Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова»
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
Протокол от «28» августа 2025 г.
№ 42
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова»
________________Л.А. Малашенко
Приказ от «28» августа 2025 г.
№ 42
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
Музыкальный инструмент
ФОРТЕПИАНО
(пятилетний срок обучения)
Рабочая учебная программа
п.г.т. Умба
2025г.
Разработчик – Васильева Инесса Александровна – преподаватель музыкальнотеоретических дисциплин, концертмейстер МБУ ДО «Детская школа искусств
им. А.А. Бойцова»,
Рецензенты – Малашенко Людмила Александровна – директор МБУ ДО
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова»,
Васильев Александр Александрович – преподаватель по классу «Фортепиано»,
концертмейстер МБУ ДО «Детская школа искусств им. А.А. Бойцова».
Структура дополнительной общеразвивающей программы учебного
предмета «Фортепиано»
I.
Пояснительная записка
-характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
-срок реализации учебного предмета;
-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
-сведения о затратах учебного времени;
-форма проведения учебных аудиторных занятий;
-цели и задачи учебного предмета;
-структура программы учебного предмета;
-методы обучения;
-описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
-сведения о затратах учебного времени;
-годовые требования по классам;
-примерные перечни произведений, рекомендуемых для исполнения на зачетах
и итоговой аттестации.
II.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- методические рекомендации преподавателям;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Назначение детских школ искусств заключается в приобщении детей к
музыкальной культуре, воспитании их эстетического вкуса и развитии
творческих способностей, в овладении многообразными навыками игры на
музыкальном инструменте. Понимаемые таким образом цели начального
музыкального воспитания не исключают и возможности подготовки наиболее
одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего специального
образования музыкальной направленности.
В современных условиях Детские школы искусств являются одной из
основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Их
назначение – дать музыкальное образование, сформировать, воспитать
подготовленного слушателя, обучить игре на музыкальном инструменте
широкий круг детей и подростков.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по
предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» рассчитана на пятилетний
срок обучения в МБУ ДО «Детская школа искусств им. А.А. Бойцова» для
обучения детей с 8 (9) до 13 (14) лет. Форма занятий – индивидуальный урок,
продолжительность урока – 40 минут два раза в неделю.
Помимо этого, в начальный период обучения возможно проводить
занятия и с двумя-тремя учениками одновременно, что сделает урок живым,
разнообразным, открытым для применения различных методических приемов.
Это благоприятствует разностороннему развитию учащихся и создает на уроке
творческую атмосферу.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно
разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения
из репертуара детской школы искусств, а также сформировать у него навыки
чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных
ансамблях.
Цель рабочей учебной программы по предмету «Музыкальный
инструмент (Фортепиано)» пятилетнего срока обучения: общемузыкальное
развитие учащихся с учетом их природных возможностей, обучение основам
исполнительского искусства, развитие музыкально-эстетического сознания как
части общей духовной культуры личности.
Основные задачи:
обучающие:
– приобретение определенного багажа музыкально-теоретических знаний,
необходимых для музыкально-практической деятельности и общего
музыкального развития;
– овладение необходимыми эстетическими (общекультурными) знаниями;
развивающие:
– развитие памяти, внимания, сообразительности, активизация умственной
деятельности ученика;
– формирование музыкально-слуховых представлений, развитие музыкального
мышления и музыкально-ритмического чувства;
воспитательные:
– воспитание качеств эстетически развитой личности, способности к
сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
– воспитание личностных качеств: инициативности, самостоятельности,
коммуникабельности;
Программа разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», а также с учетом
многолетнего опыта в области преподавания фортепиано в ДШИ.
2. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс, в возрасте 10-13 лет составляет 5
лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. Общая
трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)»
при 5-летнем сроке обучения составляет 340 часов.
4. Форма проведения учебных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе
«Фортепиано 5 лет обучения» является индивидуальное занятие – урок. Занятия
проводятся в соответствии с действующими учебными планами учебного
заведения.
Урок в классе по специальности обычно включает в себя проверку
выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над
музыкальным произведением и рекомендации педагога относительно способов
самостоятельной работы обучающегося. Домашняя подготовка учащихся
может варьироваться в связи с занятостью в общеобразовательной школе. Урок
может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными
задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его
индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий
отношениями ученика и педагога.
Форма индивидуальных занятий создает преподавателю и ученику
чрезвычайно благоприятные условия для работы, но при этом не является
единственно возможной для реализации учебных и воспитательных задач.
