Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик
31.08.2023 г., Протокол № 1.
Приказ № 33 от 31.08.2023 г.
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
Предметная область
В.00. Вариативная часть
Учебный предмет
В.01. Историко – бытовой танец
2023 год
п.г.т. Умба
Разработчик – Нутрихина Елена Николаевна, преподаватель МБУ ДО
ДШИ п.г.т. Умба.
Рецензент – Радишевская М.А., директор МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
1.1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2.
Срок реализации учебного предмета
1.3.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5.
Цель и задачи учебного предмета
1.6.
Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7.
Методы обучения
1.8.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
2.1.
Сведения о затратах учебного времени
2.2.
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2.
Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
VI.
Списки рекомендуемой методической литературы
6.1. Список рекомендуемой методической литературы
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
Программа по учебному предмету вариативной части «Историко-бытовой
танец» разработана в соответствии с федеральными государственными
требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Историко-бытовой танец» является дополнительным в
комплексе
предметов
предметной
области
«Хореографическое
исполнительство», использует и координирует все практические навыки,
приобретаемые учащимися в процессе освоения основных учебных предметов
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области искусства «Хореографическое творчество».
На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные
учащимися на уроках классического танца, народно-сценического танца и
других дисциплин.
Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании
теоретических и практических занятий. В программе предусматривается
ознакомление детей с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи,
доминирования
традиционной
народной
культуры,
с
костюмами
и
украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев.
Средствами хореографического искусства, в частности историко-бытового
танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать
навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым,
элегантным, корректным.
1.2.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы по предмету «Историко-бытовой танец»
рассчитано на 5 лет с 4 по 8 класс для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте от шести с половиной до девяти лет.
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
на
реализацию учебного предмета «Историко-бытовой танец».
Таблица 1
Классы/количество часов
Максимальная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторную нагрузку
Промежуточная аттестация (в конце
полугодия)
1.3.
каждого
4 – 8 классы
Количество
часов
264
264
10
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые занятия (от 4 до 10 человек в группе).
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников,
их
возможности,
трудоспособность,
эмоционально-психологические
особенности.
1.4.
Цели и задачи учебного предмета
Цели программы:
- приобретение знаний по истории развития бытовой хореографии;
- практическое освоение стиля и манеры исполнения бытовых и бальных
танцев различных эпох;
- знакомство с танцевальной культурой 15-19 веков;
- ознакомление с наиболее типичными формами исторического танца;
- освоение основных элементов танцев, поклонов, реверансов и целых
композиционных приёмов.
Задачи:
- формирование общей культуры и развитие интереса к танцевальному
искусству:
- воспитание эстетического вкуса средствами танцев различных эпох.
1.5.
Обоснование структуры учебного предмета «Историко-бытовой
танец»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится раздел программы
«Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Курс изучается в комплексе с другими дисциплинами обязательной части
ПО.01. Хореографическое исполнительство и Вариативной части В.00.
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»: методикой
преподавания классического, народно-сценического, современного, бального
танцев, изложение материала дополняется показом учебных видеофильмов,
бесед.
Программа делится на два раздела:
1. История бытовой хореографии – это теоретический раздел представляет
собой изучение и ознакомление с исторической характеристикой эпох,
стилевыми особенностями, костюмом, манерой исполнения танцев различных
эпох, историей происхождения и краткой характеристикой танцев.
2. Практический – раздел включает упражнения и движения для освоения
основных элементов танцев, поклонов, реверансов и изучение целых
композиций.
1.8.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база школы, соответствующая действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда,
обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных
учебным планом и программой.
Минимально необходимый для реализации программы «Историко-бытовой
танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
•
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся),
имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или
специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки
(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала
размером 7м х 2м на одной стене;
•
наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном
классе;
•
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий;
•
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, зал для просмотров видеоматериалов);
•
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
•
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания,
своевременного
обслуживания
и
ремонта
музыкальных
инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,
костюмерной.
