В 01 Скульптура

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область
В.00. Вариативная часть
Учебный предмет
В.01. Скульптура

2024 год
п.г.т. Умба

Разработчик - Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба
Рецензент – Преподаватель Соха Сабина Станиславовна

Рецензия

на

программу

дополнительной

по

учебному

предмету

предпрофессиональной

«Скульптура»

общеобразовательной

программы в области изобразительного искусства «Живопись», срок
обучения 5 лет.
Программа

учебного

предпрофессиональной

предмета

«Скульптура»

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись» и сроку обучения и является одним из предметов вариативной
части программы.
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку,
содержание

учебного

предмета,

требования

к

уровню

подготовки

обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методические
рекомендации и перечень литературы.
Программа реализуется в течение 3 лет (с 1-го по 3-й класс при 5–
летнем сроке обучении). На изучение дисциплины отводится 297 часов, из
них 148,5 часов – аудиторные занятия, 148,5 часов - самостоятельная работа.
В пояснительной записке программы даётся полное определение понятия
«скульптура», разъясняется место данного предмета в учебном плане,
представлены методы и формы работы, а также методы контроля и
управления образовательным процессом.
Темы учебных заданий располагаются в порядке их постепенного усложнения
от

лепки

простейших

объектов

до

сложных

композиций

и

носят

рекомендательный характер, позволяя проявить больше творчества и
индивидуальности в решении пластических задач. Домашние задания строятся
на упражнениях, развивающих зрительную память и образное мышление
обучающихся.
Ожидаемые результаты образовательной программы основываются на
результатах

прохождения

образовательного

цикла

обучающихся.

Образовательные цели и задачи представлены по этапам обучения, что
определяет высокую технологичность данной программы.
Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых
условий и пособий для успешной реализации содержания программы.
Программа

учебного

предпрофессиональной

предмета

«Скульптура»

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

изобразительного искусства «Живопись» может быть рекомендована для
реализации в учебном процессе Детской школы искусств.

Содержание учебного предмета
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

V.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

VII.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и
дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является
одним из предметов вариативной части.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и

на создание

оригинальных произведений, отражающих

творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», а именно: «Рисунок», «Композиция прикладная», «Скульптура»
- взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Скульптура» реализуется при 5-летнем сроке
обучения в 1-3 классах. Занятия по предмету проходят один раз в неделю по
1,5 часа.
Продолжительность учебных занятий составляет в каждом классе 33 недели.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Скульптура» при 5-летнем с 1 - 3
класс обучении составляет – 297 часов, из которых 148,5 часов - аудиторные
занятия, 148,5 часов – самостоятельная работа.

Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени,
график аттестации

Классы

1

Полугодия
Аудиторные занятия (в
часах)
Самостоятельная работа
(в часах)
Максимальная учебная
нагрузка (в часах)

2

Всего
часов

3

1

2

3

4

5

6

24

25,5

24

25,5

24

25,5

148,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

148,5

48

51

48

51

48

51

297

Вид промежуточной
аттестации

Зачет

зачет

зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия

по

предмету

«Скульптура»

проводится

в

форме

мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Скульптура» являются:
•

Создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей.
•

Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета

•

Знакомство

с

оборудованием

и

различными

пластическими

материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности,
глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).
•

Знакомство со способами лепки объемных форм и предметов.

•

Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,

«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция».
•

Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,

пропорции, форму.
•

Формирование

умения

передавать

массу,

объем,

пропорции,

характерные особенности предметов.
•

Формирование умения работать с натуры и по памяти.

•

Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа.

•

Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
o словесный (объяснение, беседа, рассказ);

o наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

o практический;

o эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).

Предложенные
образовательной

методы работы

программы

в рамках предпрофессиональной

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

изобразительного

творчества.
Описание материально технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной

работы

обучающиеся

могут

пользоваться

сетевыми

ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных
тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по специфике предмета. Мастерская для занятий скульптурой
должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами,
натюрмортными столиками, интерактивной доской.
2. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Скульптура» построено с учетом возрастных
особенностей

детей,

а

также

с

учетом

особенностей

развития

их

пространственного мышления. Содержание учебного предмета учитывает
следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и
др.);
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;

- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аудиторные
занятия

Название раздела, темы

Самостоятельная
работа

№
№

Максимальная
учебная нагрузка

Общий объем времени в
часах

99

49,5

49,5

Урок

1

1

1

Урок

4

2

2

Урок.

