В 01 Скульптура

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Принято»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова»
_____________Л.А. Малашенко

29.08.2025 г., Протокол № 1.

Приказ № 42 от 28.08.2025 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область
В.00. Вариативная часть
Учебный предмет
В.01. Скульптура

2025 год
п.г.т. Умба

Разработчик - Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба
Рецензент – Преподаватель Соха Сабина Станиславовна

Рецензия

на

программу

дополнительной

по

учебному

предмету

предпрофессиональной

«Скульптура»

общеобразовательной

программы в области изобразительного искусства «Живопись», срок
обучения 5 лет.
Программа

учебного

предпрофессиональной

предмета

«Скульптура»

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись» и сроку обучения и является одним из предметов вариативной
части программы.
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку,
содержание

учебного

предмета,

требования

к

уровню

подготовки

обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методические
рекомендации и перечень литературы.
Программа реализуется в течение 3 лет (с 1-го по 3-й класс при 5–
летнем сроке обучении). На изучение дисциплины отводится 297 часов, из
них 148,5 часов – аудиторные занятия, 148,5 часов - самостоятельная работа.
В пояснительной записке программы даётся полное определение понятия
«скульптура», разъясняется место данного предмета в учебном плане,
представлены методы и формы работы, а также методы контроля и
управления образовательным процессом.
Темы учебных заданий располагаются в порядке их постепенного усложнения
от

лепки

простейших

объектов

до

сложных

композиций

и

носят

рекомендательный характер, позволяя проявить больше творчества и
индивидуальности в решении пластических задач. Домашние задания строятся
на упражнениях, развивающих зрительную память и образное мышление
обучающихся.
Ожидаемые результаты образовательной программы основываются на
результатах

прохождения

образовательного

цикла

обучающихся.

Образовательные цели и задачи представлены по этапам обучения, что
определяет высокую технологичность данной программы.
Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых
условий и пособий для успешной реализации содержания программы.
Программа

учебного

предпрофессиональной

предмета

«Скульптура»

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

изобразительного искусства «Живопись» может быть рекомендована для
реализации в учебном процессе Детской школы искусств.

Содержание учебного предмета
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

V.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

VII.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и
дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является
одним из предметов вариативной части.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и

на создание

оригинальных произведений, отражающих

творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», а именно: «Рисунок», «Композиция прикладная», «Скульптура»
- взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Скульптура» реализуется при 5-летнем сроке
обучения в 1-3 классах. Занятия по предмету проходят один раз в неделю по
1,5 часа.
Продолжительность учебных занятий составляет в каждом классе 33 недели.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Скульптура» при 5-летнем с 1 - 3
класс обучении составляет – 297 часов, из которых 148,5 часов - аудиторные
занятия, 148,5 часов – самостоятельная работа.

Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени,
график аттестации

Классы

1

Полугодия
Аудиторные занятия (в
часах)
Самостоятельная работа
(в часах)
Максимальная учебная
нагрузка (в часах)

2

Всего
часов

3

1

2

3

4

5

6

24

25,5

24

25,5

24

25,5

148,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

148,5

48

51

48

51

48

51

297

Вид промежуточной
аттестации

Зачет

зачет

зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия

по

предмету

«Скульптура»

проводится

в

форме

мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Скульптура» являются:
•

Создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей.
•

Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета

•

Знакомство

с

оборудованием

и

различными

пластическими

материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности,
глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
•

Знакомство со способами лепки объемных форм и предметов.

•

Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,

«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция».
•

Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,

пропорции, форму.
•

Формирование

умения

передавать

массу,

объем,

пропорции,

характерные особенности предметов.
•

Формирование умения работать с натуры и по памяти.

•

Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа.

•

Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
o словесный (объяснение, беседа, рассказ);

o наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

o практический;

o эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).

Предложенные
образовательной

методы работы

программы

в рамках предпрофессиональной

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

изобразительного

творчества.
Описание материально технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной

работы

обучающиеся

могут

пользоваться

сетевыми

ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных
тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по специфике предмета. Мастерская для занятий скульптурой
должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами,
натюрмортными столиками, интерактивной доской.
2. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Скульптура» построено с учетом возрастных
особенностей

детей,

а

также

с

учетом

особенностей

развития

их

пространственного мышления. Содержание учебного предмета учитывает
следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и
др.);
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;

- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторные
занятия

Название раздела, темы

Самостоятельная
работа

№
№

Максимальная
учебная нагрузка

Общий объем времени в
часах

99

49,5

49,5

Урок

1

1

1

Урок

4

2

2

Урок.

