Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» ________________С.В. Воловик 29.08.2024 г., Протокол № 1. Приказ № 34 от 29.08.2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» срок обучения – 3 года СОСТАВИТЕЛЬ: Васильев А.А., преподаватель 2024 год п.г.т. Умба I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 года, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области фортепианного исполнительства в детских школах искусств. Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов благодаря универсальности как инструмента, используемого и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося. Недельная нагрузка по предмету «Фортепиано» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования, в том числе с педагогом. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки. Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, гармонический слух, умение слушать друг друга, навыки игры ритмично и синхронно, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки. При приеме на обучение по программе в области музыкального искусства «Фортепиано» МБУДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти. Программа в области музыкального искусства является основой для оценки качества образования. Освоение учащимися программы в области музыкального искусства завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой МБУДО «ДШИ им. А.А. Бойцова». Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. В соответствии с учебным планом по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Фортепиано» реализуются следующие учебные предметы: Специальность и чтение с листа Ансамбль Хоровой класс Сольфеджио Слушание музыки Ритмика Учебные планы теоретических предметов прилагаются и являются неотъемлемой частью настоящей образовательной программы. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «»Фортепиано» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвёртый годы обучения составляет 34 недели в год. Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Годы обучения 1-й год Полугодия 1 Количество недель 16 Аудиторные занятия 32 Самостоятельная 32 работа Максимальная 64 учебная нагрузка Всего часов Затраты учебного времени 2 18 36 36 2-й год 3 16 32 32 72 64 4 18 36 36 3-й год 5 16 32 32 6 18 36 36 204 204 72 64 72 408 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Фортепиано» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204 часа – аудиторные занятия, 204 часа – самостоятельная работа. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия: 1 - 3 классы – по 2 часа в неделю. Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-3 классы – по 2 часа в неделю. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель учебного предмета Целью учебного предмета «Фортепиано» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Участие детей в концертной, конкурсной деятельности школы. Задачи учебного предмета создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности. приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано; формирование их мотивации к занятиям музыкой; - привитие устойчивого интереса и потребности в творческой исполнительской деятельности с использованием доступного учебно-педагогического репертуара с учетом индивидуальных способностей обучающихся; дальнейшее формирование навыков игры на музыкальном инструменте, а также понятий о музыкальных стилях и жанрах; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины, стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях. Структура программы Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». список учебной и методической литературы Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический (освоение приемов игры на инструменте; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. II. 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО» Учебно-тематический план 1 год обучения Тема 1. Организация игрового аппарата на упражнениях в виде различных последований пальцев (non legato, legato, staccato) 2. Освоение нотной грамоты 3. Освоение легких пьес и этюдов 4. Игра в ансамбле с преподавателем 5. Чтение с листа 6. Изучение пьес с элементами полифонии 7. Знакомство с легкими сонатами и вариациями 8. Изучение технических формул: гамм, аккордов 9. Развитие образного – ассоциативного мышления Всего: Тема 1. Организация игровых движений приемов пальцевой техники, навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов через упр. и этюды 2. Работы над грамотным разбором пьес, определение простейших музыкальных форм для дальнейшего самостоятельного разбора понравившихся мелодий 3. Изучение пьес различных стилей, в том числе полифонии 1 год обучения теория практика 0,5 5,5 3,5 18,5 6,5 3,5 7,5 8,5 4,5 2,5 60,5 2 год обучения теория практика всего часов 6 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 7,5 5 20 7 4 8 9 5 4 68 1 8 всего часов 9 1 4 5 1 19 20 4. Ознакомление с вариациями и сонатами 5. Развитие умения выразительно