Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
С.В. Воловик
29.08.2024 г., Протокол № 1.
Приказ № 34 от 29.08.2024 г.
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область
В.00. Вариативная часть
Учебный предмет
В.02. Композиция прикладная
2024 год
п.г.т. Умба
Разработчик - Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба.
Рецензент - Соха Сабина Станиславовна,
преподаватель,
заведующая
художественным отделением МБУ ДО-ДШИ №1 МО Кандалакшский район.
Рецензия на программу по учебному предмету «Композиция прикладная»
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись», срок
обучения 5 лет.
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись» и сроку обучения по этой программе.
Представленная на рецензию программа является одним из предметов
вариативной части учебного плана. При 5-летнем сроке обучения в 1-5 классах
срок реализации программы составляет 330 часов, из которых 165 часов аудиторные занятия, 165 часов – самостоятельная работа.
Данная программа направлена на создание условий для изучения приёмов
работы в разных техниках. Обучающиеся знакомятся со стилизацией,
трансформацией формы и учатся применять их в своих декоративных работах.
Достоинством программы является система занятий, построенная с учётом
принципов последовательного формирования у обучающихся умений и
навыков в области художественного творчества, и способствующая развитию
эстетического вкуса и творческой индивидуальности детей, созданию
оригинальных произведений.
На самостоятельную работу обучающихся отводится достаточно много
времени,
которое
предусматривается
на
выполнение
обучающимися
упражнений к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование.
Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к
преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные
способности обучающихся.
Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых
условий и пособий для успешной реализации содержания программы.
Наличествующая методическая база позволяет полностью реализовать
данную образовательную программу.
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
изобразительного искусства «Живопись» может быть рекомендована для
реализации в учебном процессе Детской школы искусств.
Содержание учебного предмета
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
IV.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
V.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
VI.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
VII.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Композиция прикладная» занимает важное
место в системе воспитания и образования в ДШИ. Изучение декоративноприкладного искусства необходимо для разностороннего художественного
обучения и эстетического воспитания обучающихся. Она способствует
развитию
мышления,
способностей
творческого
обучающихся.
воображения,
Разнообразие
художественных
произведений
декоративно-
прикладного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе
учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс
эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного
искусства на занятиях по «Композиции прикладной» включает в себя как
восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом
они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую
очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его
функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является
соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме
предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.
Художник-прикладник
выражает
мировосприятие
современников,
свои
эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к
натуральному изображению предметов. Занятия с обучающимися строятся на
основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой,
материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже
символизация образа.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в
истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по
декоративно-прикладному
искусству
обучающиеся
должны
усвоить
зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и
особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят обучающегося в
строгие
рамки,
ограничивают
его
в
передаче
внешних
сходств
с
изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно
формирует у обучающихся чувство композиции, проявляющееся в умении
строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного.
Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративноприкладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к
области
восприятия
(развитость
аналитико-синтетического
взгляда
на
предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой
частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства
отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие
и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность
произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не
только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру,
но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно
духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в
наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и
вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки
создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому
уют и особую, радостную атмосферу. Дымковские игрушки, Жостовские
подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность
и красоту. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая
национальные художественные традиции, этот живой родник современной
художественной культуры. Во всем мире больше всего ценятся работы,
выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой
степенью сложности, уникальностью и изяществом.
Посредством данной программы обучающиеся научатся ценить произведения
искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и
услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня,
очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной
частью
художественной
культуры,
развиваясь
по
своим
законам,
определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества
взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных
мастеров.
Учебный курс по «Композиции прикладной» рассчитан на пятигодичное
обучение детей в возрасте от 10-12 лет. Содержанием курса является
формирование необходимых теоретических знаний и практических умений.
Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий,
выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и
демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так
же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде
практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления
изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими
предметами курса. Важным является развитие таких умений, как умение
анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать
необходимые
материалы
и
инструменты.