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

12

6

6

Урок

20

10

10

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

2

1

1

Вид
учебного
занятия

1 год обучения
1

2
3
4
5

6

7

8
9
10

Вводный урок. Инструменты и
материалы. Физические и
химические
свойства
материалов.
Этюд
растений
(свободно
высохшие листья)
Лепка с натуры фруктов, овощей
(с натуральных или муляжей)
Декоративная лепка «Сосуд –
плод»
Лепка кратковременных этюдов
птиц по памяти (ворона, голубь,
курица и др.)
Знакомство
с
каркасом.
Выполнение
пластилиновой
модели человека.
Композиция на сказочную тему
(литературное произведение или
фольклор)
«Подсвечник – животное»
Лепка
гипсового
орнамента
«Цветок лотоса»
Лепка кратковременных этюдов
по памяти. Домашние животные
(кошка, собака и др.)

11
12

13
14
15
16

1
2

3
4

5
6

7

8

9

10

Наброски с натуры сидящего
Урок
человека
Композиция на тему басен
И.М.Крылова,
С.М.Михалкова
Урок
(человек и животное)
Декоративная
композиция
Урок
«Птица», «Рыба» (рельеф)
Лепка
мелких
бытовых
Урок
предметов по памяти
Композиция на тему «Спорт»
Урок
или «Балет»
Зачет
2 год обучения
Этюды краткосрочные с натуры
«Осенние дары природы»
Этюды растений с натуры в
рельефе (ветка дерева, цветок и
др.)
Лепка декоративного сосуда
«Портрет – кружка»
Этюд
тематического
натюрморта,
составленного
самими
обучающимися
(Например «Завтрак» или «Чай»)
Наброски с животных по памяти
и наблюдению
Динамическая
композиция
«Первобытный человек», «Труд»
и др.
Этюд с гипсового слепка,
представляющего растительную
форму (лист оканта или розетка)
Этюды «Животные и птицы в
движении» (в трех разных
положениях)
Анималистическая композиция с
передачей
эмоционального
состояния животного «Хитрая
лиса», «Злой волк», «Забавный
медвежонок» и др,
Рельефное
изображение
натюрморта с натуры «Кувшин с

2

1

1

6

3

3

8

4

4

2

1

1

12

6

6

0,5

0,5

0,5

99

49,5

49,5

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

12

6

6

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

20

10

10

Урок

12

6

6

Урок

4

2

2

Урок

6

3

3

Урок

6

3

3

11
12
13

1
2
3

4
5

6

7

8
9

10
11

фруктами»
Кратковременные
наброски
Урок
человека с натуры (друг с друга)
Композиция «Цирк»
Урок
Зачет
3 год обучения
Этюд с чучела крупной птицы
Этюд с натуры «Драпировка со
складками»
Декоративный
рельеф
«Импровизация
на
тему
натюрморта»
Этюды с гипсовой модели частей
лица
Этюд с натуры в рельефе
«Гипсовый слепок античной
головы»
Тематическая композиция на
тему
литературного
произведения
Этюды с деталей
фигуры
человека
(гипсовые
слепки:
стопа, рука, череп)
Наброски фигуры человека в
движении
Создание композиции на тему,
наблюдаемую в жизни «Отдых»,
«Скамейка» и др.
Декоративные сосуды
Зачет. Итоговая композиция (в
объеме или рельефе: не более 3-х
фигур)

4

2

2

10
0.5

5
0.5

5
0,5

Урок

99
4

49,5
2

49,5
2

Урок

8

4

4

Урок

16

8

8

Урок

8

4

4

Урок

12

6

6

16

8

8

Урок

6

3

3

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

13

6,5

6,5

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
1. Тема: Вводная беседа. Знакомство с видами и жанрами скульптуры.

Инструменты и материалы. Физические свойства материалов.
Предмет «Скульптура», виды (круглая скульптура малых форм, рельеф),
жанры

(станковая,

монументальная,

декоративная).

Оборудование

и

пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с
пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с
инструментами. Организация рабочего места.
2. Тема: Этюд растений (свободно высохшие листья) с натуры.

