3. Лепка ХТ

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
общеразвивающая общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Художественное творчество»
Предметная область
Художественно - творческая подготовка
Учебный предмет
Лепка
(срок реализации – 2 года)

2024 год
п.г.т. Умба

Составитель: Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.

Рецензент: Антропов Юрий Алексеевич, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.

Структура программы учебного предмета

1

Пояснительная записка

1.1

Характеристика

учебного

предмета,

его

роль

и

место

в

образовательном процессе
1.2

Срок реализации учебного предмета

1.3

Сведения о затратах времени

1.4

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета

1.5

Форма проведения учебных аудиторных занятий

1.6

Задачи и цели учебного предмета

1.7

Методы обучения

1.8

Методические рекомендации

1.9

Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета

2

Содержание учебного предмета

2.1

Первый год обучения

2.2

Второй год обучения

3

Требования к уровню подготовки обучающихся

3.1

Формы и методы контроля. Система оценок.

4

Методическое обеспечение учебного процесса

4.1

Рекомендации

по

обучающихся
5

Список литературы

организации

самостоятельной

работы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

роль

и

место

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

общеразвивающим

требований

общеобразовательным

к

дополнительным

программам

в

области

изобразительного искусства. Учебный предмет «Лепка» дает возможность
расширить и дополнить образование детей в области изобразительного
искусства.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих
творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства

«Художественное

творчество»,

а

именно:

«Основы

изобразительной грамоты и рисование», «Прикладная композиция», «Лепка»
- взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
Лепка в младшем школьном возрасте – это создание детьми посуды,
декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек.
Кроме того детям доступно выполнять небольшие украшения и сувениры.
Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими
при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более
выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской
лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму
и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или
вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Данная

образовательная

программа

«Лепка»

предназначена

для

обучающихся младшего школьного возраста (8-10лет). Программа позволяет
создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить
творческие способности.

1.2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы учебного предмета – 2 года (2-3 класс).
Возраст обучающихся 8 - 10 лет (2кл. 8-9 лет, 3кл. 9-10 лет).
1.3. Сведения о затратах времени
Вид
учебной
работы

Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка
Вид промежуточной аттестации

Годы обучения
1-й год (2 класс)
2-й год (3 класс)
Полугодие
3
4
5
6

16
8
24

18
9
27
Зачёт

16
8
24

Всего
часов

18
9
27
Зачёт

68
34
102

1.4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «лепка» составляет 102 часа, из них на аудиторные
занятия - 68 часов (1 час в неделю), на внеаудиторную (самостоятельную)
работу обучающихся – 34 часа (0,5 часа в неделю).
1.5. Форма проведения учебных аудиторных и внеаудиторных занятий
Форма учебных аудиторных занятий по лепке и проведения консультаций
- это мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 10 человек).
Виды аудиторных занятий:
- урок,
- практическое занятие.
Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:
- выполнение домашнего задания обучающимися;
- посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.);
- участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности школы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по
каждому учебному предмету.
1.6. Цели и задачи учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей.
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте.
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области художественного
творчества.
Задачи программы:
- развить у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное
мышление;
- развить моторику пальцев рук, природное чувство осязания;
- воспитать творческое восприятие предметов и явлений окружающей
жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных
материалов и их возможностей;
- научить владеть различными материалами: пластилином, глиной,
соленым тестом, стекой;
- обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и
наиболее яркие характерные их признаки;
- сформировать умение использовать во время лепки знания формы,
пропорций предметов, а также различные приемы лепки;
- сформировать навыки работы по воображению, по памяти, по
представлению, с натуры;
- умение последовательно вести работу в материале: от эскиза к воплощению
замысла;

- способствовать проявлению фантазии ребёнка в изображении лепных
композиций.
1.7. Методы обучения
- словесный (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
- наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, готовых образцов
изделий, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся,
экскурсии);
- практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).
1.8. Методические рекомендации
Содержанием курса «лепка» является формирование необходимых
теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке. Для
создания лепного изделия используются различные материалы, самыми
распространенными среди которых являются пластилин, глина и соленое
тесто.
В программе используются элементы таких учебных предметов, как
декоративная, рельефная, предметная и сюжетная лепка. Предусматривается
чередование