исполнить муз. произведение публично 6. Беседы о композиторах, стилях и характерах исполняемых произведений 7. Изучение гамм, аккордов, арпеджио 8. Игра в ансамбле с преподавателем 9. Чтение с листа Всего: Тема 0,5 0,5 8,5 4,5 9 5 1,5 2,5 4 0,5 0,5 0,5 7 4,5 6,5 3,5 61 3 год обучения 5 7 4 68 1. Развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением, чтение с листа 2. Развитие технических навыков через упражнения и этюды на различные позиционные фигуры, репетиции, трели, перемещение интервалами, игра гамм и технических формул 3. Знакомство с контрастной, подголосочной, имитационной полифонией 4. Работа над художественным образом в пьесах и крупных формах (вариации) 5. Игра в ансамбле 6. Ознакомление с пьесами популярного, классического и эстрадно-джазового репертуара. 7. Беседа о композиторах, музыкальных терминах. Всего: 0,5 6,5 7 1 13 14 0,5 5,5 6,5 1,5 26 28 0,5 0,5 5,5 4,5 6 5 1,5 6 0,5 62 2 68 Годовые требования Учебная программа по предмету «Фортепиано» рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения. Содержание учебного предмета соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию. Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся. Требования третьего года обучения варьируются в зависимости различных групп учащихся и с учетом индивидуальных и возрастных возможностей. Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано и аккомпанементы голосу. Первый год обучения Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов. Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано. Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста. Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие. Гаммы До, Соль и Ре-мажор отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой. В конце 1 года обучения учащийся имеет навыки технического исполнения, согласно программным требованиям, гамм, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы, доминант септаккорда. Умеет исполнять произведения разнообразные по стилю, по жанру, по музыкально -пианистическим задачам. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-8 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, джазовые пьесы, этюды и ансамбли с педагогом. В качестве теоретического материала обучающиеся знакомятся с доминант септаккордом. За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться педагогом по четвертям. Примерный список произведений: Пьесы полифонического склада Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору) Бетховен Л. Канон Ля-бемоль-мажор Корелли А. Сарабанда ре-минор Моцарт Л. Бурре ре-минор, Менуэт ре-минор Моцарт В. Менуэт Фа-мажор Перселл Г. Ария ре-минор Скарлатти Д. Ария Тигранян В. Инвенция Фа-мажор Этюды Гнесина Е. Фортепианная азбука Маленькие этюды для начинающих Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65 Б.Милич Сборник Этюдов 1 класс А.Николаева Школа игры на фортепиано: этюды Пьесы Александров Ан. Новогодняя полька Майкапар А. Соч.28: «Бирюльки» (по выбору) Руббах А. Воробей Фрид Г. Грустно Чайковский П. Мой Лизочек Шостакович Д. Марш Штейбельт Д. Адажио Рекомендуемый ансамблевый репертуар Майкапар С. Первые шаги. Т. I: №№ 1, 2, 3, 8 Варламов А. На заре ты ее не буди Прокофьев С. Болтунья Римский-Корсаков Н. Во саду ли, в огороде Ансамбли по выбору из сборников: Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих. Сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л. Т.1, раздел IV Школа игры на фортепиано под ред. А. Николаева, ч. 1 Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» Примеры переводных программ Вариант 1 Ансамбль: Прокофьев С. Кошка Старокадомский М. Веселые путешественники Гайдн Й. Анданте Вариант 2 Ансамбль «Здравствуй, гостья зима» Шитте Л. Этюд Майкапар А. В садике По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся должен знать строение инструмента, аппликатуру, соблюдает постановку исполнительского аппарата, владеет двумя приемами звукоизвлечения (легато, стаккато). Второй год обучения Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле. В конце 2 года обучения учащийся имеет навыки технического исполнения гамм (до 3 знаков в ключе), аккордов, арпеджио, хроматической гаммы, доминант септаккорда. Умеет исполнять произведения разнообразные по стилю, по жанру, по музыкально – пианистическим задачам. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни и обработки русских народных песен. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-8 различных произведений. Аттестация может проводиться в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта. За год учащийся изучает: 4 этюда, 4 разнохарактерные пьесы, 2-3 произведения полифонического стиля, 1-2 ансамбля, гаммы До, Ре, Соль, Ля и Ми-мажор, ля и ре-минор двумя руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками в одну октаву. Примерный репертуар: Пьесы полифонического склада Арман Ж. Пьеса ля-минор Аглинцова Е. Русская песня Кригер И. Менуэт Курочкин Д. Пьеса Левидова Д. Пьеса Бах И.