Дидактические материалы:
наглядные и учебно-методические пособия,
методические рекомендации,
наличие литературы для детей и педагога.
Материально-технические:
кабинет, соответствующий СГН,
стол, стулья,
магнитофон, DVD проигрыватель,
сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием,
спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная,
нескользкая обувь ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и
свободы движения в процессе работы,
компьютер, оснащенный звуковыми колонками,
фонотека, школьная библиотека.
использование сети Интернет,
материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Историко-бытовой танец» связан с другими предметами
предпрофессиональной
образовательной
программы.
Программа
по
дисциплине «Историко-бытовой танец» охватывает материал с XV по XX век.
По мере нагрузки материал XX века можно изучить факультативно или
дополнить
курс вариативной части введением дисциплин «Современный
танец» или «Бальный танец».
Историко-бытовой танец, по сути дела, народный танец. Его корни уходят в
народное творчество. Правда, правящие классы придали манере исполнения
придворный, салонный характер. Поэтому в основу дисциплины «Историкобытовой танец» надо положить изучение подлинных образцов исторического
танца в их первоначальном виде, без прикрас, возникших в иной среде.
Исторический танец должен предстать как воскресшая живопись прошлых
эпох.
Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в
конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров,
концертных выступлений, которые исполняются для зрителей в течение
каждого учебного года.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход ее
осуществлению с учетом особенностей психологического и физического
развития детей.
2.1.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Историко-бытовой танец»:
Таблица 2
Класс
Количество недель аудиторных занятий
Недельная нагрузка в часах
Максимальная нагрузка в год (в часах)
Общее количество часов на аудиторные занятия
4
33
2
66
5
33
2
66
6
33
2
66
264
7
33
1
33
8
33
1
33
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Историко-бытовой танец»
распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
2.2. Годовые требования по классам
Настоящая
программа
составлена традиционно:
включает
основной
комплекс движений, композиций танцев и дает право преподавателю на
творческий
подход
к
ее
осуществлению
с
учетом
особенностей
психологического и физического развития детей.
Выпускники школы получают основные фундаментальные знания и умения
в области теории и практики историко-бытового танца.
1 год обучения (4 класс)
Изучение шагов.
1. Бытовой шаг.
2. Лёгкий шаг.
3. Приседание (полуприседание).
4. Batement tendu в сторону. (М/р. 2/4)
5. Batement tendu в сторону и полуприседание. (М/р. ¾, вальс)
6. Batement tendu с подъёмом на полупальцы. (М/р. 2/4, 3/4)
7. Па галопа (М/р. 2/4).
Изучение прыжков.
1. Прыжки с двух ног на две ноги с продвижением вперёд, назад.
2. Прыжки с поворотом корпуса по ¼ круга.
3. Перескоки с одной ноги на другую.
4. Подскоки на месте и с продвижением вперёд.
5. Подскоки с поворотом.
Изучение положений корпуса.
1. Позиции рук. Позиции ног.
2. Построение учащихся по линиям.
Изучение поклонов и реверансов.
1. Реверансы: темп менуэта(3/4), вальса (3/4), и на (4/4).
2. Поклоны: темп менуэта(3/4), вальса (3/4), и на (4/4).
Бытовые танцы средних веков.
1. Основные положения рук дамы, манера держать платье.
2. Основные положения рук кавалера.
3. Основная форма бранля – простой бранль.
4. Двойной бранль.
5. Двойной бранль с репризой.
6. Бассданс – скользящие шаги (М/р. 2/4, 3/4)
Бытовые танцы эпохи Возрождения.
1. Реверанс дамы.
2. Малый поклон кавалера.
3. Основной ход паваны.
Менуэт 17 века.
1. Основной шаг менуэта 17 века.
2. Разновидность шага менуэта 17 века.
Бытовые танцы 19-го века.
1. Вальс - основной ход, поворот, квадрат.
2. Полька - основной шаг, шаг-подскок, галоп.
Бальные и бытовые танцы 20-го века.
1. Ча-ча-ча – основной ход.
