготовка рук для дирижирования из-за такта.
Работа над упражнениями, освобождающие руки от
напряжения.
Определение на слух размеров 2/4 и 3/4

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

16 Контрольный урок.

1

17 Музыкальная форма. Двухчастная и трёхчастная на слух.

1

18 Понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве (в
танцах и хороводах)
19 Теория

1

20 Понятия сильная и слабая доли

1

21 Длительности
22 Размер 2/4 3/4 4/4
23 Затакт, пауза.

1
1
1

1

24 Координация рук

1

25 Контрольный урок
26 Развитие двигательных навыков (держаться прямо,
стройно, легко и свободно ходить) Уметь строиться в
колонку, в круг.
27 Освоение танцевальных упражнений.
28 Игры
29 Игра (сказка-спектакль)
30 Музицирование на музыкальных инструментах.
31 Подготовка к контрольной работе
32 Контрольный урок
Всего:

1
1

1
1
1
1
1
1
32 часа

2 год обучения
Тема

1

2

3

4

5
6
7
8
9

Количество
часов
Характер музыки. Анализ несложных произведений на
1
слух. Передача в движении характера музыкальных
произведений.
Характер музыки. Анализ несложных произведений на
1
слух. Передача в движении характера музыкальных
произведений.
Темп. Движение в различных темпах. Умение удерживать
1
заданный темп после прекращения звучания музыки,
соблюдение четкости движения при ускорении и
замедлении в музыке.
Темп. Движение в различных темпах. Умение удерживать
1
заданный темп после прекращения звучания музыки,
соблюдение четкости движения при ускорении и
замедлении в музыке.
Динамика.
Выполнение
различных
динамических
1
оттенков, акцентов.
Различать характер движения соответственно штрихам
1
музыки (legato, staccato).
Подготовка к контрольной работе
1
1
Контрольный урок
Метроритм. Выполнение ритмических рисунков с
1
включением группы из четырех шестнадцатых в размерах

10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20

21

22

23
24
25
26
27
28
29

2/4, 3/4, 4/4.
Выполнение ритмических рисунков с пунктирной группой
четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах.
Закрепление размера 4/4 на слух как сложного размера.
Дирижирование на 4/4.
Дирижирование на 4/4.
Определение долей и длительностей в заткте.
Правильноедирижирование затактовых построений.
Определение
при
помощи
дирижерского
жеста
длительностей в ритмическом рисунке незнакомого
музыкального примера.
Выполнение двухголосной ритмической партитуры и
несложного ритмического канона двумя группами детей
Контрольный урок
Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в
форме периода.
Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в
форме периода.
Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в
форме периода.
Работа над развитием творческих навыков. Двигательная
импровизация под музыку и сочинение танцевальных и
других движений под музыку разных жанров. Выявление
национальных особенностей в танцевальном творчестве
разных народов.
Теоретические сведения. Знать названия темпов: allegroбыстро, moderato- умеренно, andante- не спеша, шагом; и
их изменений: accelerando- ускоряя, ritenuto- замедляя.
Знать обозначения ритмических оттенков: piano- тихо,
forte- громко, fortissimo- очень громко, crescendoусиливая, diminuendo-ослабляя.
Названия штрихов legato- связно, staccato- отрывисто.
Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа
Понятия. Пунктирный ритм, ритмическая группа, простой
и сложный размеры, фраза, предложение, канон.
Развитие двигательных навыков.
Выполнение комплексов гимнастических упражнений.
Выполнение различных игровых упражнений и
упражнений с предметами.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

30 Усвоение простых танцевальных движений, танцев.
31 Детям предлагается сочинить танец на музыку
современных композиторов, где гимнастические движения
сочетаются с танцевальными.
32 Музицирование на детских музыкальных инструментах
(бубнах, металлофонах, ложках, трещотке, барабане и
т.д.). Игра по ритмическим партитурам.
33 Контрольный урок
ВСЕГО:

1
1

1

1
33 часа

2.3. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного
материала каждого класса в течение всего срока обучения.
При планировании содержания занятий, независимо от изучаемой в
данный момент темы, следует использовать различные формы работы на
каждом уроке.
В ритмике принят за основу концентрический метод работы: в течение
первых месяцев темы подробно изучаются на простом материале. В
последующем педагог возвращается к тем же разделам, планируя более
сложные упражнения, включая музыкальные задания повышенной степени
трудности, предлагая, более развернутые пьесы, музыкальные образы которых
даются в развитии. Таким образом, все обучение идет по спирали.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате занятий помимо получения теоретических сведений
складывается значительных запас музыкальных впечатлений и навыков,
значительный слуховой багаж, формируется запас простейших активных
музыкальных умений. Практически у каждого ребенка вырабатывается
эмоциональная реакция на музыку, двигательный отклик на нее. Дети получают
навыки простейшей двигательной, звуковой, ритмической импровизации.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать/понимать:
 части музыкального произведения;
 понятия: forte, piano, mezzo forte, mezzo piano, crescи dim, акценты;

 паузы половинные, четвертные, восьмые;
 доли (сильные, слабые);
 затакт (четверть или две восьмые);
 звуки (шумовые и музыкальные);
 звуки высокие и низкие;
 длительности

звуков:

целые,

половинные,

четверти,

восьмые,

шестнадцатые;
 средства музыкальной выразительности;
 три основных жанра музыки: марш танец, песня,
уметь:
 начинать движения с началом музыкального произведения;
 прекращать движения с окончанием музыки;
 внимательно слушать вступление, готовиться к движению;
 двигаться в характере музыки;
 изменять движения соответственно характеру музыки;
 делать одни и те же движения в трех основных темпах: медленном,
умеренном и быстром;
 внезапно переключаться из одного темпа в другой;
 соблюдать четкость движения при ускорении и замедлении в музыке;
 различать части музыкального произведения;
 определять количество частей;
 выделять окончания частей и фраз определенными движениями;
 определять количество фраз в музыкальном сочинении;
 передавать движениями яркие динамические контрасты в частях или
отдельных музыкальных фразах;
 передать движениями равномерную пульсацию в размере 2/4 и 3/4;
 выделять сильные доли в простых размерах;
 различать на слух размеры 2/4 и 3/4;
 определять на слух затактовые построения;

 двигаться ровными длительностями: целыми, половинными, четвертями,
восьмыми, шестнадцатыми;
 выполнять простейшие ритмические рисунки шагами;
 выполнять ритмические рисунки знакомого музыкального произведения
хлопками или шагами по памяти без сопровождения;
 паузы половинные, четвертные, восьмые.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Ритмика" включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущая успеваемость обучающихся проверяется контрольных уроках.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения
в форме контрольного урока.
Итоговая оценка выводится на основании текущего и промежуточного
контроля и заносится в свидетельство об окончании образовательного
учреждения.
4.2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов,
а именно: неграмотно и невыразительно
выполненное движение, слабая техническая
подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия регулярных аудиторных занятий, а
также интереса к ним, невыполнение
программных требований

«зачет» (безотметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. Оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно отметить результат обучения обучающегося.

V.

Методические рекомендации педагогическим работникам

1 класс. Занятия в первом классе следует строить по следующему принципу:
учитывая возрастные особенности детей, их быструю утомляемость и
неустойчивое
деятельности,

внимание,

педагог

активизируя

должен

внимание

чередовать
детей

и

различные

виды

поддерживая

их

заинтересованность.
Работая

над

восприятием

характера

музыки,

педагог

должен

способствовать развитию отзывчивости на музыку, помогая детям через
движение проникнуть в образное содержание данного произведения. При
знакомстве с новым произведением, уточняется его название, выясняется каким
движением лучше его передать. Например, бег мелкими шагами, широким
шагом, шагом медленным, кружением и т.д. Работа над темпом не проводится
изолированно, она связана с работой над характером и выразительными
особенностями данного произведения.