С. Полонез соль-минор; Бурре Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт Гендель Г.Ф. Менуэт ре-минор Гедике А. Ригодон Телеман Г.Ф. Гавот Этюды Гнесина Е. Фортепианная азбука Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч. Беркович И. Этюд Фа-мажор Гурлит М. Этюд ля-минор Майкапар А. Этюд ля-минор Лекуппэ Ф. Этюд До-мажор Черни-Гермер К. Этюды №№ 1-15 (1 тетр.) Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7 Пьесы Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, Осенью в лесу Гайдн Й. Анданте Соль-мажор Гедике А. Русская песня, соч. 36 Григ Э. Вальс ля-минор, соч. 12 Гречанинов А. Соч.98: В разлуке, Мазурка Гедике А. Танец Глинка М. Полька Кабалевский Д. Клоуны, Маленькая полька Майкапар А. Соч.28: Бирюльки: В садике, Пастушок, Мотылек Хачатурян А. Андантино Штейбельт Д. Адажио Рекомендуемый ансамблевый репертуар Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен» Глинка М. Хор «Славься» Металлиди Ж. Дом с колокольчиком Шаинский В. Пусть бегут неуклюже Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк») Бетховен Л Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» Шмитц М. Оранжевые буги пер.О. Геталовой Градески Э. Мороженое пер.О. Геталовой Примеры переводных программ Вариант 1 Ансамбль Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк») Гедике А. Этюд ля минор Штейбальт А. Адажио Вариант 2 Ансамбль Бетховен Л. Марш Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17 Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор Александров А. Новогодняя полька Третий год обучения В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.). Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. В репертуарном списке учащихся имеются произведения полифонического склада. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-8 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Для продвинутых учащихся, а также с учетом возрастных возможностей может использоваться более высокий уровень сложности программных требований. По окончании третьего года обучения учащийся: - разучивает пьесы из репертуара фортепиано, - исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами, За год учащийся должен освоить: 4 этюда, 4 разнохарактерные пьесы, 2 полифонических произведения, 1 часть произведения крупной формы, 1-2 ансамбля, гаммы ля, ре, ми, соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы. Примерный репертуар Пьесы полифонического склада Арнэ Т. Полифонический эскиз Бах Ф.Э. Маленькая фантазия Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: До-мажор, ре-минор, Фа-мажор; Полонез соль-минор, Ария ре-минор, Менуэт ре-минор Бѐм Г. Менуэт Гедике А. Фугетты соч. 36: До-мажор, Соль-мажор Гендель Г.Ф Ария Пѐрселл Г. Сарабанда Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова Сарабанда Ре-мажор,: Менуэт Ремажор, Менуэт ре-минор Сен-Люк Ж. Бурре Этюды Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 2 ч. Соч. 58 Ровность и беглость Бертини А. Этюд Соль-мажор Лешгорн А. Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15 Лемуан А. Этюды соч.37 №№1,2 Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2 Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 14-19 Крупная форма Диабелли А. Сонатина Кулау Ф. Сонатина До-мажор Моцарт В. Сонатина До-мажор № 1, 1 ч. Пьесы Александров Ан. 6 пьес: Когда я был маленьким Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, Осенью в лесу Гайдн Й. Анданте Гедике А. Русская песня Соч. 36 №№ 21,23,31 Тюрк Д.Г. Песенка Григ Э. Вальс ми-минор Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер Гречанинов А. На лужайке, Вальс Дварионас Б. Прелюдия Моцарт В.А. 14 пьес: № 8 Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка Свиридов Г. Ласковая просьба Чайковский П. Марш деревянных солдатиков Сигмейстер Э. Блюз Шуман Р. «Альбом для юношества» Соч. 68: Марш, Первая утрата, Смелый наездник Рекомендуемый ансамблевый репертуар Векерлен Ж.Б. Пастораль Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан» Ария Папагено Шуберт Ф. Немецкий танец Чайковский П. Танец феи Драже Колыбельная песня в бурю Бетховен Л Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Примеры итоговых программ Вариант 1 Черни-Гермер Этюд № 21, 1 тетрадь Д. Кабалевский Медленный вальс Павлюченко С. Фугетта ля-минор Вариант 2 Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11 Пѐрселл Г. Ария Чайковский П. Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома». II. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ХОРОВОЙ КЛАСС», «СОЛЬФЕДЖИО», «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, «РИТМИКА» Примерный учебно-тематический план по предмету «Хоровой класс» 1 год обучения № 1. 2. 3. 