уроков

индивидуального

практического

творчества

обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности. В первом
классе каждое задание по длительности не превышает одного, двух уроков,
детям ставится только одна изобразительная задача. В каждой последующей
работе дети используют приобретенные ранее знания и умения. Во втором,
третьем классах продолжительность заданий увеличивается до трех-четырех
занятий.
На занятиях в основном используется два вида учебных работ: лепка с
натуры и лепка по представлению и на основе фантазии, но большее

предпочтение отдается урокам лепки по представлению. На каждом занятии
перед практической работой во время подготовки скульптурного материала
(глина, тесто) проводится небольшая вступительная беседа с разъяснением
задания и последовательностью этапов выполнения задания. Обучающимся
предлагается зрительный ряд, включающий репродукции профессиональных
художников и скульпторов, работы самих обучающихся, что в свою очередь
становится

стимулом

к

художественной

творческой

активности

обучающихся.
На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для
лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу
проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и
умений. Иногда преподаватель может направлять замысел детей, например,
предложить вылепить любой персонаж из народной сказки «Емеля»,
передать любой эпизод из сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».
1.9. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническими

условиями

реализации

учебного

предмета «Лепка» является наличие:
-

технических

средств

обучения:

компьютер,

проектор,

экран,

графопроектор;
- специального оборудования: столы, стулья, подиумы, доска большая
универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для
плакатов), печи для обжига, настольные лампы, шкафы и полки для работ,
раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;
- натюрмортного фонда: предметы декоративно–прикладного искусства,
в частности художественные изделия народных умельцев, а также работы
преподавателя;
- иллюстративного материала и наглядных пособий: методические пособия
(рабочие тетради по основам народного искусства «Филимоновская

игрушка», «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», учебное
наглядное пособие «Учим детей лепить», приемы лепки, приемы лепки при
соединении частей и пр.), альбом выставочных работ, готовые образцы
изделий,

репродукции

картин,

образцы

рисунков,

лучшие

работы

обучающихся;
- материалов для занятий: глина керамическая, пластилин, материалы для
приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный
крахмал),

клеенки, целлофановая пленка, набор стеков, скалки, каркасы,

блюдца для воды, тряпочки, краски, кисти, спички или зубочистки,
фактурные ткани и т.д.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Первый год обучения (2 класс)
На первом году обучения обучающиеся учатся пользоваться стеками,
осваивают свойства пластических материалов, изучают различные приемы
лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, оттягивание, отщипывание,
вдавливание, присоединение; лепка из цельного куска). На протяжении всего
года ведется работа по приобретению навыков работы с натуры, навыков
построения композиции, построения на основе наблюдения природы и
предметов быта. Даются общие понятия о скульптуре, понятие декора,
рельефа. В первом полугодии изготовление работ выполняется только из
пластилина,

во

втором

же

полугодии

задания

выполняются

преимущественно из глины, теста, происходит знакомство с азбукой
скульптурного материала.
С учетом возрастных особенностей в первом классе задания имеют
непродолжительный характер ( 2 - 4 часа). Предлагается игровая форма
ведения

заданий,

проводится

групповое

выполнение

композиций

с

фронтальным обсуждением с учениками значимости каждой индивидуальной

работы. Обучающимся, работающим в быстром темпе, предлагается исполнить
несколько персонажей или вариантов заданий.
В начальных классах очень важно как можно чаще показывать детям,
чего они достигли, чему научились. Поэтому в конце урока в течение 5
минут подводятся итоги проделанной работы, даются общие характеристики
достижений всего класса и демонстрируются удачные изделия.
Результатом освоения программы первого года обучения по предмету
«Лепка» является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков:
-знание правил техники безопасности при работе с основным материалом,
пластмассовыми ножами, стеками;
-умение