Формы
работы:
групповая,
индивидуальная.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 5 лет обучения, с 1 по 5 класс. Занятия по предмету
проходят один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность учебных занятий в
каждом классе составляет 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция прикладная» при 5летнем сроке обучения в 1-5 классах срок реализации программы составляет
330 часов. Из них: 165 часов – аудиторные занятия, 165 часов –
самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике аттестации
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
5
16
16
17
32
34
6
17
7
16
16
17
32
34
8
17
9
16
16
17
16
17
32
34
32
34
5
10
17
165
16
17
165
32
34
330
зачет
4
17
4
Всего
часов
зачет
3
16
3
зачет
2
17
2
зачет
1
16
1
зачет
Классы
Полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации
Затраты учебного времени,
график аттестации
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня детей. Оптимальное количество детей в группе от 4 до 10 человек
(мелкогрупповая форма), так как при большем количестве воспитанников
преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для
индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания, которые предлагаются
обучающимся
для выполнения
в материале, учитывают постепенное
нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания
обязательно предшествует теоретическая часть.
Цели и задачи учебного предмета
Цель программы – развить творческую активность, и художественные
способности
обучающихся,
понимание
художественно-выразительных
особенностей языка декоративно-прикладного искусства, создать условия для
художественного
образования,
эстетического
воспитания,
духовно-
нравственного развития обучающихся; овладение обучающимися духовными
культурными ценностями народов мира, выявление одаренных детей в
области изобразительного искусства с целью их подготовки к поступлению в
соответствующие профессиональные образовательные учреждения.
Задачи программы:
1. Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму,
композицию как средства художественной выразительности в создании
образа декоративной вещи.
2. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
3. Развивать навыки работы обучающихся с различными материалами и в
различных техниках.
4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
5. Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого
потенциала личности
Вид учебного
занятия
Общий объем
времени
(в часах)
Аудиторные
занятия
Наименование раздела, темы
Самостоятельная
работа
№
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Максимальная
учебная нагрузка
II.
Беседа
66
2
33
1
33
1
Урок
4
2
2
Самостоятельная
работа
Урок
2
2
Самостоятельная
работа
6
1 год обучения
1
2
3
4
5
Беседа о декоративно-прикладном
искусстве.
Закладка для книг, открытка,
настенное украшение «Сказочное
дерево»
Стилизация
животного.
Аппликация
Эскиз
детского
коврика
на
анималистическую
тему.
Аппликация
Эскиз для мозаики «Сказочный
город»
2
2
6
6
7
8
9
10
11
12
Урок
Мозаика
из
цв.
бумаги
«Сказочный город».
Урок
Витраж.
«Цирк»,
«Петушок»,
«Эльфы».
Эскиз фигурки из соленого теста Самостоятельная
работа
«Сказочный зверь»
Урок
Лепка из соленого теста фигурки
«Сказочный зверь».
Этнографический
«Традиционный поморский
урок - экскурсия
костюм».
Урок
Русский сарафан.
6
6
12
6
4
4
4
6
4
4
2
2
6
3
3
Урок
14
7
7
Урок
4
4
4
Беседа
Урок
1
5
1
5
1
5
Самостоятельная
работа
Урок
6
6
Урок
2
2
2
Урок
6
6
6
Беседа
Урок
1
8
1
8
1
8
Беседа
Урок
2
12
1
6
1
6
Урок
Урок
2
16
1
8
1
8
Урок
Урок
Урок
2
14
6
1
7
3
1
7
3
Беседа
2
1
1
Орнаментальная
композиция
«Букет», «Цветущее дерево».
2 год обучения
1
4
Орнаментальная
композиция
«Сказочный зверь, птица»
Керамика как один из видов ДПИ
Глиняная художественная посуда.
Освоение росписи
Эскиз лепной игрушки.
5
Лепная и расписная игрушка.
6
Тряпичная игрушка. Кукла –
скрутка.
Разработка эскиза изразца и
выполнение его в материале.
Различные виды народной росписи
Импровизация на тему росписи по
дереву. Эскиз и выполнение в
материале.
2
3
7
8
9
6
6
3 год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
Роспись по металлу.
Импровизация на тему Жостовской
росписи.
Маски. История. Разновидности.
Эскиз маски и выполнение ее в
материале.
Бумажная пластика
Декоративный коллаж «Снежинка»
Декупаж.
Декоративная
композиция на объемной форме.
