ДООП 5 лет Муз. литература

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова»

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
Протокол от «28» августа 2025 г.
№ 42

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова»
________________Л.А. Малашенко
Приказ от «28» августа 2025 г.
№ 42

ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Музыкальная литература»
дополнительная общеразвивающая образовательная программа
ФОРТЕПИАНО
(пятилетний срок обучения)

Рабочая учебная программа

п.г.т. Умба
2025г.

Разработчик – Васильева Инесса Александровна – преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин, концертмейстер МБУ ДО «Детская
школа искусств им. А.А. Бойцова»,
Рецензенты – Малашенко Людмила Александровна – директор МБУ ДО
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова»,
Васильев Александр Александрович – преподаватель по классу
«Фортепиано», концертмейстер МБУ ДО «Детская школа искусств им. А.А.
Бойцова».

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной
программы и методических рекомендаций для детских музыкальных школ и
музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература» 1982 года
(авторы А.И. Лагутин, Э.С. Смирнова).
Цель
программы:
формирование
музыкальной
культуры
обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса,
формирование потребности познавательной деятельности и расширение
кругозора детей.
Для современного музыкального образования характерна активизация
поисков путей формирования музыкальной культуры школьников на
различных этапах возрастного развития. От того, насколько интересным,
эмоциональным, продуманным, систематичным, многосторонним будет
первоначальный опыт общения ребенка с музыкальным искусством,
творчеством, зависит успех последующего достижения школьниками основ
музыкальной культуры.
Важную роль в системе эстетического воспитания и музыкального
образования играют детские школы искусств, музыкальные школы,
создаваемые в целях всестороннего развития способностей и склонностей
учащихся, воспитания их общественной активности. Основными задачами
музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к
серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и
современного
музыкального
творчества,
развитие
музыкальных
способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов
музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине
«Музыкальная литература».
Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из
средств музыкального воспитания, способствующих художественному
развитию юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно
развивать в учащихся способность понимать художественную красоту
музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить
прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе
активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается
музыкальное восприятие и мышление, память, а слуховое развитие
приобретает богатую художественную основу.
Разностороннее изучение воздействия музыки на личность позволило
накопить значительные научные данные. Сюда входят исследования,
содержащие:

- сведения о влиянии музыкального воздействия на психологическое
состояние человека (Готсдинер А.Л., Теплов Б.М.);
- результаты изучения воздействия музыки на общее развитие личности
(Асафьев Б.В., Медушевский В.В., Петрушин В.И., и др.)
В музыкально-педагогической науке достаточно широко представлены
работы, посвященные исследованию музыкального восприятия (Ветлугина
Н.А., Шацкая В.Н., Назайкинский Е.В. и др.), а также психофизиологических
возможностей детей школьного возраста (Теплов Б.М., Медушевский В.В. и
др.).
Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом
учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс,
способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных
способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров
изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с
биографиями крупнейших композиторов-классиков и наших современников
помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной
жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и
обучения учащихся детских музыкальных школ.
Основными задачами предмета «Музыкальная литература» являются
формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному
искусству, понимание основ музыкального творчества, развитие их
музыкальных способностей, одним словом, введение учащихся в
многообразный мир музыкальных понятий и знаний.
Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс
музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у
учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умения
сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения
музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести навыки
разбора музыкальных произведений: слышать и понимать выразительность
отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте
сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной
музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о
пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных
средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной
терминологией.
Занятия по музыкальной литературе проводятся один раз в неделю,
урок длится 40 мин. Количество часов по учебному плану МБУДО «Детская
школа искусств им. А.А. Бойцова» составляет 34 часа в год.
Данная программа рассчитана как на пятилетний курс обучения.
Срок обучения предмета «Музыкальная литература» составляет 4 года.