2. Рок-н-ролл – прыжки с выносом ноги вперёд в 4 воздушную позицию.
Композиции танцев.
ПОЛЬКА:
- положение в парах;
- построение пар на сценической площадке;
- изучение основного хода - па польки;
- изучение подскоков, перескоков;
- изучение галопа;
- изучение поворотов в подскоках.
ПОЛОНЕЗ:
- положение в пар;
- построение пар на сценической площадке;
- изучение основного хода (акцентированный шаг);
- де гаже вперед назад с выносом ноги на носок.
Бранль: Двойной, Марешин, «Каре»; Павана.
2 год обучения (5 класс)
На втором году обучения в задачи входят:
-
формирование
умений
определять
характер
музыки
торжественный, спокойный, изящный, плавный, отрывистый;
- определять на слух польку, полонез, падеграс, падепатинер;
- музыкально исполнять выученные движения и танцы;
веселый:
- формирование умений грамотно исполнять программные движения и танцы;
- знать правила того или иного движения, его ритмическую раскладку;
- находить ошибки в исполнении других;
- формирование - знаний о выразительности танца: музыка определяет
характер танца, выразительность рук, лица, походки, позы - исполнительские
средства выразительности;
- формирование умений выразительно исполнять движения, танцы: передавать
в движениях польки - легкость и отрывистость, в полонезе – торжественность,
величавость, в падеграсе – грациозность, в падепатинере - плавность,
проявлять в движениях парного танца внимание к друг другу.
Изучение шагов.
1.
Pas degage.
2.
Pas chasse.
3.
double – chasse.
4.
Balance – боковое (М/р. ¾, вальс).
5.
Па полонеза (М/р. ¾).
6.
Па польки – вперёд, назад, в сторону (М/р. 2/4)
7.
Вальс в три па.
8.
Dos- a- dos.
Изучение прыжков.
1.
Подскоки и прыжки на одной ноге.
2.
Glisse.
Изучение положений корпуса.
1.
Танцевальные положения croise, efface, epaulement.
2.
Полька в парах.
Бытовые танцы средних веков.
1.
Бургунский бранль,
2.
Весёлый бранль,
3.
Бранль «Крысы»,
4.
Морванский бранль,
5.
Бранль «Колокольный звон».
6.
Бассданс – скользящие шаги (М/р. 2/4, 3/4)
Бытовые танцы эпохи Возрождения.
1.
Аллеманда.
2.
Куранта.
3.
Монтаньяр.
4.
Гальярда.
Менуэт 17 века.
1.
Balance вправо.
2.
Pas grave.
3.
Balance - menuet.
Бытовые танцы 19-го века.
1.
Вальс – основные фигуры, повороты, квадраты.
2.
Полька. Комбинированная полька.
Бальные и бытовые танцы 20-го века.
Самба, Ча-ча-ча, Рок-н-ролл.
Композиции танцев.
ПАДЕГРАС:
- положение в парах;
- положение на сценической площадке;
- изучение бокового шага;
- изучение баланс - менуэт;
- сочетание шагов и шага - купе;
- поклон.
ПАДЕПАТИНЕР:
- положение в парах;
- положение на сценической площадке;
- изучение основного хода шассе;
- изучение шаг-глиссад;
- баланс – менуэт;
- поклон.
ВАЛЬС:
- вальсовая дорожка;
- па балансе;
- вальсовый поворот.
Бранль на выбор педагога, Комбинированная полька, Монтаньяр, Менуэт 17
века.
3 год обучения (6 класс)
В задачи третьего года обучения входит:
- формирование знаний музыкального материала изучаемых эпох;
- формирование навыков грамотного исполнения программных движений их
структуру и ритмическую раскладку, замечать ошибки в исполнении других; формирование умений: свободно и естественно держать корпус, голову в
позах парного танца, естественно легко переводить руки.
- передавать в фарандоле - легкость, четкость рисунка, в менуэте торжественность, в мазурке - чистоту исполнения движения; расширяется
представления о графическом рисунке танца.