Лепка на плинте невысокого рельефа листьев разного характера и строения.
Задачи:
1.Передача пропорций, форм и характерных особенностей растений.
2.Выделение линий изломов и изгибов формы.
3. Приобретение навыков изображения растений с натуры.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: сбор листьев, разных по форме .
3. Тема: Лепка с натуры фруктов, овощей (с натуральных или муляжей) –

этюды по темам « Яблоко», «Огурец» и т. д.
Задачи:
1. Освоение основных приемов лепки: разминание материала и лепка объема

пальцами из целого куска, не допуская механического подхода к выполнению
задания.
2. Понятие о построении объемного предмета в пространстве.

Материал: скульптурный пластилин.
4. Тема: Декоративная лепка «Сосуд – плод».

Задачи:
1.Лепка полой формы жгутом с использованием фактуры.
2.Стилизация растительной формы.
Материал: цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры,
разработка эскизов.
5. Тема: Лепка кратковременных этюдов птиц по памяти и наблюдению

(ворона, голубь, курица и д.р.).
Задачи:
1. Развитие зрительной памяти.
2. Развитие наблюдательности в характерных повадках птиц.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц.
6. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели

человека.
Задачи:
1.Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные
навыки передачи движения.
Материал: картон, цветной пластилин, проволока.
Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор
подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
7. Тема: Композиция на сказочную тему (литературное произведение или

фольклор).
Задачи:
1. Понятие о пластической и композиционной связи фигур.

2.Грамотное композиционное размещение фигур на плинте.
3.Развитие фантазии обучающихся.
4.Передача формы, движения, уточнение взаимосвязи фигур и предметов.
5.Выявление настроения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: работа с книгой,

выполнение композиционных

поисков для тематической композиции, эскизов к русским сказкам.
Тема 8. « Подсвечник – животное».
Задачи:
1. Стилизация формы животного.
2. Совмещение утилитарной и декоративной функции в изделии.

Материл: цветной пластилин.
Самостоятельная

работа:

выполнение

зарисовок

животных.

иллюстративного материала.
Тема 9. Лепка несложного гипсового орнамента «Цветок лотоса».
Задачи:
1. Знакомство с принципом построения орнамента.

Подбор

2. Особенности передачи объемов в рельефе.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 10. Лепка кратковременных этюдов по памяти (кошка, собака, коза
и д.р.).
Задачи:
1. Углубление развития наблюдательности за характером поведения животных.

2.Нахождение композиционной и пластической связи между фигуркой
животного и плинтом.
Материл: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных.
Подбор иллюстративного материала.
Тема 11. Наброски с натуры сидящего человека.
Задачи:
1.Передача пропорций человеческой фигуры.
2.Выразительность силуэта, характера, позы, возраста.
3.Цельность решения работы.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 12. Композиция на тему басен И. А. Крылова, С. М. Михалкова
(человек и животное ).
Задачи:
1. Создание несложной композиции зверей и людей.

2.Выявление взаимосвязи фигур и предметов.
3.Передача настроения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных, работа с книгой.
Тема 13.Декоративная композиция «Птица» или «Рыба» (рельеф).
Задачи:
1. Вписать изображение в выбранный формат.

2.Стилизация реальных форм в декоративные.
Материал: цветной пластилин или пластик.

Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Птица»,
«Рыбка».
Тема 14. Лепка мелких бытовых предметов по памяти.
Задачи:
1. Развитие наблюдательности.
2. Передача объема , характера и пропорций.

Материл: скульптурный пластилин.
Тема 15. Композиция на тему «Спорт» или «Балет».
Задачи:
1. Воплощение творческих замыслов обучающихся.

2.Взаимосвязь фигур и предметов.
Передача характера, формы, движения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала. Выполнение
зарисовок фигур в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.
Тема 16.Зачет.
2 год обучения
Тема 1. Этюды (краткосрочные) с натуры « Осенние дары природы».
Задачи:
1.Передача объема, пропорций, характера модели, ее массы.
2.Выявление умения наблюдать и воплощать увиденное в скульптуре.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: сбор и зарисовка природного материала.
Тема 2. Этюд растений с натуры в рельефе (ветка дерева, цветок и др.).
Задача:
1. Приобретение навыков в изображении растительных мотивов в рельефе.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов растительных форм.
Тема 3. Лепка декоративного сосуда « Портрет – кружка».
Задачи:

1. Лепка полой формы жгутом или пластиной.
2. Передача на основе полой формы кружки (бокала) портрета сказочного

персонажа, профессии или портрета с выраженными этническими чертами.
3. Передача рельефа и фактуры.

