ДООП Основы хореографии 2024-2025

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А Бойцова»
«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом

Директор МБУ ДО

образовательного

«ДШИ им. А.А.Бойцова»

учреждения протокол №1 от

__________Воловик С.В.

29.08.2024г.

Приказ № 34 от 29.08.2024г.

Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
в области хореографического искусства
«Основы хореографии»

2024г.
п.г.т. Умба

Разработчик(и) – Нутрихина Елена Николаевна, преподаватель МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова»
Рецензент – Воловик С.В., директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»

Структура программы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общая характеристика образовательной программы
1.2. Объемы и сроки освоения образовательной программы
1.3. Цель и задачи программы
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
2.2. Планируемые результаты
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
3.1. Виды контроля
3.2. Система и критерии оценки
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
6. ЛИТЕРАТУРА
7. ПРИЛОЖЕНИЕ (программы учебных предметов)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общая характеристика образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в
области хореографического искусства (ДООП) «Хореография» разработана в
соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития
дополнительного

образования

детей

(утверждена

распоряжением

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
«Рекомендациями

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ; Порядком организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013
№

1008);

Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) – Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования

детей.

СанПиН

2.4.4.3172-14

(постановление

Главного

государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Программа

имеет

художественную

направленность,

так

как

ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся,
художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный
креативный

характер,

предусматривая

самовыражения, творческой

возможность

самореализации учащихся

творческого
с учетом их

возможностей и мотивации. Программа «Хореография» рассчитана на детей с
разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству. По
виду

дополнительная

общеразвивающая

«Хореография» является модифицированной.

образовательная

программа

Актуальность программы в области хореографического искусства
заключается в создании особой, развивающей образовательной среды,
которая способствует не только формированию у учащихся комплекса
знаний, умений и навыков в области хореографического искусства, но и
направлена на воспитание и развитие у обучающихся эстетических взглядов,
потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от
выбранного в дальнейшем направления профессионального роста.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы
стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и
наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует
большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и
обучения,

трудности

организации

здоровьесберегающего

обучения

школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной
становится задача обеспечения сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Танец - это движение, а движение - это жизнь. В нем воплощаются все
действия человека от рождения до смерти. Он организует тело человека,
благотворно влияет на все функции организма, нервную систему, делает
собранным, внутренне ритмичным, свободным, воспитывает волю и
внимание, обостряет восприятие, эмоциональность.
Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией,
оказывают благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и
нервную

системы

позвоночника,

организма.

содействуют

Позволяют

подвижности

в

поддерживать
суставах

и

гибкость
развивают

выносливость, способствуют формированию правильной осанки, красивой и
легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений.
С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание,
умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать
развитию ловкости и координации движений. Танец имеет большое
воспитательное

значение

как

средство

воспитания

национального

самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных

эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов
развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои,
только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его
обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же
потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо
в

этом

заключены

основы

национального

характера,

этнической

самобытности, выработанные в течение многих веков.
Актуальность программы также обусловлена социальным заказом на
гуманистическую

направленность

образования

и

необходимостью

художественного воспитания личности ребёнка, формирования общей
культуры, возможностью последующей самореализации в жизни.
Новизна программы состоит в том, что она в отличие от изученных
программ данного профиля комплексная, направлена на синтез классической,
народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает
набор

интегрированных

дисциплин,

которые

помогают

учащимся

адаптироваться к репетиционно-постановочной работе.
Программа вариативная, модульная по форме. Содержание программы
разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что
позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.
В данной программе учтены и адаптированы к возможностям детей
разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие:
гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный
танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным
видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими
танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на
раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на
развитие их сценической культуры.
Отличительной особенностью данной программы является совмещение
нескольких

танцевальных

направлений,

позволяющих

осуществить

комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего

курса обучения. Занятия направлены не столько на профессиональное
обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей и их
личностный рост. Поэтому, в отличие от существующих танцевальных
программ, которые в основном строятся в рамках какого-то одного
направления, этот курс дает возможность овладеть разнообразием стилей,
что в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские
возможности. Важной отличительной особенностью программы является то,
что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения.
Это развивает опыт сценической практики, закаляет детей морально,
повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными
принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип
взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического
воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует
развитию творческой активности детей. Эстетическое воспитание помогает
становлению

основных

качеств

личности:

терпению,

активности,

самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на
развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате
разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление
мышц;

понимание детьми

связи

красоты

движений с правильным

выполнением физических упражнений и др.).
Программный материал изложен с учетом возрастных особенностей
детей, их физической и психологической подготовки. Освоение материала
идет последовательно - каждая ступень обучения предполагает повторение и
закрепление уже пройденного материала, но по спирали, что развивает
умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. В каждый период
обучения материал дается по основным разделам модульно. Все разделы и
модули связаны между собой и в то же время имеют конкретное содержание
и задачи по формированию знаний, умений и навыков. Основная задача –

научить

сознательному

отношению

к

своим

движениям,

увлечь,

заинтересовать, побудить желание танцевать.
Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Условия
набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных
представителей). Набор в объединение осуществляется по результатам
просмотра. Принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие
склонность к танцевальной деятельности. Необходимо также заключение
врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Программа «Хореография» разбита на модули, каждый из которых
включает в себя материал по основным разделам хореографического
искусства:
• ритмика;
• партерная гимнастика;
• танцевальная азбука;
• основы классического экзерсиса;
• народно-сценический танец;
• эстрадный танец;
• историко-бытовой и бальный танец;
• танцевальные игры;
• сценическая мастерская.
Также каждый модуль включает в себя материал, изучаемый только в
данном модуле (танцевальный стиль и танец, разучиваемый в данном стиле).
Модули могут меняться местами в зависимости от общего календарнотематического плана работы образовательного учреждения.
«Ритмика». Является основным предметом обучения, включает в себя
развитие

музыкально-ритмической

ориентации.

В

дальнейшем

выразительности,
ритмическое

пространственной

воспитание

проходит

непосредственно на элементах танцевальных движений в процессе урока по
хореографии. В этот раздел включены танцевальные упражнения под

музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело,
вводятся элементы и понятия музыкальной грамоты, те, которые встречаются
в хореографии (музыкальный размер, такт, ритм и т.д.).
«Партерная гимнастика» (гимнастика, лежа на полу). Включает в
себя упражнения на развитие физических данных ребенка, укрепление
мышечного аппарата, силы, выносливости. Детьми легче понимаются
понятия «прямой спины», «вытянутого носка», «выворотной позиции» в
горизонтальном положении.
«Танцевальная азбука», «Основы классического экзерсиса» Данный
раздел включает в себя знания по танцевальному этикету, методику
исполнения движений различных видов танца, знания французской
терминологии. В практическую часть входит перечень умений и навыков,
упражнений, знания танцевальной лексики танцев. Вводятся элементы
экзерсиса классического танца, упражнения которого подготавливают к
более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы.
Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично
развивая всё тело, раскрепощая движение. Классический танец является
фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов,
ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование
необходимых

технических

навыков,

является

источником

высокой

исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и
отечественной хореографической культуры.
«Народно-сценический танец». Одним из основных предметов в
программе является "Народно-сценический танец". Материал этого раздела
включает в себя несколько тем: азбука народного танца, перечень
упражнений у станка и на середине зала, практические и теоретические
рекомендации для обучения детей народному танцу. К концу обучения
учащиеся должны знать элементы народного танца, правила постановки
корпуса, все положения рук, ног, знать и уметь отличать основные группы

своего национального танца: лексику, ходы, фигуры хоровода, кадрили,
"коленца" плясок и т.д., профессионально исполнять танец.
«Бальный танец». Знакомство с характерными чертами и историей
танцев различных эпох и народов, а также знакомство с элементами бальных
танцев.
«Беседы по хореографическому искусству». Это теоретический
раздел, даёт общее представление о классическом танце, как искусстве, его
истоках,

о

русской

школе

классического

танца,

о

Пермском

хореографическом училище и т. д. Даётся общее представление о народном
танце, его истоках, разнообразии. Знакомство учащихся с национальными
особенностями народных танцев, рассказы о народных обрядах, традициях,
жизни и истории народа. Учащиеся знакомятся с танцевальной культурой 1519 веков, характеристикой эпохи, стилевыми особенностями, описанием
костюма, манерой исполнения, краткой характеристикой танцев и историей
их происхождения.
«Танцевальные игры. Сценическая мастерская». Игра — это очень
важный элемент в работе с детьми. Игра – основная деятельность детей в
этом возрасте, поэтому играть с ними нужно. Причем желательно привнести
игру в работу, так, чтобы выполняя какую-то педагогическую задачу, дети
думали, что это, просто игра. Программа включает игры, способствующие
развитию пантомимики, выразительности поз, жестов, фантазии, образного
мышления, творческих способностей детей.
Работа по этому разделу пронизывает весь образовательный процесс и
имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских
способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального
образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что
хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники,
выразительности. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый
материал

–

соответствовать

не

только

техническим

обучающихся, но и учитывать их возрастную психологию.