организовать

рабочее

время

и

место,

пользоваться

инструментами и материалами;
-знание и применение в своих работах основных приемов лепки;
-знания основным свойств пластических масс (глина, пластилин, соленое
тесто);
-знание основ изготовления лепных изделий из различных материалов;
-умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот;
-знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «стилизация»;
-знание понятий о взаимовыручки и поддержки, способов самоорганизации
в групповой работе.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Материал
исполнения

3
4

5

6

7

8

9

Аудиторные
занятия

2

Вводная беседа.
Оборудование, пластические материалы,
инструменты. Техника безопасности.
Порядок работы в мастерской. Понятие
«композиция» в скульптуре. Круглая
скульптура и рельеф. Рассказ о профессиях
(скульптор, гончар). Просмотр
репродукций, фильм.
Лепка предметов простой формы (шар,
конус, кубик, лепешка, жгут и т.д.).
Лепка плоского яблока, груши.
Алфавит.
Повторение букв алфавита,
рассматривание картинок из азбуки,
четкое выполнение формы букв.
Лепка зверей и птиц.
От простой геометрической формы
(цилиндр, шар) к фигуре животного или
птицы. Использовать знакомые способы
лепки: скатывание, вдавливание,
присоединение.
Декоративная композиция «Русский
пряник». Лепка своего варианта пряника с
выполнением декора.
Декоративные композиции: «Нарядный
поднос», «Торт», «Скатерть» (на выбор).
На однотонном круге выкладывается
орнамент жгутиками и шариками, далее
узор вкатывается скалкой.
Декоративный ажурный сосуд из
жгутов.
Выполнить сосуд из жгутов, любой формы
(круглый, овальный, вытянутый и др.).
Добиться ритмичности.
Композиция «Цветочная поляна»

Самостоятельная
работа

1

Максимальная
учебная нагрузка

Наименование раздела, темы

Общий объем
времени в часах

Пластилин

1,5

0,5

1

Пластилин

1,5

0,5

1

Пластилин
Пластилин

1,5
3

0,5
1

1
2

Пластилин

3

1

2

Пластилин

3

1

2

Пластилин

1,5

0,5

1

Пластилин

3

1

2

Пластилин

3

1

2

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Выполнение различных цветочных
элементов и оформление композиции.
Пластилин,
Лепка Деда мороза и Снегурочки на
бусины,
основе конуса.
Использование вспомогательных способов
бисер,
и приемов для оформления и
бумага.
декорирования образа (использование
дополнительного материала – бисер,
цветная бумага или ткань).
Иллюстрати
Азбука скульптурного материла вный
глины.
Беседа о глине, его свойствах,
материал,
инструментах, необходимых для лепки,
глина, стеки.
способах работы с глиной. Грамотно
приготовить материал к работе.
Глина,
Лепка декоративных пластин (с
стеки.
наложением и выбиранием).
Вариант: «Кораблик», «Домик»,
«Кувшинчик» и др. Выполнение задания с
последующей росписью.
Иллюстрати
Азбука скульптурного материла –
вный
соленое тесто.
Способы приготовления соленого теста,
материал,
инструменты, необходимые для лепки,
мука, соль.
элементы техники безопасности. Грамотно
и правильно приготовить материал к
работе.
Соленое
Лепка птицы из цельного куска.
Внимание на деталировку, декоративность тесто, стеки.
изделия. Тщательное заглаживание
изделия.
Глина,
Декоративные украшения.
Рассматривание репродукций и образцов
соленое
работ. Знакомство с узорами и
тесто, стеки.
орнаментами. Лепка мелких элементов,
сборка работы, раскрашивание. Лепка
броши, кулона, браслета, бус и т. д.
Глина,
Лепка листика (береза, дуб, клен).
Передача характерных особенностей
стеки.
определенного листа. Умение обобщать и
работать с мелкими деталями.
Пластилин
Лепка сказочного персонажа.
Передать характер сказочного героя
пластическими средствами.
Добиться остроты персонажа.
Пластилин,
Композиция «Замок снежной
гуашь.
королевы».
Выполнение пластилинового рельефа с