Материал: скульптурный и цветной пластилин.
Самостоятельная работа: упражнения на выполнение оттисков различных
поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, кора и др.)
Поиск образа и выполнение эскиза по теме.
Тема 4. Этюд тематического натюрморта, составленного самими
обучающимися (например «Завтрак» или «Чай» ).
Задачи:
1. Знакомство с правилами составления несложного натюрморта, состоящего

из 2-4-х предметов.
2. Композиционное

размещение

разнообразных

по

форме

и величине

предметов на плоскости (плинте).
3. Передача характера, пропорций предметов с учетом их масштабных

соотношений
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды разной формы.
Тема 5. Наброски с животных по памяти и наблюдению (до 5 заданий).
Задачи:
1. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
2. Передача характерной позы конкретной породы животных.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала и фотографий
животных.
Тема 6. Динамическая композиция, включающая 1-2 фигуры человека
(«Первобытный человек», «Труд» и др.).
Задачи:
1. Развитие фантазии и наблюдательности.
2. Приближение создаваемых образов к историческому источнику.

3. Приобретение навыков в изображении фигуры человека в движении.

4.Использование основных закономерностей композиции.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции, поиск образов
персонажей композиции по выбранной теме.
Тема 7. Этюд с гипсового слепка, представляющего растительную форму
(лист оканта или розетка).
Задачи:
1. Практическое изучение растительных форм, выполненных в пластической

технике.
2. Точная передача пропорциональных отношений элементов.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 8. Этюды «Животные и птицы в движении» (в трех разных
положениях).
Задача:
1. Точность передачи движения, построение основных пропорций.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных в движении в трех
разных положениях.
Тема 9. Анималистическая композиция с

передачей эмоционального

состояния животного («Хитрая лиса», «Злой волк», «Обиженная собака»,
«Забавный медвежонок», «Испуганная кошка», «Трусливый заяц»).
Задачи:
1. Умение передать эмоциональный настрой животного.
2. Интерпретация

образов, навеянных иллюстрациями и скульптурными

работами художников-анималистов (Г.Горлова, В. Ватагина и д.р.).
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная

работа:

работа

с

литературой

и

иллюстративным

материалом художников – анималистов Г.Горлова, В. Ватагина и др.
Тема 10. Рельефное изображение натюрморта с натуры «Кувшин с
фруктами».

Задачи:
1. Последовательность лепки рельефа.
2. Передача сокращения объема в рельефе.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 11. Кратковременные наброски человека с натуры (друг с друга).
Задача:
1. Выявление

характерных

особенностей

пропорций

фигуры

человека

(взрослого, ребенка).
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 15. Композиция «Цирк».
Задача:
1. Реализация пластического замысла композиции.
2. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры,

животных, передачи движения
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, выполнение
зарисовок отдельных персонажей и подбор иллюстративного материала по
теме «Цирк».
Тема 16.Зачет.
Третий год обучения
Тема 1. Этюд с чучела крупной птицы (куропатка, глухарь, грач, и др.).
Задачи:
1. Дальнейшее совершенствование лепки с натуры.
2. Передача индивидуальных характерных черт, позы, объема, пропорций

птицы, анатомических особенностей.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 2. Этюд с натуры – драпировка со складками.
Задачи:
1. Знакомство

с

лепкой

ткани,

принимающего произвольную форму.

особенностями

мягкого

материала,

2. Внимание на выявление сгиба складок, их наиболее напряженные точки.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 3. Декоративный рельеф. Импровизация на тему натюрморта.
Задачи:
1. Развитие ассоциативного мышления, умения продуцировать неординарные

идеи и образы.
2. Выполнение работы в технике пласта с использованием фактуры и других

декоративных средств.
Материал: скульптурный и цветной пластилин.
Самостоятельная

работа: зарисовка отдельных элементов композиции,

подготовка и изготовление разнообразных фактур.
Тема 4. Этюды с гипсовой модели частей лица (глаз, носа, ушей).
Задачи:
1. Знакомство с анатомическими особенностями головы человека и отдельных

частей лица (глаз, носа, губ, ушей).
2. Выявление общего характера данной части лица, его пропорции.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 5. Этюд с натуры в рельефе – гипсовый слепок античной головы.
Задачи:
1. Изучение пропорций, детали, движение форм.
2. Принцип строения и сочленения головы и шеи, их осей и взаимосвязи.

