Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»
«Принято»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
__________Л.А. Малашенко
28.08.2025 г., Протокол № 1.
Приказ № 42 от 28.08.2025 г.
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область
ПО.02. История искусств
Учебный предмет
УП.02. История изобразительного искусства
2025 год
п.г.т. Умба
Разработчик: - Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба.
Рецензент
–
Соха
Сабина
Станиславовна,
преподаватель,
заведующая
художественным отделением МБУ ДО-ДШИ №1 МО Кандалакшский район.
Рецензия на рабочую программу по учебной дисциплине (ПО.02.УП.02.)
«История
изобразительного
предпрофессиональной
искусства»
общеобразовательной
дополнительной
программы
в
области
изобразительного искусства «Живопись», срок обучения 5 лет.
Рабочая программа по учебной дисциплине «История изобразительного
искусства» предназначена для обучения учеников 2 - 5 классов по
предпрофессиональной программе «Живопись».
Программа разработана с учетом ФГТ к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в области
изобразительного
искусства
«Живопись» и на основе «Проекта примерной программы по учебному предмету
«История
изобразительного
искусства»,
существующих
образовательных
программ по истории изобразительного искусства, тематических планов и опыта
преподавания предмета истории искусств в МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.
Рецензируемая программа реализует основную цель учебной дисциплины
«История изобразительного искусства» - способствование художественноэстетическому развитию личности обучающегося на основе приобретенных им
знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства и
подготовка учеников к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программа рассчитана на 4 года (2 - 5 классы 5-летнего курса обучения
программы «Живопись»). На изучение дисциплины отводится 396 часов. Из них:
198 часов – аудиторные занятия, 198 часов - самостоятельная работа.
Вид
текущей
аттестации
-
контрольный
урок,
промежуточной
–
дифференцированный зачет, итоговой - экзамен.
Структура программы включает: пояснительную записку, учебно-тематический
план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки
обучающихся, методическое обеспечение учебного процесса, список литературы
и средств обучения.
В Пояснительной записке четко прописаны цели, задачи, срок реализации
учебного предмета, разнообразные формы проведения занятий и методы
обучения.
Учебно-тематический план и Содержание учебного предмет включают в себя
следующие тематические блоки: Искусство Древнего мира, искусство Западной
Европы от Средних веков до 20 века включительно, Русское (10 — 20 в.в.) и
Советское
искусство.
Содержание
рецензируемой
программы
позволяет
ознакомить обучающихся с эволюционным ходом развития искусства разных
стран, дает краткий экскурс в развитие архитектуры, скульптуры и живописи
разных эпох, стилей и жанров, знакомит обучающихся с творчеством великих
мастеров.
Разнообразие
предоставляет
рекомендуемых
возможность
форм
качественно
самостоятельной
закрепить
учебный
работы
материал,
изученный на аудиторных занятиях.
Программа тесно связана с практическими дисциплинами учебных предметов
«Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись», т.к. на примере великих
шедевров позволяет углублять знания обучающихся о законах композиции, о
колористических решениях в живописи, о способах работы с различными
художественными материалами.
В Требованиях к уровню подготовки обучающихся изложены формы и методы
контроля, критерии оценивания работ обучающихся.
Реализация
данной
программы
позволяет
обеспечить
предварительную
подготовку по теории и истории изобразительного искусства к поступлению на
художественные отделения в средние и высшие специальные учебные
учреждения.
Рекомендуется использование рецензируемого документа в качестве рабочей
программы учебной дисциплины «История изобразительного искусства» (2 - 5
классы предпрофессиональной программы «Живопись», 5 лет обучения).
Содержание учебного предмета
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
III.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
IV.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
V.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
VI.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства»
тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая»,
«Рисунок» и «Живопись».
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на
овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и
развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у
обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
общения с духовными ценностями.
Предмет
«История
изобразительного
искусства»
ориентирован
на
осмысление отношения художественного произведения и зрителя как акта
общения;
на
восприятие
художественного
произведения
как
особой
деятельности зрителя; на формирование умения использовать полученные
теоретические знания в художественно-творческой деятельности.