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

12

6

6

Урок

20

10

10

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

2

1

1

Вид
учебного
занятия

1 год обучения
1

2
3
4
5

6

7

8
9
10

Вводный урок. Инструменты и
материалы. Физические и
химические
свойства
материалов.
Этюд
растений
(свободно
высохшие листья)
Лепка с натуры фруктов, овощей
(с натуральных или муляжей)
Декоративная лепка «Сосуд –
плод»
Лепка кратковременных этюдов
птиц по памяти (ворона, голубь,
курица и др.)
Знакомство
с
каркасом.
Выполнение
пластилиновой
модели человека.
Композиция на сказочную тему
(литературное произведение или
фольклор)
«Подсвечник – животное»
Лепка
гипсового
орнамента
«Цветок лотоса»
Лепка кратковременных этюдов
по памяти. Домашние животные
(кошка, собака и др.)

11
12

13
14
15
16

1
2

3
4

5
6

7

8

9

10

Наброски с натуры сидящего
Урок
человека
Композиция на тему басен
И.М.Крылова,
С.М.Михалкова
Урок
(человек и животное)
Декоративная
композиция
Урок
«Птица», «Рыба» (рельеф)
Лепка
мелких
бытовых
Урок
предметов по памяти
Композиция на тему «Спорт»
Урок
или «Балет»
Зачет
2 год обучения
Этюды краткосрочные с натуры
«Осенние дары природы»
Этюды растений с натуры в
рельефе (ветка дерева, цветок и
др.)
Лепка декоративного сосуда
«Портрет – кружка»
Этюд
тематического
натюрморта,
составленного
самими
обучающимися
(Например «Завтрак» или «Чай»)
Наброски с животных по памяти
и наблюдению
Динамическая
композиция
«Первобытный человек», «Труд»
и др.
Этюд с гипсового слепка,
представляющего растительную
форму (лист оканта или розетка)
Этюды «Животные и птицы в
движении» (в трех разных
положениях)
Анималистическая композиция с
передачей
эмоционального
состояния животного «Хитрая
лиса», «Злой волк», «Забавный
медвежонок» и др,
Рельефное
изображение
натюрморта с натуры «Кувшин с

2

1

1

6

3

3

8

4

4

2

1

1

12

6

6

0,5

0,5

0,5

99

49,5

49,5

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

12

6

6

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

20

10

10

Урок

12

6

6

Урок

4

2

2

Урок

6

3

3

Урок

6

3

3

11
12
13

1
2
3

4
5

6

7

8
9

10
11

фруктами»
Кратковременные
наброски
Урок
человека с натуры (друг с друга)
Композиция «Цирк»
Урок
Зачет
3 год обучения
Этюд с чучела крупной птицы
Этюд с натуры «Драпировка со
складками»
Декоративный
рельеф
«Импровизация
на
тему
натюрморта»
Этюды с гипсовой модели частей
лица
Этюд с натуры в рельефе
«Гипсовый слепок античной
головы»
Тематическая композиция на
тему
литературного
произведения
Этюды с деталей
фигуры
человека
(гипсовые
слепки:
стопа, рука, череп)
Наброски фигуры человека в
движении
Создание композиции на тему,
наблюдаемую в жизни «Отдых»,
«Скамейка» и др.
Декоративные сосуды
Зачет. Итоговая композиция (в
объеме или рельефе: не более 3-х
фигур)

4

2

2

10
0.5

5
0.5

5
0,5

Урок

99
4

49,5
2

49,5
2

Урок

8

4

4

Урок

16

8

8

Урок

8

4

4

Урок

12

6

6

16

8

8

Урок

6

3

3

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

13

6,5

6,5

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
1. Тема: Вводная беседа. Знакомство с видами и жанрами скульптуры.

Инструменты и материалы. Физические свойства материалов.
Предмет «Скульптура», виды (круглая скульптура малых форм, рельеф),
жанры

(станковая,

монументальная,

декоративная).

Оборудование

и

пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с
пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с
инструментами. Организация рабочего места.
2. Тема: Этюд растений (свободно высохшие листья) с натуры.