Творческое использование преподавателем различных коллективных форм
общения (например, классные часы, концерты класса, совместные посещения
культурных мероприятий) может не только усилить воспитательный аспект
процесса обучения в стенах школы, благотворно сказаться на атмосфере работы
учителя и ученика, но и способствовать более осмысленному и
заинтересованному отношению ученика к занятиям.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель обучения игре на фортепиано – воспитание гармонически развитой
личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных
ценностей, владеющего основами музыкального исполнительства.
Для реализации этой цели необходимо обеспечить равноправие
элементов образования: обучения,
воспитания, развития и решить следующие задачи:
-обеспечить учащегося необходимым уровнем функциональной грамотности,
которая на практике выражается в умении грамотно и осмысленно работать с
нотным текстом; в практическом владении инструментом, основанном на
формировании основных пианистических навыков; в понимании законов
музыкальной речи, знании характерных особенностей музыкальных жанров и
основных стилистических направлений;
-развить мотивацию к познанию и творчеству;
-воспитать у ребенка интерес и вкус к целенаправленной самостоятельной
работе во время обучения и после окончания школы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения.
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Они
неразрывно связаны с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и
психологических особенностей. Индивидуальное обучение позволяет найти
более точный и психологически верный подход к каждому ученику.
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного
предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
-практический (работа на инструменте, упражнения);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Учебные классы по специальности оснащаются роялем или пианино.
Помещение должно соответствовать санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда: иметь хорошую звукоизоляцию и освещение.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Фортепиано».
Год обучения
I
продолжительность 34
учебных занятий (в
неделях)
количество часов
2
на аудиторные
занятия (в неделю)
II
34
III
34
IV
34
V
34
2
2
2
2
общее количество 68
часов за год
68
68
68
68
2. Годовые требования.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара. Формирование и выбор репертуара для
каждого
ученика
представляют
собой
серьезную
методическую
художественную работу преподавателя-пианиста. Индивидуальный подход к
выбору программы ученика естественным образом заложен в самой форме
взаимодействия ученика и учителя – индивидуальном занятии.
При составлении индивидуального плана ученика учитываются:
-особенности его общего и музыкального развития;
-психологические и возрастные особенности;
-музыкальные способности и динамика их развития;
-технические данные и динамика их развития;
-вкусовые пристрастия ученика и степень необходимости их коррекции;
-конкретные исполнительские способности на данный период времени;
-перспективные учебные задачи.
1 год обучения
Учебные задачи.
- умение подобрать и транспортировать от разных звуков короткие попевки и
доступные любимые мелодии;
- знать ноты и их расположение на клавиатуре;
-умение читать с листа легкий музыкальный текст (при контроле со стороны
преподавателя и самостоятельно);
-умение самостоятельно воспринимать, разбирать нотный текст (определить его
характер, иметь представление о ладе, тональности, жанре на уровне: «полька»,
«марш», «вальс», «песня»);
- умение и желание играть в ансамбле (на первых порах с преподавателем);
- умение правильно и удобно сидеть за инструментом и самостоятельно
контролировать свою посадку;
-представление (слуховое, мышечное) об основных способах звукоизвлечения
(нон легато, легато, стаккато), стремление к осмысленному приобретению
навыков в этом направлении, стремление контролировать полученный
результат;
-исполнение музыкальных произведений с выразительностью, в полном
соответствии с их художественными и техническими задачами.
Уровень трудности произведений диктуется индивидуальным темпом развития
ученика в музыкальном и техническом планах.
Количество – не менее 18-20 пьес разнообразных по характеру,
привлекательных для данного ученика, доступных технически.
Строгое соблюдение репертуарного комплекса (полифония, крупная форма,
этюды, пьесы) – не обязательно.
Рекомендуются подготовительные упражнения для знакомства с основными
техническими формулами в следующем порядке:
- трезвучия (с перемещением по октавам)
- трехзвучные арпеджио (отдельно каждой рукой)
Рекомендуется знакомство с гаммами в пределах одной аппликатурной
группы.
2 год обучения
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником10-12
различных музыкальных произведений:
- 1-2 полифонических произведения;
-1-2 произведения крупной формы;
- 2-4 пьесы
-4 этюда
2. Мажорные и минорные гаммы до двух ключевых знаков
3 год обучения
1.В течение учебного года педагог должен проработать с учащимися 10-12
различных произведений.