Знание истории культуры и искусства дает обучающемуся возможность
приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять
общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения
ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет
духовное пространство, помогает познать культурный смысл творчества,
способствуя выявлению творческого потенциала самого обучающегося.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5лет, предмет
«История изобразительного искусства» реализуется 4 года - со 2 по 5класс.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного
искусства» при 5-летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198
часов – аудиторные занятия, 198 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и
итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
2 класс
1 год
обучения
3 класс
2 год
обучения
4 класс
3 год
обучения
Всего
часов
5 класс
4 год
обучения
4
5
6
7
8
9
10
Аудиторные занятия
24
25,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
198
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид аттестации
24
25,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
198
48
51
48
51
48
51
48
51
396
Консультации
1
1
Форма проведения учебных занятий
1
1
1
Итоговая аттестация:
экзамен
Промежуточная:
Зачет (дифференцированный
1
Промежуточная:
Зачет (дифференцированный
3
Промежуточная:
Зачет (дифференцированный )
Полугодия
Классы/Годы обучения
1
1
8
Занятия
по
предмету
«История
изобразительного
искусства»
и
консультации осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью
от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Недельная нагрузка в часах (Срок обучения - 5 лет):
Аудиторные занятия:
2 - 5 классы – 1,5 часа в неделю
Самостоятельная работа:
2 - 5 классы – 1,5 часа в неделю
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на
основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории
изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные
учебные заведения.
Задачами учебного предмета является формирование:
• знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
• знаний основных понятий изобразительного искусства;
• знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
• умений определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
• умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
• навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
• навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам
и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут
использовать Интернет
для сбора дополнительного материала
в ходе
самостоятельной работы.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами.
Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся.
Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета
«История
изобразительного
искусства»,
должна
быть
оснащена
видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами,
шкафами) и оформлена наглядными пособиями.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства»
построено с учетом возрастных особенностей детей.
Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:
• Основные понятия изобразительного искусства
• История изобразительного искусства Древнего мира
• История изобразительного искусства зарубежных стран Средних веков
• История изобразительного искусства Древней Руси
• История
изобразительного
искусства
зарубежных
стран
эпохи
Возрождения
• История искусства стран Западной Европы XVII - XVIII вв.
• История русского изобразительного искусства XVIII века
• История искусства стран Западной Европы конца XVIII – первой
половины XIX вв.
• История искусства стран Западной Европы второй половины XIX века
• История русского изобразительного искусства конца XVIII –первой
половины XIX века
• История русского искусства второй половины XIX века
• История русского изобразительного искусства конца XIX - начала XX вв.
• История искусства зарубежных стран конца XIX – первой половины XX
вв.
• История искусства зарубежных стран второй половины ХХ века – начала
XXI вв.
• История русского изобразительного искусства первой половины ХХ века
• История русского изобразительного искусства второй половины ХХ века –
начала XXI вв.
Учебно-тематический план
Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5лет
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Аудиторные
занятия
№
Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятельн
ая работа
Общий объем
времени в часах
1 год обучения (2 класс)
1.1.
2.1.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
2.3.
2.3.1.
2.3.2.
2.4.
2.4.1.
2.4.1.1.
2.4.1.2.
2.4.1.3.
Раздел
1.
Основные
понятия
изобразительного искусства
Виды и жанры изобразительного искусства
Раздел 2. История изобразительного
искусства Древнего мира
Первобытное искусство
История изобразительного искусства
Древнего Египта
Искусство
Древнего
Египта
додинастического периода (конец V-IV тыс.
до н. э. – начало III тыс. - 3000-2800 гг. до н.
э.).
История искусства Египта в эпоху Древнего
царства (3200-2400 гг. до н. э.)
История искусства Древнего Египта в эпоху
Среднего царства
(XXI- начало XIX вв. до н.э.)
История искусства Древнего Египта эпохи
Нового царства (XVI –XII вв. до н. э.) и
Позднего периода (XI в. -332 г. до н.э.).
История изобразительного искусства
стран Передней Азии (страны Двуречья)
История искусства стран Двуречья (IV – III
тыс. до н.э.)
Искусство Нововавилонского царства (VII –
VI вв. до н. э.).
Античное искусство
История изобразительного искусства
Древней Греции
История
изобразительного
искусства
Эгейского мира (IIIтыс. – XI в. до н.э.).
История
изобразительного
искусства
Древней Греции гомеровского периода (XI –
VIII вв. до н. э.)
История
изобразительного
искусства
Древней Греции эпохи архаики (VII – VI вв.
Беседа
6
3
3
Беседа
6
3
3
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
4
2
2
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2.4.1.4.
2.4.1.5.
2.4.2.
2.4.2.1.
2.4.2.2.
2.4.2.3.
2.4.3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.3.1.
3.3.2.
3.3.3.
3.3.4.
3.3.5.
3.4.
3.4.1.
3.4.2.
3.4.3.
3.4.4.
4.1.
4.2.
4.2.1.
4.2.2.
до н. э.)
История
изобразительного
искусства
Древней Греции эпохи классики (V в. до н.
э. – последняя треть IV в. до н. э.)
Искусство
Древней Греции эпохи
эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.)
История изобразительного искусства
Древнего Рима
История
изобразительного
искусства
Этрурии (VIII – II вв. до н. э.)
История изобразительного искусства Рима
республиканского периода (V – I вв. до н. э.)