3.Выразительность

объемных

форм

художественно-

образного

воспроизведения модели.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 6.Тематическая композиция на тему литературного произведения.
Задачи:
1. Стремление

передать

достоверное

впечатление

произведения (в т.ч. образ, костюм и д.р.).
2. Выполнение композиции в пластической технике.

Материал: скульптурный пластилин.

от

прочитанного

Самостоятельная работа: работа с книгой, выполнение эскизов к тематической
композиции с опорой на содержание произведения.
Тема 7. Этюды с деталей фигуры человека (гипсовые слепки: стопа, руки,
череп).
Задачи:
1. Знакомство с анатомическим строением и особенностями стопы, кисти руки,

черепа человека.
2. Четкое построение объемов по осям, изучение пропорций.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 8. Наброски фигуры человека в движении (не менее 4-х набросков в
позах «сидя» и «стоя»).
Задачи:
1. Изображение подвижной фигуры в пространстве.
2. Передача характера и пропорций человеческой фигуры.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 9. Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни. «Отдых»,
«Скамейка» и др.
Задачи:
1. Умение выразить идею в композиции.
2. Передача взаимодействия между 2-3 фигурами.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала в виде открыток,
иллюстраций

и

фотографий.

Выполнение

эскизов

к

тематической

композиции.
Тема 10. Декоративные сосуды.
Задачи:
1. Создание образа на основе совмещения «свободной формы» и формы

сосуда.
2. Закрепление полученных навыков работы в использовании различных

техник и приемов (пласт, жгут, фактура ).
Материал: скульптурный пластилин, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной
формы, разработка эскиза изделия на основе совмещения «свободной формы»
и формы сосуда.
Тема 11. Зачет. Итоговая композиция на свободную тему (в объеме или
рельефе: не более 3-х фигур).
Задача:
1. Выявление, проверка и закрепление всех знаний по скульптуре полученных

во время обучения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала, выполнение
эскизов к итоговой композиции.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
• Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
композиция».
• Знание оборудования и различных пластических материалов.
• Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
• Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
• Умение работать с натуры и по памяти.
• Умение применять технические приемы лепки рельефа.
• Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную

аттестацию.
Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных
выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний

(текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения,
решения тематических кроссвордов, тестирования.
Промежуточная аттестации проводится в форме зачета в виде
творческих просмотров работ обучающихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за
счет аудиторного времени. На просмотрах обучающимся выставляется
оценка.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в рамках промежуточной аттестации в форме
дифференцированного

зачета

(итоговой

работы)

с

обязательным

выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании
школы.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
"5" («отлично») - обучающийся выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход,
технически грамотно подошел к решению задачи;
"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции
и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, обучающийся безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с обучающимися, указанными в разделе
«Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы
обучающихся программой применяются также следующие методы:

− объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
− частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие
(творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские
(исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других
материалов);
− игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у обучающихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами
мастеров,

народных

составляющей

умельцев,

творческой

скульпторов,

заинтересованности

керамистов.

Важной

обучающихся

является

приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение
художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в
творческих мероприятиях).
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для

полноценного

усвоения

материала

учебной

программой

предусмотрено ведение самостоятельной работы. Самостоятельная работа
обучающихся выполняется в форме домашних заданий (упражнения к
изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Обучающиеся имеют
возможность работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
Средства обучения
• материальные:

учебные

аудитории,

специально

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

оборудованные

• наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные
доски, интерактивные доски;
• демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
• электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные
ресурсы;
• аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
VII. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Список методической литературы
1. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее
основах. – М. 1985.
2. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. Альбом. – Советский
художник,1982.
Для обучающихся
1. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке – М., 1979.
2. Претте

М.К.,

Капальдо

А.

Творчество

и

выражение:

курс

художественного воспитания. – М., «Советский художник» 1981.
3. Периодические издания: журналы «Юный художник», «Искусство в
школе», «Художественная школа», «Народное творчество».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».