ФАРАНДОЛА (XVI век):
- положение в паре;
- положение в цепи;
- положение на сценической площадке («улитка», «мосты». «лабиринт»,
«шеренга»);
- изучение основного хода;
- поклон века.
МЕНУЭТ (XVII век):
- положение в парах;
- положение на сценической площадке (первенство короля);
- основной шаг па-менуэт;
- второй шаг па-менуэт;
- па-менуэт вправо-влево;
- балансе;
- па – грав;
- баланс менуэт;
- реверанс в поклон XVII века.
СКОРЫЙ МЕНУЭТ (ХVII век):
- положение в парах;
- построение на сценической площадке;
- основной ход шассе;
- па-меню;
- па-жете;
- поза аттитюд;
- реверанс XVIII века.
ГАВОТ (XVIII век):
- положение в парах;
- положение на сценической площадке;
- па де буре;
- па глиссад:
- балансе - менуэт;
- антршакатр;
- поворот су теню;
- реверанс.
МАЗУРКА (XIX век):
- положение пар на сценической площадке;
- первый основной ход- па геля;
- второй основной ход- па курю;
- поворот на месте;
- хромой шаг;
- голубец;
- па купе;
- поклон XIX века.
Бранль: «Булочница», Крестьянский, Большой танец, Буре, Шасс-а-катр,
Турниджер, Ригодон: Бургундия, Дофине.
4 год обучения (7 класс)
На четвертом году обучения в задачи входит:
- изучение вальса во всех его вариантах;
- формирование умений передавать в вальсе плавность;
- знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку,
грамотно исполнять выученные движения, соблюдая синхронность в парах.
- передавать элегантность в медленном вальсе - положение в паре;
- контрастность характера в вальсе-мазурке, торжественность в вальсе-гавоте;
- построение пар на сценической площадке;
- плавность в сочетании с четкостью и остротой;
- вальсовые повороты вправо-влево;
- па де буре.
ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС:
- положение в паре;
- построение пар на сценической площадке;
- изучение основного хода (вальсовые повороты вправо-влево по III позиции);
- па - балансе (из стороны в сторону, вперед-назад);
- вальсовая дорожка;
- поклон.
МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС:
- положение в паре;
- построение пар на сценической площадке;
- вальс по VI позиции (повороты вправо, повороты влево);
- закрытая перемена;
- открытая перемена;
- правый спин-поворот;
- синкопированное шассе;
- виске назад;
- поклон.
ВАЛЬС-ГАВОТ:
- положение в паре;
- построение пар на сценической площадке;
- основной ход гавота (шаги в сочетании с шагом купе);
- балансе менуэт;
- поклон гавота;
- вальсовые повороты вправо-влево;
- па балансе;
- вальсовая дорожка.
ВАЛЬС- МАЗУРКА:
- положение в паре;
- построение пар на сценической площадке;
- вальсовые повороты вправо-влево;
- па де буре;
- голубец;
- шаг глиссад;
- па балансе;
- простой ключ: поклон.
Танцевальная культура 19-20 века.
5 год обучения (8 класс)
На пятый год обучения в задачи входит:
- формирование умения свободно ориентироваться в танцевальной музыке и
анализировать ее;
- формирование навыков грамотно исполнять программные танцы (умение
свободно координировать движение рук, ног, головы, корпуса, владеть
сценической
площадкой
и
ансамблевой
техникой,
музыкально
выразительно исполнять);
- знание исполнительских средств выразительности;
- умение анализировать исполнение танцев;
- умение передавать манеру исполнения танцев латиноамериканской группы.
ЧА-ЧА-ЧА:
- положение в паре;
и
- построение пар на сценической площадке;
- основной ход (вперед-назад);
- поворот вправо-влево;
- «раскрытие»;
- нью - йоркер;
- веер;
- алемана;
- кручение;
- спираль;
- кубинский брейк.
САМБО:
- положение в паре и соединение рук;
- построение на сценической площадке;
- пружинящее движение по позиции;
- виске;
- самбо - ход (вперед - боковой);
- соло - поворот;
- бото – фого;
- самбо - поворот влево;
- контр - боте - фого.