История искусства Древнего Рима периода
Империи
Искусство скифов античной эпохи (VII в. до
н. э. – III в. н. э.)
Раздел 3. История искусства стран
Западной Европы Средних веков
Раннехристианское искусство (II - IV вв. н.
э.)
Искусство Византии V- XII веков
Искусство
стран
Западной
и
Центральной Европы
V – XIV веков
История искусства «варварских» государств
империи франков в V-X вв.
Искусство
периода
империи
Карла
Великого (последняя четверть VIII в. –
первая половина IX в.)
История искусства стран Западной Европы
романского периода (XI - XII вв.)
История искусства стран Западной Европы
эпохи готики (XII-XIV вв.)
Особенности готического стиля
во
Франции, Германии и Англии
История изобразительного искусства стран
зарубежного Востока Средних веков
Искусство стран Ближнего Востока
История изобразительного искусства Индии
(с 3-го тысячелетия до н. э. до VII в. н. э.)
История изобразительного искусства Китая
История
изобразительного
искусства
Японии
Раздел 4. История изобразительного
искусства Древней Руси
Искусство древнерусского государства XIXII веков. Киевская Русь
Русское искусство периода феодальной
раздробленности
Искусство Владимиро-Суздальской Руси
История искусства Новгорода (конец XII—
XV вв.)
Беседа
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
4
2
2
4.2.3.
4.2.4.
4.2.4.1.
4.2.4.2.
4.2.5
История искусства Пскова XII-XV веков
Беседа
Искусство Московского княжества XIVXV вв.
Архитектура Московского княжества XIVБеседа
XV вв.
Живопись
Московского
княжества.
Творчество Феофана Грека и Андрея Беседа
Рублева
Зачет
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1,5
1,5
99
49,5
49,5
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
Беседа
Беседа
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
Беседа
Беседа
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Беседа
Беседа
2
2
1
1
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
Беседа
4
4
2
2
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
2 год обучения (3 класс)
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.4.1.
5.4.2.
5.5.
6.1.
6.2.
6.2.1.
6.2.2.
6.2.3.
6.3.
6.3.1.
6.3.2.
6.3.3.
6.3.4.
6.3.4.1.
6.3.4.2.
6.4.
6.4.1.
6.4.1.1.
6.4.1.2.
6.4.2.
6.4.2.1.
6.4.2.2.
Раздел 5. История изобразительного
искусства Русского централизованного
государства
Архитектура конца XV – начала XVI века
Московская школа живописи конца XV XVI века. Творчество Дионисия
Архитектура середины и конца XVI века
Русское искусство XVII века
Русская архитектура XVII века
Русская живопись XVII века
Декоративно-прикладное искусство
Раздел 6. История изобразительного
искусства зарубежных стран эпохи
Возрождения
Искусство Проторенессанса в Италии (XIIIXIV вв.)
Искусство Италии Раннего Возрождения
Архитектура Раннего Возрождения
Скульптура Раннего Возрождения
Живопись Раннего Возрождения
Искусство
Италии
Высокого
Возрождения
Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519)
Творчество Рафаэля Санти (1483-1520)
Творчество Микеланджело ди Лодовико
Буонаротти Симони (1475-1564)
Венецианская школа живописи.
Творчество Джорджоне и Тициана.
Творчество Веронезе и Тинторетто
История искусства
стран Северного
Возрождения
История искусства Нидерландов эпохи
Возрождения
Творчество братьев Губерта и Ян ван Эйков
Творчество Иеронима Босха и Питера
Брейгеля Старшего
История
искусства
Германии
эпохи
Возрождения (XV-XVI вв.)
Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528)
Творчество Ганса Гольбейна Младшего
(1497-1543)
6.4.3.
6.4.4.
7.1.
7.2.
7.2.1.
7.2.2.
7.3.
7.4.
7.4.1.
7.4.2.
7.5.
7.6.
7.6.1.
7.6.2.
7.6.3.
7.7.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5
9.1.
9.2.
9.3.
9.4.
9.5.
10.1.
Искусство Испании эпохи Возрождения
Возрождение во Франции
Раздел 7. История искусства стран
Западной Европы XVII - XVIII вв.
Стили и художественные направления
западноевропейского искусства XVII XVIII вв.
Искусство Италии XVII века
Архитектура и скульптура Италии XVII
века
Живопись Италии XVII века
История искусства Фландрии XVII XVIII вв.
Искусство Голландии XVII-XVIII вв.
Живопись Голландии XVII-XVIII вв.
Творчество Рембрандта ван Рейна (1606 –
1669)
Искусство Испании XVII-ХVIII веков.
Творчество Диего Веласкеса (1599 – 1660)
Искусство Франции XVII-XVIII вв.
Живопись Франции XVII века
Архитектура Франции XVII-XVIII вв.
Живопись Франции XVIII века
Искусство Англии XVIII века
Раздел
8.