3

1

2

1,5

0,5

1

3

1

2

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

3

1

2

1,5

0,5

1

3

1

2

4,5

1,5

3

19

20

доработкой фона тушью и гуашью.
Лепка дымковской игрушки
(«Лошадка», «Петушок», «Уточка» и
т.д.).
Выполнение работы с последующей
росписью.
Коллективная работа «Сказка».
Заключительная многофигурная
композиция. Зачет.
Итого:

Иллюстрати
вный
материал,
пластилин,
стеки.
Глина,
стеки.

4,5

1,5

3

3

1

2

51

17

34

Годовые требования
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задание №1
Вводная беседа.
Цель задания: Оборудование, пластические материалы, инструменты. Техника
безопасности. Порядок работы в мастерской. Понятие «композиция» в
скульптуре. Круглая скульптура и рельеф. Рассказ о профессиях (скульптор,
гончар). Просмотр репродукций, фильм.
Задание №2
Лепка предметов простой формы (шар, конус, кубик, лепешка, жгут и
т.д.).
Цель задания: Познакомить с понятием объемности предметов; дать
представление о пропорциях и характере предметов, плоскостях, переломах
форм. Отработать навык вдавливания и углубления в лепке, добиться
симметрии.
Провести игру - «Чудесные превращения» (из шара сделать яблоко, помидор,
редиску; из конуса - перец, грушу и т.д.).
Задание №3
Лепка плоского яблока, груши.
Цель задания: Зрительное обследование с анализом формы и пропорций,
понятие различий между объемным изделием и трансформации его в
плоскую форму.

Задание №4
Алфавит.
Цель задания: Познакомить детей с основными приёмами лепки, научить
делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью,
разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек).Научить детей
формообразующему движению – раскатыванию, скатыванию, сплющиванию,
оттягиванию, отщипыванию, вдавливанию, присоединению(прижимаем,
примазываем, заглаживаем).
Повторение букв алфавита, рассматривание картинок из азбуки.
Задание №5
Лепка зверей и птиц.
Цель задания: Развитие наблюдательности, пространственного и образного
мышления, попытка передачи формы и пропорций.
От простой геометрической формы (цилиндр, шар) к фигуре животного или
птицы. Использовать знакомые способы лепки: скатывание, вдавливание,
присоединение.
Задание №6
Декоративная композиция «Русский пряник».
Цель задания: Рассматривание репродукций с изображением «Тульского
пряника» и др., понятие декоративности. Переработка природных форм.
Лепка своего варианта пряника с выполнением декора.
Задание №7
Декоративные композиции: «Нарядный поднос», «Торт», «Скатерть» (на
выбор).
Цель задания: Научить ритмично украшать округлую плоскую форму, дать
понятие о декоративном рельефе.
На однотонном круге выкладывается орнамент жгутиками и шариками, далее
узор вкатывается скалкой.
Задание №8
Декоративный ажурный сосуд из жгутов.

Цель задания: Познакомить детей

с новым способом лепки – круговым

налепом из жгута; научить передавать особенности формы, творчески
подходить к выполнению задания. Развитие фантазии, воображения.
Выполнить сосуд из жгутов, любой формы (круглый, овальный, вытянутый и
др.). Добиться ритмичности.
Задание №9
Композиция «Цветочная поляна»
Цель задания: Развитие творческих способностей, аккуратности, внимания и
усидчивости; понятие стилизации (цветок не точная копия, только лишь мое
представление о нем); лепка по эскизам, рисункам, по памяти и
представлению.
Выполнение различных цветочных элементов и оформление композиции.
Задание №10
Лепка Деда мороза и Снегурочки на основе конуса.
Цель задания: Научить лепить фигуру человека на основе конуса, создавать
задуманный образ. Внимание на деталировку, декоративность изделия.
Использование вспомогательных способов и приемов для оформления и
декорирования образа (использование дополнительного материала – бисер,
цветная бумага или ткань).
Задание №11
Азбука скульптурного материла - глины.
Цель задания: Знакомство с многообразием скульптурного материала и
работой с ним. Беседа о глине, его свойствах, инструментах, необходимых
для лепки, способах работы с глиной.
Грамотно приготовить материал к работе.
Задание №12
Лепка декоративных пластин (с наложением и выбиранием).
Цель задания: Научить новым способам лепки путем наложения формы на
основу и путем выбирания пластины с основной формы.

