Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
С.В. Воловик
29.08.2024 г., Протокол № 1.
Приказ № 34 от 29.08.2024 г.
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область
В.00. Вариативная часть
Учебный предмет
В.03. Художественная роспись ткани
2024 год
п.г.т. Умба
Разработчик - Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба.
Рецензент - Соха Сабина Станиславовна,
преподаватель,
заведующая
художественным отделением МБУ ДО-ДШИ №1 МО Кандалакшский район.
Рецензия на программу по учебному предмету «Художественная роспись
ткани» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись», срок
обучения 5 лет обучения.
Программа
учебного
предмета
«Художественная
роспись
ткани»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии
с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись» и сроку обучения по этой программе.
Представленная на рецензию программа является одним из предметов
вариативной части учебного плана. При 5-летнем сроке обучения в 1-4 классах
срок реализации программы составляет 264 часов, из которых 132 часа аудиторные занятия, 132 часа – самостоятельная работа.
Программа «Художественная роспись ткани» интегративна по содержанию,
блочно-модульная по способу организации, направлена на формирование и
развитие
у
ребенка
способностей,
соответствующих
возрастным
возможностям, потребностям и интересам.
В основе планирования курса лежат следующие дидактические принципы:
изучение материала от простого воспроизведения образца к самостоятельной
работе; систематизация полученных знаний; последовательное развитие
приобретенных навыков творческой работы с учетом возраста; сотворчество
обучающихся и педагога. Программа учитывает знания и изобразительные
навыки детей по другим дисциплинам на том или ином этапе обучения. Так,
например, курс начинается с узелковой раскраски тканей, техника же
свободной росписи предлагается для изучения лишь в третьем классе, т. к.
требует хорошего владения живописными и графическими материалами,
умения образно мыслить.
Данная программа способствует развитию креативности ребенка, его
творческой самостоятельности, качеств, необходимых для формирования
художественной компетентности в области декоративно – прикладного
творчества.
Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых
условий и пособий для успешной реализации содержания программы.
Наличествующая методическая база позволяет полностью реализовать данную
образовательную программу.
Программа
учебного
предмета
«Художественная
роспись
ткани»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области изобразительного искусства «Живопись» может быть рекомендована
для реализации в учебном процессе Детской школы искусств.
Содержание учебного предмета
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
IV.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
V.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
VI.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
VII.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, определяемые рамками изучения декоративной композиции,
могут быть успешно решены при работе по предлагаемой программе. Данное
направление декоративно – прикладного искусства отличается большим
многообразием техник и материалов, дает огромный простор фантазии в
поисках средств выразительности, имеет широкую область применения,
вызывает большой интерес у детей. Появление новых высококачественных и
безопасных по химическому составу материалов для росписи ткани делает эту
сферу еще более привлекательной для работы с детьми. Данная программа
способствует
развитию
креативности
ребенка,
его
творческой
самостоятельности, качеств, необходимых для формирования художественной
компетентности
в
области
Необходимость
разработки
декоративно
программы
–
прикладного
обусловлена,
творчества.
прежде
всего,
эффективностью протекания образовательного процесса в одном направлении
декоративно
–
прикладного
искусства.
В
результате
осуществляется
целенаправленное, целостное, системное обучение, позволяющее осмыслить
динамику развития и полученные результаты.
В основе планирования курса лежат следующие дидактические принципы:
изучение материала от простого воспроизведения образца к самостоятельной
работе; систематизация полученных знаний; последовательное развитие
приобретенных навыков творческой работы с учетом возраста; сотворчество
обучающихся и педагога. Программа учитывает знания и изобразительные
навыки детей по другим дисциплинам на том или ином этапе обучения. Так,
например, курс начинается с узелковой раскраски тканей, техника же
свободной росписи предлагается для изучения лишь в третьем классе, т. к.
требует хорошего владения живописными и графическими материалами,
умения образно мыслить.
Срок реализации учебного предмета
Программа учебного предмета рассчитана на 4 года обучения - с 1 по 4 класс.