ДЖАЙВ:
- положение в паре и соединения рук;
- построение на сценической площадке;
- основной ход по одному и в паре;
- раскрытие и закрытие (арка-петля);
- повороты в паре;
- переходы.
РОК - Н - РОЛЛ:
- положение в паре и соединения рук;
- построение на сценической площадке;
- изучение основного хода;
- изучение трюковой части в парах;
- повороты в парах;
- переходы в парах;
- положение в паре.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
образовательной программы учебного предмета «Историко-бытовой танец»,
который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков,
таких, как:
знать:
– основную терминологию по дисциплине,
– историю развития и совершенствования историко-бытовых танцев,
– отличительные особенности танца и быта эпохи традиционной культуры,
– лучшие образцы сценической историко-бытовой хореографии.
уметь:
- правильно и грамотно исполнять основные элементы историко-бытовых
танцев.
- уметь свободно ориентироваться в танцевальной музыке, анализировать ее;
- наличие навыков грамотного исполнения программных танцев (умение
свободно координировать движение рук, ног, головы, корпуса, владеть
сценической
площадкой
и
ансамблевой
техникой,
выразительно исполнять);
- знание исполнительских средств выразительности;
- умение анализировать исполнение танцев;
- умение передавать манеру исполнения танцев.
музыкально
и
IV.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
Оценка
качества реализации
программы
"Историко-бытовой
танец"
включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся. Успеваемость обучающихся проверяется на
контрольных уроках, зачетах.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет:
в 7 - 15 полугодиях - в форме контрольных уроков;
в 16 полугодии – в форме зачета.
Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде просмотров номеров.
Требования к содержанию промежуточной аттестации обучающихся
определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. По итогам
контрольных уроков, зачетов выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
4.2. Критерии оценки
Таблица 3
Критерии оценки качества исполнения
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
исполнение с большим количеством недочетов,
а именно: неграмотно и невыразительно
выполненное движение, слабая техническая
подготовка, неумение анализировать свое
исполнение,
незнание
и
использование
методики исполнения изученных движений и
т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия регулярных аудиторных занятий, а
также плохой посещаемости аудиторных
занятий
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области хореографического искусства.
V.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Реализация программы опирается на следующие педагогические принципы:
Системность и регулярность занятий.
Доступность в овладении материалом.
Последовательность в овладении движений и поз.
Целенаправленность учебного процесса.
Комплексный подход к обучению.
Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в
развитии - от простого к сложному. Курс обучения состоит из двух частей теоретической и практической, а именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его историческими
особенностями, манерой выполнения движений данной эпохи;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем
10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками
(состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).
Урок по историко-бытовому танцу строится из двух частей:
1. Изучение элементов.
2. Работа над танцевальными этюдами.
Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход
ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического
развития детей.
Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы
преподавателя с обучающимися.
Основные методы работы:
- наглядный - практический качественный показ;
- словесный - объяснение, желательно образное.
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на
контрольных уроках и экзаменах. При подготовке к уроку необходимо
учитывать такие факторы, как: объём материала; степень его сложности;
особенности класса, как исполнительского коллектива.
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка
каждой его части, где следует:
- определить новый материал для изучения, ввести его в различные
комбинированные задания;
- наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования
накопленных знаний;
- определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и
характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к
закрепление пройденного материала).
При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в
целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность
темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.
Требования к музыкальному оформлению урока.
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы танцевальные
композиции. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся
умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное
сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию
музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал
должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его
характеру, ритмическому рисунку, темпу.
Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета.
- в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные
(открытые) уроки (в рамках текущего контроля);
- форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется
преподавателем;
- контрольный (открытый) урок должен выявить овладение как техникой,
манерой исполнения, культурой общения, так и знания музыкального
материала различных эпох, стилей, направлений, обучающиеся показывают
развернутые композиции танцев ХVI-ХIХ веков, а также бальные вальсовые
композиции;
- итоги контрольного (открытого) урока, обсуждаются преподавателями
хореографических дисциплин.