возможностям

Содержание данного раздела предполагает работу над постановкой
концертных номеров, выступлений, показы открытых занятий. Знакомство со
сценой, культура поведения на сцене.
На занятиях логически сочетаются все виды деятельности: ритмика
(прослушивание и анализ музыки), упражнения у станка и лежа на полу,
танцевальная азбука, репетиционная работа и, конечно, игры.
Программа

основывается

на

постепенном

развитии

природных

способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой
танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и
регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Она
рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и
исполнение концертных номеров. Занятия по данной программе приобщают
детей к пониманию искусства танца.
1.2. Объемы и сроки освоения образовательной программы
Срок освоения образовательной программы составляет 3 года.
ДООП «Хореография» преемственна ДООП «Основы хореографии» и
является следующей ступенью обучения.
ДООП

«Хореография»

обеспечивает

освоение

базового

уровня

хореографического искусства. Основной задачей данного уровня обучения
является вовлечение учащихся в процесс исполнительского творчества,
приносящий радость общения с прекрасным и ощущение собственной
значимости.
По окончании срока освоения программы выпускники, успешно
освоившие программу и прошедшие итоговую аттестацию, считаются
окончившими полный курс ДООП «Хореография». Учащимся выдается
свидетельство об окончании программы «Хореография». Выпускники могут
перейти на следующую ступень обучения, преемственную данной программе
– ДПОП «Хореографическое творчество» 5 лет обучения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий по программе – очная,
групповая (от 4 до 15 чел.). Количество аудиторных часов в неделю по
учебному предмету 1 час. Продолжительность урока – 40 минут.
Примечания к учебному плану:
Помимо

педагогических

часов,

указанных

в

учебном

плане,

необходимо дополнительно предусмотреть: концертмейстерские часы из
расчета 100% общего количества часов, отводимых на практические
групповые занятия по предметам: «Классический танец», «Народносценический танец», «Ритмика».
1.3. Цель и задачи программы
Основная цель образовательной программы – развитие творческих
способностей ребенка, приобретение исполнительских и теоретических
навыков в области хореографического искусства.
Образовательные (предметные) задачи:
• формирование универсальных учебных действий – исполнительских,
слуховых, аналитических;
• получение базовых знаний и навыков в области хореографического
искусства;
• освоение исполнительской техники;
• приобретение опыта практической исполнительской деятельности.
Метапредметные задачи:
• развитие у учащихся интереса к хореографической деятельности,
музыкального вкуса;
• развитие воображения, мышления, воли – качеств личности,
необходимых для осуществления творческой деятельности.
Личностные задачи:
•

духовное

развитие

учащихся

путем

приобщения

их

художественному творчеству;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

к

• создание условий для гармоничного развития ребенка (целостного
процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка).
Целью являются духовное и физическое развитие ребенка

в

танцевальной области, формирование интереса к искусству, художественным
традициям своего народа, достижениям мировой культуры, современным
тенденциям в танце.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы (ДООП) в области хореографического
искусства «Хореография» (срок освоения – 3 года)
N
п/п

1.

1.1
1.2

1.3
1.4
1.5

2.

2.1

2.2

3.

Наименование
Годы обучения
предметной
(классы) количество
области/учебного аудиторных часов в
предмета
неделю

Учебные
предметы
исполнительской
подготовки:
Классический
танец
Народносценический
танец
Гимнастика
Ритмика
Подготовка
концертных
номеров
Учебные
предметы
теоретической
подготовки:
Слушание музыки
и музыкальная
грамота
беседы о
хореографическо
м искусстве
Учебные

Общее
количеств
о часов

Промежу Итоговая
точная аттестация
аттестац
(годы
ия (годы обучения,
обучения
классы)
, классы)