История
русского
изобразительного искусства XVIII века
Искусство первой трети XVIII века
Русское искусство середины XVIII вв.
Русская архитектура второй половины
XVIII века
Русская живопись и скульптура второй
половины XVIII века
Зачет
Беседа
4
2
2
Беседа
4
2
2
Лекция
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
2
2
2
4
1
1
1
2
1
1
1
2
Беседа
Беседа
4
4
2
2
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
3
99
1,5
49,5
1.5
49,5
4
2
2
4
2
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3 год обучения (4 класс)
Раздел 9. История искусства стран
Западной Европы конца XVIII – первой
половины XIX вв.
История искусства Франции рубежа XVIII
Беседа
- XIX вв.
История искусства Испании конца XVIII –
Беседа
начала XIX века
Романтизм в искусстве Франции начала XIX
Беседа
века
Искусство критического реализма во
Беседа
Франции
Камиль Коро и Барбизонская школа
Беседа
живописи
Раздел 10. История искусства стран
Западной Европы второй половины XIX
века
Искусство Франции второй половины
XIX века
10.1.1.
10.1.2.
10.1.3.
10.1.4.
10.1.5.
10.2.
12.12
Творчество Эдуарда Мане (1832-1883)
Импрессионизм
Творчество Огюста Родена (1840-1917)
Неоимпрессионизм
Постимпрессионизм
Символизм в искусстве рубежа XIX - XX
века
Модерн и его национальные разновидности
Раздел
11.
История
русского
изобразительного искусства конца XVIII
–первой половины XIX века
Искусство первой половины XIX века.
Архитектура Высокого классицизма
Скульптура первой половины XIX века
Русская живопись первой половины XIX
века
Творчество О. А. Кипренского (1782 – 1836)
Творчество К. П. Брюллова (1799 – 1852)
Творчество А. А. Иванова (1806 – 1858)
Творчество В. А. Тропинина (1776 – 1857)
Венецианов и его школа
Творчество П. А. Федотова (1815 – 1852)
Раздел 12. История русского искусства
второй половины XIX века
Русская живопись 60 –х годов XIX века.
Роль
и
значение
организации
«Товарищества
передвижных
художественных выставок» в развитии
русской живописи
Развитие бытового жанра в живописи 70 –
80 годов XIX века
Батальная живопись
Развитие пейзажного жанра 2-й половины
XIX века
Творчество В. Д. Поленова (1844-1927 гг.)
Творчество И. И. Левитана (1860 – 1900 гг.)
Творчество И. Е. Репина (1844 – 1930 гг.)
Историческая живопись 70 – 90-х гг. XIX
века. Творчество В. И. Сурикова (1848 –
1916 гг.)
Творчество В. М. Васнецова (1848 – 1926
гг.)
Архитектура и скульптура второй половины
XIX века
Зачет
13.1.
13.1.1.
13.1.2.
4 год обучения (5 класс)
Раздел
13.
История
русского
изобразительного искусства конца XIX начала XX вв.
Живопись конца XIX - начала XX вв.
Развитие бытового и исторического жанров Лекция
Творчество К. А. Коровина (1861 – 1939 гг.) Беседа
10.3.
11.1.
11.2.
11.3.
11.3.1.
11.3.2.
11.3.3.
11.3.4.
11.3.5.
11.3.6.
12.1.
12.2
12.3.
12.4.
12.5.
12.6.
12.7.
12.8.
12.9.
12.10.
12.11.
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
2
4
2
4
6
1
2
1
2
3
1
2
1
2
3
Беседа
4
2
2
Беседа
4
2
2
Беседа
6
3
3
Беседа
4
2
2
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
4
2
2
Беседа
4
2
2
Беседа
Беседа
Беседа
2
2
4
1
1
2
1
1
2
Беседа
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
4
2
2
3
99
1,5
49,5
1,5
49,5
4
2
2
1
2
1
13.1.3.
13.1.4.
13.2.
13.2.1.
13.2.2.
13.2.3.
13.2.4.
14.1.
14.2.
14.3.
14.4.
14.5.
14.6.
14.7.
14.8.
14.9.
14.10.
14.11.
14.12.
14.12.1
14.12.2
14.12.3
14.12.4
14.13.
14.13.1
14.13.2.
15.1.
15.2.
15.3.
Творчество В. А. Серова (1865 – 1911 гг.)
Творчество М. А. Врубеля (1856 – 1910 гг.)
Творческие объединения концаXIX - начала
XX веков
«Мир искусства» (1898 – 1904 гг.; 1910 –
1924 гг.)
Творческое объединение «Союз русских
художников» (1903 – 1924 гг.)
Русский символизм. Выставка «Голубая
роза» (1907 г.)
Творческое объединение «Бубновый валет»
(1911 – 1917 гг.)