В работе над динамикой следует учесть, что выполнение динамических
оттенков в движении зависит от мышечного напряжения и расслабленности. С
усилием звучания увеличивается мускульная нагрузка, а также объём
движения. Дети должны научиться хорошо владеть своим телом, распределяя
нагрузку в соответствии с динамикой.
Работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамики
проводится в тесном единстве. На занятиях по ритмике учитываются и другие
компоненты музыкального языка: мелодическая линия, ладовая, регистровая
окраска и т.д.
Работая

над

разделом

«Метроритм»

педагог

знакомит

детей

с

длительностями (четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинная с
точкой). Выполнение ритмического рисунка проводится в виде хлопков под
музыку в ладоши, а также шагами или фиксируется условными движениями.
Знакомство с размерами 2/4 и 3/4 осуществляется с помощью
прохлопывания в ладоши сильных долей и дирижирования. При определении
длительностей по дирижерскому жесту следует обратить внимание детей на то,
сколько звуков приходится на каждую долю: одна четверть или две восьмых, а
какой звук тянется две или три доли. При знакомстве с затактовым
построением дети определяют его на слух и готовят руки для дирижирования в
положение, предшествующее началу мелодии. Соответственно надо и
заканчивать движением рук вместе с музыкой.
В работе над развитием ритмической памяти даются упражнения «эхо»:
повторение хлопками, шагами или проигрывание на детских музыкальных
инструментах исполненной педагогом мелодии. Паузы дети отмечают ударами
пальца о палец или тихим хлопком. При исполнении ритмического рисунка
шагами на паузу делается остановка. Можно отмечать паузу разведением рук
чуть-чуть в сторону, ладонями вверх.
Структура музыкальных произведений должна рассматриваться не
формально, а в связи с развитием и изменением характера музыки. Знакомясь с
музыкальными фразами, дети узнают, что фразы могут быть одинаковыми по
ритму, но разными по мелодии, а также различными по протяженности. В

работе можно использовать разнообразные приемы: поочередно прохлопывать
в ладоши ритмический рисунок каждой фразы, отмечать легким хлопком
начало фразы или в конце фразы сказать «вот».
Предлагаемые условные обозначения длительностей: четверть - движение
вертикально ребром руки на каждую четверть сверху- вниз;
восьмые - хлопки в ладоши на каждую восьмую; половинные - руки кладутся
на пояс; целые - руки закладываются за спину; шестнадцатые - вращение
кистями рук перед грудью.
В хорошо подготовленных группах можно знакомить детей с размером
4/4, а следовательно и с целой нотой.
Следует добиваться одновременного начала движения после вступления.
В произведениях, построенных в простой двухчастной форме, обращается
внимание на характер каждой из частей и соответственно выполняются разные
движения. В трехчастной репризной форме следует указать на контрастность и
повторность частей.
Кульминация в музыке может отмечаться различными движениям,
например, подъемом рук, хлопком, поднятием на носки. Понятия о куплете,
запеве и припеве раскрываются на примерах народных плясок и хороводов.
Теоретические

сведения

даются

в

соответствии

с

действующей

программой по сольфеджио и должны быть тесно связаны с музыкальнослуховым и двигательным опытом обучающихся.
Для успешного выполнения программных требований следует уделить
особое внимание развитию двигательных навыков, которые складываются из
ряда

элементов:

общеразвивающих

основных
упражнений,

движений
упражнений

(ходьба,
с

бег,

предметами,

подскоки),
различных

построений и перестроений, игр, плясок, танцев.
Во всех упражнениях необходимо следить за правильной осанкой, что
предусматривает нормальное положение позвоночника, слегка отведенные
назад плечи, втянутый живот и немного приподнятую голову. При движении
необходимо соблюдать правильную координацию рук и ног, следить за
равномерным дыханием. При выполнении гимнастических упражнений следует

