Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова»
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
Протокол от «28» августа 2025 г.
№ 42
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова»
________________Л.А. Малашенко
Приказ от «28» августа 2025 г.
№ 42
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СОЛЬФЕДЖИО»
дополнительная общеразвивающая образовательная программа
ФОРТЕПИАНО
(пятилетний срок обучения)
Рабочая учебная программа
п.г.т. Умба
2025г.
Разработчик – Васильева Инесса Александровна – преподаватель музыкальнотеоретических дисциплин, концертмейстер МБУ ДО «Детская школа искусств
им. А.А. Бойцова»,
Рецензенты – Малашенко Людмила Александровна – директор МБУ ДО
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова»,
Васильев Александр Александрович – преподаватель по классу «Фортепиано»,
концертмейстер МБУ ДО «Детская школа искусств им. А.А. Бойцова».
I.
Пояснительная записка
Характеристика предмета
В музыкальной школе сольфеджио является одной из важнейших
дисциплин,
способствующих
музыкально-эстетическому
воспитанию
учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию
музыкального вкуса.
Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и
навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в
изучении других учебных предметов.
Срок реализации учебного предмета
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8)-12 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Сольфеджио» проводится в
форме групповых занятий (в среднем 11 человек), рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут, 34 часа из расчета – 1 час в неделю.
Цель программы – раскрытие музыкальных и творческих способностей
ребенка, воспитание эстетического вкуса и формирование развитой личности.
Практическое достижение данной цели возможно при решении следующих
задач:
Образовательные:
•
приобретение теоретических базовых знаний в области
музыкальной грамоты и основных средств музыкальной выразительности и
грамотное применение их на практике;
•
звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала;
•
игра по слуху, подбор мелодий;
•
метроритмическое освоение изучаемого материала и сольмизация;
•
воспитание вокально - интонационных навыков ансамблевого
пения, пения с аккомпанементом и самостоятельного грамотного
сольфеджирования.
Развивающие:
•
развитие
мелодического,
гармонического
и
внутреннего
музыкального мышления, музыкальной памяти, чувства лада, ритма;
•
формирование певческой культуры учащихся;
•
развитие творческих способностей обучающихся;
•
развитие коммуникативных способностей;
Воспитательные:
•
воспитание потребности в музыкально – эстетической
деятельности;
•
развитие трудолюбия, дисциплинированности, настойчивости;
•
воспитание художественного вкуса.
Оснащение занятий
В младших классах активно используется наглядный материал: столбица,
ритмические карточки, ритмические партитуры, аккордовые карточки,
карточки с названиями интервалов и аккордов, теоретическое, интервальное и
аккордовое лото, интервалы в рисунках, индивидуальные ручные клавиатуры,
таблицы по гаммам, жанровые карточки, Для учащихся старших классов
применяются информационные таблицы по основным теоретическим
сведениям.
Дидактический
материал
подбирается
педагогом
на
основе
существующих методических пособий, учебников, сборников для
сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом
самостоятельно.
На уроках сольфеджио используется звукозаписывающая аппаратура для
воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального
фрагмента для слухового анализа, целостного анализа.
II.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными
предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки
интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа
музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми
для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное
и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый
класс и другие). В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения учащихся.
III.
1 класс
34
1
Учебный план
Распределение по годам обучения
2 класс
3 класс
4 класс
Количество недель аудиторных занятий
34
34
34
Недельная нагрузка в часах
1
1
1
5 класс
34
1
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение каждого
класса в течение всего срока обучения.
Преподаватель планирует порядок изучения тем исходя из особенностей
каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических
традиций.
При планировании содержания занятий учитывается, что гармоничное и
эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти,
музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на
каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой
анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие
упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Учебно - тематический план
1 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Наименование тем
Метр. Ритм.
Нотные знаки. Ключи. Регистры.
Размер. Такт. Затакт Длительности нот.
Паузы. Ритмическая партитура.
Структура мелодии. Лад и тональность.
Дирижирование на 2/4
Строение мажорной гаммы. До мажор.
Опевание. Тоническое трезвучие. Вводные ступени
Количество
часов
1
1
2
1
2
1
2
1
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Знаки альтерации.
Тональность Ре мажор.
Транспонирование. Басовый ключ.