Многообразие
видов
9
художественного текстиля
Эскиз мини-гобелена
Урок
10
5
5
Урок
12
6
6
Самостоятельная
работа
Урок
Беседа
Урок
Урок
6
6
6
2
6
6
1
3
3
6
1
3
3
Урок
4
2
2
Урок
16
8
8
Урок
8
4
4
Беседа
2
1
1
Урок
Беседа
Самостоятельная
работа
Урок
Беседа
Беседа
Урок
8
2
8
4
1
8
4
1
8
2
2
16
1
1
8
8
1
1
8
Беседа
Урок
2
16
1
8
1
8
4 год обучения
1
Цветочные мотивы. Флористика.
2
Эскиз
мелкой
пластики
«Праздники»
Мелкая пластика «Праздники»
Народная вышивка
Эскиз вышитой салфетки
Эскиз кружевной или вязанной
салфетки
Художественная
обработка
твердых материалов. Эскиз резьбы
по дереву.
Орнаментальная композиция в
квадрате, круге.
Лоскутная фантазия. Аппликации
из ткани и шнура
3
4
5
6
7
8
9
5 год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Художественная
обработка
металла
Эскиз декоративной пластины
Художественная обработка камня
Эскиз новогоднего сувенира
Новогодний сувенир.
Художественная обработка кости
Искусство лаковой миниатюры
Выполнение
копии
лаковой
миниатюры
Изделия ДПИ и современность
Проектирование
итоговой
композиции. Эскиз и работа в
материале.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание учебного предмета учитывает следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и
др.);
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов)
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с
материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также
с другими видами декоративно – прикладного творчества. За годы освоения
программы дети получают знания о многообразии декоративно – прикладного
искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного
творчества.
1 год обучения
В первом классе обучающиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного
искусства его особенностями и спецификой. С возможностями декорирования
предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами.
Овладевают техническими навыками изображения. Приобретают навыки
конструирования и моделирования из различных материалов.
1. Тема: Беседа о декоративно-прикладном искусстве.
Цели и задачи: Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса
декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими
инструментами, их свойствами и их использование, с приемами работы.
Знакомство с организацией рабочего места обучающегося, его подготовкой к
работе.
Материалы
и
оборудование:
методические
пособия,
иллюстративный
материал.
2. Тема: Закладка для книг, открытка, настенное украшение «Сказочное
дерево»
Цели
и
задачи:
знакомство
с
возможностями
бумаги,
выявление
индивидуальных особенностей и навыков обучающихся, использование
технических приемов складывания и вырезания бумаги.
Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над
замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.
Материалы и оборудование: методические пособия, работы обучающихся;
бумага, цветная бумага, ножницы, клей, линейка, степлер, декоративные
элементы (пайетки, бусины, ленты и т.д.), Ф-А-4,А-5
3. Тема: Стилизация животного (самостоятельная работа)
Цели и задачи: знакомство со стилизацией, как языком выразительности в
ДПИ, создание стилизованного образа животного для использования его в
создании следующей работы, геометризация природных форм. Отбирая
главное, преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому
строю изображения. Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия
обучающихся. Познакомить с возможностями декорирования. Выделить
главное
и
типичное,
творчески
переосмыслить
натуру,
нарисовать
стилизованную форму.
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, линейка,
пр.карандаш, Ф-А-4.
4. Тема: Создание коврика на анималистическую тему.
Цели и задачи: создание симметричной декоративной композиции с
использованием стилизованного образа животного (самостоятельная работа,
задание №3), оформление коврика по бордюру простым геометрическим
орнаментом, понятие об орнаменте. Развитие фантазии. Знакомство с
понятием симметричности. Применение в практической работе теоретических
знаний.
Материалы и оборудование : цветная бумага, ножницы, клей, линейка,
пр.карандаш, Ф-А3
5. Тема: Эскиз для мозаики «Сказочный город» (самостоятельная работа)
Цели
и
задачи:
образно-пластическая
организация
листа,
создание
выразительного пластически-цветового образа для последующего выполнения
в технике мозаики, развивать наблюдательность, творческое мышление и
воображение, познакомить с новой техникой
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, Ф-А-3
6. Тема: Мозаика из цв. бумаги «Сказочный город».