Вариант: «Кораблик», «Домик», «Кувшинчик» и др. Выполнение задания с
последующей росписью.
Задание №13
Азбука скульптурного материла – соленое тесто.
Цель

задания:

Беседа

о

соленом

тесте,

его

свойствах,

способах

приготовления, инструментах, необходимых для лепки, элементах техники
безопасности.
Грамотно и правильно приготовить материал к работе.
Задание №14
Лепка птицы из цельного куска.
Цель

задания:

Научить

лепить

из

цельного

куска.

Развитие

пространственного и образного мышления, отработка навыка заглаживания,
вытягивания, сдавливания.
Внимание

на

деталировку,

декоративность

изделия.

Тщательное

заглаживание изделия.
Задание №15
Декоративные украшения.
Цель задания: Развитие образного мышления, концентрация внимания на
качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Рассматривание репродукций и образцов работ. Знакомство с узорами и
орнаментами.
Лепка мелких элементов, сборка работы, раскрашивание, лакирование. Лепка
броши, кулона, браслета, бус и т. д.
Задание №16
Лепка листика (береза, дуб, клен).
Цель задания: Передача характерных особенностей определенного листа.
Умение обобщать и работать с мелкими деталями.
Задание №17
Лепка сказочного персонажа.

Цель задания: Развитие образного мышления у детей. Способность передать
характер сказочного героя пластическими средствами.
Добиться остроты персонажа.
Задание №18
Композиция «Замок снежной королевы».
Цель задания: Развитие образного мышления, освоение технических приемов
лепки рельефа.
Выполнение пластилинового рельефа с доработкой фона тушью и гуашью.
Задание №19
Лепка дымковской игрушки («Лошадка», «Петушок», «Уточка» и т.д.).
Цель задания: Познакомить детей с произведениями мастеров народного
творчества с. Дымково. Обучить последовательности изготовления игрушки.
Передать выразительные особенности игрушки, пластику перехода одной
части к другой. Отличительные особенности росписи дымковских игрушек,
тематика игрушек.
Вариант: «Лошадка», «Петушок», «Уточка» и т.д. Выполнение работы с
последующей росписью.
Задание №20
Коллективная работа «Сказка». Зачет.
Заключительная многофигурная композиция.
Цель задания: Выяснить степень усвоения материала учебного года. Выявить
смысловую связь изображаемых фигур, развить умение передавать характер
персонажей. Учить творчески подходить к решению сюжета. Развитие
коммуникативных способностей обучающихся посредством выполнения
коллективной работы.
2.2. Второй год обучения (3 класс)
Программа второго года обучения рассчитана на развитие навыков и
умений в работе с пластическими материалами, отработку основных
приемов и элементов лепки. Продолжается знакомство с технологиями

использования привычных для детей материалов – пластилина, глины, теста.
Изобретательная деятельность значительно совершенствуется, прежде всего,
более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются
пропорции, исполнение работ по заданным темам более осмысленное.
На втором году обучения обучающиеся продолжают знакомиться с
рельефом (видом скульптуры), важнейшим свойством которого является
развертывание

объемной

композиции

на

плоскости,

возможность

перспективного построения пространственных планов, создание иллюзии
полного объема. На занятиях второго года обучения дети учатся проявлять
самостоятельность в выборе темы, использовать опыт в отборе форм,
украшений и способов лепки.

