2. ПО.01 УП.02 Ансамбль

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова»
________________С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Учебный предмет
УП.02. Ансамбль

2024 год
п.г.т. Умба

Разработчик – Волынская Ольга Валерьевна, преподаватель фортепиано.
Рецензент – Радишевская Марианна Андреевна, преподаватель фортепиано.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
II. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени
2.2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
6.2. Список рекомендуемой методической литератур.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Фортепиано». Программа предполагает знакомство
с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс
(с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1
по 3 класс). Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки,
полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения
ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых
для совместного музицирования.
Знакомство обучающихся с ансамблевым происходит на базе репертуара:
дуэты, различные переложения для 4-х ручного и 2-х рояльного исполнения,
произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных
композиторов. Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа»,
программа по фортепианному ансамблю опирается на академический
репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными стилями:
барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской
музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.
1.2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс).
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1
4 – 7 классы
Количество часов
(общее на 4 года)
330

Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную нагрузку

132

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)

198

работу
Недельная аудиторная нагрузка

1

Самостоятельная работа (часов в неделю)

1,5

Консультации (для учащихся 5-7 классов)

6 (по 2 часа в год)

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два
обучающегося), продолжительность урока- 40 минут.
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для
подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
конкурсам и

т.д. образовательным программам в области музыкального

искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может
проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений
обучающегося с преподавателем.
1.5. Цели и задачи учебного предмета
Цель:
• развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
•

стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

мышления,

• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа
в ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
• расширение музыкального кругозора обучающегося путем ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки;
• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
1.7. Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения, основанные на проверенных
методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на
фортепиано:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала
обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов
для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая

база

школы

соответствует

санитарным

и

противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для
занятий по учебному предмету "Ансамбль" имеют площадь не менее12 кв.м.,
звукоизоляцию и наличие двух инструментов для работы над ансамблями для
2-х фортепиано. В образовательном учреждении созданы условия для
содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

-

Количество часов на аудиторные занятия (в

-

-

-

1

1

1

1

-

-

-

-

-

2

2

2

-

неделю)
Консультации (часов в год)

Объем времени на самостоятельную

работу определяется с учетом

сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов
и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
2.2. Годовые требования по классам.
В ансамблевой игре, так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо
сформировать

определенные

музыкально-технические

знания,

умения

владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
• сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
• знание ансамблевого репертуара: музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты,
сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерноинструментального репертуара отечественных и зарубежных композиторов;
• знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

и

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность и индивидуальный подход к каждому обучающемуся
Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественноисполнительских знаний, умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия
всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные
произведения, доступные для успешной реализации начального этапа
обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. За год
обучающиеся должны пройти 3-4 ансамбля. В конце каждого полугодия
проводится зачет, где обучающиеся исполняют по 1-2 произведения. Зачётом
может считаться выступление на

классном вечере, концерте или

академическом концерте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Агафонников Н. Русский танец из цикла «Пестрые картинки»
Балакирев М. « На Волге», «Хороводная»
Бетховен Л. « Контрданс». Соч.6, Соната Ре мажор в4 руки
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Бородин А. Полька в4 руки
Брамс И. Ор.39 Два вальса для2-х ф-но(авторская редакция)
Вебер К. Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в4 руки
Вебер К. Ор.60 Пьесы №№1, 24 для ф-но в4 руки
Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Гаврилин В. «Часики» из цикла «Зарисовки»
Гайдн Й. «Учитель и ученик»
Глинка М. Полька, Марш Черномора из оперы « Руслан и
Людмила»
Глиэр Р. Ор.61 №20 «Рожь колышется» для2- х ф-но в4 руки
Гречанинов А. «Весенним утром», пьеса соч.99 №2

ДиабеллиA. Сонатина Фа мажор в4 руки
Зив М. «Предчувствие»
Иршаи Е. «Слон – бостон»
Куперен Ф. «Кукушка»
Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе»
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
• совместно работать над динамикой произведения;
• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью
готовности). В конце каждого полугодия проводится зачет, где обучающиеся
исполняют по 1-2 произведению. Публичное выступление обучающихся
может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А. Полонез
Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры»
Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,
2 часть(переложение Дубровина А.)
Гаврилин В. Перезвоны
Глазунов А. Романеска
Глиэр Р. Грустный вальс"
Григ Э. Ор.35 №2 Норвежский танец"
Григ Э. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»
Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в4 руки
Гурлит К. Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть
Корелли А.

Соната №2 для двух скрипок и фортепиано(переложение

Дубровина А.)
Моцарт В. Ария Фигаро

Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» (облегченное
переложение в4 руки Автомьян А.);
Раков Н. Радостный порыв
Рахманинов С. Ор.11 №3 Русская песня в 4 руки; ор.11 №5 Романс в4 руки
Рубин В.

Вальс из оперы « Три толстяка» (переложение для2- х ф-но

В.Пороцкого)
Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино»
Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета « Щелкунчик»
Шостакович Д. Ор.87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для2 ф-но в 4
руки), «Тарантелла» в4 руки;
Шуберт Ф. Героический марш
Штраус И. Полька «Трик – трак»
Щедрин Р. «Царь Горох»
6 класс (3 год обучения)
Продолжение

работы

над

навыками

ансамблевой

игры.