1
4

2
4

3
4

420

1

1

1

105

3

1

1

70

3

1
1
1

1
1

1
1

35
105
105

1

2

2

175

1

1

1

105

1

1

70

1

1

70

1
3
3

3

3

предметы по
выбору:
3.1

Актёрское
мастерство
(пластический
театр)
Всего

5

1

1

70

3

7

7

665

4

4

2.2. Планируемые результаты
Результатом освоения общеразвивающей
хореографического

искусства

«Хореография»

программы в области
является

приобретение

обучающимися следующих знаний, умений, навыков:
В области исполнительской подготовки:
• знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и
концертной площадке;
• знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
средств выразительности;
• умений исполнять танцевальные номера;
• умений определять средства музыкальной выразительности в
контексте хореографического образа;
• умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
•

навыков

владения

различными

танцевальными

движениями,

упражнениями на развитие физических данных;
• навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
• навыков сценической практики;
• навыков музыкально-пластического интонирования;
• навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
В области теоретической подготовки:
• первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в
области хореографического искусства, выдающихся отечественных и
зарубежных произведений в области хореографического искусства;

• знаний основных средств выразительности хореографического и
музыкального искусства;
• знаний наиболее употребляемой терминологии хореографического
искусства.
Личностные результаты:
• формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими
видами деятельности;
•

формирования

умения

анализировать

свои

музыкально-

хореографические возможности;
• формирование умения способности обучающегося к саморазвитию и
творческому росту;
• формирование умения применять приобретенные исполнительские
навыки в повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Познавательные
•

развитие

мотивации

к

творческим

видам

деятельности,

самостоятельности, активности;
• формирование навыка учебной и познавательной деятельности;
• овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
• определение наиболее эффективных способов достижения результата
в исполнительской и творческой деятельности;
Коммуникативные
• формирование культуры общения, активной жизненной позиции;
• формирование умения воспринимать себя как часть творческого
коллектива;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).

Регулятивные
• формирование умения планировать свою деятельность и оценивать
свои возможности;
• навыки решения нестандартных творческих задач в поставленных
условиях.
• позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
В процессе изучения учебных предметов обучающийся должен приобрести
следующие предметные знания и умения:
Наименование предмета
классический танец

Знания
•знание рисунка танца,
особенностей
взаимодействия с
партнерами на сцене;
•знание балетной
терминологии;
•знание элементов и
основных комбинаций
классического танца;
•знание особенностей
постановки корпуса, ног,
рук, головы, танцевальных
комбинаций.

Умения и навыки
• умение исполнять
элементы и основные
комбинации классического
танца;
• умение распределять
сценическую площадку,
чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца.

Народно-сценический
танец

•знание рисунка народного
танца, особенностей
взаимодействия с
партнерами на сцене;
•знание балетной
терминологии;
•знание элементов и
основных комбинаций
народного танца; •знание
особенностей постановки
корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций.

Ритмика

Знание основных понятий и
терминов в области
хореографии и музыки.
Знание техники
безопасности.
Представление о
двигательных функциях

• умение исполнять на
сцене различные виды
народного танца;
• умение исполнять
элементы и основные
комбинации различных
видов народных танцев; •
умение распределять
сценическую площадку,
чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок при
исполнении народного
танца;
• умение понимать и
исполнять указания
преподавателя.
Навыки координации.
Навыки исполнения
танцевальных движений,
комбинаций и композиций.
Навыки соблюдения
требований к безопасности
при выполнении

отдельных частей тела.
Знание позиций ног, рук.
Представление о
сценической площадке,
рисунке танца,
слаженности и культуре
исполнения танца.
Знание основ
хореографического
искусства;
Знание принципов
взаимодействия музыки и
танца;

танцевальных движений.
Умение самостоятельно
исполнять ритмические
упражнения;

подготовка концертных
номеров

• знание музыкальной
терминологии, актуальной
для хореографического
искусства.

слушание музыки и
музыкальная грамота

• знание специфики музыки
как вида искусства;
• знание музыкальной
терминологии, актуальной
для хореографического
искусства;
• знание основ
музыкальной грамоты
(размер, динамика, темп,
строение музыкального
произведения).

