Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
С.В. Воловик
29.08.2024 г., Протокол № 1.
Приказ № 34 от 29.08.2024 г.
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область
ПО.02. История искусств
Учебный предмет
УП.01. Беседы об искусстве
2024 год
п.г.т. Умба
Разработчик: - Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба.
Рецензент
–
Соха
Сабина
Станиславовна,
преподаватель,
заведующая
художественным отделением МБУ ДО - ДШИ №1 МО Кандалакшский район.
Рецензия на рабочую программу по учебной дисциплине (П0.02.УП.01.)
«Беседы
об
искусстве»
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», срок обучения 5лет.
Рабочая
программа
предназначена
для
по
учебной
обучения
дисциплине
учеников
«Беседы
об
класса
дополнительной
1
искусстве»
предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».
Программа
разработана
предпрофессиональной
с
учетом
ФГТ
общеобразовательной
к
дополнительной
программе
в
области
изобразительного искусства «Живопись» и на основе «Проекта примерной
программы по учебному предмету «Беседы об искусстве» тематических планов
и опыта преподавания предмета истории искусств в МБОУ ДОД ДШИ п.г.т.
Умба.
Рабочая программа реализует основную цель данной учебной дисциплины пробуждение интереса обучающихся к искусству и деятельности в сфере
искусства, расширение их представлений об окружающем мире, формирование
первоначальных знаний о пространственных, динамических и пластических
видах искусства.
Программа рассчитана на 1 год (1 класс 5-летнего курса обучения программы
«Живопись»).
На изучение дисциплины отводится 66 часов, из них 49,5 - аудиторные занятия,
16,5 - самостоятельная работа.
Вид промежуточной аттестации - дифференцированный зачет в конце 2
полугодия.
Структура программы включает: пояснительную записку, учебно-тематический
план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки
обучающихся,
методическое
обеспечение
учебного
процесса,
список
литературы и средств обучения.
В Пояснительной записке четко прописаны цели, задачи, срок реализации
учебного предмета, разнообразные формы проведения занятий и методы
обучения.
Учебно-тематический план и Содержание учебного предмета составлены на
основе 3-х тематических разделов: «Виды искусства», «Язык изобразительного
искусства», «Искусство как вид культурной деятельности. Сохранение и
приумножение культурного наследия».
В разделе «Виды искусства» подробно разбираются пространственные (ИЗО,
Архитектура, Народное искусство), динамические (Музыка, Литература),
синтетические
(Танец,
Театр,
Кино)
направления
в
искусстве,
их
синкретическая связь между собой. В теме «Язык изобразительного искусства»
раскрываются понятия «композиция», «силуэт», «колорит» и т.п., изучаются
жанры изобразительного искусства, стилевые особенности композиционных
изображений, свойства графических
и живописных материалов. Раздел
«Искусство как вид культурной деятельности. Сохранение и приумножение
культурного наследия» посвящен объектам сохранения, приумножения и
популяризации искусства - библиотекам, музеям, архивам. Час аудиторского
времени отдан теме «Сеть интернет как информационный ресурс», в которой
раскрывается
значение
современных
информационных
источников
в
привлечении интереса и распространении знаний о шедеврах ИЗО и
архитектуры. Также в данном разделе содержится информация о способах
самостоятельной работы с библиотечной книгой и поисковыми интернет сетями.
Следует отметить, что содержание учебного предмета охватывает широкий
круг тем (что предполагает разнообразие в методах обучения на уроках) и
демонстрирует различные виды практической и самостоятельной работы, что
позволяет повысить интерес обучающихся к предмету и положительно
повлиять на усвоение учебного материала.
В Требованиях к уровню подготовки обучающихся изложены формы и методы
контроля, критерии оценивания работ обучающихся.
Реализация данной программы обеспечит предварительную подготовку к
углубленному изучению теории и истории изобразительного искусства во 2-5
классах ДШИ.
Рекомендуется использование рецензируемого документа в качестве рабочей
программы
учебной
дисциплины
«Беседы
об
искусстве»
(1
класс
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Живопись», 5лет обучения).
Содержание учебного предмета
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
IV.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
V.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
VI.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
VII.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области изобразительного искусства «Живопись».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве»
подразумевает
развитие
ребенка
через
первоначальную
концентрацию
внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание
взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание
искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда,
когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется
эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях
искусства,
различать
средства
выразительности,
а
также
соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На
решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки
обучающихся
данного
возраста.
В
работе
с
младшими
школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует
чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев,
практической работой.
1.2.
Срок освоения предмета.
При реализации программ «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет
учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.
1.3.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Срок освоения - 1 год
Вид учебной работы
Годы обучения
1-й год
1
полугодие
2
полугодие
25,5
49,5
Самостоятельная работа
8
8,5
16,5
Максимальная учебная нагрузка
32
34
66
Аудиторные занятия
24
Зачет
Вид промежуточной аттестации
Консультации
1.4.