Усложнение

репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением
звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному
прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального
мышления ученика. В течение учебного года следует пройти 3-4
произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце каждого
полугодия

проводится

зачет,

где

обучающиеся

исполняют

произведению.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Брамс И. Венгерские танцы для фортепиано в4 руки
Вебер К. Ор.60 №8 Рондо для фортепиано в4 руки
Гайдн Й. «Учитель и ученик» - вариации для ф-но в4 руки
Глиэр Р. Фениксы из балета « Красный цветок» для2- х ф-но в 4 руки
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» в4 руки (по выбору)
Дунаевский И. Полька из к/ф «Кубанские казаки»

по

1-2

Казенин В.

«Наталья Николаевна» из сюиты «А.С. Пушкин. Страницы

жизни»
Коровицын В. «Куклы сеньора Карабаса»
Новиков А. Дороги
Прокофьев С. Марш из оперы « Любовь к трем апельсинам» в4 руки
Прокофьев С. Монтекки и Капулетти из балета « Ромео и Джульетта»
Свиридов Г.

Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести

А.Пушкина «Метель»
Слонимский С. Деревенский вальс
Рахманинов С. Вальс в6 рук для одного фортепиано
Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова" Маскарад" в 4 руки
Щедрин Р. Кадриль из оперы« Не только любовь» (обработка В.Пороцкого
для 2- х фортепиано в4 руки)
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение

навыков,

полученных

на

уроках

учебного

предмета

«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и
средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание
артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления. За год
необходимо пройти 2 - 4 произведения. В конце каждого полугодия
проводится зачёт, где учащиеся исполняют по 1-2 произведению. Публичное
выступление обучающихся может приравниваться к зачёту.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Вебер К. Приглашение к танцу
Глинка М. Вальс-фантазия
Глиэр Р. Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть
Дебюсси К. Маленькая сюита, Марш «Шесть античных эпиграфов»
Дворжак А. Славянские танцы для ф-но в4 руки
Казелла А. Маленький марш из цикла « Марионетки», Полька-галоп
Коровицын В. Мелодия дождей

Лист Ф. Обручение (обработка для2-х ф-но А. Глазунова)
Мийо Д. Скарамуш (пьесы по выбору)
Маевский Ю. Прекрасная Лапландия
Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12
Мусоргский М. Колокольные звоны из оперы «Борис Годунов»
Парцхаладзе М. Вальс
Примак В. Скерцо- шутка, До мажор
Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева)
Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
Рахманинов С. Ор.11 «Слава» из цикла «6 пьес для ф-но в 4 руки»
Римский-Корсаков Н. Три чуда из оперы « Сказка о царе Салтане»
(переложение П.Ламма для ф-но в4 руки, ред. А.Руббаха)
Хачатурян А. Танец девушек, Колыбельная, Вальс из балета «Гаянэ»
Хачатурян К. Погоня из балета « Чиполлино»
Чайковский П. Скерцо из цикла « Воспоминание о Гапсале»
Шостакович Д. Концертино для 2- х фортепиано в4 руки
\
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Ансамбль», который

предполагает формирование

следующих знаний, умений, навыков, таких как:
•

наличие

у

обучающегося

самостоятельному

интереса

музыкальному

к

музыкальному

исполнительству,

искусству,
совместному

музицированию в ансамбле с партнерами;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других
инструментов

для

достижения

наиболее

убедительной

интерпретации

авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
• знание ансамблевого репертуара (4х-ручный, 2х-рояльный);

• знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
• знание других инструментов, если ансамбль состоит из разных инструментов
- струнных, духовых, народных, их особенностей и возможностей;
• знание профессиональной терминологии;
• наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в4 руки;
• навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
•

навыки

по

воспитанию

слухового

контроля

при

ансамблевом

музицировании;
• навыки использования фортепианной педали в 4х-ручном сочинении;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
• наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве ансамблиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося
в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В качестве средств текущего
контроля успеваемости могут использоваться академические концерты,
зачёты, прослушивания, концерты и классные вечера. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится на контрольном уроке в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формой промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» является зачёт
или участие в концерте. По завершении изучения предмета «Ансамбль»
проводится промежуточная аттестация в форме зачёта. Выставленная
оценка

заносится

учреждения.