4. Тема урока I четверть Формирование певческой установки. Посадка хорового певца: положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста. II четверть Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера Исполняемого произведения. Развитие дикционных навыков. Анализ словесного текста и его содержания. IIIчетверть Различные виды динамики. Сохранение дикционной активности при нюансах форте и пиано. IV четверть Пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление и ускорение. Примерный репертуарный план: № I полугодие Название произведения Авторы № II полугодие Название произведения Авторы 2 год обучения № 1. 2. 3. 4. Тема урока I четверть Интонационная слаженность, работа над унисоном. Пение без крика и напряжения на legato и non legato. II четверть Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. III четверть Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Элементы цепного дыхания. IV четверть Чтение нотного текста по партиям. Работа над культурой звука, ансамблем. Определение формы (куплетная, двухчастная, трёхчастная и пр.) Примерный репертуарный план: № I полугодие Название произведения Авторы № II полугодие Название произведения Авторы Примерный учебно-тематический план по предмету «Сольфеджио» 1 год обучения Тема урока № 1. I четверть Знакомство с предметом. Шумовые и музыкальные звуки. Лад. Характер музыкальных произведений. Регистры. 2. Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи. Ноты. Длительности: четверть и восьмая. 3. Направление мелодии. Фраза. Динамические оттенки (форте и пиано). Подбор легких мелодий и попевок. Тон и полутон на клавиатуре. Диез и бемоль. 4. Тональность. Ступени. Римские цифры. Пение нотами и подбор на фортепиано попевок. 5. Гамма. Тональность До-мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие. Строение мажорной гаммы. 6. Длительности, размер, такт, тактовая черта. Размер 2/4. Чтение нот с тактированием /дирижированием. Пауза. 7. II четверть Порядок диезов и бемолей. Понятие интервала. Чистая квинта в аккомпанементе. Квинтовый круг тональностей. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тональность Соль-мажор. Транспонирование. Затакт. Сольфеджирование. Размер 3/4 Закрепление пройденного материала. Контрольный урок. III четверть Тональность Фа-мажор. Ритмические упражнения. Запись ритмических диктантов. Тональность Ре-мажор. Размер 4/4 Одноименные и параллельные тональности До-мажор и ля-минор Три вида минора IV четверть Знакомство с интервалами. Сочинение мелодий, подбор на слух. Повторение пройденного материала. Контрольный урок. Итоговый урок. 2 год обучения № 1. 2. 3. 4. Тема урока I четверть Повторение пройденного материала 1 класса Тональность и гамма Си-бемоль мажор Т, S и D в мажоре. Подбор баса к мелодиям. Тональность и гамма ля-минор. Три вида. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. II четверть Ритмическая фигура: четверть с точкой и восьмая Тональность ре-минор 3 вида Тональность ми-минор 3 вида Ритмическая фигура из четырех шестнадцатых Повторение пройденного материала. Контрольный урок III четверть Тональность соль-минор 3 вида Секвенция Затакт в размере ¾ Тональность си-минор 3 вида Затакт в размере 4/4 Интервалы от звука вверх и вниз. IV четверть Интервалы. Обращение интервалов. Квинтовый круг тональностей Повторение пройденного материала. Контрольный урок Итоговый урок. Примерный учебно-тематический план по предмету «Слушание музыки» 1 год обучения № 1. 2. 3. 4. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема урока I четверть Происхождение музыки. Легенды о возникновении музыки и первых музыкантах. Звуки в окружающем нас мире: музыкальные, шумовые, звоны. Характеристика музыкального звука (высота, длительность, окраска) «Три кита» в музыке. Песня, танец, марш. Музыкальный образ. Образы природы в музыке. Сказочно-фантастические образы. Образы радости и печали. Музыкальный портрет. Контрольный урок. II четверть Знакомство со средствами музыкальной выразительности. Мелодия, её выразительные свойства, фразировка. Разные типы мелодического движения. Кантилена и речитатив. Лад. Метроритм. Темп, динамика. Диапазон. Тембровое своеобразие музыки. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев (применение средств музыкальной выразительности) Фактура, её типы. Контрольный урок. III четверть Клавишные инструменты. Орган, клавесин, фортепиано. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Струнно-смычковые инструменты. Деревянно-духовые инструменты. Медно-духовые инструменты. Ударные инструменты. Арфа и гитара. Симфонический оркестр. Дирижер. Русские народные инструменты. Балалайка, домра, гусли. Русские народные инструменты. Гармонь, свирель, рожок, ложки, трещотки и др. Оркестр народных инструментов. Контрольный урок. IV четверть Программно-изобразительная музыка. Связь образа с программным замыслом композитора. Знакомство с музыкальными жанрами (деление их на первичные и вторичные жанры) М. Мусоргский «Картинки с выставки». Программно-изобразительная музыка. К. Сен-Санс «Карнавал животных». Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю. Э. Григ. «Пер Гюнт» Опера. Возникновение жанра. Знаменитые оперные спектакли. М. Глинка опера «Руслан и Людмила», обзор. Балет Возникновение жанра. Знаменитые балетные спектакли. П. Чайковский балет «Щелкунчик», обзор. Контрольный урок. Итоговый урок. 2 год обучения № 1. 