Дирижирование на 3/4
Тональность Соль мажор
Дирижирование на 4/4
Тональность Фа мажор
Шестнадцатые длительности
Интервалы
Одноименные тональности
Тональность Си-бемоль мажор
Натуральный минор. Тональность ля минор.
Параллельные тональности. Переменный лад
Гармонический минор. Тональность ля минор
Мелодический минор
Обобщающий урок
Контрольный урок
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
2 класс
№
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Наименование тем
Количество
часов
Повторение изученного материала в 1 классе
2
Куплетная форма. Одноименные тональности
1
Тональность ре минор
2
Ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая. Понятие 2
«пунктирный ритм»
Типовые мелодические обороты.
1
Тональность ми минор.
2
Главные ступени лада. Подбор аккомпанемента (бас). 2
Понятие «предложение»
Ритмический рисунок: восьмая, две шестнадцатые и две 2
шестнадцатые, восьмая
Тональность соль минор
2
Интервалы (повторение). Обращение интервалов
1
Параллельные тональности. Транспозиция
1
Тональность си минор.
2
Ритмический рисунок восьмая с точкой и шестнадцатая.
2
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Интервалы в ладу.
Тональность Ля мажор
Тональность фа-диез минор
Размер 3/8
Тональность Ми-бемоль мажор
Тональность до минор
Обобщающий урок
Контрольный урок
1
2
2
1
2
2
1
1
3 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Наименование тем
Повторение изученного материала во 2 классе
Трезвучия главных ступеней лада и их обращения
Ритмический рисунок: восьмая, две шестнадцатые и
две шестнадцатые, восьмая (повторение)
Период.
Каденция.
Буквенное
обозначение
тональностей
Интервалы в ладу (повторение)
Тональность Ми мажор.
Тональность до-диез минор.
Двухголосное пение
Транспонирование
мелодий
в
пройденные
тональности
Ритм синкопа
Тритоны в ладу
Смена лада и тональности в мелодии
Размер 6/8
Ритм триоль
Тональность Ля-бемоль мажор
Тональность фа минор
Доминантсептаккорд
Тональность Си мажор
Тональность соль-диез минор
Хроматизмы. Модуляция и отклонение
Обобщающий урок
Контрольный урок
Количество часов
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
4 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Наименование тем
Повторение изученного материала в 3 классе
Сочинение мелодий. Музицирование.
Тритоны (повторение)
Синкопы и слигованные ноты
Двухголосное пение. Транспонирование
Ритм восьмая с точкой и две шестнадцатые
Уменьшенное трезвучие
Хроматические проходящие и вспомогательные
Обращение трезвучий (повторение)
Доминантсепаккорд и его обращения
Сольфеджирование в быстром темпе
Ритм триоль в виде трех шестнадцатых
Тональность Ре-бемоль мажор
Тональность си-бемоль минор
Фигурация аккордов
Переменный размер
Модуляция. Модулирующие секвенции
Трехголосное пение
Кварто-квинтовый круг тональностей
Сочетание разных ритмических групп
Уменьшенный
вводный
и
малый
вводный
септаккорды
Лады народной музыки. Пентатоника
Второй септаккорд
Интервалы и аккорды (повторение)
Пение с аккомпанементом. Подбор аккомпанемента.
Самостоятельный анализ произведения.
Обобщающий урок
Контрольный урок.
Количество часов
2
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
5 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Наименование тем
Повторение изученного материала в 4 классе
Сочинение мелодий. Подбор аккомпанемента.
Музицирование.
Пение с аккомпанементом. Самостоятельный анализ
Каденции
Подбор аккомпанемента с фигурациями
Кварто-квинтовый круг тональностей (повторение)
Интервалы и аккорды (повторение)
Родственные тональности
Хроматическая гамма
Виды размеров
Сочетание разных ритмических групп
Энгармонизм
Увеличенное трезвучие
Ритмические рисунки с залигованными нотами.
Междутактовые синкопы
Подготовка к экзамену (+ проработка билетов)
Количество часов
4
2
1
1
2
1
4
2
1
1
1
1
1
2
10
Распределение учебного материала по годам обучения и формы работы
на уроках сольфеджио.