Лепка на плинте невысокого рельефа листьев разного характера и строения.
Задачи:
1.Передача пропорций, форм и характерных особенностей растений.
2.Выделение линий изломов и изгибов формы.
3. Приобретение навыков изображения растений с натуры.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: сбор листьев, разных по форме .
3. Тема: Лепка с натуры фруктов, овощей (с натуральных или муляжей) –

этюды по темам « Яблоко», «Огурец» и т. д.
Задачи:
1. Освоение основных приемов лепки: разминание материала и лепка объема

пальцами из целого куска, не допуская механического подхода к выполнению
задания.
2. Понятие о построении объемного предмета в пространстве.

Материал: скульптурный пластилин.
4. Тема: Декоративная лепка «Сосуд – плод».

Задачи:
1.Лепка полой формы жгутом с использованием фактуры.
2.Стилизация растительной формы.
Материал: цветной пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры,
разработка эскизов.
5. Тема: Лепка кратковременных этюдов птиц по памяти и наблюдению

(ворона, голубь, курица и д.р.).
Задачи:
1. Развитие зрительной памяти.
2. Развитие наблюдательности в характерных повадках птиц.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц.
6. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели

человека.
Задачи:
1.Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные
навыки передачи движения.
Материал: картон, цветной пластилин, проволока.
Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор
подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
7. Тема: Композиция на сказочную тему (литературное произведение или

фольклор).
Задачи:
1. Понятие о пластической и композиционной связи фигур.

2.Грамотное композиционное размещение фигур на плинте.
3.Развитие фантазии обучающихся.
4.Передача формы, движения, уточнение взаимосвязи фигур и предметов.
5.Выявление настроения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: работа с книгой,

выполнение композиционных

поисков для тематической композиции, эскизов к русским сказкам.
Тема 8. « Подсвечник – животное».
Задачи:
1. Стилизация формы животного.
2. Совмещение утилитарной и декоративной функции в изделии.

Материл: цветной пластилин.
Самостоятельная

работа:

выполнение

зарисовок

животных.

иллюстративного материала.
Тема 9. Лепка несложного гипсового орнамента «Цветок лотоса».
Задачи:
1. Знакомство с принципом построения орнамента.

Подбор

2. Особенности передачи объемов в рельефе.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 10. Лепка кратковременных этюдов по памяти (кошка, собака, коза
и д.р.).
Задачи:
1. Углубление развития наблюдательности за характером поведения животных.

2.Нахождение композиционной и пластической связи между фигуркой
животного и плинтом.
Материл: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных.
Подбор иллюстративного материала.
Тема 11. Наброски с натуры сидящего человека.
Задачи:
1.Передача пропорций человеческой фигуры.
2.Выразительность силуэта, характера, позы, возраста.
3.Цельность решения работы.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 12. Композиция на тему басен И. А. Крылова, С. М. Михалкова
(человек и животное ).
Задачи:
1. Создание несложной композиции зверей и людей.

2.Выявление взаимосвязи фигур и предметов.
3.Передача настроения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных, работа с книгой.
Тема 13.Декоративная композиция «Птица» или «Рыба» (рельеф).
Задачи:
1. Вписать изображение в выбранный формат.

2.Стилизация реальных форм в декоративные.
Материал: цветной пластилин или пластик.

Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Птица»,
«Рыбка».
Тема 14. Лепка мелких бытовых предметов по памяти.
Задачи:
1. Развитие наблюдательности.
2. Передача объема , характера и пропорций.

Материл: скульптурный пластилин.
Тема 15. Композиция на тему «Спорт» или «Балет».
Задачи:
1. Воплощение творческих замыслов обучающихся.

2.Взаимосвязь фигур и предметов.
Передача характера, формы, движения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала. Выполнение
зарисовок фигур в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др.
Тема 16.Зачет.
2 год обучения
Тема 1. Этюды (краткосрочные) с натуры « Осенние дары природы».
Задачи:
1.Передача объема, пропорций, характера модели, ее массы.
2.Выявление умения наблюдать и воплощать увиденное в скульптуре.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: сбор и зарисовка природного материала.
Тема 2. Этюд растений с натуры в рельефе (ветка дерева, цветок и др.).
Задача:
1. Приобретение навыков в изображении растительных мотивов в рельефе.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов растительных форм.
Тема 3. Лепка декоративного сосуда « Портрет – кружка».
Задачи:

1. Лепка полой формы жгутом или пластиной.
2. Передача на основе полой формы кружки (бокала) портрета сказочного

персонажа, профессии или портрета с выраженными этническими чертами.
3. Передача рельефа и фактуры.