Раздел 1: Введение.
Историко-бытовой танец как часть мировой хореографической культуры.
Влияние историко-бытового танца на развитие классического и народносценического танца. Что представляет собой дисциплина «Историко-бытовой
танец». Роль курса в системе обучения хореографией. Связь историкобытового танца со сценической практикой. Исторический танец в быту и на
сцене.
Раздел 2: Теоретический. «История бытовой хореографии».
Общая характеристика танцевальной культуры эпох, стилевые особенности,
манера исполнения танцев, описание костюма. Роль танцев в истории
хореографии.
Раздел 3: Практические занятия.
Тема 3.1. Изучение шагов.
- Бытовой шаг, лёгкий шаг.
- Приседание (полуприседание).
- Batement tendu в сторону. (М/р. 2/4)
- Batement tendu в сторону и полуприседание. (М/р. ¾, вальс)
- Batement tendu с подъёмом на полупальцы. (М/р. 2/4, 3/4)
- Скользящий шаг – pas glisse. (М/р. 2/4)
- Повышенный шаг – pas eleve. (М/р. 2/4)
- Pas degage.
- Pas chasse, double – chasse.
- Balance – боковое (М/р. ¾, вальс).
- Па полонеза (М/р. ¾).
- Па польки – вперёд, назад, в сторону (М/р. 2/4)
- Па польки-мазурки (для учениц), па польки-мазурки (для учеников)
(М/р.¾).
- Па галопа (М/р. 2/4).
- Вальс в три па.
- Вальс в три па по кругу в правую сторону (для учениц, для учеников).
- Вальс в два па, вальс в два па (для учениц, для учеников)
- Вальс в два па в парах по кругу.
- Вальс-миньон (для учеников).
- Pas de basque с продвижением вперёд, с продвижением назад (М/р. ¾).
- Pas de basque и Balance (М/р. ¾).
Тема 3.2. Изучение прыжков.
- Прыжки с двух ног на две ноги с продвижением вперёд, назад.
- Прыжки с поворотом корпуса по ¼ круга.
- Перескоки с одной ноги на другую.
- Подскоки на месте, с продвижением вперёд, с поворотом.
Тема 3.3. Изучение положений корпуса.
- Танцевальные положения croise, efface, epaulement.
- Позиции рук, позиции ног.
- Построение учащихся по линиям.
- Полька в парах.
Тема 3.4. Изучение поклонов и реверансов.
- Реверансы: темп менуэта(3/4), вальса (3/4), и на (4/4).
- Поклоны: темп менуэта(3/4), вальса (3/4), и на (4/4).
- Комбинированное движение из chasse и реверанса для учениц (М/р. 2/4)
- Комбинированное движение из chasse и поклонов для учеников (М/р. 2/4)
- Комбинированное движение из Balance и реверанса для учениц (М/р. ¾)
- Комбинированное движение из Balance и поклонов для учеников (М/р. ¾)
Раздел 4: Основные элементы танцев.
Тема 4.1. Бытовые танцы средних веков.
Изучение основных положений рук, ног и корпуса, положений в паре,
манеру исполнения танцев данной эпохи. Изучение основных элементов танца
и их композиций.
-
Бранль:
«Колокольный
Двойной,
звон»,
Бургунский,
Карре»,
Весёлый,
Булочница»,
«Крысы»,
Морванский,
Крестьянский,
Марешин,
Фарандола, Большой танец, Шасс-а-катр, Турниджер, Бурре.
- Ригодон: Бургундия, Дофине.
- Бассдансы.
Тема 4.2. Бытовые танцы эпохи Возрождения.
Изучение основных положений рук, ног и корпуса, положений в паре,
манеру исполнения танцев данной эпохи. Изучение основных элементов танца
и их композиций.
Монтаньяр, Вольта, Гальярда, Павана, Куранта, Аллеманда, Салтарелла,
Сарабанда, Пасспье, Менуэт 17 века.