Требования к знаниям
В музыкальной литературе основная работа по закреплению знаний
должна проводиться в классе. Только под руководством преподавателя этот
процесс станет содержательным и эффективным и сможет многое дать
общемузыкальному развитию детей. Закрепление же знаний дома носит
более частный и конкретный характер, так как имеет чёткие границы,
определяемые содержанием соответствующих разделов учебных пособий.
Дидактические приёмы работы над закреплением знаний в классе
•
Закрепление знаний после их изложения: обобщающее
повторение в конце занятия.
•
Закрепление знаний в процессе их изложения: первичное
закрепление, следующее непосредственно за изложением учебного
материала, облегчает его осмысление и запоминание, предупреждает
забывание, повышает активность познавательного процесса.
•
Закрепление ранее усвоенных знаний при изложении новых: их
усвоение должно обеспечиваться всем ходом учебного процесса,
становящемся тем более успешным, если программный материал будет
находиться в постоянном обращении – практическом применении – и
служить средством дальнейшего познания.
•
Закрепление знаний при повторении пройденного: выявление
знаний при текущем и обобщающем повторении; закрепление, углубление и
систематизация уже изученного учебного материала, первичное закрепление
в классе и осмысленное заучивание в домашней работе.
Усвоить знания и научиться их применять – значит воспринять,
осмыслить, запомнить, уметь узнавать и воспроизводить в дальнейшей
учебной работе и в самостоятельной музыкальной практике содержание
учебного предмета. Только такие знания можно считать глубокими и
прочными. Прочность знаний и навыков обеспечивается в значительной
степени специальной работой по их закреплению и тренировке, которая
осуществляется на уроках в процессе обучения и при выполнении учащимися
домашних заданий.

Методические рекомендации
Музыкальная литература как обязательный учебный предмет в детских
школах искусств и детских музыкальных школах основан не только на самой
музыке, но, главным образом, на необходимых для её изучения и понимания
теоретических и исторических знаниях.
Основной формой занятий по музыкальной литературе является
групповой урок с постоянным составом учащихся, не превышающим 10-12
человек.
На уроке педагог должен: повторить пройденный на предыдущем
занятии материал, изложить и закрепить новый, дать домашнее задание.
Педагогу необходимо добиваться активной работы учащихся как при
изучении и закреплении нового материала, так и при повторении
пройденного.
Содержание предмета, да и сам характер занятий должны
воздействовать на школьников многопланово: на эмоциональную сферу и
интеллект, на развитие как логического, так и образного мышления,
содействовать формированию эстетических и нравственных идеалов, а также
укреплению мотивации обучения.
Важным моментом является развитие координации между слуховыми,
зрительными и исполнительскими навыками.
В конце каждой четверти следует проводить контрольные уроки, на
которые выносится материал, пройденный в течение четверти.
Четвертные оценки выводятся на основании текущей успеваемости и
контрольного опроса. Итоговая оценка, за год, суммируя успеваемость по
четвертям, должна отразить степень развития и успехи учащихся в течение
года.
Музыкальному развитию учащихся может способствовать хорошо
организованная внеклассная работа. Проведение в школе различных вечеров,
встреч, концертов обогащают познания учащихся и способствуют развитию
интереса и любви к музыке.
Основные формы работы:
•
прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии,
•
характеристика содержания произведений, их жанровых
особенностей, структуры и выразительных средств,
•
объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о
создании и исполнении музыкальных произведений и их авторах,
•
самостоятельная работа над текстом учебника и повторение
пройденных произведений по хрестоматии,
•
запоминание и узнавание музыки.

Содержанием предмета
«Музыкальная литература» являются знания и умения, учебный
материал, который предъявляется для изучения и усвоения, формирование
взглядов, художественного вкуса, отношения к музыке и музыкальной
деятельности учащихся. Содержание обучения – один из доминирующих
компонентов педагогической системы
Содержание музыкальной литературы устанавливается исходя из целей
и задач начального музыкального образования и тех возможностей,
которыми располагает предмет для их реализации. Чтобы достичь целей
обучения, нужно усвоить содержание предмета. Качество же усвоения
определяет уровень достижения целей. Усвоение содержания предмета есть
цель обучения.
Содержание музыкальной литературы идентично содержанию
начального музыкального образования и включает музыку, знания о музыке
и способы музыкальной деятельности (умения и навыки). Музыка выступает
как объект изучения и средство воспитания. Она представлена
произведениями (или фрагментами) музыкальной классики трёх последних
столетий различных жанров, стилей, национальных композиторских школ и
рядом образцов народно – песенного искусства и сочинений отечественных
композиторов второй половины XX века. Процесс усвоения музыки
осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и
запоминании, как в классе, так и в самостоятельном общении с музыкой.
Важной составной частью содержания музыкальной литературы
являются знания о музыке из области её теории, истории и музыкальной
практики. Теоретические знания нужны для изучения и объяснения музыки.
Исторические знания важны для понимания исторической и социальной
обусловленности и авторского происхождения изучаемых произведений.
Более важны для качественного усвоения содержания предмета знания,
представленные в форме понятий. Это ключевые слова, словосочетания,
термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки
явлений художественного творчества и общественно – музыкальной
практики вне их индивидуального проявления. Понятийные знания должны
глубоко осмысливаться и усваиваться уже на творческом уровне с умением
применять их самостоятельно. Усвоение понятий приобщает к языку
музыкальной науки.
Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная
цель – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и
разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных
музыкальных жанров. Учебный материал, предлагаемый для изучения,

располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его
сложности: от песен – к театральным видам музыки.
Программа второго года обучения включает монографические темы,
посвящённые крупнейшим представителям западноевропейской музыки
XVIII – XIX веков: И.С.Баху, Й.Гайдну, В.А.Моцарту, Л.Бетховену,
Ф.Шуберту и Ф. Шопену, знакомятся с музыкальной культурой Древнего
мира и Средневековья, искусством Возрождения, музыкальной культурой
Запада XVII-XIXвв.
Помимо знакомства с биографией и творческим наследием
композиторов, учащиеся получают знания о жанровом разнообразии
произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты,
сонаты, симфонии, увертюры и оперы), что способствует расширению и
углублению раннее полученных знаний и навыков.
С третьего года обучения начинается изучение русской классической
музыки, творчество её основных представителей XIX века: М.Глинки, А.
Даргомыжского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского.
Основное внимание в этом разделе программы уделено опере –
ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть
комплексным и включать краткие сведения из истории создания,
характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших
жанровых и театральных особенностей.
Программа четвёртого года обучения включает темы, посвящённые
творчеству П.Чайковского, А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова,
С.Прокофьева,
Д.Шостаковича,
И.Стравинского,
А.Хачатуряна,
с
предшествующим обзорным введением. Учащиеся знакомятся с именами
русских композиторов второй половины XX века, с формой музыкального
искусства – джаз и с направлением в искусстве последней трети XIX - начала
XX веков – импрессионизм.
Изучение произведений ведущих советских композиторов, их
творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни
эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви
учащихся к современной отечественной музыки, заинтересованности в
судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране.

Календарно-тематический план (примерный)
1 год обучения.
Музыкальная литература
1 четверть
№
Наименование тем
темы
1. Народная песня различных жанров и её использование в
творчестве русский композиторов.
1.1. Народная песня как музыкально-поэтическое искусство
широких
трудящихся
масс.
Календарно-обрядовые,
хороводно-плясовые и трудовые песни.
1.2. Протяжно-лирические песни, исторические песни,
былины.
1.3. Народная песня в творчестве русских композиторов.
2. Революционные песни.
3. Песни советских композиторов.
3.1. Разнообразие содержания советских массовых песен.
3.2. Песни довоенных и военных лет.
3.3. Песни послевоенных лет.
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
3

1
3

1
8

2 четверть
№
Наименование тем
темы
4. Понятие программной музыки.
4.1. П.И.Чайковский «Времена года».
4.2. М.П.Мусоргский «Картинки с выставки».
4.3. С.П. Прокофьев «Петя и Волк».
5. Музыка в театре.
Искусство театра. Сюита «Пер Гюнт» Э. Грига как образец
программной симфонической музыки.
6. Опера – синтетический жанр.
6.1. Происхождение оперы, её театрально-драматическая
природа.
6.2. Оперные формы (сольные, ансамблевые, хоровые).
6.3. Проблемы передачи действия в музыке. Речитатив.
Лейтмотивная система.
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
3

1

3

1
8

3 четверть
№
темы

Наименование тем

6.4. Роль оркестра (увертюра и вступление, антракты и
симфонические эпизоды).
6.5, 6.6. Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
6.7,6.8. Характеристика певческих голосов. Выдающиеся
оперные певцы мира.
6.9. Великие зарубежные оперные композиторы и их
шедевры. Краткий обзор.
6.10. Великие русские оперные композиторы и их шедевры.
Краткий обзор.
6.11. Оперные театры мира.
7. Оперетта. История происхождения жанра.
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
8