Продолжительность учебных занятий в каждом классе составляет 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Художественная роспись ткани»
при5– летнем сроке обучения с 1- 4 класс составляет 264 часа. Из них: 132
часа – аудиторные занятия, 132 часа - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике аттестации
Вид учебной работы,
аттестации, учебной нагрузки
Затраты учебного времени, график
аттестации
Классы
1
2
3
Всего
часов
4
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные занятия
16
17
16
17
16
17
16
17
132
Самостоятельная работа
16
17
16
17
16
17
16
17
132
32
34
32
34
32
34
32
34
264
Максимальная учебная
нагрузка
Зачет
Зачет
Зачет
аттестации
Зачет
Вид промежуточной
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численность группы – от 4 до10 человек. Занятия носят в основном
практический характер. Длительные беседы проводятся в начале изучения
курса при знакомстве с новой техникой работы, новой темой. В начале
каждого занятия рекомендуются небольшие беседы, их цель – настроить класс
на рабочий лад, напомнить основные задачи урока и т. д. Теоретическая часть
обязательно сопровождается показом наглядного материала, при этом
рекомендуется использовать музыкальные и литературные произведения и
фрагменты.
Цели и задачи учебного предмета
Цели программы:
– развитие творческого мышления и формирование практических умений и
навыков, необходимых для самореализации в искусстве художественной
росписи ткани.
Задачи программы:
- изучение основ декоративной композиции;
- усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков в
искусстве художественной росписи ткани;
- формирование эстетического восприятия действительности и умения
посильно отражать свои впечатления в художественных образах;
- воспитание аккуратности, организованности, трудолюбия.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы является ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в
учебном процессе применяются следующие методы:
1.объяснительно – поисковые (выполнение вариативных заданий);
2.творческие задания;
3.исследовательские (исследование свойств красок, а также возможностей
других материалов).
Применение различных методов и форм (теоретических и практических
занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.)
должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы:
1. Обзорная беседа – знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале. По результатам каждого задания необходимо подводить итоги.
Выполненные работы оцениваются по пятибалльной шкале в ходе просмотра в
классе. При этом важно проводить анализ каждой работы и задания,
привлекать
к
обсуждению
обучающихся,
обязательно
отмечать
положительные моменты, обобщать ошибки. Очень важно для детей участие в
выставках. Оно дает возможность оценить свои работы в сравнении с
другими, побуждает к творческому росту.
В
конце
4
класса
выполняется
итоговая
работа.
Она
является
кульминацией самореализации учащегося в искусстве росписи ткани.
Описание материально – технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный
фонд
укомплектовывается
печатными
и
электронными
изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно – методической
литературой по искусству росписи ткани. Кабинет должен быть оборудован
удобной
мебелью,
наглядными
пособиями,
интерактивной
доской,
оборудованием для росписи ткани.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета «Художественная роспись ткани»
Общий объем
времени в часах
Аудиторные
занятия
Вид
учебного
занятия
Самостоятельная
работа
Название раздела, темы
Максимальная
учебная нагрузка
№
№
Беседа
Урок
Урок.
264
1
16
14
132
1
8
7
132
1
8
7
Урок
Урок
6
28
3
14
3
14
Урок
6
3
3
Урок
26
13
13
Урок
34
17
17
Урок
6
3
3
Урок
12
6
6
1 год обучения
1 полугодие
1
2
3
4
5
Введение
Узелковая окраска тканей. Набор салфеток
Узелковая окраска тканей. Платок
2 полугодие
Холодный батик. Упражнения
Холодный батик. Эскиз Панно
2 год обучения
1
2
3
1 полугодие
Горячий батик. Упражнения
Горячий батик. Эскиз «Натюрморт»,
«Пейзаж» Панно
2 полугодие
Смешанная техника. Декоративная
наволочка для диванной подушки
3 год обучения
1
2
1 полугодие
Роспись ткани без применения
резервирующего состава. Упражнения
Свободная роспись. Эскиз «Пейзаж».
3
4
5
«Отражение в воде». «Цветы».