Материал: скульптурный и цветной пластилин.
Самостоятельная работа: упражнения на выполнение оттисков различных
поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, кора и др.)
Поиск образа и выполнение эскиза по теме.
Тема 4. Этюд тематического натюрморта, составленного самими
обучающимися (например «Завтрак» или «Чай» ).
Задачи:
1. Знакомство с правилами составления несложного натюрморта, состоящего

из 2-4-х предметов.
2. Композиционное

размещение

разнообразных

по

форме

и величине

предметов на плоскости (плинте).
3. Передача характера, пропорций предметов с учетом их масштабных

соотношений
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды разной формы.
Тема 5. Наброски с животных по памяти и наблюдению (до 5 заданий).
Задачи:
1. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
2. Передача характерной позы конкретной породы животных.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала и фотографий
животных.
Тема 6. Динамическая композиция, включающая 1-2 фигуры человека
(«Первобытный человек», «Труд» и др.).
Задачи:
1. Развитие фантазии и наблюдательности.
2. Приближение создаваемых образов к историческому источнику.

3. Приобретение навыков в изображении фигуры человека в движении.

4.Использование основных закономерностей композиции.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции, поиск образов
персонажей композиции по выбранной теме.
Тема 7. Этюд с гипсового слепка, представляющего растительную форму
(лист оканта или розетка).
Задачи:
1. Практическое изучение растительных форм, выполненных в пластической

технике.
2. Точная передача пропорциональных отношений элементов.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 8. Этюды «Животные и птицы в движении» (в трех разных
положениях).
Задача:
1. Точность передачи движения, построение основных пропорций.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных в движении в трех
разных положениях.
Тема 9. Анималистическая композиция с

передачей эмоционального

состояния животного («Хитрая лиса», «Злой волк», «Обиженная собака»,
«Забавный медвежонок», «Испуганная кошка», «Трусливый заяц»).
Задачи:
1. Умение передать эмоциональный настрой животного.
2. Интерпретация

образов, навеянных иллюстрациями и скульптурными

работами художников-анималистов (Г.Горлова, В. Ватагина и д.р.).
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная

работа:

работа

с

литературой

и

иллюстративным

материалом художников – анималистов Г.Горлова, В. Ватагина и др.
Тема 10. Рельефное изображение натюрморта с натуры «Кувшин с
фруктами».

Задачи:
1. Последовательность лепки рельефа.
2. Передача сокращения объема в рельефе.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 11. Кратковременные наброски человека с натуры (друг с друга).
Задача:
1. Выявление

характерных

особенностей

пропорций

фигуры

человека

(взрослого, ребенка).
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 15. Композиция «Цирк».
Задача:
1. Реализация пластического замысла композиции.
2. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры,

животных, передачи движения
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, выполнение
зарисовок отдельных персонажей и подбор иллюстративного материала по
теме «Цирк».
Тема 16.Зачет.
Третий год обучения
Тема 1. Этюд с чучела крупной птицы (куропатка, глухарь, грач, и др.).
Задачи:
1. Дальнейшее совершенствование лепки с натуры.
2. Передача индивидуальных характерных черт, позы, объема, пропорций

птицы, анатомических особенностей.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 2. Этюд с натуры – драпировка со складками.
Задачи:
1. Знакомство

с

лепкой

ткани,

принимающего произвольную форму.

особенностями

мягкого

материала,

2. Внимание на выявление сгиба складок, их наиболее напряженные точки.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 3. Декоративный рельеф. Импровизация на тему натюрморта.
Задачи:
1. Развитие ассоциативного мышления, умения продуцировать неординарные

идеи и образы.
2. Выполнение работы в технике пласта с использованием фактуры и других

декоративных средств.
Материал: скульптурный и цветной пластилин.
Самостоятельная

работа: зарисовка отдельных элементов композиции,

подготовка и изготовление разнообразных фактур.
Тема 4. Этюды с гипсовой модели частей лица (глаз, носа, ушей).
Задачи:
1. Знакомство с анатомическими особенностями головы человека и отдельных

частей лица (глаз, носа, губ, ушей).
2. Выявление общего характера данной части лица, его пропорции.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 5. Этюд с натуры в рельефе – гипсовый слепок античной головы.
Задачи:
1. Изучение пропорций, детали, движение форм.
2. Принцип строения и сочленения головы и шеи, их осей и взаимосвязи.