Гимнастика

знать название основных
частей тела;

• умение осуществлять
подготовку концертных
номеров под руководством
преподавателя;
• умение работы в
танцевальном коллективе;
• умение понимать и
исполнять указания
преподавателя, творчески
работать над
хореографическим
произведением на
репетиции;
• навыки участия в
репетиционной работе.
• умение эмоциональнообразно воспринимать и
характеризовать
музыкальные
произведения;
• умение пользоваться
музыкальной
терминологией, актуальной
для хореографического
искусства;
• умение различать
звучания отдельных
музыкальных
инструментов;
• умение запоминать и
воспроизводить
(интонировать,
просчитывать) метр, ритм и
мелодику несложных
музыкальных
произведений.
уметь выполнять
элементарные упражнения,

Беседы о хореографическом Знать о классическом
искусстве
танце, как искусстве, его
истоках, о русской школе
классического танца;
Знать о народном танце, его
истоках, разнообразии
Знать о танцевальной
культуре 15-19 веков,
стилевыми особенностями,
описанием костюма,
манерой исполнения

Актёрское мастерство

Знать простейшие
элементы сценической
грамоты;
Знать основы
артистической техники:
внимание воображение
фантазия;
Научиться действовать в
предлагаемых
обстоятельствах;
Знать органы чувственного
восприятия;
Знать основное построение
этюда;

сидя и лёжа на полу.
Иметь представление о
многообразии балетных
жанров, путей развития
зарубежного, русского и
многонационального
советского балета,
поймать своеобразие
русского
хореографического
искусства, значение для
судеб мирового балета
творчества великих русских
балетмейстеров.
Иметь представление о
народных обрядах,
традициях, жизни и
истории народа.
Иметь представление о
характеристике эпох,
краткой характеристике
танцев и истории их
происхождения
Знать правила поведения
зрителя, этикет до, во время
и после спектакля,
концерта;
Знать правила поведения
артиста за кулисами;
Знать звукоряд гласных
Уметь выполнить
разминку, подготовить свое
тело к работе под;
Уметь выполнить
артикуляционную и
дыхательную гимнастику;
Уметь выполнять
упражнения актерского
тренинга на внимание,
память и фантазию;
Уметь построить связный
рассказ о своих
впечатлениях от
увиденного;

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
3.1. Виды контроля
Оценка качества реализации ДООП «Хореография» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся. Каждый из видов контроля успеваемости имеет свои цели,
задачи и формы. Текущий контроль успеваемости имеет воспитательные
цели, при этом учитываются индивидуальные психологические особенности
учеников.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них
учитываются:
• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
• качество выполнения домашних заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития,

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов, технических зачетов, письменных работ и устных опросов.
Промежуточная аттестация проводится в конце полугодия, года.
Промежуточная аттестация проводится в конце обучения в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет по следующим предметам:
• «Гимнастика» - в форме контрольного урока.
• «Ритмика» - в форме контрольного урока.
При

прохождении

продемонстрировать
программными

итоговой

знания,

требованиями.

умения

аттестации
и

Требования

навыки
к

выпускник
в

должен

соответствии

содержанию

с

итоговой

аттестации обучающихся определяются МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
самостоятельно.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения в счет аудиторного
времени по следующим предметам:
• «Классический танец» - в форме экзамена;
• «Народно-сценический танец» - в форме экзамена;
• «Слушание музыки и музыкальная грамота», - в форме контрольного
урока.
«Подготовка концертных номеров» - в форме контрольного урока.
Выпускникам выдаются свидетельство об освоении программы.
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова» самостоятельно.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных

выпускниками

знаний,

умений,

навыков

и

степень

готовности выпускников к возможному продолжению образования в области
хореографического искусства.
3.2. Система и критерии оценки
При проведении аттестации качество подготовки обучающегося
оценивается по пятибалльной шкале, которая может быть дополнена
системой «+» и «- », что даст возможность более конкретно отметить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой.
Критерии оценок по учебным предметам исполнительской подготовки:
Основные критерии оценивания результатов учебной деятельности,
учащихся по предмету «Классический танец»:
- знание содержания экзерсисов у станка, на середине, адажио, аллегро;
- умение выполнять комбинации;

- уровень развития и подготовленности организма к дальнейшим
занятиям хореографическим искусством;
- уровень проявления отношения к урокам.
Баллы
5 «отлично»