1
1
10

4 четверть
№
Наименование тем
темы
8. Балет – музыкально - драматический жанр.
8.1. Происхождение и особенности жанра.
8.2,8.3. Формы балетного спектакля (сольные и ансамблевые,
массовые танцы, классические и характерные танцы).
8.4, 8.5. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».
8.6. Знаменитые балеты мира и их авторы.
8.7. Выдающиеся балетмейстеры. Великие танцоры и
коллективы.
Итоговый урок.
Итого часов:
Всего: 34 часа

Кол-во
часов
7

1
8

2 год обучения
1 четверть
№
Наименование тем
темы
1. Музыкальная культура Древнего мира, Средневековья.
Музыка эпохи Возрождения. Общий обзор.
2. Музыкальная культура Запада XVII-XIXвв.
3. И. С. Бах.
3.1. Краткий обзор творчества.
3.2. Клавирное творчество И.С. Баха. ХТК.
3.3. Органные произведения И.С. Баха.
3.4. Контрольная работа по творчеству И.С. Баха (письм.).
4. Венский классицизм. Сонатно – симфонический цикл.
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
1
1
4

1
1
8

2 четверть
№
Наименование тем
темы
5. Й. Гайдн.
5.1. Краткий обзор творчества.Сонатное творчество Й.Гайдна.
5.2,5.3. Симфоническое творчество Й. Гайдна. Симфония ми –
бемоль мажор «с тремоло литавр». Характеристика цикла.
5.4. Контрольная работа по творчеству Й.Гайдна (письм.).
6. В.А. Моцарт.
6.1. Краткий обзор творчества.
Сонатное творчество В.А. Моцарта.
6.2, 6.3. Симфоническое творчество В.А. Моцарта. Симфония
№ 40, соль минор.
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
4

3

1
8

3 четверть
№
темы

7.

Наименование тем
6.4,6.5. Опера «Свадьба Фигаро».
6.6. Контрольная работа по творчеству В. А. Моцарта
(письм.).
Л. Бетховен.

Кол-во
часов
3

5

7.1. Краткий обзор творчества.
7.2. Сонатное творчество Л. Бетховена.
Соната №8 «Патетическая».
7.3,7.4. Симфоническое творчество Л. Бетховена. Симфония
№ 5, до минор.
7.5. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
8. Романтизм в искусстве.
Контрольный урок.
Итого часов:

1
1
10

4 четверть
№
Наименование тем
темы
10. Ф. Шуберт.
10.1. Краткий обзор творчества. Фортепианное творчество Ф.
Шуберта.
10.2. Вокальное творчество Ф. Шуберта.
10.3. Симфоническое творчество Ф. Шуберта. Симфония си
минор, «Неоконченная».
10.4. Контрольная работа по творчеству Ф. Шуберта (письм.).
11. Ф. Шопен.
11.1. Краткий обзор творчества. Мазурки, полонезы, вальсы.
11.2. Прелюдии, ноктюрны, этюды.
11.3. Контрольная работа по творчеству Ф. Шопена (письм.).
Итоговый урок.
Итого часов:
Всего: 34 часа

Кол-во
часов
4

3

1
8

3 год обучения
1 четверть
№
Наименование тем
темы
1. Русская музыкальная культура от древних времён до
первой половины XIX века.
1.1. Русская музыка от древних времён по XVII век.
1.2. Вокальная и инструментальная музыка XVIII века.
Творчество русских композиторов конца XVIII века – Фомин,
Хандошкин, Бортнянский.
1.3. Романс первой половины XIX века.
Песни и романсы А. Алябьева, А.Варламова, А.Гурилёва.
1.4. Музыкальный театр первой половины XIX века.
2.
М.И.Глинка.
2.1. Краткий обзор творчества. Вокальные произведения.
2.2, 2.3. Опера «Иван Сусанин».
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
4

3

1
8

2 четверть
№
темы

Наименование тем

2.4, 2.5. Опера «Иван Сусанин».
2.6. Произведения для оркестра.
2.7. Контрольная работа по творчеству М.И.Глинка (письм.).
3. А.С.Даргомыжский.
3.1. Краткий обзор творчества. Вокальное творчество.
3.2. Оперное творчество. Опера «Русалка».
4. Русская музыкальная культура второй половины XIX
века. «Могучая кучка».
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
4

2

1
1
8

3 четверть
№
Наименование тем
темы
5. А.П.Бородин.
5.1. Краткий обзор творчества. Вокальное творчество.