Цели и задачи: понятие о мозаике – как декоративной технике, создание
цельного образа из наборных элементов, работа по эскизу (задание№5)
развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета
передать замысел композиции. Научить видеть целое при составлении работы
из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.
Материалы и оборудование: цв. бумага, ножницы клей, Ф-А-3
7. Тема: Витраж. «Цирк», «Петушок», «Эльфы».
Цели и задачи: знакомство с техникой витража; стилизация изображения
путем дробления на геометрические части, с сохранением узнаваемости
предметов, использование в цветовом решении ярких, контрастных тонов и
черной обводки.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, Ф-А4, фоторамки, краски и
контуры для витража.
8.
Тема: Эскиз фигурки из соленого теста «Сказочный зверь»
(самостоятельная работа)
Цели и задачи: создание интересного, выразительного образа сказочного
зверя, выполнение эскиза для последующего выполнения в материале,
развитие фантазии и творческого воображения.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А4
9. Тема: Лепка из соленого теста фигурки «Сказочный зверь».
Цели и задачи: формировать навыки работы с различными материалами,
изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести
работу,
приобретение
навыка
заполнения
объемной
формы
узором,
познакомить с новым видом художественной деятельности, научить грамотно,
заполнять форму, использовать элементы декора, создание декоративной
фигурки зверя из соленого теста с последующей росписью и декорированием.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, теки, гуашь ,кисти, клей,
декоративные элементы (бусины ,бисер, пуговицы и т.д.)
10. Тема: «Традиционный поморский костюм». Этнографический урок –
экскурсия.
Цели и задачи: Прививать интерес к истории родного края, познакомить с
историей традиционного поморского костюма, выполнить зарисовки с
поморских костюмов, орнаментов, представленных в композиции.
Материалы и оборудование: экспозиция коллекции подлинных поморских
костюмов, деталей одежды и предметов быта, иллюстрации с изображением
предметов русского народного костюма, таблица знаков – символов
геометрического
орнамента,
бумага,
гелевые
ручки,
цв.
карандаши,
фломастеры.
11. Тема: Русский сарафан.
Цели
и
задачи:
виды
орнаментов
–
геометрический,
растительный,
зооморфный, антропоморфный и комбинированный; типы орнамента –
ленточный, сетчатый и замкнутый; ритм и симметрия в орнаменте; грамотно
закомпоновать изображение в листе, творчески стилизовать народные формы
и орнаменты, добиться выразительности, ф-А3
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия
декоративно-прикладного искусства.
12. Тема: Орнаментальная композиция «Букет», «Цветущее дерево».
Цели и задачи: Поиск эскиза и осуществление композиции на задуманную
тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов, цвета,
рисунка в орнаменте. Воспитывать творческую сторону личности.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, гелевые ручки, фломастеры, ф-А3
2 год обучения
Во втором классе обучающиеся работают с различными материалами.
Продолжают знакомство с промыслами России. Многообразием видов
росписи. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях
языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы
объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в
процессе эстетического анализа.
1. Тема: Орнаментальная композиция «Сказочный зверь, птица»
Цели и задачи: Подбор материала, выполнение замысла композиции.
Развивать фантазию обучающихся, воспитывать любовь к природе и
искусству. Научить грамотно, компоновать, стилизовать. Выбор цветовой
гаммы «Времена года».
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, гелевые ручки, ф-А3
2. Тема: Керамика как один из видов ДПИ
Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами, развитие
кругозора обучающихся. Отличительные особенности керамики.
Материалы и оборудование: репродукции, методические пособия.
3. Тема: Глиняная художественная посуда. Освоение росписи.
Цели и задачи: развивать кругозор обучающихся; формировать навыки работы
с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей;
познакомить с искусством росписи посуды; видами и способами выполнения
росписи.
Материалы и оборудование: заготовки из папье- маше (бумага, клей), гуашь.
4. Тема: Эскиз лепной игрушки.
Цели и задачи: выполнение эскиза будущей игрушки в соответствии со
стилевыми и конструктивными особенностями Дымково.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А3
5. Тема: Лепная и расписная игрушка.
Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами, развитие
кругозора обучающихся. Лепка и роспись дымковской игрушки.