Тема 4.3. Бытовые танцы 18-го века.
Изучение основных положений рук, ног и корпуса, положений в паре,
манеру исполнения танцев данной эпохи. Изучение основных элементов танца
и их композиций.
- Гавот: Бретань, гавот 18 века.
- Полонез, Контрданс, Тампет.
- Скорый менуэт 18 века, Классический менуэт 18 века.
Тема 4.4. Бытовые танцы 19-го века.
Изучение основных положений рук, ног и корпуса, положений в паре,
манеру исполнения танцев данной эпохи. Изучение основных элементов танца
и их композиций.
- Французская кадриль, Котильон, Лансье, Экосез.
- Вальс алеман, Комбинированный вальс.
- Мазурка: Элементы мазурки, Фигуры бальной мазурки, Полька-мазурка.
- Полька. Комбинированная полька.
- Шакон, Падеграс, Миньон, Падекатр, Па-де-труа.
Тема 4.5. Бытовой танец в России.
Изучение основных положений рук, ног и корпуса, положений в паре,
фигуры, манеру исполнения танцев данной эпохи. Изучение основных
элементов танца и их композиций.
- Северный хоровод, Прощальный танец, Русский женский танец 18 века.
Тема 4.6. Бальные и бытовые танцы 20-го века.
Изучение основных положений рук, ног и корпуса, положений в паре,
манеру исполнения танцев данной эпохи. Изучение основных элементов танца
и их композиций.
- Танго, Чарльстон, Чечётка, Самба, Ча-ча-ча, Рок-н-ролл.
VI.
Списки рекомендуемой методической литературы
6.1.
Список рекомендуемой методической литературы.
1.
Боттомер П. Учимся танцевать. – М., 2001.
2.
Васильева-Рождественская
М.В.
Историко-бытовой
танец.
-
М.
М.В.
Историко-бытовой
танец.
-
М.
«Искусство», 1969 г.
3.
Васильева-Рождественская
«Искусство», 1987 г.
4.
Воронина И. Историко-бытовой танец. – М., 1980.
5.
Есаулов И. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. – Ижевск: Изд-
ий дом «Удмурдский университет», 2000. –320 с.
6.
Журнал «Балет» № 1-2, 1995 г., стр. 62-64, «Современный Джаз - танец в
Европе».
7.
Иваневский Н.П «Бальный танец XVI - XIX веков», М.-Л. «Искусство»,
1948 г.
8.
Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.:
Просвещение, 1985. – 454 с.
9.
Красовская В. Западноевропейский театр. Ленинград. «Искусство» 1981
г.
10.
Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная
литература, 2000. – 494 с.
11.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского
дворянства (XVIII – XIX вв.). – 2-е изд., доп. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. –
412 с.
12.
Никитин В.Ю. Джаз-модерн танец. – М., 1998.
13.
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М.: Искусство, 1985. – 80 с
14.
Стригонева В.М., Уральская В.И. «Современный бальный танец», М.
«Просвещение», 1977 г.
Дополнительная литература
1.
Захаров Р. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1983. – 250 с.
2.
Бахрушин Ю. История русского балета. – М.: Просвещение, 1977.
3.
Марченко Н. Приметы милой старины: Нравы и быт пушкинской эпохи.
– М.: Изограф: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 366 с.
4.
Музыка в театрализованном представлении: Программа для студентов-
режиссеров факультета культуроведения / Сост. В.М. Лезон, Л.В. Зотова. – М.:
Изд-во МГУК, 1998. – 36 с.
5.
Рославлева Н. Английский балет. Государственное музыкальное
издательство. – М.: 1989. – 165 с.
6.
Секрет танца. Составитель Т.К. Васильева. СПб. ТОО «Диамант», ООО
«Золотой век». 1997 г.
7.
Театр. Авт. текста М. Елькина, Э. Ялымова.– М.: ОЛМА-Пресс Гранд,
2002.– 223 с.
8.
Ю. Яковлева. Азбука балета. М. Новое литературное обозрение. 2006 г.