-1-2 полифонических произведения;
-1-2 произведения крупной формы;
-2-4 пьесы
-4 этюда
2. Мажорные и минорные гаммы до четырех ключевых знаков
4 год обучения
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10- 12
различных музыкальных произведений:
-1-2 полифонических произведения;
-1-2 произведения крупной формы;
-2-4 пьесы;
- 4 этюда.
Требования к гаммам:
2. Мажорные и минорные гаммы до пяти ключевых знаков.
5 год обучения
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-9
различных музыкальных произведений:
-1 полифоническое произведение
-1 произведение крупной формы
-2-3 пьесы
-3-4этюда
2. Мажорные и минорные гаммы.
Примерные перечни произведений, рекомендуемых для исполнения
на зачетах и итоговой аттестации:
1 год обучения
1. Аллерм С. Перемена
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
Щедрин Р. После уроков
Гнесина Е. Этюд до мажор
2. Кригер И. Менуэт ля минор.
Моцарт В.А. Аллегро
Штейбельт Д. Адажио
Шитте Л. Соч.160, Этюд № 22
3. Тюрк Д. Ариозо
Литкова И. Вариации на тему б.н.п. «Савка и Гришка»
Майкапар С. Пастушок
Гедике А. Соч. 32 Этюд № 24
4. Гуммель И. Пьеса ре минор
Рейнеке. К. Соч.127 Сонатина Соль мажор
Майкапар С. Вальс
Беренс Г. Соч. 70, 50 маленьких этюдов, № 23
2 год обучения
1. Лауменскене Е. Маленький менуэт
Гедике А соч. 36 Сонатина. До мажор
Майкапар С. Мотылек
Гедике А Соч. 32 этюд №7
2. Бах И.С. Менуэт до мажор
Благой. Д Маленькие вариации соль минор
Дварионас Б. Прелюдия
Лемуан. А. Соч. 37 Этюд № 17
3. Гендель Г. Сарабанда ре минор
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор 1 часть.
Черни - Гермер ч. 1, этюд № 16
Чайковский П. Детский альбом: Старинная французская песенка.
4. Павлюченко В. Фугетта ля минор
Плейель И. Сонатина ре мажор, 1 ч.
Бетховен Л. Экосез Ми- бемоль мажор
Беренс Г. Соч. 70 этюд № 47
3 год обучения
1. Моцарт В. Менуэт Фа мажор
Клементи М. Соч. 36 Сонатина. До мажор, 1 часть
Кабалевский Д. Клоуны
К. Черни - Гермер 1 часть, Этюд № 28
2. Бах И.С. Менуэт до минор
Шпиндлер Ф. Сонатина до мажор
Шостакович Д. Шарманка
Лемуан А. Этюд № 7 соч. 37
3. Арман Ж Фугетта До мажор
Мелартин Э. Сонатина соль минор.
Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества: Веселый крестьянин
Черни - Гермер ч.1 Этюд № 17
4. Бах К.Ф.Э. Полонез соль минор
Бетховен Л. Сонатина. До мажор, 1 часть
Глинка М. Чувство
Лешгорн А. Соч. 65 Этюд № 15
4 год обучения
1. Гедике А. Инвенция Фа мажор
Жилинский А. Соната Соль мажор
Майкапар С. Соч. 28 «Тревожная минута»
Геллер С. Соч. 45 Этюд № 2
2. Телеман Г. Модерато
Медынь Я. Сонатина. До мажор
Чемберджи Н. Детская сюита: Колыбельная
Лемуан А. Соч. 37 Этюд № 23
3. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги.
Тетрадь 2: Прелюдия. До мажор №1
Клементи М. Соч. 36 Сонатина Фа мажор, 1 часть
Шуман Р. Соч. 68 Маленький романс
Беренс Г. 32 избранных этюда: № 23
4. Гендель Г. Куранта Фа мажор
Чимароза Д. Сонатина соль минор
Барток Б. Вечер в деревне
Бертини А. 28 избранных этюдов: № 1
5 год обучения
1. Циполи Д. Прелюдия и фугетта ре минор
Гайдн Й. Соната соль мажор 1 ч.
Орфеев А. Листок из альбома
Дювернуа Этюд №6 соч.168
2. Бах И.С. Двухголосная инвенция до мажор
Вебер К. Сонатина до мажор
Слонов Ю. Прелюдия
Черни-Гермер 2 ч. Этюд № 7
3. Гозенпуд М. Инвенция ми-бемоль мажор
Дюссек Я. Сонатина соль мажор 2ч.
Александров А. Русская народная мелодия
Беренс Г. Этюд №24 соч.61
4. Мясковский Н. «В старинном стиле» фуга
Моцарт В. Сонатина до мажор 1ч.