Материалы и оборудование: глина (замена соленое тесто, пластилин), стеки,
гуашь.
6. Тема: Тряпичная игрушка. Кукла – скрутка.
Цели и задачи: развивать кругозор обучающихся и познания в области
этнографии; формировать навыки работы с материалом; познакомить с
видами кукол – скруток и способами выполнения.
Материалы и оборудование: лоскутки тканей, нитки, ножницы, тесьма.
7. Тема: Разработка эскиза изразца и выполнение его в материале.
Цели и задачи: знакомство с краткой историей изразцов, освоение рельефного
изображения, формировать навыки работы с различными материалами,
изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести
работу.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф.А4, пластилин (замена
керамическая глина, соленое тесто), основа, стеки, иллюстрации, работы
обучающихся.
8. Тема: Различные виды народной росписи
Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами России, развитие
кругозора
обучающихся.
Отличительные
особенности
традиционных
художественных промыслов России. Городец, Хохлома, Урало-сибирская
роспись.
Материалы
и
оборудование:
методические
пособия,
иллюстративный
материал.
9. Тема: Импровизация на тему росписи по дереву. Эскиз и выполнение в
материале.
Цели и задачи: развивать кругозор обучающихся; формировать навыки работы
с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей;
познакомить с искусством росписи посуды; видами и способами выполнения
росписи по дереву.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А3, деревянные заготовки для
росписи.
3 год обучения
В третьем классе обучающиеся знакомятся с такими видами декоративноприкладного искусства как – папье-маше, бумажная пластика, декупаж.
Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов.
Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной
особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки
работы с разными материалами. Обучающиеся учатся самостоятельно
задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над
декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный
метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом
воображении обучающихся.
1. Тема: Роспись по металлу.
Цели и задачи знакомство с историей, творчеством и наследием Жостово.
Материалы и оборудование: иллюстративный материал
2. Тема: Импровизация на тему Жостовской росписи.
Цели и задачи: развитие воображения, творческий поиск, выделение
стилистических, цветовых и конструктивных особенностей мотива, с
последующей авторской переработкой.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь,ф-А3
3. Тема: Маски. История. Разновидности.
Цели и задачи: расширение кругозора обучающихся, получение новых знаний
о ДПИ.
Материалы
и
оборудование:
репродукции,
работы
обучающихся,
методический материал.
4. Тема: Эскиз маски и выполнение ее в материале
Цели и задачи: Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное
выполнение изделия. Роспись готовой работы. Формировать в процессе
обучения творческое воображение и фантазию обучающихся. Познакомить и
развить навыки работы в технике папье-маше. Научить создавать предметы
декора своими руками.
Материалы и оборудование: эскиз-бумага ф-А3,гуашь; пластилин, папьемаше, стеки, бумага, клей, гуашь
5. Тема: Бумажная пластика
Цели и задачи: развивать кругозор обучающихся; формировать навыки работы
с материалом; развивать умения декорирования
предметов и вещей;
познакомить с техникой работы с бумагой; видами и способами выполнения.
Материалы
иллюстрации.
и
оборудование:
репродукции,
работы
обучающихся,
6. Тема: Декоративный коллаж «Снежинка»
Цели и задачи: Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с
замыслом, формировать навыки работы с различными материалами, изучить
технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу.
Материалы и оборудование: бумага ф-А3,белая,черная и цветная тонкая
бумага, калька, копировальная бумага, резаки, ножницы, клей.
7. Тема: Декупаж. Декоративная композиция на объемной форме.
Цели и задачи: Познакомить с техникой декупажа. Учить подчинять
особенности объемной формы декору. Практическое закрепление полученных
знаний, формировать навыки работы с различными материалами, изучить
технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу.
Материалы и оборудование: декупажные карты и салфетки, клей и лак для
декупажа, объемные формы ( банки, бутылки, тарелки и др.)
8. Тема: Многообразие видов художественного текстиля
Цели и задачи: расширение кругозора обучающихся
Материалы и оборудование: иллюстративный материал
9. Тема: Эскиз мини-гобелена
Цели и задачи: Научить создавать и осмысливать произведения декоративноприкладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть
замысел работы.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А3, материал для плетения.