Свободная роспись с применением
графики. Изобразительное искусство Китая
Дизайнерская открытка
Роспись шейного платка в технике
холодного батика
Урок
14
7
7
Урок
6
3
3
Урок
28
14
14
Урок
32
16
16
Урок
34
17
17
4 год обучения
1
2
1 полугодие
Эскиз текстильногодизайна. Свободная
тема.
2 полугодие
Эскиз итоговой композиции Декоративное
панно
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Художественная роспись ткани» построено с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
включает
теоретическую
и
практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с техниками и
способами работы с различными материалами, а практическая часть основана
на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с
материалами, ознакомление с традиционными и современными видами
росписи ткани.
Содержание программы
1 год обучения
1 полугодие
Тема 1. Введение.
Задачи:
- знакомство с основными понятиями и техниками росписи;
- воспитание эстетического восприятия искусства художественной росписи
ткани, расширение кругозора.
Художественная роспись ткани, как вид декоративно – прикладного
искусства.
Исторический
экскурс.
Виды
росписи
ткани.
Материалы,
инструменты, оборудование. Область применения. Демонстрация приемов
работы.
В диалоге с детьми провести сравнительный анализ растекаемости, яркости
окрашивания ткани, выяснить отличительные признаки работы по ткани и
бумаге.
Тема 2. Узелковая окраска тканей. Набор салфеток.
Задачи:
- закрепление пройденного материала;
- усвоение новых знаний по данному виду оформления ткани;
- воспитание исследовательских качеств.
В результате данного задания обучающиеся выполняют набор кухонных
салфеток (одна большая салфетка и пять маленьких). Во время практической
части урока салфетки подготавливаются к окраске. Окраска производится
педагогом
во
внеурочное
время.
Подшивают
полученные
изделия
обучающиеся в домашних условиях.
Предлагается выполнить следующие упражнения:
1)произвольное завязывание узла;
2) складывание и перевязывание ткани определенным образом: «Солнышко»,
«Конверт», «Елочка» и т.п.;
3) выполнение узора, получаемого скручиванием ткани;
4) шитый батик;
5)экспериментальный вариант.
Образцы изготавливаются на квадратах белой хлопчатобумажной ткани 25х25
см. Задание выполняется путем наблюдения и повторения действий учителя.
Для оказания взаимной помощи детям лучше работать в паре.
Узор для большой салфетки ( 40х40 ) сочиняется детьми самостоятельно, при
этом, помимо закрепления технологии росписи ими осваиваются понятия:
орнамент, ритм, равновесие в композиции.
Материалы
и
инструменты:
хлопчатобумажная
ткань,
анилиновые
красители, толстые прочные нитки, ножницы, игла швейная, кастрюля, плита,
уксусная кислота, таз, резиновые перчатки, фен.
Тема 3. Узелковая окраска ткани. Платок.
Задачи:
- освоение способа узелкового окрашивания ткани в несколько цветов без
кипячения;
- осуществление поиска выразительного композиционного и цветового
решения.
Рекомендуемый размер ткани 50х50 см. На первом этапе учитель
демонстрирует готовые изделия в данной технике, дает рекомендации по
практическому
выполнению
изделия,
объясняет
отличие
технологии
холодного окрашивания от способа изученного ранее.
Во время практической работы полотно оформляется узлами разного размера
и расписывается красителями, фиксация которых осуществляется утюгом.
Цветовая палитра может быть ограничена.
В классе дети завязывают узлы, расписывают, развязывают изделие. Дома с
помощью родителей проглаживают и подшивают изделие.
Материалы и инструменты: ткань для окрашивания (шифон, шелк,
сорочечная) желательно белая или светлая; краски для батика любые,
позволяющие закрепление утюгом; кисть круглая (белка № 9); нитки из
натурального волокна (не менее № 20); клеенка, фен, утюг, ножницы.
2 полугодие
Тема 4. Холодный батик. Упражнения.
Задачи:
- освоение первоначальных навыков работы в технике холодного батика.
