Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» ________________С.В. Воловик 29.08.2024 г., Протокол № 1. Приказ № 34 от 29.08.2024 г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» Предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство Учебный предмет УП.02. Ансамбль 2024 год п.г.т. Умба Разработчик – Волынская Ольга Валерьевна, преподаватель фортепиано. Рецензент – Радишевская Марианна Андреевна, преподаватель фортепиано. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 1.2. Срок реализации учебного предмета 1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий; 1.5. Цели и задачи учебного предмета 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета 1.7. Методы обучения 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. II. Содержание учебного предмета 2.1. Сведения о затратах учебного времени 2.2. Годовые требования по классам III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 4.2. Критерии оценки. V. Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам 5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 6.1. Список рекомендуемой нотной литературы 6.2. Список рекомендуемой методической литератур. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных предпрофессиональной требований общеобразовательной к дополнительной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс). Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Знакомство обучающихся с ансамблевым происходит на базе репертуара: дуэты, различные переложения для 4-х ручного и 2-х рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. 1.2. Срок реализации учебного предмета Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»: Таблица 1 4 – 7 классы Количество часов (общее на 4 года) 330 Максимальная нагрузка Количество часов на аудиторную нагрузку 132 Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) 198 работу Недельная аудиторная нагрузка 1 Самостоятельная работа (часов в неделю) 1,5 Консультации (для учащихся 5-7 классов) 6 (по 2 часа в год) 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два обучающегося), продолжительность урока- 40 минут. Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д. образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 1.5. Цели и задачи учебного предмета Цель: • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства. Задачи: • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); • стимулирование развития эмоциональности, памяти, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; мышления, • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; • расширение музыкального кругозора обучающегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки; • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля. 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. 1.7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения, основанные на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано: - словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий); - наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого); - прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; - индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" имеют площадь не менее12 кв.м., звукоизоляцию и наличие двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 Продолжительность учебных занятий (в неделях) - - - 33 33 33 33 - Количество часов на аудиторные занятия (в - - - 1 1 1 1 - - - - - 2 2 2 - неделю) Консультации (часов в год) Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2.2. Годовые требования по классам. В ансамблевой игре, так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; • знание ансамблевого репертуара: музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерноинструментального репертуара отечественных и зарубежных композиторов; • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох; • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. и Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому обучающемуся Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественноисполнительских знаний, умений и навыков. 4 класс (1 год обучения) На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. За год обучающиеся должны пройти 3-4 ансамбля. В конце каждого полугодия проводится зачет, где обучающиеся исполняют по 1-2 произведения. Зачётом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом концерте. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Агафонников Н. Русский танец из цикла «Пестрые картинки» Балакирев М. « На Волге», «Хороводная» Бетховен Л. « Контрданс». Соч.6, Соната Ре мажор в4 руки Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен» Бородин А. Полька в4 руки Брамс И. Ор.39 Два вальса для2-х ф-но(авторская редакция) Вебер К. Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в4 руки Вебер К. Ор.60 Пьесы №№1, 24 для ф-но в4 руки Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок» Гаврилин В. «Часики» из цикла «Зарисовки» Гайдн Й. «Учитель и ученик» Глинка М. Полька, Марш Черномора из оперы « Руслан и Людмила» Глиэр Р. Ор.61 №20 «Рожь колышется» для2- х ф-но в4 руки Гречанинов А. «Весенним утром», пьеса соч.99 №2 ДиабеллиA. Сонатина Фа мажор в4 руки Зив М. «Предчувствие» Иршаи Е. «Слон – бостон» Куперен Ф. «Кукушка» Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе» 5 класс (2 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования: • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; • совместно работать над динамикой произведения; • анализировать содержание и стиль музыкального произведения. В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце каждого полугодия проводится зачет, где обучающиеся исполняют по 1-2 произведению. Публичное выступление обучающихся может приравниваться к зачету. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Аренский А. Полонез Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры» Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало, 2 часть(переложение Дубровина А.) Гаврилин В. Перезвоны Глазунов А. Романеска Глиэр Р. Грустный вальс" Григ Э. Ор.35 №2 Норвежский танец" Григ Э. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт» Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в4 руки Гурлит К. Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть Корелли А. Соната №2 для двух скрипок и фортепиано(переложение Дубровина А.) Моцарт В. Ария Фигаро Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» (облегченное переложение в4 руки Автомьян А.); Раков Н. Радостный порыв Рахманинов С. Ор.11 №3 Русская песня в 4 руки; ор.11 №5 Романс в4 руки Рубин В. Вальс из оперы « Три толстяка» (переложение для2- х ф-но В.Пороцкого) Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино» Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета « Щелкунчик» Шостакович Д. Ор.87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор (обр. для2 ф-но в 4 руки), «Тарантелла» в4 руки; Шуберт Ф. Героический марш Штраус И. Полька «Трик – трак» Щедрин Р. «Царь Горох» 6 класс (3 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика. В течение учебного года следует пройти 3-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце каждого полугодия проводится зачет, где обучающиеся исполняют произведению. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Брамс И. Венгерские танцы для фортепиано в4 руки Вебер К. Ор.60 №8 Рондо для фортепиано в4 руки Гайдн Й. «Учитель и ученик» - вариации для ф-но в4 руки Глиэр Р. Фениксы из балета « Красный цветок» для2- х ф-но в 4 руки Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» в4 руки (по выбору) Дунаевский И. Полька из к/ф «Кубанские казаки» по 1-2 Казенин В. «Наталья Николаевна» из сюиты «А.С. Пушкин. Страницы жизни» Коровицын В. «Куклы сеньора Карабаса» Новиков А. Дороги Прокофьев С. Марш из оперы « Любовь к трем апельсинам» в4 руки Прокофьев С. Монтекки и Капулетти из балета « Ромео и Джульетта» Свиридов Г. Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Слонимский С. Деревенский вальс Рахманинов С. Вальс в6 рук для одного фортепиано Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова" Маскарад" в 4 руки Щедрин Р. Кадриль из оперы« Не только любовь» (обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в4 руки) 7 класс (4 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления. За год необходимо пройти 2 - 4 произведения. В конце каждого полугодия проводится зачёт, где учащиеся исполняют по 1-2 произведению. Публичное выступление обучающихся может приравниваться к зачёту. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Вебер К. Приглашение к танцу Глинка М. Вальс-фантазия Глиэр Р. Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть Дебюсси К. Маленькая сюита, Марш «Шесть античных эпиграфов» Дворжак А. Славянские танцы для ф-но в4 руки Казелла А. Маленький марш из цикла « Марионетки», Полька-галоп Коровицын В. Мелодия дождей Лист Ф. Обручение (обработка для2-х ф-но А. Глазунова) Мийо Д. Скарамуш (пьесы по выбору) Маевский Ю. Прекрасная Лапландия Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12 Мусоргский М. Колокольные звоны из оперы «Борис Годунов» Парцхаладзе М. Вальс Примак В. Скерцо- шутка, До мажор Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева) Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка» Рахманинов С. Ор.11 «Слава» из цикла «6 пьес для ф-но в 4 руки» Римский-Корсаков Н. Три чуда из оперы « Сказка о царе Салтане» (переложение П.Ламма для ф-но в4 руки, ред. А.Руббаха) Хачатурян А. Танец девушек, Колыбельная, Вальс из балета «Гаянэ» Хачатурян К. Погоня из балета « Чиполлино» Чайковский П. Скерцо из цикла « Воспоминание о Гапсале» Шостакович Д. Концертино для 2- х фортепиано в4 руки \ III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как: • наличие у обучающегося самостоятельному интереса музыкальному к музыкальному исполнительству, искусству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами; • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; • знание ансамблевого репертуара (4х-ручный, 2х-рояльный); • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; • знание других инструментов, если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных, их особенностей и возможностей; • знание профессиональной терминологии; • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в4 руки; • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма; • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании; • навыки использования фортепианной педали в 4х-ручном сочинении; • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; • наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве ансамблиста. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические концерты, зачёты, прослушивания, концерты и классные вечера. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится на контрольном уроке в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Формой промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» является зачёт или участие в концерте. По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в форме зачёта. Выставленная оценка заносится учреждения. в свидетельство об окончании образовательного Таблица аттестации по «Ансамблю» Класс Форма аттестации 4 Текущая аттестация – контрольный урок Текущая аттестация - зачёт Текущая аттестация – контрольный урок Промежуточная аттестация - зачёт Текущая аттестация – контрольный урок Текущая аттестация - зачёт Текущая аттестация – контрольный урок Промежуточная аттестация - зачёт Текущая аттестация – контрольный урок Текущая аттестация - зачёт Текущая аттестация – контрольный урок Промежуточная аттестация - зачёт Текущая аттестация – контрольный урок Текущая аттестация - зачёт Текущая аттестация – контрольный урок Промежуточная аттестация - зачёт 5 6 7 Сроки проведения Конец 1 четверти (7 полугодие) Конец 2 четверти (7 полугодие) Конец 3 четверти (8 полугодие) Конец 4 четверти (8 полугодие) Конец 1 четверти (9 полугодие) Конец 2четверти (9 полугодие) Конец 3 четверти (10 полугодие) Конец 4 четверти (10 полугодие) Конец 1 четверти (11 полугодие) Конец 2четверти (11 полугодие) Конец 3 четверти (12 полугодие) Конец 4 четверти (12 полугодие) Конец 1 четверти (13 полугодие) Конец 2четверти (13 полугодие) Конец 3 четверти (14 полугодие) Конец 4 четверти (14 полугодие) Система оценки Требования по программе Зачёт/незачёт Пятибальная 1 произведение Зачёт/незачёт Пятибальная 1 -2произведения Зачёт/незачёт Пятибальная 1 произведение Зачёт/незачёт Пятибальная 1-2 произведения Зачёт/незачёт Пятибальная 1 произведение Зачёт/незачёт Пятибальная 1-2 произведения Зачёт/незачёт Пятибальная 1 произведение Зачёт/незачёт Пятибальная 2 разнохарактерных произведения 4.2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения по итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3 Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения оценка отражает грамотное исполнение с 4 («хорошо») небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая малохудожественная подготовка, игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т .д. 2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности и Устава школы, оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даёт возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности. В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является: формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию). Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа. Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа. Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него. В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для обучающихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными обучающимися. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки, с которых удобнее всего начинать, следует познакомить обучающихся с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в8 рук). 5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено). VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6.1.Список рекомендуемых нотных сборников Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост . Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005 Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973 Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990 Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982 Альбом нетрудных переложений для ф-но в4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009 Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в4 руки/ М., Музыка, 2011 Барсукова С. « Вместе весело шагать» / изд. Феникс, 2012 Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. КлассикаXXI 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост . Мамон Г ./ Композитор СПб., 2012 За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост . А. Бахчиев, Е. Сорокина/ М., Музыка, 2008 Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002 Играем с удовольствием. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Композитор, 2005 Играем вместе. Альбом легких переложений в4 руки/ М., Музыка, 2001 Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки/ изд. Феникс, 2006 Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост .Лепина Е. Композитор. СПб, 2012 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006 Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальнаяшкола/ Вып.1. СПб, Композитор, 2006 Чайковский П. Детский альбом в4 руки/ Феникс, 2012 Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост . Ж. Пересветова/ СПб, Композитор, 2012 6.2.Список рекомендуемой методической литературы Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования/ Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996 Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979 Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле/ Музыкальное исполнительство. Выпуск8. М.,1973 Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971 Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика// Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: №4 Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988 Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра/ ежеквартальный журнал «Фортепиано» №2, 2011.