Вводится использование вспомогательных

способов и приемов для оформления и декорирования какого либо образа.
Наряду с этим ведется дальнейшее изучение народных промыслов России,
знакомство с историей возникновения и развития промысла с. Дымково,
Каргополя и Филимоново, выполнение работ в стилистике того или иного
промыслов. Для полного понимания лепки и росписи игрушек используются
дидактические пособия - таблицы с возможными вариантами народной
символики, образцы работ, для овладения навыками лепки - предметы
декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия
народных умельцев.
Задания

становятся

объемнее,

усложняются

задачи,

времени

на

выполнение практической работы отводится больше.
В конце года планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети
показывают

знания и умения, полученные на первом и втором годах

обучения.
Результатом освоения программы 3 класса по предмету «Лепка»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков:
- умение использовать полученные знания при выполнении творческих
заданий;

- умение владеть основными технологическими навыками и приемами в
способах создания форм и объемов;
-уметь использовать вспомогательные способы и приемы для оформления и
декорирования;
- знание способов украшения и росписи лепных изделий, народных
промыслов игрушки, а также других ведущих промыслов Росси;
- знание основ технологий и приемов декорирования;
- знание понятия скульптурного рельефа, способов выражения объема на
плоскости;
- знание понятия «ритм» и умение применять его в рельефе;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы;
-умение работать с натуры и по памяти;
- умение выстраивать композиционную и пластическую связь между
предметами;
- умение работать в коллективе, знание понятий о взаимовыручки и
поддержки.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Пластилин,
цветная
пленка
Глина,

Общий объем
времени в часах

Аудиторные
занятия

2

«Витражная бабочка».
Декоративной композиция с применением
контура.
Декоративная пластина (оттиском).

Матеиал
исполне
ния

Самостоятельная
работа

1

Наименование раздела, темы

Максимальная
учебная нагрузка

№

3

1

2

3

1

2

Лепка пластины круглой либо овальной
формы. Выполнение отпечатков
декоративными материалами - пуговицами,
нитками, тканью, растениями (воплощение
какого-либо образа, композиции).

3

4

5

6

7

8

9

10

пуговицы,
ткань с
разной
фактурой,
нитки,
растения
(трава,
листья,
соцветия).
Лепка персонажей «Домовенок Кузя и его Пластилин, 4,5
игрушки,
друзья».
сказки с
иллюстрация
ми, стеки.
Соленое
3
Лепка пряничных птиц, животных
тесто, стеки.
«Петух», «Олень», «Заяц» и др.
Выполнение эскиза композиции, создание
несложной орнаментальной композиции.
Пластилин
3
Лепка насекомых (бабочка, божья
скульптур
коровка, пчела, паук).
Передача характерных особенностей
ный
насекомых, детальная проработка мелких
деталей.
Иллюстрати 3
Лепка филимоновской игрушки
вный
(«Танцующая пара», «Петушок»,
материал,
«Уточка»).
Показать традиции изготовления
глина, стеки.
филимоновской игрушки в трактовке
формы и росписи.
Пластилин 4.5
Портрет Деда мороза.
Основы построения головы человека и
скульптур
на основании этих наблюдений создание
ный
образа Деда мороза.
Пластилин,
3
Этюд животного с натуры (кошки,
стеки.
собаки, хомячка и др.).
Пластическое решение наброска с учетом
кругового обзора.
Глина,
7
Декоративный сосуд «Рыбы».
Коллективная работа.
стеки
Выполнение детьми силуэтов рыб с
помощью жгутиков и оттисков стеками.
Затем закладывание их в форму и
соединение глиной. Выполнение работы с
последующей росписью.
Иллюстрати 3
Лепка каргопольской игрушки
вный
(«Козлик», «Конь», «Олень»).
Лепка пластическим способом из одного
материал,
куска. Познакомить обучающихся с
пластилин,