Изучение технологических и изобразительных особенностей работы;
- повторение и закрепление теоретических знаний по данному разделу
росписи. Дополнительная информация: виды брака и его предупреждение;
- проведение инструктажа по технике безопасности.
Перед занятием дети еще раз просматривают образцы изделий в технике
холодного батика. Вспоминают технологические особенности той или иной
работы. Педагог, рассказывая о видах брака, способах его предупреждения и
исправления, сопровождает рассказ практической демонстрацией самой
распространенной ошибки – вытекания красителя за контур.
Выполнение упражнений в витражной технике (упражнения выполняются на
небольших пяльцах):
1 «Игра линий». Составленная абстрактная композиция из линий различного
характера: прямых, волнистых, зигзагообразных. Линии проводятся как
трубкой, так и при помощи кистей. Замкнутые участки между ними ровно
заполняются красителями. Палитра цветов может быть ограничена 2-3
красками. По окончании работы упражнение дорабатывается графическими
элементами при помощи черного или серого резерва.
2 «Рыбка». Изображение простой по форме рыбы разбивается по длине на 6
частей. Полученные части окрашиваются способом цветовых растяжек: от
желтого к зеленому, от синего к фиолетовому, от красного к оранжевому, от
оранжевого к желтому, от зеленого к красному, от фиолетового к желтому, от
оранжевого к синему.
3 «Осенние листья». Первоначально составляется композиция из 3-х листьев:
большого, среднего и маленького размера. Применяется цветной резерв.
Выбор цветов без ограничения, необходимо создать яркий осенний колорит.
Роспись ведется вливанием цвета в цвет. Применяется солевой эффект. Фон
ровно заливается синим красителем. Первоначально, композиция составляется
на бумаге, потом на просвет переносится на ткань.
Материалы и инструменты: краски для ткани, кисти, банки под красители и
воду, палитра; пяльцы и три квадрата ткани по размеру пялец; бесцветный
резерв, черный или серый резерв; ватман, простой карандаш; крупная соль.
Тема 5. Холодный батик. Панно.
Задачи:
- освоение навыков составления декоративной композиции для батика;
- выполнение длительной работы в холодном батике (техника витража);
- оформление готового изделия;
Примерные темы: «Цветы в вазе», «Красивое животное», «Бабочки и цветы»,
«Птицы и фрукты», «Подводная фантазия» и т.п.
Рекомендуемый размер: 40х50 см., 50х50 см. Обучающихся необходимо
заранее предупредить о теме панно, чтобы они имели возможность подумать,
просмотреть литературу, сделать зарисовки.
В начале занятия педагог говорит о том, как сделать декоративное
изображение
более
выразительным,
интересным.
Какие
общие
композиционные задачи необходимо решить: организация плоскости листа,
создание уравновешенной композиции, выразительное колористическое
решение. Разрабатывается и выбирается наиболее удачный вариант эскиза и
прорабатывается в цвете. Цветовое решение может быть ограничено 2-3
красками. Затем линейный рисунок эскиза увеличивается до рабочего
формата, переводится на натянутую на подрамник ткань. Следует обводка
резервом, для которого рекомендуется черный или серый цвет. После
просушки контура изображение заливается различными цветовыми пятнами.
Используется работа с оттенками, вливание цвета в цвет, цветовые и тоновые
растяжки, солевой эффект. Возможна доработка цветным контуром, другими
графическими материалами. Панно оформляется в раму. В ходе просмотра
выставляются оценки.
Материалы и инструменты: краски по ткани, кисти, банки под воду и
красители, палитра. Ткань белая. Резервирующий состав. Подрамник с рамой.
Фен. Кнопки, молоток, ватман, простой карандаш, акварель.
2 год обучения
1 полугодие
Тема 1. Горячий батик. Упражнения.
Задачи:
- повторение и закрепление теоретических знаний в данной технике росписи
ткани. Ознакомление с дополнительной информацией по истории горячего
батика;
- освоение практических навыков работы;
- проведение инструктажа по технике безопасности.