1 КЛАСС
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Теоретические сведения
клавиатура, октавы, регистры - нотный стан, звуки I и II октав,
звукоряд, гамма, ступени,
вводные звуки, устойчивые и неустойчивые звуки,
тоника, аккорд, трезвучие Т53,
лады, тон, полутон,
строение мажорной гаммы,
навыки нотного письма,
доли – сильные и слабые, такт, тактовая черта,
тональности: До, Соль, Фа, Ре, Си-бемоль Мажор,
длительности звуков - знакомство с размером 2/4, размеры 3/4 и 4/4,
транспонирование,
затакт, паузы.
Вокально-интонационные навыки/Сольфеджирование
•
правильное положение корпуса;
•
выработка равномерного дыхания и умения распределять его на
музыкальную фразу;
•
четкое произношение согласных в слове;
•
слуховое осознание чистой интонации;
•
Пение:
- попевок и песен на 2-3 соседних звуках с постепенным расширением
диапазона (на слоги, по «болгарской столбице»),
- мажорных гамм вверх и вниз,
- мажорного трезвучия,
- несложных песен с текстом,
- выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях,
- по нотам простейших мелодий, включающих в себе движение вверх и вниз,
- поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки на тонику с названием нот и
дирижированием ритмической длительности,
Воспитание чувства метроритма
Исполнение ритмического рисунка мелодии ритмослогами, хлопками работа в
размерах 2/4, 3/4, 4/4 деление записанной мелодии на такты сольмизация
навыки тактирования и дирижирования.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание:
•
характера музыкального произведения, лада (мажор и минор), темпа,
размера;
•
структуры, количества фраз;
•
направления движения мелодии (движение восходящее и нисходящее,
плавное и поступенное, скачки, повторность, движение по звукам тонического
трезвучия, опевание и т.д.);
•
ступеней в ладу с допеванием до тоники;
•
мажорного и минорного трезвучия.
Музыкальный диктант
•
запоминание небольшой фразы и пропевание еѐ на нейтральный слог,
•
устные диктанты,
•
письменные упражнения, связанные с воспитанием навыка нотного
письма,
•
•
запись ритмического рисунка мелодии, предварительно спетых с
названием звуков, мелодий в объеме 4 тактов с предварительным разбором с
использованием длительностей: половинная, четверть, восьмая.
Творческие задания
•
допевание мелодии до устойчивого звука,
•
импровизация мелодии на заданный ритм, на заданный текст,
•
импровизация
простейшего
ритмического
аккомпанемента
к
исполняемым примерам,
•
рисунки к песням, музыкальным произведениям
2 КЛАСС
Теоретические сведения
•
параллельные тональности, 3 вида минора, переменный лад,
тональности до 3-х знаков;
•
интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава;
Понятия:
•
тетрахорд, ускорение и замедление темпа, канон, жанровые вариации,
•
предложение, обращение интервалов и аккордов;
•
размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8 - проигрывание на фортепиано гамм, трезвучий,
интервалов, определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в
произведениях, дополняемых по специальному инструменту.
Вокально-интонационные навыки/Сольфеджирование
•
Пение:
- мажорных и минорных гамм,
- отдельных ступеней и мелодических оборотов, секвенций;
-разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые в пройденных тональностях,
- пройденных интервалов от звука;
-несложных песен с текстом с сопровождением или без него, в том числе в
переменном ладу;
- с листа - простейших мелодий с дирижированием,
- поочередное пение по фразам,
- транспонирование мелодий.
Воспитание чувства метроритма
•
исполнение ритмического рисунка данной мелодии;
•
узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
•
продолжение работы в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;
•
ритмический аккомпанемент, работа по ритмической партитуре;
•
ритмический диктант;
•
сольмизация;
•
пение гамм в разных ритмах;
•
новые ритмические группы – четыре шестнадцатые; четверть с точкой,
восьмая; две шестнадцатые, восьмая; восьмая, две шестнадцатые.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание:
•
лада (мажор, 3 вида минора переменный),
•
всех пройденных интервалов и их обращений в мелодическом и
гармоническом звучании;
•
размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков в
произведении;
•
мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического
трезвучия с обращениями.
Музыкальный диктант
♣ диктант с его предварительным разбором;
♣ запись мелодий, подобранных на фортепиано;
♣ диктант письменный в объеме 4-8 тактов (8 тактов повторной структуры) с
пройденными мелодическими оборотами и ритмическими фигурами;
♣ зрительный диктант – «фотодиктант».