Всего
часов
1
(дифференц
ированный)
1
2
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
1.5.
Цель учебного предмета
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования
первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного
вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
1.6.
Задачи учебного предмета
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства,
различать
средства
выразительности,
а
также
соотносить
содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы:
1. Общая характеристика видов искусства.
2. Пространственные (пластические) виды искусства.
3. Динамические (временные) виды искусства.
4. Синтетические (зрелищные) виды искусства.
5. Язык изобразительного искусства.
6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат
творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного
наследия.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение
практической
деятельности
(«интерпретация»),
что
позволяет
закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые
навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
II.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «БЕСЕДЫ ОБ
ИСКУССТВЕ»
(срок освоения программы 1 год)
1 год обучения
2.2
Общий объем
времени в часах
Аудиторные
занятия
Вид
учебного
занятия
Самостоятельная
работа
1
1.1
2
2.1
Наименование раздела, темы
Максимальная
учебная нагрузка
№
66
16,5
49,5
Виды искусства
Вводная беседа о видах искусства
беседа
1,5
0,5
Пространственные (пластические) виды искусства
Знакомство с пространственными
беседа
1,5
0,5
(пластическими) видами искусства
беседа
2,5
0,5
Графика и живопись как виды
изобразительного искусства
1
1
2
2.3
Скульптура как вид
беседа
1,5
0,5
изобразительного искусства
2.4 Архитектура как вид
беседа
2,5
0,5
изобразительного искусства
2.5 Декоративно-прикладное искусство
беседа
1,5
0,5
как вид изобразительного
искусства
2.6 Народные ремесла, ремесла
экскурсия
2,5
0,5
родного края
3
Динамические (временные) виды искусства
3.1 Знакомство с динамическими
беседа
1,5
0.5
(временными) видами искусства
3.2 Литература как вид искусства
беседа
2,5
0,5
3.3 Музыка как вид искусства
2,5
0,5
урокпрослушиван
ие
4
Синтетические (зрелищные) виды искусства
4.1 Знакомство с синтетическими
беседа
1,5
0.5
(зрелищными) видами искусства
4.2 Танец и виды танцевального
интегрирован
1,5
0,5
искусства
ное занятие
4.3 Искусство театра
интегрирован
2,5
0,5
ное занятие
4.4 Искусство кино
интегрирован
2,5
0,5
ное занятие
5
Язык изобразительного искусства
5.1 «Как работает художник, чем
урок-игра
1,5
0,5
пользуется»
5.2 Виды изображений в картине
беседа
1.5
0,5
5.3 Жанры изобразительного искусства экскурсия
3,5
0,5
5.4 «Композиция»
беседа
2,5
0,5
5.5 Рисунок
беседа
1,5
0,5
5.6 Язык графики
экскурсия
2,5
0,5
5.7 Выразительные средства графики
практическое
2,5
0,5
занятие
5.8 Язык живописи
экскурсия
1,5
0,5
5.9 «Колорит»
экскурсия
2,5
0,5
5.10 Способы работы с цветом
практическое
2,5
0,5
занятие
6
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный
результат творческой деятельности поколений. Сохранение и
приумножение культурного наследия.
6.1 Библиотека
беседа
1,5
0,5
6.2 Правила пользования библиотекой
экскурсия
1.5
0,5
6.3 Как работать с книгой
практическое
1,5
0.5
занятие
1
2
1
2
1
2
2
1
1
2
2
1
1
3
2
1
2
2
1
2
2
1
1
1
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
7.0
Сеть интернет как
информационный ресурс
Музеи
Реставрация и хранение объектов
культуры и искусства
Хранение «культурных единиц»
«Мой родной посёлок вчера и
сегодня»
Значение культурного наследия в
истории человечества
Зачет
беседа
1,5
0.5
1
беседа
урокисследование
беседа
практическое
занятие
урокисследование
2.5
1,5
0,5
0,5
2
1
1,5
2,5
0,5
0,5
1
2
1,5
0,5
1
0,5
0,5
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе
обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для
последующего изучения предметов в области истории изобразительного
искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных
видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев,
выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических
работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более
прочное усвоение материала.
Программа
ориентирована
на
знакомство
с
различными
видами
искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия
искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение
различать
средства
выразительности,
а
также
соотносить
содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(срок освоения 1 год)
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный
подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия
«виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец,
кино, театр. Знакомство с произведениями различных видов искусства.
Самостоятельная
работа:
работа
с
иллюстративным,
аудиовизуальным
материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем,
прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных
произведений, просмотр фильмов).
2.
Раздел
«ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
(ПЛАСТИЧЕСКИЕ)
ВИДЫ
ИСКУССТВА».
2.1 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами
искусства.