Раздел 14. История искусства зарубежных
стран конца XIX – первой половины XX
вв.
Основные тенденции мирового искусства
конца XIX – нач. XX вв.
Архитектура первой половины XX вв.
Фовизм и его основные представители
Творчество Анри Матисса (1869 – 1954 гг.)
Развитие
экспрессионизма.
Художественные объединения: «Мост» и
«Синий всадник»
Творчество Пабло Пикассо. Кубизм (1907 –
1912 гг.)
Футуризм и его основные представители
Метафизическая живопись
Абстрактное искусство и его разновидности
Дадаизм как художественное направление
и его основные представители
Сюрреализм в искусстве ХХ века
Демократическое
искусство
первой
половины ХХ века
Скульптура первой половины ХХ века
Графика ХХ века
Мастера
демократического
искусства
Америки
Художники реалистического
искусства
Англии
Изобразительное искусство Латинской
Америки
Развитие
мексиканской
графики.
Творчество Л. Мендеса.
Развитие мексиканской монументальной
живописи
Раздел 15. История искусства зарубежных
стран второй половины ХХ века – начала
XXI вв.
Архитектура второй половины ХХ века –
начала XXI вв.
Скульптура второй половины ХХ века –
начала XXI вв.
Неореализм в европейском изобразительном
искусстве.
Беседа
Беседа
2
2
1
1
1
1
Беседа
2
1
1
Лекция
2
1
1
Лекция
2
1
1
Лекция
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
Беседа
Беседа
4
2
2
2
1
1
2
1
1
Беседа
4
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
Беседа
Беседа
2
2
4
1
1
2
1
1
2
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
Беседа
4
4
2
2
2
2
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
Беседа
2
1
1
16.1.
16.2.
16.2.1.
16.2.2.
16.2.3.
16.2.4.
16.2.5.
16.2.6.
16.3.
16.4.
16.5.
17.
III.
Раздел
16.
История
русского
изобразительного
искусства
первой
половины ХХ века
Русское изобразительное искусство периода
гражданской
войны
и
иностранной Лекция
интервенции (1917-1920 гг.)
Основные художественные объединения
1921 – 1932 годов
Новое общество живописцев (НОЖ; 1921 г.)
Ассоциация художников революционной
России (АХРР; 1922 – 1932 гг.)
«Четыре искусства» (1924 – 1931 гг.)
Общество станковистов (ОСТ; 1925 – 1932
гг.)
Общество московских художников (ОМХ;
1927 – 1932 гг.)
Группа «Тринадцать» (1929 – 1932 гг.)
Русское искусство 1930-х годов
Искусство периода Великой Отечественной
войны (1941 – 1945 гг.)
Искусство послевоенного периода (1945 –
1958 гг.)
Подготовка к экзамену
Консульт
ации
3
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
4
1
2
1
2
4
2
2
5
2,5
2,5
99
49,5
49,5
2
2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
− знание основных этапов развития изобразительного искусства;
− первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
− знание основных понятий изобразительного искусства;
− знание основных художественных школ в западно - европейском и русском
изобразительном искусстве;
− сформированный
комплекс
знаний
об
изобразительном
искусстве,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности
в сфере изобразительного искусства;
− умение выделять основные черты художественного стиля;
− умение
выявлять
средства
выразительности,
которыми
пользуется
художник;
− умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
− навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
− навыки
анализа
творческих
направлений
и
творчества
отдельного
художника;
− навыки анализа произведения изобразительного искусства.
IV.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка
качества
реализации
учебного
предмета
"История
изобразительного искусства" включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточнуюи итоговую аттестации.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
может
использоваться тестирование, олимпиады, контрольные письменные работы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формой
проведения
изобразительного
промежуточной
искусства
является
аттестации
зачет
по
истории
(дифференцированный),
который может проводиться в виде устных опросов, написания рефератов,
тестирования.
Также мероприятия по проведению текущей и промежуточной аттестации
могут проходить в других формах: в форме письменной работы на уроке,
беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему или
письменной
работы,
интеллектуальных
игр,
что
будет
способствовать
формированию навыков логического изложения материала.
Средства, виды, методы текущего и промежуточного контроля:
− контрольные работы,
− устные опросы,
− письменные работы,
− тестирование,
− олимпиада.
Учебный
план
предусматривает
проведение
для
обучающихся
консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам.
Критерии оценки
Оценка 5 «отлично»
1. Легко ориентируется в изученном материале.
2. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.
3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения.
4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и
обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос.
5. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы.
6. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно.
Оценка 4 «хорошо»
1. Легко ориентируется в изученном материале.
2. Проявляет самостоятельность суждений.
3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает
неточности, недостаточно полно освещает вопрос.
4. Выполнены практические работы не совсем удачно.