Воспитание творческих навыков
♣ досочинение мелодий; второго предложения, подголоска к мелодии;
♣ сочинение ритмических фраз в пройденных размерах с использованием
знакомых длительностей и ритмических групп;
♣ импровизация мелодий на заданный ритм, на заданный текст;
♣ подбор баса к выученным мелодиям.
3 КЛАСС
Теоретические сведения
♣ изученные тональности и новые с 3-4 ключевыми знаками;
♣ изученные интервалы от звука вверх и вниз, интервал секста; тритоны;
♣ понятия: консонанс и диссонанс, разрешения, обращения интервалов период,
каденция, вспомогательные и проходящие звуки, гармонический мажор;
♣ аккорды: трезвучия мажорные и минорные, доминантсептаккорд
Вокально-интонационные навыки
Сольфеджирование
Пение:
- мажорных гамм (2 видов), 3 видов минора;
- любых ступеней лада;
- мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками;
- каденционных оборотов;
- пройденных интервалов в мажорных гаммах;
- пройденных интервалов(1,2,3,4,5,6,8) от звука вверх и вниз;
- в пройденных тональностях более сложных песен;
- выученных мелодий по нотам;
- с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по
звукам Т 5/3 и знакомых интервалов;
- транспонирование мелодий в пройденные тональности.
Воспитание чувства метроритма
♣ ритмические упражненияс использованием знакомых длительностей и новых
– восьмая, две шестнадцатые и две шестнадцатые, восьмая в размерах
2/4,3/4;4/4 и ритмоформулы в 3/8;
♣ затакты;
♣ ритмические диктанты;
♣ сольмизация;
♣ ритмический аккомпанемент;
♣ ритмическое остинато;
♣ исполнение 3-х и 4-х голосных ритмических партитур
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание:
♣ жанровых особенностей, характера прослушанного произведения, структуры
(повторной, неповторной, количество фраз, трехчастность);
♣ лада (2 вида мажорного, 3 вида минорного, переменного) интервалов,
аккордов;
♣ размера, темпа;
♣ динамических оттенков;
♣ мелодических оборотов, включающих движение по Т5/3, Д7 и их
обращениям;
♣ интервальных последовательностей в ладу;
♣ узнавание пройденных ритмических рисунков.
Музыкальный диктант
♣ устный диктант;
♣ ритмический диктант;
♣ письменный диктант (4-8тактов), включающий пройденные мелодические
обороты (опевание, вспомогательные и проходящие звуки, скачки с Vступени
на I, с Vна III), движение по звукам аккордов;
♣ зрительный диктант – «фотодиктант»;
♣ диктант «с пропусками нот».
Воспитание творческих навыков
♣ импровизация:
- мелодии на заданный ритм, текст, ответного предложения в параллельной
тональности.
♣ сочинение:
-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, обращений,
трезвучий,
- второго голоса к мелодии,
- подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов.
4 КЛАСС
Теоретические сведения
♣ изученные тональности и новые до 5-ти ключевых знаков;
♣ все интервалы в ладу и от звука;
♣ трезвучия главных ступеней с обращениями в ладу;
♣ синкопа; триоль;
♣ характерные интервалы;
♣ простые 2-х и 3-х частные формы;
♣ строение аккордов;
♣ строение аккордов от звука вверх с определением тональности;
Вокально-интонационные навыки
Сольфеджирование
Пение:
- гамм, отдельных ступеней;
- мелодических оборотов, трезвучий Т, S, Д и Д7 и разрешением в
тональности;
- ранее пройденных интервалов в тональности и от звука; тритонов,
характерных интервалов;
-уменьшенных трезвучий;
- уменьшенного септаккорда;
- мелодий с пройденными мелодическими и ритмическими оборотами;
- выученных по нотам, мелодий в пройденных тональностях;
- транспонирование мелодий;
-пение с аккомпанементом педагога.
Воспитание чувства метроритма
♣ ритмические упражнения с использованием изученных размеров и
длительностей;(6/8, синкопы, триоли)
♣ дирижирование в размере 6/8;
♣ работа над ритмическим аккомпанементом к мелодии, ритмическими
диктантами, ритмическим остинато.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание:
♣ жанровых и структурных особенностей произведения, его тональности,
лада, размера, темпа, ритмических особенностей, интервалов, аккордов,
тритонов с
разрешением;
♣ интервальных последовательностей в ладу;
♣ отдельно взятых аккордов (мажорное и минорное трезвучия, их обращения,
доминантсептаккорд);
♣ гармонических оборотов.