4 год обучения
В четвертом классе обучающиеся продолжают знакомство с видами
декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки
предыдущих лет учебы.
1. Тема: Цветочные мотивы. Флористика.
Цели и задачи: Познакомить с техникой аппликации из природного материала
с элементами коллажа и его стилями (живописный, акварельный, пейзажный,
символический и ассоциативный, абстрактный). Закрепить полученные знания
на практике, формировать навыки работы с различными материалами, изучить
технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу.
Развивать навыки в организации композиционной плоскости, подбору
природного материала и цветовых гармоний.
Материалы и оборудование: цв.бумага и картон, гуашь, акварель, пастель, х/б
ткань, краски для ткани, природный материал, клей.
2. Тема: Эскиз мелкой пластики «Праздники»
Цели и задачи: Работа над замыслом композиции.
Материалы и оборудование: бумага, гуашь, акварель, ф-А3
3. Тема: Мелкая пластика «Праздники»
Цели и задачи: Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных
деталей. Развитие логического мышления и пространственного представления.
Развитие моторики рук.
Материалы и оборудование: мука, соль (замена керамическая глина, вода,
стеки, гуашь.
4. Тема: Народная вышивка
Цели и задачи: знакомство с различными видами ДПИ.
Материалы и оборудование: иллюстративный материал, образцы готовых
изделий
5. Тема: Эскиз вышитой салфетки
Цели и задачи: разработка дизайна для вышивки, добиться оригинальности
замысла и гармоничности композиции.
Материалы и оборудование: бумага, цв.карандаши,фломастеры,ф-А3
6. Тема: Эскиз кружевной или вязанной салфетки
Цели и задачи: разработка интересного
эскиза, развитие творческих
способностей.
Материалы и оборудование: бумага, гелевые ручки, ф-А3, гуашь, стеклянные
трубочки для резерва.
7. Тема: Художественная обработка твердых материалов. Эскиз резьбы по
дереву.
Цели и задачи: расширение кругозора, получение новых знаний о ДПИ.
Развивать воображение, умение работать в различных декоративных техниках.
Материалы и оборудование: методические пособия, иллюстрации, бумага,
карандаш, акварель.
8. Тема: Орнаментальная композиция в квадрате, круге.
Цели и задачи: развивать умение работать в различных декоративных
техниках в современном авторском решении, формировать в процессе
обучения творческое воображение и фантазию обучающихся.
Материалы и оборудование: бумага, карандаш, акварель, гуашь, гелевые
ручки,
9. Тема: Лоскутная фантазия. Аппликации из ткани и шнура
Цели и задачи: развивать воображение, умение работать в различных
декоративных техниках, расширение кругозора, продолжить знакомство с
техникой коллажа, скрапбукинга.
Материалы
и
оборудование:
бумага
и
цв.картон,
лоскутки
ткани,
декоративные шнуры и тесьма, пуговицы, цв.нитки, клей, ножницы,
полиэтиленовая пленка (двойной скотч), утюг.
5 год обучения
В пятом классе обучающиеся продолжают знакомство с видами декоративноприкладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет
учебы. По итогам изучения программы пятилетнего обучения создают
самостоятельную работу с применением изученного материала.
1. Тема: Художественная обработка металла
Цели и задачи: знакомство с видами ДПИ.
Материалы и оборудование: иллюстративный материал.
2. Тема: Декоративное панно из проволоки
Цели и задачи: Научить создавать и осмысливать произведения декоративноприкладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть
замысел работы.
Материалы и оборудование: бумага, карандаш, ф-А4, проволока, материал для
декора (бижутерия, керамическая глина и др.)
3. Тема: Художественная обработка камня
Цели и задачи: знакомство с видами ДПИ, расширение кругозора.
Материалы и оборудование: репродукции.
4. Тема: Эскиз новогоднего сувенира
Цели и задачи: Самостоятельная работа, выполняется обучающимися в любой
технике, изученной за время обучения, проверка знаний, умений и навыков,
приобретенных обучающимися за четыре года обучения по данной программе.
Материалы и оборудование: материал по выбору
5. Тема: Новогодний сувенир.