2. 3. 4. Тема урока I четверть Народное творчество. Традиции, обычаи разных народов. Особенности бытования и сочинения народных песен. Одна модель и много вариантов песен («Во саду ли», «У медведя во бору»). Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Трудовые, игровые, шуточные, величальные (свадебные) песни. Контрольный урок. II четверть Протяжные лирические песни. Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. 5. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни 6. Праздники и обряды матушки Осенины. Жнивные и другие. 7. Обычаи и традиции зимних праздников. Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. 8. Контрольный урок. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. III четверть Рождество Христово.Святки. Ряженье, гадания. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А. Лядов, Н. Римский-Корсаков) Сретенье - встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы. Цикл весенне-летних праздников. Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Разные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла. Летние праздники, обряды, игры (семик и троица) Праздник Ивана Купала. Контрольный урок. IV четверть Народная песня в творчестве русских композиторов. Революционные песни и песни военных лет. Песни советских композиторов. Повторение пройденного материала. Контрольный урок. Итоговый урок. Примерный учебно-тематический план по предмету «Ритмика» 1 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема урока I четверть Вводный урок. Характер музыки, динамические оттенки Длительности звуков. Понятие «сильная» и «слабая» доли, ритмические рисунки с включением длительностей восьмая и четверть. Различение коротких и длинных звуков хлопками. Размер 2/4. Ритмические группы в размере 2/4. Понятие куплетная форма. Знакомство с понятием «вступление». Размер ¾. Ритмические группы в размере 3/4. Размер 2/4, 3/4. Определение размера. Половинная нота с точкой. Контрольный урок. II четверть Лад. Импровизация на заданный образ. Форма «период». Ритмослоги. Сочинение ритмических рисунков. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Знакомство с затактовым строением мелодии. Размер 2/4, 3/4. Повторение. Ритмическая группа: 4 шестнадцатые. Сочинение ритмических рисунков. Контрольный урок. III четверть Ритмическая группа: 2 шестнадцатые и восьмая. Ритмическая группа: восьмая и 2 шестнадцатые. Работа с детскими шумовыми музыкальными инструментами. Сочинение ритмических партитур. 2-хголосные ритмические партитуры. Размер 4/4. Ритмические группы в размере 4/4. Форма «рондо». Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая. Контрольный урок. IV четверть Сочинение ритмических рисунков. Ритмическая группа: половинная с точкой и четвертная. Ритмическая группа: четверть с точкой и 2 шестнадцатые. Размер 3/8. Ритмические группы в размере 3/8. Ритмическая группа: восьмая с точкой и шестнадцатая. Синкопа. Виды синкоп. Залигованные ноты. Контрольный урок. Итоговый урок. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Результатом освоения программы по учебному предмету «Фортепиано» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков: навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение); умений использовать выразительные средства для создания художественного образа; умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; знаний основ музыкальной грамоты; знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве; знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии; навыков публичных выступлений; -навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются: текущий контроль успеваемости учащихся, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность; качество выполнения домашних заданий; инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы; темпы продвижения На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Критерии оценки Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте. При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) Критерии оценивания выступления предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен незнание наизусть нотного текста, слабое («неудовлетворительно») владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки. Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации: разработка педагогом заданий различной трудности и объема; разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; вариативность темпа освоения учебного материала; индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей применения принципов дифференциации индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика. Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося. На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебно-методическая литература: Артоболевская А. Учебное пособие «Первая встреча с музыкой». Москва, 1990г. Белых С.