Музыкальный диктант
♣ устные диктанты;
♣ письменные диктанты в пройденных тональностях в объеме 8 тактов
повторной и
не повторной структуры, включающих в себя пройденные мелодические и
ритмические обороты (с предварительным разбором).
♣ зрительный диктант – «фотодиктант»;
♣ диктант «с пропусками нот».
Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение:
♣ мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;
♣ мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов;
♣ движением по звукам Т5/3, S5/3, Д5/3 и их обращений, по звукам Д7;
♣ второго голоса к мелодии;
♣ подбор басового голоса, аккомпанемента.
5 КЛАСС
Теоретические сведения
Понятия
♣ буквенное обозначение тональностей;
♣ квинтовый и квартовый круг тональностей;
♣ энгармонизм;
♣ модуляция, отклонение, сопоставление;
♣ родственные тональности;
♣ хроматическая гамма;
♣ особые лады;
♣ аккорды от звука вверх и вниз с определением тональности
♣ Д7 аккорды в ладу и от звука вверх с определением тональности
♣ кадансовые обороты;
Вокально-интонационные навыки
Сольфеджирование
Пение:
♣ гамм (5 знаков) отдельных ступеней, мелодических оборотов, Т5/3, S5/3,
Д5/3, с обращениями, интервалов, тритонов с разрешением, обращений
мажорного
и минорного трезвучий от звука, Д7 в ладу, Д7 от звука;
♣ от данного звука интервалов и аккордов;
♣ мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с
элементами хроматизмами и модуляциями, с листа мелодии в пройденных
тональностях, с движением по звукам Д7, транспонирование мелодий;
♣ чтение с листа (тональности с 2-3 ключевыми знаками) с гармонической
поддержкой;
♣ пение двухголосных примеров дуэтами.
Воспитание чувства метроритма
♣ ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;
♣ знакомство с классификацией размеров: простые- 2/4 3/4 3/2 3/8 2/2; сложные
– 6/4 9/8 12/8; смешанные – 5/4 7/4; переменные.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание:
♣ характера, жанра лада, формы (период, предложение, повторность,
каденции);
♣отклонений, модуляций;
♣ ритмических особенностей, мелодических оборотов, включающих движение
по звукам обращений трезвучий главных ступеней лада, ум 5/3, интонации
тритонов, интервалов отдельно и в последовательностях, аккордов, Д7.
Музыкальный диктант
♣ устные диктанты;
♣ запись знакомых мелодий.
♣ письменный диктант в объеме 8-10 тактов, включающий пройденные
мелодические и ритмические обороты (с предварительным разбором) в размере
2/4,
3/4, 4/4, 3/8.
Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение:
♣ ответной фразы с модуляцией в параллельную тональность;
♣ мелодий на заданный ритм в различных жанрах;
♣ подбор аккомпанемента из предложенных аккордов.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
♣ умение интонационно точно спеть одноголосный музыкальный пример;
♣ записывать несложную одноголосную мелодию;
♣ умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его
построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в
контексте музыкального произведения;
♣ свободно пользоваться музыкальной терминологией.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточный
- итоговый
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебного предмета,
выявления отношения к нему, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. При выставлении оценок
учитываются:
- отношение учащегося к занятиям, его старания и прилежание;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности при выполнении классных и
домашних заданий;
- темпы продвижения ученика.
По результатам текущего контроля выставляются четвертные оценки на
контрольном уроке в конце каждой четверти.
Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного
года.
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения в 5
классе в виде экзамена – письменного и устного.
Виды и содержание контроля:
♣ устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные
формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров,
чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в
виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;
♣ самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта,
слуховой анализ, выполнение теоретического задания.
Формы аттестации и критерии оценок
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен
соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в
полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует
приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику
может выражаться в разном по сложности материале при однотипности
задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5балльная система оценок по приведенным формам аттестации.
Контрольные требования на разных этапах обучения
На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями
программы, должны уметь:
- записывать музыкальный диктант соответствующей трудности,
- сольфеджировать разученные мелодии,
- пропеть незнакомую мелодию с листа,
- исполнить двухголосный пример (в ансамбле, с собственной игрой второго
голоса, для продвинутых учеников – и с дирижированием);
- определять на слух пройденные интервалы и аккорды;
- строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях
письменно, устно и на фортепиано;
- анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические
знания;
- исполнять вокальное произведение с собственным аккомпанементом на
фортепиано (в старших классах);
- знать необходимую профессиональную терминологию.