Цели и задачи: Из имеющегося материала выполняются различные украшения
к новогодним праздникам, развитие фантазии и творческого воображения.
Формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические
приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить
изучать приемы работы в смешанной технике.
Материалы и оборудование: материал по выбору
6. Тема: Художественная обработка кости
Цели и задачи: расширение кругозора, знакомство с видами ДПИ
Материалы и оборудование: репродукции, методические пособия
7. Тема: Искусство лаковой миниатюры
Цели и задачи: расширение кругозора, знакомство с видами ДПИ
Материалы и оборудование: репродукции, методические пособия
8. Тема: Выполнение копии лаковой миниатюры
Цели и задачи: Научить создавать и осмысливать произведения декоративноприкладного искусства. Подготовка рабочего места. Последовательное и
поэтапное выполнение копии. Формировать навыки работы с различными
материалами, изучить новые технические приемы.
Материалы и оборудование: Бумага, гуашь; возможна имитация на
деревянной основе, с нанесением левкаса, темперными красками, ф-А3
9. Тема: Изделия ДПИ и современность
Цели и задачи: расширение кругозора, знакомство с современными видами
ДПИ
Материалы и оборудование: репродукции, методические пособия
10. Тема: Проектирование итоговой композиции. Эскиз и работа в
материале.
Цели и задачи: Выявление и закрепление знаний, умений и навыков,
приобретенных обучающимися за пять лет обучения по данной программе.
Материалы и оборудование: материал по выбору.
III.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения программы обучающиеся должны знать, уметь:
- виды декоративно-прикладного искусства;
- уметь стилизовать природные формы;
- работать с различными материалами и в разных техниках;
- уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как
средства художественной выразительности при создании образа декоративной
вещи;
- различать и узнавать виды художественных промыслов;
- уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративноприкладного искусства;
- уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка
декоративно-прикладного искусства;
- уметь применять полученные знания на практике;
- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;
- грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- завершать работу, добиваться богатства и цельности формы.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие художественного вкуса;
- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности,
стереотипное или свободное мышление;
- смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических
рисунков человеческого лица;
- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана
работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы
своих рисунков).
У обучающегося сформируются следующие отношения:
- уважение к труду;
- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;
- эмоциональную отзывчивость на жизненные явления, отношение к
изображаемому.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
знаний
обучающихся
осуществляется
педагогом
практически на всех занятиях и предназначен для закрепления знаний, умений
и навыков по пройденным темам. Он может проводиться в устной форме
(индивидуальный, групповой опрос), в виде практических работ.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет
коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее
удачные
решения,
оригинальные
подходы
к
выполнению
задания,
разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у обучающихся
умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение
выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать.
Формой промежуточной аттестации является зачет в виде просмотров и
выставки работ обучающихся, организуемые во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м полугодиях
за счет аудиторного времени.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в рамках промежуточной аттестации в форме
выставки (итоговой работы) с обязательным выставлением оценки,
которая
заносится
в
свидетельство
об
окончании
образовательного
учреждения.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку обучающихся.
«5» (отлично) ставится, если обучающийся выполнил работу в полном
объеме
с
соблюдением
необходимой
последовательности,
составил
композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно –
трудовые умения.
«4» (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
«3» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы обучающихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей:
- разработка заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных
заданий;
- вариативность темпа освоения учебного процесса;
- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное
время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией,
дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до
стандартного уровня первоначальные знания. Умения, навыки;
- частично – поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик
должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и
арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое
обеспечение:
• Фонд работ обучающихся
• Фонд методических пособий
• Наглядные пособия
• Альбомы по искусству
• Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа»
и т.д.
• Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог ознакомить обучающихся со способами изготовления изделий, с
инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над
заданием.
Типы пособий:
- натуральные наглядные пособия – образец изготавливаемого предмета, его
развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках.
- образец – это конкретный предмет, дальнейший анализ его частей и деталей
позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления
всего изделия.