Понятие
термина
«пространственные
виды
искусства».
Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство,
скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с
репродукциями.
2.2 Тема: Графика и живопись как виды изобразительного
искусства.Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с
произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная
графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы,
используемые
в
живописи.
Знакомство
с
репродукциями
известных
живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и
живописных упражнений.
2.3
Тема:Скульптура
как
вид
изобразительного
искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и
монументальная
скульптура.
Материалы
и
инструменты.
Назначение.
Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из
пластилина.
2.4 Тема:Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение
термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные
сооружения). Материалы. Стилевые особенности.Самостоятельная работа:
выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм,
постройка).
2.5
Тема:
Декоративно-прикладное
искусство
как
вид
изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное
искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по
материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения
(резьба,
роспись,
функциональным
игрушки).
вышивка,
набойка,
признакам
литьё,
использования
Самостоятельная
работа:
чеканка
предмета
выполнение
и
т.д.)
(мебель,
эскизов
и
по
посуда,
предметов
декоративно – прикладного искусства.
2.6 Тема:Народные ремесла, ремесла родного края. Народное ремесло
как одна из форм народного художественного творчества, производство
художественных изделий. Широко известные промыслы России. История
возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и
современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.
3. Раздел «ДИНАМИЧЕСКИЕ (ВРЕМЕННЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА».
3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами
искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка,
литература.
Самостоятельная
работа:
прослушивание
музыкальных
произведений (выбирается преподавателем).
3.2 Тема: Литература как вид искусства. Литературные жанры. Поэзия
и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные ритмы.
Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка,
сюжет,
фабула
(развитие),
кульминация
(развязка)).
Чтение
отрывков
художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков
литературных произведений, заданных преподавателем.
3.3 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы
музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни
человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка.
Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов.
Самостоятельная
работа:
музыкальных произведений.
прослушивание
отрывков
разнообразных
4. Раздел «СИНТЕТИЧЕСКИЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА»
4.1 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами
искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография,
театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале
библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических
композиций и др. (выбирается преподавателем).
4.2 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Художественный
образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные
компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая
Бальные
танцы,
акробатические,
исторические,
народные,
танца. Балет.
ритуальные,
спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа:
просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и
репродукций, связанных с танцем).
4.3
Тема:
самостоятельного
Искусство
вида
театра.
искусства.
История
Виды
появления
театральных
театра
как
постановок.
Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными
атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя,
музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао,
пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра
юного зрителя.
4.4 Тема: Искусство кино. История возникновения и развития
кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино.
Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными
детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа:
просмотр детского кинофильма.
5. Раздел «ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».
5.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией
«художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы
(бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа:
рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием
различных художественных материалов.
5.2 Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности
различных
изображений
(реалистическое,
декоративное,
абстрактное).
Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.
Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных
художников.
5.3 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр».
Жанры
изобразительного
искусства:
портрет,
пейзаж,
натюрморт,
анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с
работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного
пространства.
5.4 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или
сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка
предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная
работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного
центра.
5.5 Тема:
Рисунок. Искусство
рисунка.
Значение
рисунка
как
вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное
произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа:
работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
5.6 Тема: Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт,
ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная
работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.
5.7
Тема:
Выразительные
средства
графики.
Знакомство
с
выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие
«контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт»,
происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в
искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество).
Показ работ обучающихся и репродукций художников. Самостоятельная
работа: выполнение несложных графических упражнений.
5.8 Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись.
Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине.
Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи
(объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
5.9 Тема: «Колорит». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета.
Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в
разных сферах жизни. Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием
«колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников.
Самостоятельная
работа:
выполнение
несложных
упражнений,
подбор
репродукций.
5.10 Тема: Способы работы с цветом. Знакомство с происхождением
акварели, ее свойствами. Свойства гуаши. Особенности работы. Знакомство с
понятием
«пастель»,
история
возникновения
техники.
Характерные
особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ.
Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы.
Показ работ обучающихся и репродукций художников, работающих в
представленной
технике.
Самостоятельная
работа:
посещение
музея
изобразительных искусств, подбор репродукций разных техник.
6. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МНОГОГРАННЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ».
6.1 Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия
библиотекарь. Виды библиотек (детская, специализированная библиотека по
искусству, техническая, медицинская и др.). Проведение экскурсии по
школьной библиотеке. Самостоятельная работа: посещение детской (школьной)
библиотеки.
6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки
(отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека).
Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр,
комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная
работа: повторение и закрепление материала.
6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как
материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка,
повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги.
Иллюстрации. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о
своей любимой книге.
6.4 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск
дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа:
нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу
«Искусство».
6.5 Тема: Музеи. С чего начинаетсямузей. Знакомство с термином
«музей».