Экзаменационные требования:
Экзамен в 5 классе
Письменно:
-самостоятельно
записать
музыкальный
диктант,
соответствующий
требованиям
настоящей программы.
Уровень сложности диктанта может быть различным в группах,
допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы.
Устно:
Пение изученных:
-различных видов гамм, хроматической гаммы,
-отдельных ступеней,
-интервалов от звука вверх и вниз,
-интервалов в тональности,
-аккордов от звука вверх и вниз,
-аккордов в тональности,
-определение на слух интервалов и аккордов вне лада,
-чтение одноголосного примера с листа,
-пение выученного наизусть одноголосного примера с дирижированием,
-теоретический вопрос.
Данные задания могут быть вариативны и изменяться в сторону
упрощения
заданий.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы учащихся
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым
условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования
умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание,
которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и
закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
-выполнение теоретического (возможно письменного) задания;
-сольфеджирование мелодий по нотам;
-разучивание мелодий наизусть;
-транспонирование;
-интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов);
-исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом;
-игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей;
-ритмические упражнения;
-творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии,
ритмического рисунка).
Объем задания должен быть посильным для ученика.
Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть
регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут.
Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к
следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает
проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие
музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм
работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь
возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На
уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом
домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как
прорабатывать интервальные, аккордовые
последовательности, интонационные упражнения).
Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над
развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные
музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая
музыкальные построения.
V. Список используемой учебно-методической литературы:
Учебная литература
1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
2. Бевзенко А. Сольфеджио. Учебник для начальной школы ДМШ и ДШИ. Тверь 2008
3. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993
4. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007
5. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991
6. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010
7. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис.
Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
8. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика.
Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004
9. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005
10. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1 Одноголосие. М. Музыка,
1971
11. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2 Двухголосие. М. Музыка,
1970
12. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005
13. Картавцева М. Сольфеджио XXI века. - «Кифара» 1999
14. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.
15. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио 1класс Учебник. Рабочая
тетрадь. Задания. Аудиоприложения. – СПб: «Композитор», 2015
16. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио 2класс Учебник. Рабочая
тетрадь. Задания. Аудиоприложения. – СПб: «Композитор», 2016
17. Металлиди Ж. Перцовская А. Сольфеджио 3класс Учебник. Рабочая
тетрадь. Задания. Аудиоприложения. – СПб: «Композитор», 2017
18. Металлиди Ж. Сольфеджио.Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 класс
19. Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009
20. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI»,
2003
21. Первозванская Т. «Мир музыки» Полный курс теоретических дисциплин.
Учебник сольфеджио. Для 1-4классов ДМШ - СПб: «Композитор»,2006
22. Первозванская Т.«Мир музыки» Полный курс теоретических дисциплин.
Рабочая тетрадь по сольфеджио для 1-4классов ДМШ - СПб:
«Композитор»,2006
23. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для
детей, ч.1 и 2 – М.: «Музыка», 1999
24. Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. Учебное пособие по
сольфеджио. - Москва «Владос», 2003.
25. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: 1982.
Учебно-методическая литература
1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. -М.:
«Музыка», 1991
2. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. - М., 1993
3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. -М.:
1979
4. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.
Металлиди, А. Перцовская). - М.: «Музыка», 1995
5. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. - М.: «Композитор», 1993
6. Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио. Диктант. Слуховой
анализ. - М.: «Владос», 2003
7. Шехтман Л. Слуховой анализ на уроках сольфеджио (IV-VIII классы ДМШ)
8. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2 -М.:
«Музыка» 1999
9. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках
сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ. - М.: Советский композитор,
1989 – 12 с.
10. Лехина Л. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-игровое
пособие. - М.: Классика-XXI, 2010 – 24 с.
11. Калинина Г. Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся
младших классов ДМШ и ДШИ. / - М.: 2002 – 32 с.
12. Середа В.П. Музыкальная грамота. Сольфеджио. Методические
рекомендации для педагогов.
13. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2 М.
«Музыка», 1999