- устное описание внешнего вида предмета и его конструкции – способствует
образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
- электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники,
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные – слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;
- материальные – для полноценного усвоения заданий каждого раздела
программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: бумага разных сортов, бумага цветная, гуашь,
акварель, акрил, темпера, кисти, клей, кнопки, скотч, карандаши (цветные,
простые), маркеры, фломастеры, тушь, перо, гелевые ручки, пластилин, стеки,
мука, соль, ластик, калька и т.д.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для организации образовательного процесса:
1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция – Ростов н/Дону 2008
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. – М., Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС 2005
3. Буткевич Л.М. История орнамента: учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений, обучающихся по спец.
«Изобразительное искусство» - М., ВЛАДОС 2005
4. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. (Пособие для
учителя) – М. «Просвещение» 1985
Для обучающихся
1. Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.
Серия «Учебный курс». – Ростов н/Дону, «Феникс», 2000.
2. Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.,ООО
«Издательство АСТ»2004
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для учеников 5-8
классов. Основы композиции. Основы живописи. Основы рисунка. –
Обнинск, «Титул» 2001
4. Старинные изразцы (альбом для детского художественного творчества). –
Москва: ООО «Карапуз»
5. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 – 19 веков. Альбом –
Москва: «Изобразительное искусство»1983
6. Уотт Ф. Энциклопедия юного художника – ООО « Издательство Робинс»
2009
7. Народные
художественные
промыслы
СССР.
Альбом
–
Москва:
«Советский художник»
8. Праздник делаем сами. Альбом – Ярославль: «Линка – Пресс»
9. Подарок юному дизайнеру – Москва: «РОБИНС» 2012
10. Энциклопедия юного дизайнера – Москва: «РОБИНС» 2011
11. Латышева О. Альбомы и открытки своими руками (+ DVD Мастер класс за
час) – СПб: «Питер» 2011
12. Петрова П. В. Рисуем деревья и другие растения. Практическое
руководство. Серия «Учимся рисовать» - Харьков 2013
13. Марковская А.А. «Рисуем животных» Практическое руководство. Серия
«Учимся рисовать» - Харьков 2013
14. Котович Н. В. Рисуем цветы Практическое руководство. Серия «Учимся
рисовать» - Харьков 2013
15. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка – Л. «Художник РСФСР»
1986
16. Жегалова С.К. Русская народная живопись. Книга для обучающихся
старших классов – М. «Просвещение» 1984
17. Каплан Н.И. Народное декоративно – прикладное искусство севера и
Дальнего востока. Книга для обучающихся старших классов – М.
«Просвещение» 1980
18. Периодические издания: журналы «Юный художник», «Искусство в
школе», «Художественная школа», «Народное творчество».
19. Чекалов А.К., Полунина В.Н. Русское народное декоративно – прикладное
искусство. Учебно – наглядное пособие. 56 таблиц. – М. «Просвещение»
1973
20. Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов –
«Лениздат» 1974
21. Газарян С. Прекрасное своими руками. Народные художественные
ремесла. – М. «Детская литература» 1980
22. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Ленинград «Художник РСФСР»
1988
23. Народная роспись Северной Двины. Альбом. – М. «Изобразительное
искусство» 1987
24. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. – Ленинград
«Художник РСФСР» 1981
25. Жегалова С.К. Русская народная живопись – М. «Просвещение» 1975
26. Народное
искусство
Государственного
Российской
музея
Федерации.
этнографии
народов
Альбом из собрания
СССР
–
Ленинград
«Художник РСФСР» 1981
27. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. Фотоальбом
– Москва «Планета» 1990
28. Завадская Е. В. Японское искусство книги 7-19 века – Москва «Книга»
1986
29. Живопись Японии. Альбом с репродукциями. 16 таблиц. – Москва
30. Искусство Китая. Альбом. – Москва «Изобразительное искусство» 1988
31. Издание для досуга. Серия «Новые идеи». Практическое руководство:
Декупаж. Раскрашиваем цветочные горшки. Украшаем пасхальные яйца.
Фантазии из овощей и фруктов. Подарки любимым. Оригами, животные из
бумаги. Аксессуары для дома. Кельтские мотивы. Вышиваем шары по
японски – «Ниола – Пресс» 2008
32. ГоберманД.Росписи гуцульских гончаров – Ленинград «Искусство» 1972
Искусство холуйской миниатюрной живописи. Альбом. – Ленинград.
«Художник РСФСР» 1975