Выполняются следующие упражнения:
1. Простой батик. Решается в два цвета – ткани и красочного перекрытия.
Рисунок парафином на произвольную тему. Изобразительные средства –
линия и пятно.
2. Сложный батик. Горячий батик в три – четыре перекрытия. Выполняется в
родственной цветовой гамме. В качестве рисунка может быть взят орнамент.
Упражнение дополняется эффектом кракле.
3. Фактуры.
Цель
задания
–
создать
многофактурную
композицию.
Использовать штампы, процарапывание, «набрызги» и пр.
Материалы и инструменты: краски по ткани, различные виды кистей, ткань,
парафин, утюг, старые газеты, гладильная доска, электрическая плита,
железные емкости для разогрева парафина на водяной бане, фен, пяльцы,
простой карандаш, баночка под воду, палитра, различные штампы.
Тема 2. Горячий батик. Панно.
Задачи:
- развитие навыков составления декоративной композиции;
- выделение сюжетно – композиционного центра;
- ознакомление с особенностями композиции в разных жанрах;
- использование технологических особенностей горячего батика для создания
выразительного художественного образа.
Примерные темы: «Натюрморт», «Пейзаж». Рекомендуемый размер 40х40,
50х50 см.. Варианты цветового решения: монохромная гамма; богатство
оттенков одного цвета4 работа с ограничением цветов. Выигрышно смотрятся
работы в коричневой гамме. Техника исполнении: сложный батик в 4-6
перекрытий.
В начале урока учитель раскрывает специфику композиции в отдельных
жанрах. Например: в натюрморте повышенное внимание художник уделяет
структуре
объемов,
фактуре
поверхности
предметов,
характеру
их
пространственных соотношений. Помимо этого ставится задача выделить
главное, привлечь к нему внимание, подчинить основному объекту все
остальные.
Натюрморты или пейзажи дети сочиняют сами. За основу может быть взят
реальный сюжет. При этом, в поисках нужного образа форма предметов
утрируется, предметы можно «подвешивать в воздухе», наклонять, изгибать.
Композиция может быть наполнена декором целиком или в некоторых
участках, которые необходимо выделить.
Дети выполняют 2-3 эскиза, один из них решается в тоне на 4-6 тоновых
отношений. На следующем этапе идут поиски цветовых соотношений.
Когда эскиз утвержден, он увеличивается до размеров панно, переводится на
ткань. Далее следует поэтапная, от светлого колера к темному, работа в
материале. По окончании используется эффект кракле.
Материалы и инструменты: краски по ткани, различные виды кистей,
штампов, губки из поролона, ткань, парафин, утюг, старые газеты, гладильная
доска, электрическая плитка, железные емкости для разогрева парафина на
водяной бане, фен, пяльцы, простой карандаш, баночка под воду, емкости под
красители, палитра.
2 полугодие
Тема 3. Смешанная техника. Декоративная наволочка для диванной
подушки.
Задачи:
- закрепление раннее полученных знаний и навыков работы в технике
горячего и холодного батика;
- дальнейшее развитие композиционно-сочинительских умений;
- освоение построения орнамента в полосе;
- осуществление поиска гармоничного цветового решения;
- воспитание аккуратности исполнения.
Примерные темы заданий: «Бабочка», «Цветок», и т.п.. Рекомендуемый
размер 35х35.
Выкройка наволочки дается учителем. Дети по шаблону вырезают заготовки.
После предварительного эскизирования на листе ватмана заданного размера
выстраивается композиция в карандаше. В центре квадрата – симметричное
изображение бабочки или другого элемента. По периметру наволочки –
орнамент в полосе.
Бабочка и орнамент решаются в технике холодного батика на скрытых
контурах. Это роспись в несколько слоев. Силуэт бабочки и полоса орнамента
заливаются светлым цветом, потом резервом наносится часть рисунка.
Ограниченные контуром участки ткани вновь заливаются цветом. Вновь
наносится рисунок резервом. Далее следует заливка более темным цветом, и
так, пока не будут проработаны все детали. В итоге линии резерва почти
неразличимы. Фон и обратная сторона наволочки решаются в технике
горячего батика. Возможно использование кракле, «набрызга», штампов и т.д.