5. При ведении тетради имеются незначительные ошибки.
Оценка 3 «удовлетворительно»
1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не
проявляет способности логически мыслить.
2. Ответ носит в основном репродуктивный характер.
3. Практические работы выполнены неэстетично, небрежно, с ошибками.
4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.
Итоговая аттестация
Особым видом аттестации обучающихся является итоговая аттестация
(экзамен).
По завершении изучения предмета "История изобразительного искусства"
проводится итоговая аттестация в форме экзамена в конце 5 класса,
выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
образовательного учреждения.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация (экзамен) проводится в форме творческого проекта,
включающего в себя реферат на выбранную тему и мультимедийную
презентацию.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Критерии оценивания:
Оценка 5 «отлично»
1.
Легко ориентируется в изученном материале.
2.
Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.
3.
Высказывает и обосновывает свою точку зрения.
4.
Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы
и обобщения.
5.
Грамотно и литературно излагает ответ на поставленный вопрос.
6.
Тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
Оценка 4 «хорошо»
1.
Легко ориентируется в изученном материале.
2.
Проявляет самостоятельность суждений.
3.
Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает
неточности.
4.
Недостаточно полно раскрыта тема проекта;
Оценка 3 «удовлетворительно»
1.
Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки.
2.
Не проявляет способности логически мыслить.
3.
Ответ носит в основном репродуктивный характер.
4.
Тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
Оценка 2 «неудовлетворительно»
1.
Учащийся отказывается отвечать на вопросы.
2.
Показывает незнание материала.
3.
Демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний.
V.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение предмета ведется в соответствии с учебно-тематическим планом.
Педагогу, ведущему предмет, предлагается творчески подойти к изложению той
или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:
уровень общего развития обучающихся, количество учеников в группе, их
возрастные особенности.
При
изучении
обучающихся
по
предмета
другим
следует
учебным
широко
предметам,
использовать
поскольку
знания
правильное
осуществление межпредметных связей способствует более активному и
прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует
от преподавателя знания программ смежных предметов («Беседы об искусстве»,
«Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая»). В результате творческого
контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться
рационального использования учебного времени.
Желательно, чтобы обучающиеся знакомились с новыми явлениями в
изобразительном искусстве, посещали выставки, участвовали в культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения. Это позволит им
наиболее
гармонично
соединить
теоретические
знания
с
практической
познавательной деятельностью. Следует регулярно знакомить обучающихся с
современной литературой об изобразительном искусстве, интересных явлениях,
с журнальными и газетными статьями.
Методика
преподавания
предмета
должна
опираться
на
диалогическийметод обучения. Необходимо создавать условия для активизации
творческих возможностей обучающихся: поручать им подготовку небольших
сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по
поводу просмотренной выставки, фильма, информации, полученной из
Интернета, прочитанной статьи.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным
предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного
общего образования. Объем времени на самостоятельную работу и виды заданий
могут
определяться
с
учетом
сложившихся
педагогических
традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Выполнение
преподавателем
обучающимся
и
обеспечивается
домашнего
задания
учебниками,
контролируется
учебно-методическими
изданиями, художественными альбомами, видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по предмету.
Виды внеаудиторной работы:
− выполнение домашнего задания;
− подготовка докладов, рефератов;
− посещение учреждений культуры (выставок, театров, концертных залов и
др.);
− участие обучающихся в выставках, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Цель самостоятельной работы: формировать у обучающегося способности
к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формировать
умение использовать справочную и специальную литературу, формировать
аналитические способности.
Как форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа
выполняет несколько функций:
• образовательную (систематизация и закрепление знаний обучающихся),
• развивающую (развитие познавательных способностей обучающихся –
их внимания, памяти, мышления, речи),
• воспитательную
(воспитание
устойчивых
мотивов
учебной
деятельности, навыков культуры умственного труда, формирование умений
самостоятельно добывать знания из различных источников, самоорганизации и
самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия,
требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Выполнение самостоятельной работы (подготовка сообщений, написание
докладов, рефератов) обучающихся:
− способствует лучшему усвоению полученных знаний;
− формирует потребность в самообразовании, максимально развивает
познавательные и творческие способности личности;
− формирует навыки планирования и организации учебного времени,
расширяет кругозор;
− учит правильному сочетанию объема аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы.
Методически правильная организация работы обучающегося в аудитории и
вне ее, консультационная помощь, обеспечение обучающегося необходимыми
методическими материалами позволяет эффективно организовать внеаудиторную
работу обучающихся.
Контроль
со
стороны
преподавателя
обеспечивает
выполнения обучающимися самостоятельной работы.
VI.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список учебной и методической литературы
1. Гнедич П.П. Русское искусство – М. «Эксмо» 2012
2. Гнедич П.П. Мировая живопись – М. «Эксмо» 2012
эффективность
3. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.