1,5

3

1

2

1

2

1

2

1,5

3

1

2

2

5

1

2

11

12

13

историей промысла, с характерными
стеки.
отличиями в росписи игрушки, с тематикой.
Пластилин
«Мой знак Зодиака».
Вылепить свой знак Зодиака по месяцу или
скульптурны
году рождения на выбор учащегося.
й
Соленое
Орнамент из сочетания растительных и
тесто, стеки.
животных форм с последующей
росписью.
Выполнение эскиза композиции, создание
несложной орнаментальной композиции.
Вписать орнаментальный мотив в квадрат.
Пластилин,
Декоративные композиции по
стеки.
литературным произведениям. Зачет.
Вариант: «Сказка о золотой рыбке»,
«Колобок», «Маша и медведь» и т.д.
Выполнение рельефной лепки на пластине.
Итого:

3

1

2

3

1

2

7

2

5

51

17

34

Годовые требования
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задание №1
«Витражная бабочка».
Цель задания: Обучение новым способам лепки, выполнение декоративной
композиции с применением контура.
Использование цветной пленки, выполнение контура - колбаски.
Задание №2
Декоративная пластина (оттиском).
Цель задания: Освоение навыков рельефного оттиска, создание фактуры.
Развитие фантазии, воображения.
Лепка пластины круглой либо овальной формы. Выполнение отпечатков
декоративными материалами - пуговицами, нитками, тканью, растениями
(воплощение какого-либо образа, композиции).
Задание № 3
Лепка персонажей «Домовенок Кузя и его друзья».
Цель задания: Научить передавать в лепке русские сказочные образы
(Водяной, Домовой, Леший, Баба Яга, Кошей Бессмертный, Кикимора и т.д.),

самостоятельно находить способ лепки, опираясь на умения, полученные
ранее.
Задание №4
Лепка пряничных птиц, животных
«Петух», «Олень», «Заяц» и др.
Цель задания: Пояснение понятия «орнамент». Понимание выразительности
силуэта, вписанного в заданную форму (круг, квадрат).
Выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной
композиции.
Задание №5
Лепка насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, паук).
Цель задания: Развитие наблюдательности, пространственного и образного
мышления.

Верная

передача

характерных

особенностей

насекомых,

детальная проработка мелких деталей.
Задание №6
Лепка филимоновской игрушки («Танцующая пара», «Петушок»,
«Уточка»).
Цель задания: Научить способу цельнокускового формования: распределению в
куске масс на части. Познакомить с последовательностью изготовления
игрушки. Показать традиции изготовления филимоновской игрушки в
трактовке формы и росписи.
Задание №7
Портрет Деда мороза.
Цель задания: Развитие образного мышления, передача характера сказочного
героя пластическими средствами. Изучение основ построения головы
человека и на основании этих наблюдений создание образа Деда мороза.
Способы передачи объема на плоскости.
Задание №8
Этюд животного с натуры (кошки, собаки, хомячка и др.).

Цель задания: Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные
движения, позу; навык быстрой прокладки фигуры животного; пластического
решения наброска с учетом кругового обзора.
Задание №9
Декоративный сосуд «Рыбы».
Коллективная работа.
Цель задания: Развитие фантазии, воображения. Умение передать характер и
форму натуры, целостность изделия. Детальная проработка мелких деталей.
Беседа о связи формы и декора. Развитие коммуникативных способностей
обучающихся посредством выполнения коллективной работы.
Выполнение детьми силуэтов рыб с помощью жгутиков и оттисков стеками.
Затем закладывание их в форму и соединение глиной. Выполнение работы с
последующей росписью.
Задание №10
Лепка каргопольской игрушки («Козлик», «Конь», «Олень»).
Цель задания: Познакомить с последовательностью изготовления игрушки,
научиться лепить пластическим способом из одного куска. Познакомить
обучающихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи
игрушки, с тематикой.
Задание №11
«Мой знак Зодиака».
Цель задания: Умение подмечать и передавать характер, позу птиц,
животных. Соблюдение пропорций. Развитие у обучающихся зрительной
памяти, способности передавать выразительность изображаемых фигур.
Вылепить свой знак Зодиака по месяцу или году рождения на выбор
учащегося.
Задание №12
Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей
росписью.