Цветовое решение в родственно-контрастной гамме.
Сшивается изделие в домашних условиях.
Теоретический материал урока предусматривает знакомство с такими
понятиями, как орнамент в полосе, модульная сетка, ритм цветовых пятен.
Также даются рекомендации по переработке форм предметов, использовании
декора.
Материалы и инструменты: базовый набор для холодного и горячего
батика, линейка, карандаш, бумага, ножницы, ткань светлая сорочечная.
3 год обучения
1 полугодие
Тема 1. Роспись ткани без применения резервирующих составов.
Упражнения.
Задачи:
- обзор различных способов росписи ткани без применения резервирующих
составов;
- освоение практических навыков работы;
- расширение кругозора, воспитание исследовательских качеств.
Варианты росписи ткани: свободная роспись, графика по шелку, аэрография,
работа со штампами и по трафарету, эффект «дождевых капель», посыпка
сухим красителем, роспись «по- сырому», роспись «сухая кисть».
Практические занятия состоят из следующих упражнений:
1 «Эффект дождевых капель». На натянутую на пяльцы ткань наносится
насыщенный по цвету краситель. Лучше брать темные цвета. Не дожидаясь
высыхания ткани набрызгать на нее капли воды. Набрызг производить при
помощи кисти, резким движением руки.
2 «Посыпка сухим красителем». Ткань натянуть на пяльцы, поверхность
смочить водой. Посыпать одним или несколькими цветами сухого красителя в
порошке. От степени
влажности поверхности ткани зависит степень
растекаемости красителя.
3 «Печать по трафарету». Губкой, при помощи заранее изготовленного
трафарета, дети печатают орнамент или свободную композицию в круге.
Рисунки для вырезания трафарета предлагаются педагогом или могут быть
придуманы ребятами.
4 «Набрызг» (имитация аэрографии). При помощи ножа и зубной щетки
выполняется рисунок в виде силуэтов трав и листьев.
В конце урока упражнения просматриваются, педагог показывает как
изготовить паспарту для оформления образцов. Оформление работ дается, как
домашнее задание.
Материалы и инструменты: акриловые краскидля ткани, поролон, резак,
палитра, банки под воду, ткань, материал для изготовления трафаретов,
гербарный материал, зубная щетка, пакетики с сухими красителями, кисти,
линейка, простой карандаш, ватман.
Тема 2. Свободная роспись. «Пейзаж», «Отражение в воде», «Цветы»
Задачи:
- обзор различных приемов свободной росписи ткани;
- освоение практических приемов свободной росписи с применением
грунтовки и солевого раствора;
- продолжение знакомства с особенностями композиции в жанре пейзажа
- воспитание чувства любви к природе.
Применение солевого раствора, грунтовки, различных загусток, роспись «посырому», роспись «по-сухому». В росписи ткани растекаемость краски
регулируется при помощи добавок в нее соли и применении различных
грунтовок. Оптимальная грунтовка ткани при работе с детьми – обойный клей.
Во время объяснения материала даются рекомендации по выбору сюжета,
последовательности работы, напоминаются особенности световоздушной
перспективы. Необходимо уточнить образ, настроение того или иного
произведения.
В
качестве
вспомогательного
материала
используются
пленэрные работы детей, журналы, книги и пр. Законченные работы
оформляются.
Материалы и инструменты: краски для росписи ткани, кисти, баночки под
воду и краски, палитры, ткань, подрамники, соль, обойный клей, фен.
Тема 3. Свободная роспись с применением графики. Изобразительное
искусство Китая.
Задачи:
- знакомство с особенностями композиции в изобразительном искусстве
Китая, технологией росписи;
- практическое освоение художественных приемов росписи.
Практическая
работа
строится,
произведений
китайских
как прямое копирование
мастеров.
Наглядный
материал
живописных
подбирается
учителем. Во время занятий могут звучать музыкальные произведения Китая.