3.Выразительность

объемных

форм

художественно-

образного

воспроизведения модели.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема 6.Тематическая композиция на тему литературного произведения.
Задачи:
1. Стремление

передать

достоверное

впечатление

произведения (в т.ч. образ, костюм и д.р.).
2. Выполнение композиции в пластической технике.

Материал: скульптурный пластилин.

от

прочитанного

Самостоятельная работа: работа с книгой, выполнение эскизов к тематической
композиции с опорой на содержание произведения.
Тема 7. Этюды с деталей фигуры человека (гипсовые слепки: стопа, руки,
череп).
Задачи:
1. Знакомство с анатомическим строением и особенностями стопы, кисти руки,

черепа человека.
2. Четкое построение объемов по осям, изучение пропорций.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 8. Наброски фигуры человека в движении (не менее 4-х набросков в
позах «сидя» и «стоя»).
Задачи:
1. Изображение подвижной фигуры в пространстве.
2. Передача характера и пропорций человеческой фигуры.

Материал: скульптурный пластилин.
Тема 9. Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни. «Отдых»,
«Скамейка» и др.
Задачи:
1. Умение выразить идею в композиции.
2. Передача взаимодействия между 2-3 фигурами.

Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала в виде открыток,
иллюстраций

и

фотографий.

Выполнение

эскизов

к

тематической

композиции.
Тема 10. Декоративные сосуды.
Задачи:
1. Создание образа на основе совмещения «свободной формы» и формы

сосуда.
2. Закрепление полученных навыков работы в использовании различных

техник и приемов (пласт, жгут, фактура ).
Материал: скульптурный пластилин, цветной пластилин.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной
формы, разработка эскиза изделия на основе совмещения «свободной формы»
и формы сосуда.
Тема 11. Зачет. Итоговая композиция на свободную тему (в объеме или
рельефе: не более 3-х фигур).
Задача:
1. Выявление, проверка и закрепление всех знаний по скульптуре полученных

во время обучения.
Материал: скульптурный пластилин.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала, выполнение
эскизов к итоговой композиции.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
• Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
композиция».
• Знание оборудования и различных пластических материалов.
• Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
• Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
• Умение работать с натуры и по памяти.
• Умение применять технические приемы лепки рельефа.
• Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную

аттестацию.
Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных
выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний

(текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения,
решения тематических кроссвордов, тестирования.
Промежуточная аттестации проводится в форме зачета в виде
творческих просмотров работ обучающихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за
счет аудиторного времени. На просмотрах обучающимся выставляется
оценка.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в рамках промежуточной аттестации в форме
дифференцированного

зачета

(итоговой

работы)

с

обязательным

выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании
школы.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
"5" («отлично») - обучающийся выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход,
технически грамотно подошел к решению задачи;
"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции
и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, обучающийся безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с обучающимися, указанными в разделе
«Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы
обучающихся программой применяются также следующие методы:

− объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
− частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие
(творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские
(исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других
материалов);
− игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у обучающихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами
мастеров,

народных

составляющей

умельцев,

творческой

скульпторов,

заинтересованности

керамистов.

Важной

обучающихся

является

приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение
художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в
творческих мероприятиях).
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для

полноценного

усвоения

материала

учебной

программой

предусмотрено ведение самостоятельной работы. Самостоятельная работа
обучающихся выполняется в форме домашних заданий (упражнения к
изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Обучающиеся имеют
возможность работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
Средства обучения
• материальные:

учебные

аудитории,

специально

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

оборудованные

• наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, магнитные
доски, интерактивные доски;
• демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
• электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные
ресурсы;
• аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
VII. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Список методической литературы
1. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее
основах. – М. 1985.
2. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. Альбом. – Советский
художник,1982.
Для обучающихся
1. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке – М., 1979.
2. Претте

М.К.,

Капальдо

А.

Творчество

и

выражение:

курс

художественного воспитания. – М., «Советский художник» 1981.
3. Периодические издания: журналы «Юный художник», «Искусство в
школе», «Художественная школа», «Народное творчество».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».