в

свидетельство

об

окончании

образовательного

Таблица аттестации по «Ансамблю»
Класс

Форма аттестации

4

Текущая аттестация
– контрольный урок
Текущая аттестация
- зачёт
Текущая аттестация
– контрольный урок
Промежуточная
аттестация - зачёт
Текущая аттестация
– контрольный урок
Текущая аттестация
- зачёт
Текущая аттестация
– контрольный урок
Промежуточная
аттестация - зачёт
Текущая аттестация
– контрольный урок
Текущая аттестация
- зачёт
Текущая аттестация
– контрольный урок
Промежуточная
аттестация - зачёт
Текущая аттестация
– контрольный урок
Текущая аттестация
- зачёт
Текущая аттестация
– контрольный урок
Промежуточная
аттестация - зачёт

5

6

7

Сроки
проведения
Конец 1 четверти
(7 полугодие)
Конец 2 четверти
(7 полугодие)
Конец 3 четверти
(8 полугодие)
Конец 4 четверти
(8 полугодие)
Конец 1 четверти
(9 полугодие)
Конец 2четверти
(9 полугодие)
Конец 3 четверти
(10 полугодие)
Конец 4 четверти
(10 полугодие)
Конец 1 четверти
(11 полугодие)
Конец 2четверти
(11 полугодие)
Конец 3 четверти
(12 полугодие)
Конец 4 четверти
(12 полугодие)
Конец 1 четверти
(13 полугодие)
Конец 2четверти
(13 полугодие)
Конец 3 четверти
(14 полугодие)
Конец 4 четверти
(14 полугодие)

Система оценки

Требования по
программе

Зачёт/незачёт
Пятибальная

1 произведение

Зачёт/незачёт
Пятибальная

1 -2произведения

Зачёт/незачёт
Пятибальная

1 произведение

Зачёт/незачёт
Пятибальная

1-2 произведения

Зачёт/незачёт
Пятибальная

1 произведение

Зачёт/незачёт
Пятибальная

1-2 произведения

Зачёт/незачёт
Пятибальная

1 произведение

Зачёт/незачёт
Пятибальная

2
разнохарактерных
произведения

4.2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения по итогам исполнения программы на
зачете, академическом концерте или экзамене выставляется оценка по
пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение с

4 («хорошо»)

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)

исполнение

с

большим

количеством

недочетов, а именно: недоученный текст,
слабая

техническая

малохудожественная

подготовка,

игра,

отсутствие

свободы игрового аппарата и т .д.
2 («неудовлетворительно») комплекс

серьезных

недостатков,

невыученный текст, отсутствие домашней
работы,

а

также

плохая

посещаемость

аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной.

В

зависимости

от

сложившихся

традиций

и

с

учетом

целесообразности и Устава школы, оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даёт возможность более конкретно и точно
оценить выступление обучающегося. Фонды оценочных средств призваны
обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений
и навыков, а также степень готовности обучающихся к возможному

продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор
учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в
классе специальности. В работе с обучающимися преподаватель должен
следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и
наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом
принципа:

от

простого

к

сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки. Необходимым условием для
успешного обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является:
формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров,
распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик,
исполняющий 2 партию). Необходимо привлекать внимание учащихся к
прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом
постоянного

внимания

преподавателя

должна

являться

работа

над

синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их
партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением
вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с
учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и
мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма
произведения

является

также

важной

составляющей

частью

общего

представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне.
Отставание

одного

из

них

будет

очень

сильно

влиять

на

общее

художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более
серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение
учеников

самостоятельной

работе:

умению

отрабатывать

проблемные

фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала
ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером.
Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные
репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план
для

обучающихся. При

составлении

индивидуального

плана следует

учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки
учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по
степени технической и образной сложности, высокохудожественные по
содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров
следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии
между разными обучающимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо ансамблей для
фортепиано в 4 руки, с которых удобнее всего начинать, следует познакомить
обучающихся с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в8
рук).
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит
одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский
класс» - обучающийся должен разумно распределять время своих домашних
занятий. Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную
партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские
указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по
ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо
вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в

игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника
ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали
друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом.
Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения
наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между
исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами
и динамикой (там, где это предусмотрено).
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6.1.Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост . Ю. Доля/ изд. Феникс,
2005
Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982
Альбом нетрудных переложений для ф-но в4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка,
2009
Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в4 руки/ М., Музыка, 2011
Барсукова С. « Вместе весело шагать» / изд. Феникс, 2012
Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. КлассикаXXI
21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано.
Учебное пособие. Сост . Мамон Г ./ Композитор СПб., 2012
За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост . А. Бахчиев, Е.
Сорокина/ М., Музыка, 2008
Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002
Играем с удовольствием. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки/ изд.
СПб Композитор, 2005
Играем вместе. Альбом легких переложений в4 руки/ М., Музыка, 2001
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки/ изд. Феникс, 2006

Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост .Лепина Е.
Композитор. СПб, 2012
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
Хрестоматия

фортепианного

ансамбля.

Старшие

классы.

Детская

музыкальнаяшкола/ Вып.1. СПб, Композитор, 2006
Чайковский П. Детский альбом в4 руки/ Феникс, 2012
Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и
средние классы ДМШ. Сост . Ж. Пересветова/ СПб,
Композитор, 2012
6.2.Список рекомендуемой методической литературы
Благой

Д.

Камерный

ансамбль

и

различные

формы

коллективного

музицирования/ Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический
процесс. М.,1979
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле/ Музыкальное исполнительство.
Выпуск8. М.,1973
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,
педагогика// Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: №4
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра/
ежеквартальный журнал «Фортепиано» №2, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».