Материалы и инструменты: тушь, гелевые ручки, краски для росписи ткани,
пяльцы, подрамники, ткань, соль, кисти, фен.
2 полугодие
Тема 4. Дизайнерская открытка.
Задачи:
- закрепление навыков работы освоенных ранее приемов росписи (узелковый,
горячий, свободный);
- поиск цветового и графического исполнения, связанный с ассоциациями;
- освоение практических навыков в оформлении открытки.
Материалы и инструменты: определяются выбранной техникой.
Тема 5.Роспись платка в технике холодного батика.
Задачи:
- закрепление навыков работы в технике холодного батика;
- составление композиции на основе абстрактного орнамента;
- освоение умения осуществлять поиск колористического
решения с
ограничением в 2-3 цвета;
- освоение навыка нахождения ритма, равновесия композиции по цвету и тону;
- воспитание чувства художественного индивидуального стиля в одежде.
Рекомендуемый размер платка 60х60 см.
В начале занятия – беседа о применении ручной росписи для украшения
одежды
и
аксессуаров.
Перед
началом
работы
преподаватель
дает
рекомендации по составлению композиции: ритмическая организация и
взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости, общее движение,
характер линии, выбор цветового решения. Дети выполняют варианты
эскизов, сначала линейно, потом в цвете. Затем следует разработка
композиционного листа в натуральную величину изделия. При переводе
рисунка на ткань желательно пользоваться водорастворимым маркером. Ткань
может быть как белой, так и цветной.
Материалы и инструменты: ткань, подрамник 60х60 см., краски для ткани,
кисти, резерв, ватман, простой карандаш, водорастворимый маркер, палитра,
баночки под воду и краски, портновские булавки и кнопки.
4 год обучения
1 полугодие
Тема 1.Текстильный дизайн. Свободная тема.
Закрепляется способность работать, исходя из собственных идей.
Задачи:
- усвоение теоретических знаний по теме;
- развитие композиционно- сочинительских умений;
- закрепление приобретенных навыков;
- воспитание эстетической культуры исполнения изделий для быта.
Совершенствуется умение пользоваться инструментами, приспособлениями,
материалами, применяемыми в ХРТ. Оцениваются знания о видах росписи
ткани, технике их выполнения, о законах композиции и цветоведения.
Каждый из обучающихся разрабатывает свой эскиз и технику исполнения.
Эскиз дорабатывается, определяется технологическая цепочка и ученики
приступают к работе в материале.
Материалы и инструменты: определяются выбранной техникой.
2 полугодие
Тема 2. Эскиз итоговой композиции. Декоративное панно.
- закрепление навыков работы над декоративной композицией;
- закрепление
умений
и навыков
для
самореализации
в искусстве
художественной росписи ткани;
- воспитание творческого подхода к решению темы.
Работа над итоговым творческим заданием начинается еще в первом
полугодии. Выбирается тема для росписи, ведутся поиски материала,
композиционного решения. Преподаватель осуществляет контроль над
процессом работы обучающихся, проводит индивидуальные консультации. За
основу могут быть взяты различные эпохи и стили, вариации на тему времен
года, стихий, литературных произведений и т.п.
Материалы и инструменты: исходя из замысла композиции и выбранной
техники.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения программы обучающиеся должны знать, уметь:
- необходимые инструменты, материалы и безопасные приёмы труда при
выполнении работ по росписи ткани;
- технологию выполнения различных видов росписи;
- законы композиции и цветоведения;
- основные понятия и термины по ХРТ;
- воспитанники должны уметь:
-
пользоваться
инструментами,
приспособлениями,
материалами,
применяемыми в технике батика;
- создавать свои эскизы и увеличивать их методом «клеток»;
- изготавливать изделия в технике холодного батика, свободной росписи и
росписи по текстилю;
- различать виды красок для росписи ткани;
- свободно общаться в коллективе, высказывать своё мнение, оказывать
помощь;
- владеть специальной терминологией;
- оформлять изделие.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
знаний
обучающихся
осуществляется
педагогом
практически на всех занятиях и предназначен для закрепления знаний, умений
и навыков по пройденным темам.Он может проводиться в устной форме
(индивидуальный, групповой опрос), в виде практических работ.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет
коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее
удачные
решения,
оригинальные
подходы
к
выполнению
задания,
разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у обучающихся
умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение
выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать.