Мушель Г. Сказка
Беренс Г. Этюд № 25 соч.88
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения ДООП «Музыкальный инструмент (Фортепиано)»
5-летнего курса обучения является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
ансамблевое исполнение);
-умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков публичных выступлений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразие подходов к
организации аттестационных мероприятий не исключает единства принципов в
проведении всех видов контрольных проверок:
-систематичность
-учет индивидуальных особенностей
-коллегиальность
Основными видами контроля успеваемости по ДООП «Музыкальный
инструмент (Фортепиано)» 5-летнего курса обучения являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся,
- промежуточная аттестация,
- итоговая аттестация.
Каждый из видов имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старание, прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время
домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
отметки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации
являются:
- зачеты (дифференцированные, недифференцированные)
- переводные зачеты (дифференцированные)
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное
выступление в присутствии комиссии.
Обязательное методическое обсуждение, носит рекомендательный
аналитический характер.
Дифференцированный переводной зачет проводится в конце года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года, оценивается владение комплексом музыкальных и
технических задач, учитывается артистизм исполнительские качества.
Учащиеся 1 года обучения исполняют на зачетах в 1 и 2 полугодии по два
разнохарактерных произведения.
Учащиеся 2-4 года обучения показывают на зачетах не менее четырех
произведений:
1 полугодие – дифференцированный зачет (полифония, пьеса)
2 полугодие – переводной дифференцированный зачет (крупная форма,
пьеса).
Проверка технического продвижения учащихся 2-4 года обучения
проводится два раза в год на недифференцированных зачетах с обязательным
исполнением этюда.
1 полугодие – группа диезных гамм,
2 полугодие – группа бемольных гамм.
5 год обучения является итоговым.
Учащиеся 5 года обучения на техническом зачете в 1полугодии
исполняют группу диезных и бемольных гамм.
1 полугодие – итоговый дифференцированный зачет (полифония, этюд)
2 полугодие – итоговый дифференцированный зачет (крупная форма,
пьеса).
Итоговая аттестация определяет уровень и качество владения комплекса
музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной
программы.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об окончании
начального
музыкального
образования.
Оценка
выводится
как
среднеарифметическая путем суммирования годовой оценки и оценки по
итоговым дифференцированным зачетам.
Критерии оценок
оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
критерии оценивания выступления
технически
качественное
и
художественно
осмысленное
исполнение,
отвечающее
всем
требованиям на данном этапе
обучения
оценка
отражает
грамотное
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без оценки)
исполнение
с
небольшими
недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученный
текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра.
комплекс
отсутствие
свободы
игрового аппарата и т.д. серьезных
недостатков, невыученный текст,
отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных
занятий
отражает
достаточный
уровень
подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации преподавателям
Одна из основных задач педагога - формирование музыкальноисполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику
рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся
исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика
музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической
школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию
содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии,
гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания
элементов формы. Исполнительская техника является необходимым средством
для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно
стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской
техники (участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня).
Систематическое развитие навыков чтения с листа является, важнейшим
направлением в работе. Перед прочтением нового материала необходимо
предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать
музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма,
выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать
связь между художественной и технической сторонами изучаемого
произведения.
Творческая деятельность развивает такие важные личные качества, как
воображение,
мышление,
увлеченность,
трудолюбие,
активность,
инициативность, самостоятельность.
Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной
работы ученика, которая позволяет значительно активизировать учебный
процесс.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том,
чтобы научить ребенка работать самостоятельно и рационально использовать
крайне ограниченное время, отведенное на домашнюю подготовку к урокам.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы начального и основного общего образования), с опорой на
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности
ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды
заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания
полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор
новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по
трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном
этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя
рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до
концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или
концертом; повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе даются педагогом в индивидуальном
порядке и фиксируются, в случае необходимости, в дневнике учащегося.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альбом ученика –пианиста 3 класс Феникс 2018
2. Альбом ученика –пианиста 4 класс Феникс 2011
3. Альбом ученика –пианиста 5класс Феникс 2010
4. Альбом ученика –пианиста 6 класс Феникс 2010
5. Альбом ученика –пианиста подготовительный класс Феникс2011
6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги М-2002
7. Бах И.С. Инвенции и симфонии М-1994
8. Бертини А. Избранные этюды М-1993
9. Бетховен Л. Избранные сонаты М-1994
10. Гайдн Й Избранные сонаты М-1994
11. Григ Э. Избранные произведения для фортепиано М-1976
12. Избранные произведения композиторов современников И.С. Баха выпуск. 2
Классика XXI М-2002
13. Клементи М Сонатины для фортепиано М-1972
14. Лучшее для фортепиано 2-3 класс ДМШ «Феникс» 2011
15. Лучшее для фортепиано Сборник пьес 4-5 класс ДМШ Феникс 2011
16. Любимое фортепиано Сборник пьес 3-4 класс ДМШ Феникс 2011
17. Милич Б. Фортепиано 2 класс Кифара - 2005
18. Милич Б. Фортепиано 3 класс Кифара - 2005
19. Милич Б. Фортепиано 4 класс Кифара - 2005
20. Моцарт В.А. Избранные Сонаты М-1994
21. Парфенов И. Альбом фортепианной музыки 2-3 класс Феникс 2009
22. Парфенов И. Альбом фортепианной музыки 4-5 класс Феникс 2009
23. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано 5-7 класс ДМШ
«Феникс» 2011
24. Сборник пьес для фортепиано «Лучшее из хорошего» 4-5 класс «Феникс»
2011
25. Сборник пьес для фортепиано 1-2 класс выпуск 2 Феникс 2004
26. Сборник пьес для фортепиано 3-4 класс ДМШ Феникс 2004
27. Сонатины и вариации для фортепиано 5-7 класс ДМШ Кифара-1997
28. Фортепианная техника М-1987
29. Фортепианные пьесы 1-4 годы обучения Композитор СПб -2004
30. Фортепиано Интенсивный курс тетрадь 17 Москва-2002
31. Фортепиано Интенсивный курс тетрадь 2 Москва-2002
32. Фортепиано Интенсивный курс тетрадь 4 Москва-2002
33. Фортепиано Интенсивный курс тетрадь 5 Москва-2002
34. Фортепиано Интенсивный курс тетрадь 6 Москва-2002
35. Французская фортепианная музыка для детей вып.1 1-3 класс М-2002
36. Французская фортепианная музыка для детей вып.2 4-5 класс М-2002
37. Хрестоматия для фортепиано 3 класс М-1984
38. Хрестоматия для фортепиано 4 класс М-1984
39. Циполи Д. Избранные произведения для фортепиано Классика XXI М-2002
40. Черни К. Избранные фортепианные этюды М-2007
41. Черни К. Школа беглости М-1988
42. Чимароза Д. Избранные сонаты для фортепиано Кифара-2008
43. Шитте Л. Двадцать пять этюдов М-1988
44. Школа игры на фортепиано ред. Л. Николаева М-2002
45. Шуман Р. Альбом для юношества М-1994
46. Этюды для старших классов Классика XXI М-2004
47. Юному музыканту пианисту 2 класс Феникс 2007
48. Юному музыканту пианисту 3 класс Феникс 2007
49. Юному музыканту пианисту 4 класс Феникс 2007
50 Юному музыканту пианисту 5 класс Феникс 2006
Список методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
2. Браудо И. Артикуляция. Л., 1961
3. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
Классика XXI, 2001
4. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.1966
5. Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л., 1974
6. Гофман И.Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре
Классика-XXI 1998
7. Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
8. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции,
Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
9. Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
10. Как исполнять Моцарта. Сост. Меркулов А. Классика-XXI, 2003
11. Как исполнять Гайдна. Сост. Меркулов А.Классика-XXI, 2004
12. Как исполнять Бетховена. Сост. Засимова А. Классика-XXI, 2003
13. Коган Г. Работа пианиста. Классика XXI-2004
14. Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
15. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.М.,1966
16. Ландовска В.О музыке. Классика - XXI, 2004
17. Либерман Е. Работа над фортепианной техникойМ.,1996
18. МаккинонЛ. Игра наизусть. Классика - XXI, 2004
19. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
20. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
21. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
22. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
23. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика - XXI, 2006
24. Путь к совершенству. Диалоги и материалы о фортепианной технике
25. Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
26. Рябов И. Мурзина Е. Воспитание и обучение в ДМШ. Фортепиано1класс.
Киев, 1988
27. Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
28. Светозарова Н. Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игрена
фортепиано. Классика XXI, 2001
29. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М.,1997
30.Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский
композитор, 1989
31. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
32. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика - XXI. М., 2011
33. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
34. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.Л.,1985
35. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. Классика - XXI, М., 1999
36. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,1975
37. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М. 1998
38. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика XXI, 2001