Критерии оценки
Учащийся осознанно и свободно владеет содержанием
экзерсиса у станка, на середине, адажио, аллегро; комбинации
исполняет уверенно, выразительно, музыкально, без ошибок.
Свободно
владеет
пластикой
тела,
демонстрирует
физическую готовность опорно-двигательного аппарата к
дальнейшему обучению, апломб, танцевальность
и
выразительность поз, легкий высокий прыжок, четкость
вращений.
Учащийся
проявляет
целеустремленность,
ответственность, познавательную активность, творческое
отношение к занятиям.
4 «хорошо»
Учащийся знает содержание экзерсис у станка, на середине,
адажио, аллегро; исполняет комбинации музыкально, с
несущественными
ошибками,
которые
быстро
самостоятельно исправляет. Достаточно владеет пластикой
тела, демонстрирует развитость опорно-двигательного
аппарата, устойчивость, чувство позы. Учащийся проявляет
старание и интерес к занятиям.
3 «удовлетворительно» Учащийся слабо ориентируется в содержании экзерсис у
станка, на середине, адажио, аллегро; исполняет комбинации
с существенными ошибками. Недостаточно владеет
пластикой тела, опорно-двигательный аппарат развит слабо.
Учащийся не проявляет должного старания и интереса к
занятиям.
2
Учащийся не имеет представления о содержании экзерсиса у
«неудовлетворительно» станка, на середине, адажио, аллегро; исполняет комбинации
с существенными ошибками, которые не может исправить. Не
владеет пластикой тела. Опорно-двигательный аппарат развит
слабо. Учащийся не проявляет должного старания и интереса
к занятиям.

Основные критерии оценивания результатов учебной деятельности
учащихся по предмету «Народно-сценический танец»:
- знание хореографического материала;
- умение выполнять комбинации;
- уровень развития и подготовленности организма к дальнейшим
занятиям хореографическим искусством;
- уровень проявления отношения к урокам.

Баллы
5 «отлично»

Критерии оценки
Учащийся осознанно и свободно владеет хореографическим
текстом; комбинации исполняет уверенно, выразительно,
музыкально, без ошибок. Свободно владеет пластикой тела,
демонстрирует
высокую
индивидуальную
технику,
эмоциональную выразительность, национальный колорит,
чувство ансамбля,
физическую готовность опорнодвигательного аппарата к дальнейшему обучению. Учащийся
проявляет
целеустремленность,
ответственность,
познавательную активность, творческое отношение к
занятиям.
4 «хорошо»
Учащийся знает текст; исполняет комбинации музыкально, в
нужной манере, с несущественными ошибками, которые
быстро самостоятельно исправляет. Достаточно владеет
пластикой тела, индивидуальной техникой, навыками
взаимодействия с партнерами, умением сохранять рисунок
танца. Демонстрирует развитость опорно-двигательного
аппарата. Учащийся проявляет старание и интерес к занятиям.
3 «удовлетворительно» Учащийся слабо ориентируется в содержании материала;
исполняет комбинации с существенными ошибками.
Недостаточно владеет пластикой тела, индивидуальной
техникой, манерой исполнения, опорно-двигательный аппарат
развит слабо. Учащийся не проявляет должного старания и
интереса к занятиям.
2
Учащийся не имеет представления о содержании предмета;
«неудовлетворительно» исполняет комбинации с существенными ошибками, которые
не может исправить. Не владеет пластикой тела. Опорнодвигательный аппарат развит слабо. Учащийся не проявляет
должного старания и интереса к занятиям.

«Слушание музыки и музыкальная грамота»
Баллы
5 «отлично»

4 «хорошо»

3 «удовлетворительно»

Критерии оценки
При устном опросе, в письменной работе обучающийся
продемонстрировал прочные, системные теоретические
знания и владение практическими навыками в полном объеме,
предусмотренном программой, хороший темп ответа, все
задания выполнены без ошибок. Учащийся свободно
ориентируется в пройденном материале.
При устном опросе, в письменной работе обучающийся
продемонстрировал хорошие теоретические знания и
владение
практическими
навыками
в
объеме,
предусмотренном программой. Допускаемые при этом
погрешности и неточности не являются существенными и не
затрагивают основных понятий и навыков, в письменной
работе допускаются 2-3 незначительные ошибки.
При устном опросе, в письменной работе обучающийся
допускает существенные погрешности в теории и показывает
частичное
владение
предусмотренных
программой
практических навыков, замедленный темп ответа. Учащийся
часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном

материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.
2
При устном опросе, в письменной работе обучающийся
«неудовлетворительно» допускает большое количество грубых ошибок, медленный
темп ответа, письменная работа выполнена меньше, чем
наполовину.