искусства,
История. Виды
литературный,
музеев
(исторический,
зоологический
и
краеведческий,
др.).
музеи
Выставочное
пространство.Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия».
Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий. Частные музеи. Правила
поведения. Самостоятельная работа: посещение музея.
6.6 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.
Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение
объектов
культуры.
Самостоятельная
работа:
приведение
примеров
реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
6.7 Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека.
Различные
фонды.
Интернет-ресурсы.
Самостоятельная
работа:
поиск
информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
6.8 Тема: «Мой край вчера и сегодня». Посещение краеведческого
музея. Знакомство с историей посёлка, его фотоархивом. Известные люди
посёлка. Выполнение творческих композиций на тему «Старый посёлка» с
последующим обсуждением. Самостоятельная работа: выполнение фотографий
родного посёлка (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции
«Старый посёлок».
6.9 Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.
Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в
жизни
произведений
искусства.
Признание
ценности.
Популярность.
Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении
искусства (или презентация).
7.0 Зачет: Проверка знаний терминологии, умений определять виды,
жанры, стиль произведений, выделять характерные черты; навыков анализа
произведения искусства.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои
мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование навыков работы с доступными информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры
(библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа
«Беседы
об
искусстве»
предусматривает текущий
и
промежуточный контроль успеваемости обучающихся. Оценка теоретических
знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования,
обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Промежуточная проверка знаний (дифференцированный зачет) по
изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых
заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация,
сообщение, сочинение).
Зачет проводится на последнем занятии 2 полугодия в рамках
аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ обучающихся ставится с
учетом прописанных ниже критериев.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ
обучающихся:
1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из
вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к
уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая
предполагает
знание
терминологии
предмета,
выразительных
средств
искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5»
(отлично)
– обучающийся
правильно
отвечает
на
вопросы
преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» (хорошо) - обучающийся ориентируется в пройденном материале,
допустил 1-2 ошибки;
«3» (удовлетворительно) – обучающийся часто ошибался, ответил
правильно только на половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений
в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации,
сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – обучающийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4» (хорошо) - обучающийся ориентируется в пройденном материале, но
недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» (удовлетворительно) – тема проекта не раскрыта, форма подачи не
отличается оригинальностью.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численностью 4-10 человек.
Основные методы обучения:
–
объяснительно-иллюстративный,
в
том
числе
демонстрация
методических пособий, иллюстраций;
– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой
атмосферы
на
занятии
способствует
появлению
и
укреплению
заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью
педагог знакомит детей с работами художников и народных мастеров, с
шедеврами живописи и графики (используя книжные фонды и фонды
мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой
заинтересованности обучающихся является приобщение детей к посещению
художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на
направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности
каждого
ребенка
рекомендуется
проводить
внеклассные
мероприятия
(организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение
музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено
введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу обучающихся
отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме
домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры,
работа
в библиотеке, чтение
дополнительной
литературы, подготовка
рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление
презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. Пособие для учителей нач. классов –
М. «Просвещение» 1979
2. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. Книга
для обучающихся - Москва «Просвещение» «Владос»
3. Корнеева Л., Батырева Е., Леонова Т., Тимакова Н. Искусство. Все обо всем
– М. ООО «Издательство Астрель» 2002
4. Каменева К.О чем рассказывают яблоки. – М., 1986
5. Буткевич Л.М. История орнамента: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений, обучающихся по спец.
«Изобразительное искусство» - М., ВЛАДОС, 2005.
6. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция – Ростов н/Дону 2008
7. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее
основах. – М. 1985.
8. Бабурина
Н.М.
Скульптура
малых
форм.
Альбом.
–
Советский
художник,1982.
9. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. - М.
«Просвещение»1989
10. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М. «ЭКСМО
– Пресс» 2013
11. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
13. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца - М. «Просвещение» 1981
14. Гнедич П.П. Русское искусство – М. «Эксмо» 2012
15. Гнедич П.П. Мировая живопись – М. «Эксмо» 2012
16. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.
«Эксмо» 2002
Для обучающихся
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для учеников 5-8
классов. Основы композиции. Основы живописи. Основы рисунка. –
Обнинск, «Титул», 2001.
2. Народные художественные промыслы СССР. Альбом – Москва: «Советский
художник»
3. Жегалова С.К. Русская народная живопись. Книга для обучающихся
старших классов – М. «Просвещение» 1984
4. Варава Л.В. Современная энциклопедия декоративно- прикладного
искусства – Ростов н /Д. ООО «Удача» 2010
5. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке – М., 1979.
6. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение: курс художественного
воспитания. – М., «Советский художник» 1981.Каменева Е.О. Какого цвета
радуга – Москва «Детская литература» 1971
7. Периодические издания: журналы «Юный художник», «Искусство в
школе», «Художественная школа», «Народное творчество».