«Эксмо» 2002
4. Сарабьянова Д.В. История русского и советского искусства. Учебное
пособие – М. «Высшая школа» 1979
5. Анке Фишер
Величайшие чудеса света. От древних цивилизаций до
наших дней. – Москва «Издательская группа «Котент»» 2009.
6. Алпатов М. В., Ростовцев Н.Н., Неклюдова М.Г. Искусство.
– Москва
«Просвещение» 1969
7. Витухновская М.А. Государственный историко – архитектурный и
этнографический Музей – заповедник Кижи. – Петрозаводск «Карелия»
1988
8. История русской культуры – М. «Эксмо» 2007
9. Государственный Русский музей. Альбом – Москва «Галарт» 1998
10. Вальтер Ф. Барокко в Риме. Рисунки старых мастеров – Москва
«Изобразительное искусство» 1986
11. Русское искусство 11 – 13 веков - Москва «Изобразительное искусство»
1986
12. Гусева Э.К. А. Рублев. Из собрания государственной Третьяковской
галереи. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1990
13. Буслович Д.С. Мифологические и литературные сюжеты в произведениях
искусства – СПб «Паритет» 2001
14. Пружан И.Н. Лев Самойлович Бакст – Издательство «Искусство» 1975
15. Джон Э. Боулт Художники Русского театра 1880 – 1930 -
Москва
«Искусство» 1990
16. Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк - Москва «Изобразительное искусство» 1990
17. Кустодиева Т.К. Сандро Боттичелли – Ленинград «Аврора» 1971
18. Бабаназарова М.М., Ковтун Е.Ф., Газиева Э.Д. Авангард, остановленный
на бегу. Альбом – Ленинград «Аврора» 1989
19. Пугачева Э. Михаил Савицкий – Мн. «Беларусь» 1982
20. Илья Глазунов - Москва «Изобразительное искусство» 1972
21. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество – Москва «Детская
литература» 1984
22. Петров В.А. А. Саврасов. Из собрания государственной Третьяковской
галереи. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1983
23. Французская живопись второй половины 19 – начала 20 века из собрания
Национальной
художественной
галереи
(Вашингтон)
–
Москва
Издательство «Советский художник» 1987
24. Иткина Л.З. А.Иванов Из собрания государственной Третьяковской
галереи. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1988
25. Лукашов А.М. Н.Рерих Из собрания государственной Третьяковской
галереи. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1989
26. Киселев М.Ф. Константин Алексеевич Коровин. Станковое творчество Москва «Искусство» 1971
27. Дмитриева Н.А. Михаил Алексеевич Врубель – Ленинград «Художник
РСФСР» 1990
28. Юлия Сабо Живопись 19 века в Венгрии – Издательство «Корвина» 1988
Чегодаев А.Д. Импрессионисты - Москва «Искусство» 1971
29. Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский - Москва «Искусство»
1971
30. Антуан Шнаппер Давид своей эпохи - Москва «Изобразительное
искусство» 1984
Савицкая Т.А. З. Серебрякова. Избранные произведения. - Москва
Издательство «Советский художник»1988
31. Костин В.И. Петров – Водкин – Ленинград «Аврора» 1976
32. Левит Е. Осталось только на фотографиях – Москва «Планета» 1986
33. Александр Кибальников. Альбом - Москва «Изобразительное искусство»
1982
34. Людмила Живкова Казанлыкская гробница - Москва «Искусство» 1976
35. Шмаринов Д.А. Годы жизни и работы – М. «Советский художник» 1989
36. Карл Кантор Людмила и Дмитрий Шушкановы - М. «Советский
художник» 1981
37. Дмитрий Налбандян. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1982
38. Ефремова Л.А. Рембранд - Москва «Искусство» 1973
39. Воронова О. Гавриил Ващенко. Живопись. Монументальное искусство М. «Советский художник» 1980
40. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо – М. «ТЕРРА» 1997
41. Эренбург И.Г., Алпатов М.В. Графика Пикассо - Москва «Искусство»
42. Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской - Москва «Изобразительное
искусство» 1980
43. Лукашов А.М. Н.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской
галереи - Москва «Изобразительное искусство» 1989
44. Князева В.П. Н.К.Рерих - Москва «Искусство» 1963
45. Короткевич Е. Татьяна Яблонская. Живопись. Графика - М. «Советский
художник» 1980
46. Новоуспенский Н.Н.