«Подготовка концертных номеров»
Баллы
5 «отлично»
4 «хорошо»
3 «удовлетворительно»

2 «неудовлетворительно»

Критерии оценки
Технически качественное и художественно-осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения.
Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном).
исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученные движения, слабая техническая подготовка,
невыразительное исполнение, отсутствие свободы в
хореографических постановках и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием плохой
посещаемости аудиторных занятий и нежеланием
работать над собой.

«Ритмика»
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль
успеваемости

учащихся

проводится

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по
окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока и участия
в годовом отчетном концерте школы.
Баллы
5 (отлично)
4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

Критерии оценки
ставится, если учащийся точно и грамотно
выполнил задания;
ставится при некоторой неточности в
исполнении
заданных
движений
и
комбинаций, недочетов в исполнении
танцевальных композиций;
ставится, если исполнение неряшливо,
недостаточно
грамотно
и
маловыразительно.

2 «неудовлетворительно»

Учащийся не имеет представления о
исполнении
заданных
движений
и
комбинаций; исполняет комбинации с
существенными ошибками, которые не
может исправить. Учащийся не проявляет
должного старания и интереса к занятиям.

«Гимнастика»
По

завершении

изучения

предмета

"Гимнастика"

по

итогам

промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
Баллы
5
(«отлично»)

4
(«хорошо»)

3
(«удовлетворительно»)

2
(«неудовлетворительно»)

Критерии оценки
технически
качественное
и
художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
отметка
отражает
грамотное
исполнение с небольшими недочетами
(как в
техническом плане, так и в
художественном смысле)
исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученные
движения, слабая техническая подготовка,
малохудожественное
исполнение,
отсутствие свободы исполнения и т.д.
комплекс
недостатков,
являющийся
следствием отсутствия домашних занятий,
а также плохая посещаемость аудиторных
занятий

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации общеразвивающей программы предусматриваются
аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. Форма проведения
учебных аудиторных занятий: по предметам исполнительской подготовки –
мелкогрупповая (до 10 человек) и групповая. Состав группы учащихся –
постоянный. Продолжительность урока – 40 минут.

Обучение ведется в соответствии с учебным планом, рабочими
программами учебных предметов. Внеаудиторная (самостоятельная) работа
обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием
времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБУ
ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова». Выполнение обучающимся домашнего
задания контролируется преподавателем.
В целях реализации программы в МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
установлены общие временные сроки по продолжительности учебного года,
каникулярного времени, академического часа.
Качество реализации общеразвивающей программы обеспечивается за
счет доступности, открытости содержания общеразвивающей программы в
области искусств, наличия комфортной развивающей образовательной
среды.
Реализация
документацией

программы

обеспечивается

(учебниками,

учебно-методической

учебно-методическими

изданиями,

конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным
предметам.

Внеаудиторная

(домашняя)

работа

обучающихся

также

сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация

программы

обеспечивается

доступом

каждого

обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и
видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов
учебного плана.
Образовательная
возможность

организация

оперативного

образовательными

обмена

организациями,

предоставляет

обучающимся

информацией

с

отечественными

учреждениями

и

организациями

культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети Интернет.
Материально-техническая

база

образовательной

организации

соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Образовательная организация соблюдает своевременные сроки
текущего и капитального ремонта.
Для реализации программы в образовательной организации имеются в
наличии:
1. кабинеты хореографии, оснащенные хореографическими станками,
зеркалами; фортепиано; аудиоаппаратурой;
2. специально оборудованный концертный зал для выступлений;
3.

кабинет

для

звукозаписывающей

и

теоретических
воспроизводящей

занятий,
видео

и

оснащенный
аудиозаписи

оборудованием, фортепиано;
4. раздевалки для мальчиков и девочек;
5. костюмы для концертных номеров;
6. коврики для партерной гимнастики.
Методическое обеспечение:
1. Учебные рабочие программы
2. нотные сборники по предметам
3. Подборка аудиоматериалов
4. Подборка видеоматериалов.
В образовательном учреждении созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и
учебного оборудования.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Организация образовательного процесса по программе ведется в очной
форме,

в

соответствии

со

сложившимися

традициями

в

области

хореографического исполнительства. В процессе обучения используются
разнообразные методы обучения (словесный, наглядный, практический;