Цель задания: Закрепление понятия «орнамент», знаний системы построения
орнамента. Освоение технических приемов лепки рельефа и росписи.
Выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной
композиции.
Вписать орнаментальный мотив в квадрат.
Задание №13
Декоративные композиции по литературным произведениям. Зачет.
Цель задания: Выявить смысловую связь изображаемых фигур, развить
умение передавать характер персонажей. Учить творчески подходить к
решению сюжета.
Вариант: «Сказка о золотой рыбке», «Колобок», «Маша и медведь» и т.д.
Выполнение рельефной лепки на пластине.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание

программы

учебного

художественно-эстетическое

предмета

развитие

«Лепка»

личности

обеспечивает

обучающегося

и

приобретение ею художественно-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков в области изобразительного искусства, с учетом ФГТ.
Результатом освоения программы по предмету «Лепка» является:
-

приобретение

ответственность,

обучающимися

таких

дисциплинированность,

личностных
трудолюбие,

качеств,

как

способствующих

восприятию в достаточном объеме учебной информации;
- развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков
творческой деятельности;
- умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
-

формированию

навыков

взаимодействия

с

преподавателями

и

обучающимися в образовательном процессе;
- умение планировать свою домашнюю работу, определение наиболее
эффективных способов достижения результата;

- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам.
Обучающиеся, освоившие программу по предмету «Лепка», должны
обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
- знание оборудования и пластических материалов;
- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
- умение работать с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
3.1. Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль:
- просмотр по окончании каждого задания;
- контролирование исполнения домашних работ.
Промежуточная

аттестация:

зачет

в

виде

просмотров

работ

обучающихся по полугодиям: 4, 6.
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
- "5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход,
технически грамотно подошел к решению задачи;

- "4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в
цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
- "3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы
обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы
обучающихся программой применяются также следующие методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов);
- игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у обучающихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагог знакомит детей с работами мастеров,
народных умельцев, скульпторов, керамистов.
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных
качеств личности каждого ребенка проводятся коллективные творческие
задания, что позволяет объединить детский коллектив.

Рекомендации

4.1.

по

организации

самостоятельной

работы

обучающихся
Для

полноценного

усвоения

материала

учебной

программой

предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную
работу обучающихся отводится 50% времени от аудиторных занятий,
которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным
темам,

рисование

с

натуры,

эскизирование),

работа

с

книгой,

иллюстративным материалом в библиотеке.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ватагин В. Изображение животных. М.; 1957
2. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М.; 1982
3. Данкевич Е. В. «Знакомьтесь. Глина» «Кристалл» СПб.: 1998
4. Давыдова Г.Н. Пластилинография- 2. Серия «Детский дизайн».
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография- 3. Серия «Детский дизайн».
6. Круглова М. Полимерная глина. Мастер-классы для начинающих. М.:
«Эксмо», 2014
7. Липунова С. «Волшебная глина» «Русич», 2001
8. Морозова О. «Волшебный пластилин»

М.: Изд-во «Москва-синтез»,

1998.
9. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. М.; 1982
10. Рабинович. М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных
и птиц. М.; 1978
11. Ращупкина С.Ю. Лепка из пластилина(Поделки-самоделки) М.: РИПОЛ
классик, 2010
12. Соколов В. Лепка фигуры. М.; 1968
13. Силаева К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. М.: Изд-во
«Эксмо», 2003
14. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного мастерства. М.:
Изд-во «АСТ-ПРЕСС», 1999

15. Школа изобразительного искусства: Сб. В 9 т. М. 1960-1988.
16. Шпикалова Т., Величкина Г., «Дымковская игрушка» Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. М.: Изд-во «Мозаика-синтез», 1998
•

Юному

художнику.

Практическое

руководство

изобразительному искусству. Раздел «Скульптура». М.; 1963.

по


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».