Формой промежуточной аттестации является зачет в виде просмотров и
выставок работ обучающихся, организуемые во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м
полугодиях за счет аудиторного времени.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в рамках промежуточной аттестации в форме
зачета в виде выставки (итоговой работы) с обязательным выставлением
оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного
учреждения.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку обучающихся.
«5» (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением
необходимой
последовательности,
составил
композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно – трудовые умения.
«4» (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
«3» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы обучающихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей:
- разработка заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
- вариативность темпа освоения учебного процесса;
- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Занятия по
художественной росписи ткани носят в основном практический характер.
Длительные беседы проводятся в начале изучения курса при знакомстве с
новой
техникой
работы,
новой
темой.
В
начале
каждого
занятия
рекомендуются небольшие беседы, их цель – настроить класс на рабочий лад,
напомнить основные задачи урока и т.д. Теоретическая часть обязательно
сопровождается показом наглядного материала, при этом рекомендуется
использовать музыкальные и литературные произведения или фрагменты.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией,
дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до
стандартного уровня первоначальные знания. Умения, навыки;
- частично – поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик
должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и
арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Для успешной реализации программы необходимо следующее:
Методическое оснащение учебного процесса:
Наглядные пособия
Фонд работ обучающихся
Периодические издания – журналы «Юный художник», «Искусство в школе»,
«Народное творчество», «Художественная школа», альбомы и книги о
художественной росписи ткани.
На уроках используется большое количество разнообразных наглядных
пособий.
Они
необходимы,
чтобы
преподаватель
мог
ознакомить
обучающихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые
будут
использованы
при
работе
в
материале,
их
назначением
использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием.
и
Типы пособий:
- натуральные наглядные пособия – образец изготавливаемого предмета, его
развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках.
- образец – это конкретный предмет, дальнейший анализ его частей и деталей
позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления
всего изделия.
- устное описание внешнего вида предмета и его конструкции – способствует
образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
- электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники,
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные – слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;
- материальные – для полноценного усвоения заданий каждого раздела
программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами, инструменты и оборудование.
Материалы, инструменты, оборудование:
Резерв
Тушь
Калька
Соль крупная, мочевина
Ватман
Старые газеты
Ножницы
Прочные нити
Подрамники
Пяльцы
Кнопки
Рамы
Трубочки для резерва
Кисти
Соломинки для коктейля
Аэрограф
Резиновые перчатки
Камешки
Водорастворимый маркер
Кастрюля
Палитра
Канцелярские кнопки
Фен
Ткани
Столы горизонтальные
Декоративные контуры
Гладильная доска
Цветные маркеры для ткани
Электрическая плитка
Краски для росписи ткани
Карандаши (графитные, цветные)
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для организации образовательного процесса:
1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: пособие для студентов
высших учебных заведений. – М., Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2005.
2. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция – Ростов н/Дону, 2008.
3.Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. – М., Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2005.
4. Буткевич Л.М. История орнамента: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное
искусство» - М., ВЛАДОС, 2005.
Для обучающихся
1. Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия
«Учебный курс». – Ростов н/Дону, «Феникс», 2000.
2. Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.,ООО
«Издательство АСТ»,2004.
3. Григорьева Н Я. Роспись по ткани – СПб., Издательский дом «Литера»,
2001.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для обучающихся
5-8 классов. Основы композиции. Основы живописи. Основы рисунка. –
Обнинск, «Титул», 2001.
5. Эм.А. Батик – Минск: Харьков, 2008.
6. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия – М: АСТ –
ПРЕСС КНИГА.
7. Периодические издания: журналы «Юный художник», «Искусство в школе»,
«Художественная школа», «Народное творчество».