Алексей Кондратьевич Саврасов – Ленинград
-
Москва «Искусство» 1967
47. Горина Т. Саврасов. Альбом - М. «Советский художник»
48. Шанина Н.Ф. Виктор Михайлович Васнецов - Москва «Искусство» 1975
49. Коровкевич С.К. Покорение Сибири Ермаком. Картина В.И.Сурикова –
Ленинград «Художник РСФСР» 1963
50. Костин В. Кузьма Сергеевич Петров – Водкин. Альбом - М. «Советский
художник» 1986
51. Корин П. Избранные произведения - Москва
Издательство «Советский
художник» 1985
52. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира - Москва «Искусство» 1972
Мурина Е. Б., Джафарова С.Г. Аристарх Лентулов: Путь художника.
Художник и время - Москва Издательство «Советский художник» 1990
Для обучающихся
1. Энциклопедический словарь юного художника – Москва «Педагогика»
1983
2. Микеланджело.
Скульптура,
живопись,
архитектура.
Альбом
обучающихся 6 классов – Москва Издательство «Советский художник»
для
3. Седова Т. А. От Мане до Пикассо. Альбом - Москва «Изобразительное
искусство» 1974
4. Галкина С. Смотрим, рисуем, рассказываем – Издательство ЦК ВЛКСМ
«Молодая гвардия» 1965
5. Исаак Ильич Левитан. Альбом - Москва Издательство Академии
художеств СССР 1963
6. Нико Пиросманашвили. 24 репродукции - Москва «Изобразительное
искусство» 1990
7. Валентин Серов. Альбом – Ленинград «Аврора» 1987
8. Корин. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1987
9. Федор Васильев. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1973
10. Федор Васильев. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1978
11. Образы природы в произведениях Валентина Серова. 16 репродукций –
Московская типография №5
12. Портретная живопись в музеях мира. 16 репродукций
- Москва
«Изобразительное искусство» 1983
13. Картины
Государственного
Эрмитажа.
Испанская живопись. 14 репродукций
Нидерландская
живопись.
- Москва «Изобразительное
искусство» 1975
14. Натюрморт в западноевропейской живописи. 24 репродукции - Москва
«Изобразительное искусство» 1989
15. Русская живопись 19 – начала 20 века в Омском областном музее
изобразительного искусства. 16 репродукций - Москва «Изобразительное
искусство» 1988
16. Картины Государственной Третьяковской галереи. 16 репродукций Москва «Изобразительное искусство» 1985
17. Саратовский
Государственный
Художественный
музей
имени
А.Н.Радищева. Живопись в музеях СССР. 16 репродукций - Москва
«Изобразительное искусство» 1986
18. Пейзаж в Западноевропейской живописи. 24 репродукции - Москва
«Изобразительное искусство» 1987
19. Французская живопись 18 века в собрании Государственного музея
изобразительного искусства имени А.С.Пушкина. Комплект репродукций Москва «Изобразительное искусство» 1989
20. Брюллов. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1973
21. Никифоров Д.Н. Альбом по Древней истории. Наглядное учебное пособие
для средней школы – Учпедгиз 1948
22. Варшавский Л. Р. Памятники Русской архитектуры и скульптуры. Учебное
нагядное пособие для проведения бесед об изобразительном искусстве в 4
– 6 классах – Москва «Просвещение» 1972
23. Петр Кончаловский. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1974
24. Государственная Третьяковская галерея. Неброшированный альбом для
обучающихся 4 – 6 классов - М. «Советский художник» 1984
25. Картины Русских художников в музеях СССР. 16 репродукций - Москва
«Изобразительное искусство» 1981
26. Итальянская
живопись
в
собрании
Государственного
музея
изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 24 репродукции - Москва
«Изобразительное искусство» 1986
27. И.И.Шишкин. 16 репродукций - Москва «Изобразительное искусство»
1986
28. Домашний музей. В помощь эстетическому воспитанию. Комплект
репродукций - М. «Советский художник» 1978
29. Музей
Метрополитен.
Западноевропейская
живопись
-
Москва
«Изобразительное искусство» 1976
30. Картины Государственной Третьяковской галереи. 13 репродукций Москва «Изобразительное искусство» 1974
31. Государственный музей искусства народов Востока. Советская живопись.
16 репродукций - Москва «Изобразительное искусство» 1983
32. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. 16 репродукций Москва «Изобразительное искусство» 1984
33. Картины Государственной Третьяковской галереи. 16 репродукций Москва «Изобразительное искусство» 1983
34. Французская живопись конца 19 – начала 20 века. 24 репродукции Москва «Изобразительное искусство» 1987
35. В.Боровиковский. Альбом - Москва «Изобразительное искусство» 1979
Перечень средств обучения
1. Технические средства обучения: видеомагнитофон, компьютер, проигрыватель
2. Другие средства обучения:
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд
работ
обучающихся,
настенные
иллюстрации,
магнитные
доски,
интерактивные доски;
-
электронные
мультимедийные
образовательные
универсальные
ресурсы:
мультимедийные
энциклопедии,
сетевые
учебники,
образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи
3. Авторские презентации преподавателя по темам программы.