Кол-во
часов
6

5.2, 5.3, 5.4. Опера «Князь Игорь».
5.5. Симфонические произведения А.П.Бородина.
Симфония № 2. Общий обзор.
5.6. Контрольная работа по творчеству А.П.Бородина (письм.).
6. М.П.Мусоргский.
6.1. Краткий обзор творчества. Цикл «Картинки с выставки».
6.2,6.3. Опера «Борис Годунов».
Контрольный урок.
Итого часов:

3

1
10

4 четверть.
№
темы

Наименование тем

6.4. Опера «Борис Годунов».
6.5. Контрольная работа по творчеству М.П.Мусоргского
(письм.).
7. Н.А.Римский – Корсаков.
7.1. Краткий обзор творчества.
7.2, 7.3. Оперное творчество. Опера «Снегурочка».
7.4. Симфоническая сюита «Шехеразада».
7.5. Контрольная работа по творчеству Н.А.Римского –
Корсакова (письм.).
Итоговый урок.
Итого часов:
Всего: 34 часа

Кол-во
часов
2

5

1
8

4 год обучения
1 четверть
№
Наименование тем
темы
1. П.И.Чайковский.
1.1. Краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано.
Вокальная музыка композитора. Общий обзор.
1.2. Симфоническое творчество. Симфония № 1. Общий
обзор.
1.3. Симфоническое творчество. Концерт для фортепиано с
оркестром № 1, I часть.
1.4, 1.5. 1.6. Оперное творчество. Опера «Евгений Онегин».
2. Русская музыкальная культура начала XX века.
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
6

1
1
8

2 четверть
№
Наименование тем
темы
3. А.К.Лядов.
Краткий обзор творчества. Жанр фортепианной и
симфонической миниатюры в творчестве композитора.
4. А.Н.Скрябин.
Краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано.
5. С.В.Рахманинов.
5.1. Краткий обзор творчества. Вокальные произведения.
5.2. Произведения для фортепиано.
5.3. Симфонические произведения.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть.
6. И.Ф.Стравинский.
Краткий обзор творчества. Балетное творчество.
Балет«Петрушка». Общая характеристика.
Контрольный урок.
Итого часов:

Кол-во
часов
1

1
5

1

1
8

3 четверть
№
темы

Наименование тем

Кол-во
часов

С.С.Прокофьев.
7.1. Краткий обзор творчества.
7.2, 7.3, 7.4. Кантата «Александр Невский».
7.5. Балетное творчество. Общая характеристика балета
«Ромео и Джульетта» и «Золушка».
7.6. Общая характеристика балета «Золушка».
7.7,7.8. Симфоническое творчество. Симфония № 7.
7.9. Контрольная работа по творчеству С.С.Прокофьева
(письм.).
Контрольный урок.
Итого часов:
7.

9

1
10

4 четверть
№
Наименование тем
темы
8. Д.Д.Шостакович.
8.1. Краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано.
8.2,8.3. Симфоническое творчество.
Симфония№7 «Ленинградская».
8.4. Контрольная работа по творчеству Д.Д.Шостаковича
(письм.).
9. А.И.Хачатурян. Краткий обзор творчества. Обзор творчества.
10. Искусство джаза.
11. Импрессионизм в искусстве.
Итоговый урок.
Итого часов:
Всего: 34 часа.

Кол – во
часы
4

1
1
1
1
8

Формы контроля
В рамках предмета возможны следующие формы контроля:
музыкальные викторины, устный опрос по пройденным темам, тестирование,
рефераты, творческие задания и др.
Рефераты по темам:
− Единство музыки и текста в опере.
− Происхождение балета как придворного зрелища.
− Не ручей! – Море должно быть ему имя!» (о творчестве И.С.Баха).
− Своеобразие жанров в творчестве И.С.Баха.
− Бах – композитор-полифонист.
− Органное творчество – основа всего искусства И.С.Баха.
− Классицизм в искусстве.
− Народные истоки музыки Й.Гайдна.
− Блестящие концертные выступления юного Моцарта.
− Французская революция конца XVIII века.
− Образы героической борьбы в творчестве Л.Бетховена.
− Ведущие темы творчества композиторов-романтиков.
− Роль фортепианной партии в песнях Ф.Шуберта.
− Прелюдии Шопена – мир чувств и настроений человека.
− Глинка – создатель русской вокальной школы.
− Тематика и жанры вокального творчества А.С.Даргомыжского.
− Жанровое разнообразие музыки А.П.Бородина.
− Судьба творческого наследия М.П.Мусоргского.
− Римский-Корсаков – композитор-сказочник.
− Восточные образы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова.
− Обращение к народной песне в творчестве П.И.Чайковского.
− Романс в творчестве П.И.Чайковского.
− А.К.Лядов – мастер миниатюр.
− Русский гений С.Рахманинов. Композитор, пианист, дирижёр.
− Образ Родины в творчестве С.В.Рахманинова.
− А.Н.Скрябин – революционер в области музыкального искусства.
− Влияние творчества Ф.Шопена на музыку А.Н.Скрябина.
− И.Ф.Стравинский – «композитор тысячи одного стиля».
− Новаторский характер творчества С.Прокофьева.