Л., Копотева Г.Л. Рекомендации по составлению рабочих программ для педагогов сферы искусства и культуры. Ижевск. 2009г. Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ. Сб.: «Музыкальная педагогика», «Феникс». Ростов - на Дону. 2002 г. Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1991 г. Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (Музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1989 г. А.Алексеев, «Методика обучения игры на фортепиано».М., 1971г.; А.Алексеев, «Очерки по методике обучения игры на фортепиано»; Выпуск 1, М., 1950г; Л.Боренбойм, Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., 1961г.; И.Браудо, « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе» М., 1965г.; Вопросы фортепианной педагогики» Под ред. В.Нотансона вып.1,2,3., М., 1963г, 1967г, 1971г; Н.Голубовская «Искусство педализации» Л., 1967г. Г.Коган «Вопросы пианизма» М., 1958г.; Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой» Л., 1971г.; Е.Либерман,«Творческая работа пианиста с авторским текстом» М., 1988г.; А.Николаев, Работа над этюдами и упражнениями, М., 1967г.; С.Савшинский «Пианист и его работа», Л., 1968г.; С.Савшинский «Работа пианиста над техникой»,Л.,1968г.; С.Савшинский Режим и гигиена работы пианиста»,Л., 1968г.; Б.Теплов, «Мастера советской пианистической школы», М., 1954г. Б.Теплов, «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.; М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога», М.,1968г.; М.Фейгин, «Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано», М.,1960г.; А.Шацов, «Некоторые вопросы фортепианной техники», М.,1947г.; А.Шацов, «О методике работы с учащимися», М.,1947г.; А.Шацов «Фортепианная педагогика» М., 1947г.; Л.Маккинон. «Игра наизусть”, изд. «Классика-XXI». М., 2006г.; Как выучить играть на рояле. «Классика-XXI”. М., 2006г.; И. Браудо «Обучение клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», «КлассикаXXI». М.,2001г. Виницкий «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика-XXI». М.,2003г.; С.А. Айзенштадт «Детский альбом П.И. Чайковский». «Классика-XXI». М.,2009г. Рекомендуемая нотная литература: 1. Аllеgго тетрадь № 1. Т.И. Смирнова 2. Хрестоматия для фортепиано. Бакулов 3. Бусинки. Гречанинов. Ред. Белов 4. Аllеgго тетрадь № 2, 3. Т.И. Смирнова 6. Юный пианист. Выпуск № 2. 7. Ройзман, Натансон 8. Этюды. Педагогический репертуар 9. Бах. Нотная тетрадь 10. Хрестоматия 4 класс 11. Пьесы русских композиторов. Хрестоматия 196З г. 12. Пьесы. Ред. Колос 13. Детский альбом. Чайковский 14. Маленькому виртуозу. Ред. Смоляков 15. Аllеgго тетрадь № 4. Т.И. Смирнова 16. Альбом сонатин. Ред. Сорокина 17. Сонаты, рондо, вариации. Ред. Ляховицкая 18. Полифонические пьесы. Ред. Томакина 19. Этюды для начинающих. Ред. Терентьева 20. Этюды. Ред. Бакулов 21. Маленькие этюды. Шитте 22. Этюды. Ред. Карафинна 23. Этюды. Ред. Дельнова 24. Этюды. Черни - Гермер 25. 50 этюдов. Лемуан. Музыка, 1965 г. 26. 60 этюдов. Крамер. Ред. Бюлова, 1952 г. 27. Избранные этюды. Черни - Гермер. Ред. Просыпалова 28. Избранные этюды. Ред. Натансон 29. Этюды, пьесы. Ред. Михалик 30. Избранные этюды, г. Москва 31. Полифонические пьесы. Ред. Дельнова 32. Полифонические пьесы. Хрестоматия 33. Хрестоматия 1 и 2 часть. Киев. 34. Полифонические пьесы. Ред. Копчевского 35. Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Черни. Киев, 1973 г. 36. Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Кувшинников. 37. Крупная форма. Хрестоматия. Ред. Копчевского 38. Сонатины и вариации. Ред. Левин 39. Бах. Нотная тетрадь. А.М. Бах, 1982 г. 40. Школа игры на фортепиано. Кувшинников 1 класс, 1964 г. 41. Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 1985 г. 42. Джазовые и эстрадные пьесы, 1985 г. 43. Прокофьев. Избранные фортепианные произведения, 1981 г. 44. Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 2, 1984 45. Прокофьев. Детская музыка, 1987 г. 46. Народная музыка в обработке для фортепиано. Вып. 5, 1985 г. 47. Полифонические произведения украинских, советских композиторов. Вып. 1,1979г. 48. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 5, 1985г. 49. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 4, 1984г. 50. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 3, 1983г. 51. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 2, 1982г. 52. Час досуга любителя игры на фортепиано. Вып. 13, 1976 г. 53. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 9, 1987 г. 54. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 7, 1986 г. 55. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 4, 1984 г. 56. Юный пианист. Вып. 2, 1971 г. 57. Пьесы Удмуртских композиторов. 58. Пьесы Зарубежных композиторов. Ред. Дельнова 59. Сборник «Копилка». Ред. Н. Лукиных 60. Русский альбом. Вып. 2, 3. Ред. Бакулов 61. Черни. Этюды. «Искусство беглости». Соч. 740 62. Бертини. 28 этюдов. Москва, 1974 г. 63. Чайковский. «Времена года» 64. Глиэр. Избранные произведения