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.)
и

воспитания

(убеждение,

поощрение,

упражнение,

стимулирование,

мотивация и др.).
Формы организации образовательного процесса обусловлены, прежде
всего, профилем деятельности – хореографическим. Занятия ведутся в
индивидуальной, мелкогрупповой, групповой формах. Формы организации
учебного занятия также вполне традиционны, что определено особенностями
профиля

программы:

урок-практическое

занятие,

лекция,

творческая

мастерская, концерт.
Внеурочные формы организации работы предполагают участие
обучающихся в различных творческих мероприятиях, проводимых в форме
концерта, конкурса, фестиваля.
Обучение
педагогических
технология

по

программе

технологий:
группового

предполагает

применение

технология

индивидуализации

обучения,

технология

различных
обучения,

коллективного

взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология
разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология
проблемного обучения, технология игровой деятельности, технология
коллективной творческой деятельности, технология развития критического
мышления через чтение и письмо, технология педагогической мастерской,
здоровьесберегающая технология и др.

Литература
Нормативно-правовая база:
1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
2.

Порядок

деятельности

по

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

(Приложение к Приказу Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008)
3. Проект концепции развития Детских школ искусств в Российской
Федерации от 30 октября 2013 г.
4.

Программа

развития

системы

российского

музыкального

образования на период с 2014 по 2020 годы.
5. Рекомендации по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств (приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 года
№ 191-01-39/06-ГИ).
6. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Специальная литература
1.

Аракелова

А.О.

О

реализации

дополнительных

предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств:
сборник материалов для детских школ искусств. Часть 1. – М., 2012.
2. Артеменкова Т.А. Азбука менеджмента. Учебно-практическое
пособие

для

системы

переподготовки

и

повышения

квалификации

работников сферы культуры. – М., 2004. –206 с.
3. Артеменкова Т.А. Актуальные управленческие технологии в
образовательном учреждении сферы культуры. –М.: ООО «РЕАЛ ГРУП»,
2002. –124 с.
4.

Боровиков

Л.И.

Научный

руководитель

в

инновационном

учреждении дополнительного образования детей: Методическое пособие к

спецкурсу для слушателей институтов повышения квалификации работников
образования. –Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. – 80 с.
5.

Галкина

Т.И.,

Сухенко

Н.В.

Организация

и

содержание

методической работы в современной школе: книга современного завуча. –
Изд. 3-е. –Ростов на/Д: Феникс, 2008. –383 с.17
6. Детская школа искусств: Инновационные образовательные проекты
/сост. И.М. Багаева, И.Е. Домогацкая –М., 2005 –109 с.
7.

Дейч

Б.А.

Педагогические

технологии

в

дополнительном

образовании детей: учебное пособие. –Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006 –132 с.
8. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие
для слушателей курсов повышения квалификации работников образования
/Авт.-сост. И.В. Хромова, М.С. Коган. –Новосибирск, 2006. – 32 с.
9. Доронина И.В. Управление персоналом: стимулирование и развитие:
Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2004. –204 с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных
конспектах. Высшее образование. – М.: Айрис-пресс, 2007. –256 с.
11.

Коломиец

Г.Г.

Музыкально-эстетическое

воспитание

(аксиологический подход). – Монография. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО,
2001. –240 с.
12. Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия
и комплексное воздействие искусств: Учеб. пособие /Новосиб. гос.
консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2003. –258 с.
13. Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов (утверждена президентом РФ 3 апреля 2012 г.):
электронный ресурс.
14.

Креативный

ребенок:

Диагностика

и

развитие

творческих

способностей /Серия «Мир вашего ребенка». –Ростов н/Д: Феникс, 2004. –
416 с.
15. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в
учреждениях

дополнительного

образования

детей:

Пособие

для

руководителей и педагогов /под общей редакцией Н.К. Беспятовой. – М.:
Айрис-пресс, 2004. –96 с.
16. Кульневич С.В., Иваненко Е.С. Дополнительное образование детей.
Методическая служба. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2005.
17. Педагогические технологии. Учебное пособие /авт.-сост. Т.П.
Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –128 с. – (Учебное пособие).
18. Психология детства. Учебник. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.
«прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. –368 с. – (Серия «Мэтры психологии»).
19. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.
Пособие для студ. муз.фак. высш. пед. учеб. заведений /Д.К. Кирнарская,
Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
20. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие. –
М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
21. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных
технологий,
технологий).

2005.

–288

с.

(Серия

«Энциклопедия

образовательных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».