добиваться осознанного отношения к взаимосвязи движения и музыки,
выразительности, пластичности в исполнении. Музыка не должна являться
фоном, она органично слита с движением.
При выполнении ходьбы под марш движения следует начинать с левой
ноги (как на физкультуре), ритмические упражнения и танцы - с правой ноги.
В выполнении ритмических рисунков при остановке нога не приставляется.
Определенное

место

на

уроке

отводится

изучению

элементов

танцевальных движений и танцев. Элементы танцевальных движений
прорабатываются в специальных упражнениях и в дальнейшем используются в
танцах, играх, а также в свободном творчестве детей.
Игры – любимый вид деятельности детей. Они могут быть сюжетные и
рольные. В игре особенно проявляются отношение к музыке, воплощаемому
ими образу, формируется характер ребенка, выявляются его творческие
возможности, индивидуальность. Особенно проявляется фантазия ребенка и его
инициатива в сюжетных играх. Ритмические игры воспитывают в детях
находчивость,

ловкость,

умение

ориентироваться

в

пространстве,

наблюдательность.
2 класс. Начиная занятия во втором классе, следует в целях сохранения
преемственности первые уроки посвятить проверке усвоенных знаний и
навыков, приобретенных детьми в первом классе. Кроме того, некоторые
упражнения, этюды, ритмические игры, танцы, которые особенно полюбились
на уроках в первом классе, рекомендуется повторить. Это повысит интерес к
занятиям.
Учитывая опыт, полученный детьми в первом классе, во втором классе
детям дается больше самостоятельности в анализе характера музыкальных
произведений, а также предъявляется больше требований в отношении
качества, законченности и выразительности движений.
В работе над динамическими контрастами даются более короткие фразы
и мотивы, например, выполняемые энергичными подскоками (на ff), ударами в
ладоши (на sf) и проч.

Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: например,
плавным пластичным движением рук, передачей мяча, движением с лентами на
legato, а также различными видами прыжков, резкими, резкими короткими
движениями и отрывистым бегом на носках на staccato.
При знакомстве с ритмической группой из четырёх шестнадцатых в
начале дается определение её на слух. Выясняется, на какой доле такта она
находится. При показе этой ритмической группы условными движениями она
изображается вращением кистей чуть поднятых рук, а также – выполняется
легким бегом или хлопками. При знакомстве с группой «четверть с точкой и
восьмая» рекомендуется прохлопывание ритмического рисунка с включением
этой группы в выполнение её шагами вначале без дирижирования. Следует
сначала использовать примеры, где эта группа приходится на сильную долю
такта.

При

выполнении

данного

ритмического

рисунка

шагами

с

дирижированием (вначале в размере на две четверти) внимание детей
обращается на удлинение первой доли за счет точки, – таким образом, второй
шаг на восьмую не совпадает с дирижерским жестом. Примеры на выполнение
этой ритмической группы даются в сопоставлении с движением четвертями или
восьмыми.
Ритмическая группа «восьмая с точкой и шестнадцатая» выполняется
интуитивно, в виде прохлопывания или перескока. Также интуитивно
исполняются группы «восьмая и две шестнадцатых» и «две шестнадцатых и
восьмая» легкими шагами на носках, в виде перебежки.
При изучении размера 4/4; дети знакомятся с понятием «сложный
размер». Они должны услышать третью, относительно сильную долю такта.
Можно отметить её ударом пальца о палец, а сильную долю – хлопком. Дается
прием дирижирования на четыре четверти. Следует подобрать пьесы
с ярко выраженным по характеру четырехдольным размером в медленном
темпе.
Рекомендуются также простейшие двухголосные ритмические партитуры
с исполнением их двумя группами. Можно предложить одной группе
прохлопывать свою партию, а другой – пройти шагами, проработав их

предварительно

отдельно

или

дать

инструментами

детского

оркестра.

выполнить
Можно

двухголосие

поставить

детей

разными
в

два

концентрических круга, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя
«противоходом».
В работе над фразировкой предлагается ряд более сложных музыкальноритмических

задач,

вводится

дирижирование

по

фразам.