− Творческий подвиг Д.Шостаковича в годы Великой Отечественной
войны.
− Национальный колорит музыки А.Хачатуряна.
Викторина включает: определение (узнавание) при прослушивании на
уроке фрагментов произведений и называние их авторов. Также на
заключительных уроках четверти или обобщающих уроках по пройденным
темам можно проводить данный вид опроса. Вниманию детей может быть
предложено до 10-ти и более музыкальных примеров.
Произведения могут быть исполнены на фортепиано или
воспроизведены в записи, предварительно подготовленной для этой цели.
Такую проверку лучше проводить в письменной форме, чтобы контроль был
равнозначным для всех учащихся группы и достаточно полным по охвату
материала. А ответы детей позволят судить не только о запоминании музыки,
но и об определённом умении разбираться в самом сочинении, что
составляет самую суть знаний о музыкальных произведениях.
Приводим пример содержания музыкальной викторины в конце 1
четверти третьего года обучения:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Е.И Фомин. Увертюра к мелодраме «Орфей».
А. Алябьев. Романс «Соловей».
А.Варламов. Романс «Белеет парус одинокий».
А.Гурилёв. Песня «Колокольчик».
Интродукция к опере М.Глинка «Иван Сусанин».
Рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» (I действие) из оперы
М.Глинка «Иван Сусанин».
Полонез (II действие) из оперы М.Глинка «Иван Сусанин».
Песня Вани «Как мать убили» (III действие) из оперы М.Глинка «Иван
Сусанин».
Свадебный хор «Разгулялися, разливалися» (III действие) из оперы
М.Глинка «Иван Сусанин».
Ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» (IV действие, III картина) из
оперы М.Глинка «Иван Сусанин».
Хор «Славься!» (Эпилог) из оперы М.Глинка «Иван Сусанин».
М.Глинка. Романс «Жаворонок».
М.Глинка. «Попутная песня».
М.Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье».
М.Глинка «Вальс-фантазия».
М.Глинка «Камаринская».

− М.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Вопросы тестов должны быть предложены учащимся в письменном
виде и представлены в нескольких равноценных вариантах.
Приводим пример тестов, составленных на основе тем второго года
обучения
1. Стиль в искусстве. Буквальный перевод этого слова с
итальянского языка означает «странный, причудливый».
а) рококо;
б) барокко;
в) классический стиль.
2. Назовите автора «Хорошо темперированного клавира»:
а) И.С.Бах;
б) Л.Бетховен;
в) Ф.Шопен;
3. Представителями какой национальной школы являются
композиторы Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен?
а) «немецкой классической»;
б) «венской классической»;
в) «английской классической».
4. К какой группе музыкальных инструментов относится орган?
а) клавишный струнно-щипковый;
б) клавишный струнно-ударный;
в) клавишно-духовой.
5. Кого из композиторов называют «отцом» симфонии?
а) В.А.Моцарта;
б) Й.Гайдна;
в) Ф.Шуберта.
6. Сколько частей включает в себя классическая симфония?
а) три;
б) четыре;
в) пять.
7. Кто из композиторов написал оперу «Свадьба Фигаро»?
а) Л.Бетховен.
б) В.А.Моцарт;
в) Ф.Шопен.
8. Кто из композиторов ввёл в финал своей симфонии хор?
а) Й.Гайдн;
б) В.Моцарт;
в) Л.Бетховен.

9. Великий польский композитор, похороненный во Франции,
сердце которого хранится в Польше в костёле Святого Креста:
а) Ф.Шуберт;
б) Ф.Шопен;
в) В. Моцарт.
10.Кто из композиторов автор вокальных произведений «Лесной
царь», «Форель», «Вечерняя серенада»?
а) Л.Бетховен;
б) Ф.Шуберт;
в) Ф.Шопен.