Трехчастная

репризная форма закрепляется в движениях, построениях и перестроениях. При
возвращении музыки первой части обычно повторяется указанное для первой
части движение.
При прослушивании музыкального отрывка в форме периода обращается
внимание детей на незаконченное первое и завершенное второе предложение
или двух предложений в форме вопроса и ответа. Можно выполнять их
различными движениями или разными группами детей, можно дирижировать
по очереди каждое предложение.
В творческих заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и
характер произведения, а также национальные особенности данной музыки.
Дети придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах
соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации, а
также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх. При
выполнении определенной роли они создают зафиксированные движения,
которые потом могут быть включены в постановки.
Выработка

двигательных

навыков

во

втором

классе

является

продолжением работы, проделанной в первом классе, на более качественном
уровне и на более сложном материале.
В связи с сокращением во втором классе количества сюжетных игр
рекомендуется

вводить

больше

игровых

и

творческих

заданий

на

придумывание упражнений и танцев. Выполняются более сложные упражнения
с мячами, лентами, флажками и другими предметами.
Во втором классе разучиваются более сложные элементы танцевальных
движений и танцы.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Примерный музыкальный материал
Русские народные песни:
 Ах ты, береза;
 Во поле береза стояла;
 Во саду ли…;
 Калина;
 Как пошли наши подружки
 Как у наших у ворот
 Пойду ль, выйду ль я
Классические произведения:
 Бах И.С. «Шутка»
 Бекман Е.

«Зайчик»

 Беттольф Э. «Прогулка»
 Бетховен Л.

«Вариации», «Рондо-каприччио»

 Васильев П. «В классическом роде»
 Веккерлен Ж.Б. «Детская песенка»
 Волков В. «Напевая песенку»
 Гайдн И. «Анданте»
 Гендель «Пассакалия»
 Глиэр Р. «Танец наплощади»
 Глазунов А.
 Госсек Ф.

«Гавот»
«Гавот»

 Груз. нар.песня «Светлячок»
 Кабалевский Д.
 Кочурбина М.

«Легкие вариации»
«Мишка с куклой»

 Козловский И. «Вальс»
 Красев М.
 Ладухин Н.

«Галоп», «Танец снежинок»
«Маленькая пьеса»

 Латыш.нар. песня « Пет ушок»
 Лещинская Ф. «По грибы», «Две лошадки»
 Майкапар «Дождик»
 МильманМ.«Лиса»
 Мейербер Д. «Галоп»
 Моцарт В. «Менуэт Ре минор
 Польская нар.песня «Висла»
 Прокофьев С. «Марш»
 Раков Н. «Полька»
 Селиванов В. «Шуточка»
 Тиличеева Е. «Марш», «Поезд»
 Чайковский П.

«Полька», «Мазурка», «Марш деревянных солдатиков»

 Чешск.нар. песня «Аннушка», «Пастух»
 Шитте «Этюд»
 Шуберт Ф. «Вальс», «Экосез», «Марш»
 Укр.нар.песня «Гречаныки»
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
 Андреева М. , Конорова Г. Первые шаги в музыке М. , 1991г.
 Бырченко Г. С песенкой по песенке М. , 1984г.
 Бырченко Г. , Франио Г. Хрестоматия по ритмике М. , 1991г.
 Будлей С. Детский оркестр Лен. , 1983г.
 Жилин В. Речевые упражнения.
 Заводина И. Методическое пособие по ритмике М, , 1999г.
 Илларионова М. С музыкой вместе Ч. , 1994г.
 Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике, выпуск 1,2, М., 1972г.
 Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. М.,1991 г.
 Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей М.1989г.
 ФраниоГ, Лифиц И. Методическое пособие по ритмике М.1987г.
 ФраниоГ.Поурочный план по ритмике М. , 1993г.
 Яблонская Е.А. Программа по ритмике для детей 3-6 лет. Ч., 1995г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».