Контрольный урок может состоять из нескольких этапов (по выбору
педагога): это может быть устная проверка знаний за текущую четверть +
викторина, либо викторина + тестирование и т.п.
Устная проверка может быть как индивидуальной, так и фронтальной.
В ходе проверки знаний закрепляется пройденный материал, выявляются
дефекты восприятия, проявляется активность детей.
В отличие от текущей проверки на контрольный урок выносится
материал значительно больший по объёму, потому и подготовка к нему
требует больше усилий и времени. Овладение материалом большего объёма
приносит определённую пользу развитию учащихся, так как открывается
возможность систематизации знаний, установления в них взаимосвязей,
выделения главного.
Итоговый урок подразумевает проверку знаний материала всего
учебного года. Её можно провести в письменной форме. Письменные работы
особенно оправдывают себя в старших классах, когда учащиеся уже имеют
некоторый опыт в подобных делах.
Содержание и форма вопросов определяется с таким расчётом, чтобы
учащиеся, выполняя работу, больше размышляли и меньше писали, то есть
смогли бы ответить кратко и чётко.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого учебного
года. Может проводиться в форме контрольного урока. Включает
индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в
том числе, анализ незнакомого произведения, музыкальную викторину.
Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем
изученного материала.
Итоговый контроль осуществляется в конце 5 класса. Проводится в
форме контрольного урока, зачета, который может проходить в устной форме
и в письменном виде (музыкальная викторина).

Литература для детей
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для
ДМШ: Второй год обучения предмету. - М.: Музыка, 2007, 184 с.
2. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ:
Третий год обучения предмету. - М.: Музыка. -2007.-224 с.
3. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для
ДМШ: Первый год обучения предмету. - М.: Музыка, 2006, 224 с.
4. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и
нотных примерах: 1-й год обучения. Учебное пособие. – СПб.:
Издательство «Композитор Санкт-Петербург», 2008. – 208 с.
5. Смирнова Э. Русская музыкальная литература для 6-7 классов детской
музыкальной школы. Издательство «Музыка», Москва, 1983. – 126 с.
6. Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 3-го класса детской
музыкальной школы. СПб.: Композитор, 2005, 224 с.
7. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры.
Первый год обучения. Учебное пособие /М. Шорникова. Изд. 6-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
8. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской
музыки. Второй год обучения. Учебное пособие /М. Шорникова. Изд.
6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 281 с.
9. Шорникова М. музыкальная литература: Русская музыка XX века.
Четвёртый год обучения: Учебное пособие / М. Шорникова. Изд. 3-е,
доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
Литература для преподавателя
1.
2.
3.
4.

5.

Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник
для ДМШ: Второй год обучения предмету. - М.: Музыка, 2007, 184 с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.,1972.
Козлова Н.П. Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ:
Третий год обучения предмету. - М.: Музыка. -2007.-224 с.
Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в
детской музыкальной школе: Учебное пособие. - М.: Музыка, 2005.175с.
Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в
детской музыкальной школе: Учебное пособие. - М.: Музыка, 1982.224с.

6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.

14.

15.

Лагутин А.И., Смирнова Э.С. Музыкальная литература. Программа для
детских музыкальных школ. – М., 1970.
Лагутин А.И., Смирнова Э.С. Музыкальная литература. Программа для
детских музыкальных школ. – М., 1982.
Лисянская Е.Б. Методическое пособие по музыкальной литературе для
ДМШ и ДШИ. Учебное издание. - М.: «Артафон», 1998.- 34 с.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник
для ДМШ: Первый год обучения предмету. - М.: Музыка, 2006, 224 с.
Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и
нотных примерах: 1-й год обучения. Учебное пособие. – СПб.:
Издательство «Композитор Санкт-Петербург», 2008. – 208 с.
Смирнова Э. Русская музыкальная литература для 6-7 классов детской
музыкальной школы. Издательство «Музыка», Москва, 1983. – 126 с.
Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 3-го класса детской
музыкальной школы. СПб.: Композитор, 2005, 224 с.
Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры.
Первый год обучения. Учебное пособие /М. Шорникова. Изд. 6-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской
музыки. Второй год обучения. Учебное пособие /М. Шорникова. Изд.
6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 281 с.
Шорникова М. музыкальная литература: Русская музыка XX века.
Четвёртый год обучения: Учебное пособие / М. Шорникова. Изд. 3-е,
доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».