2. Прикладная композиция ХТ

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
общеразвивающая общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Художественное творчество»
Предметная область
Предмет по выбору
Учебный предмет
Прикладная композиция
(срок реализации – 3 года)

2024 год
п.г.т. Умба

Составитель: Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба
Рецензент: Антропов Юрий Алексеевич, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.

Структура программы учебного предмета
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3. Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации
1.5. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.6. Цели и задачи учебного предмета
1.7. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.8. Методы обучения
1.9. Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Учебно-тематический план
2.2.Годовые требования.
2.3. Содержание разделов и тем;
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
6.1. Список методической литературы
Список учебной литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Учебный предмет «Прикладная композиция» занимаетважное место в
комплексе предметов программы «Художественное творчество».
Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в
области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладная композиция» направлена на
создание условий для познания учащимися приемов работы вразличных
материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих
способностей
восприятия

каждого

ребенка,

эстетической

на

культуры

формирование
через

основ

пробуждение

целостного
интереса

к

национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой,
содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных
возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях,
связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса
обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь
скомпозиционным

центром

формата,

учатся

обращать

внимание

навыразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками

и

видами

декоративного

творчества, они

узнают о

его

многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знанияоб окружающем мире, фантазию. Знакомство с
традиционными видами ремеселтакже играет важную роль в передаче
традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм
проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание
музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных
работ. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, обсуждают
особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со
специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

1.2. Программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Рекомендуемый
возраст детей, приступающих к освоению программы – 7-8 лет.

1.3.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладная композиция» при 3летнем сроке обучения составляет 153 часа. Из них: 102 часов – аудиторные
занятия, 51 час - самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия (3-летний срок освоения программы):
1

- 3 классы – по 1 часу в неделю

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) (3-летний срок освоения
программы):
1 - 3 классы – по 0,5 часа в неделю.

1.4.

Сведения о затратах учебного времени и графике аттестации

Вид
учебной

Годы обучения
1-й год

2-й год

3-й год

Всего
часов

Полугодие

работы

3

4

5

6

Аудиторные занятия

17

17

17

17

17

17

102

Самостоятельная работа

8

9

8

9

8

9

51

Максимальная учебная нагрузка

24

27

24

27

24

27

153

Вид промежуточной аттестации

1.5.

Зачёт

2

Зачёт

1

Зачёт



Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численность группы - от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой

работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и
индивидуализации на различных этапах обучения.

1.6.

Цели и задачи учебного предмета

Цели:


выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем

детском возрасте;


формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных

знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;


формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой

части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:


научить основам художественной грамоты;



сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;



овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и

основами художественного мастерства;


научить практическим навыкам создания объектов в разных видах

декоративно-прикладного творчества;


научить приемам составления и использования композиции в различных

материалах и техниках;


научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

научить

планировать

осуществлять

контроль

последовательность
на

разных

выполнения

этапах

действий

выполнения

и

работы;

воспитательно-развивающие:


пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному

творчеству;


раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого

ребенка;


формировать творческое отношение к художественной деятельности;

развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;




приобщить к народным традициям;
воспитать

внимание,

аккуратность,

трудолюбие,

доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество.

1.7.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

1.8.

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Применение различных методов и форм (теоретических и практических
занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.)
должночетко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.

3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.

1.9.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам

аудио

и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Во

время

самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел,
техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных
умельцах.
Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными

и

электронными

изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.

Учебно - тематический план
ПЕРВЫЙ КЛАСС

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование задания

Вводная беседа о предмете ДПК.
Орнаменты. Растительные и геометрические. Понятие о
стилизации.
Орнамент «Узор в полосе».
Орнамент в круге (тарелка, поднос, коврик, салфетка).
Декоративная роспись на шаблонах.
Выполнение декоративной композиции из природного
материала (засушенных цветов, листьев, трав и т. д. ).
Мозаика. Овощи и фрукты.
Конструирование из бумаги. Изготовление елочных
игрушек.
Знакомство с народными промыслами. Глиняная, лепная и
расписная игрушка. Дымковская игрушка. Филимоновская

Кол-во
часов

1 час
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
4 часа
1 час
2 часа

игрушка. Каргопольская игрушка.
Воскография. Графическая работа «Бабочки», «Цветы»,
«Листья».
10 Роспись пасхальных яиц.
11 Витраж (бабочки, рыбки).
12 Зачет
ИТОГО:
9

2 часа
2 часа
4 часа
2 часа
4 часа
1 час
34 часа

ВТОРОЙ КЛАСС
№
п/п

Наименование задания

Кол-во
часов

Орнамент в квадрате.
3 часа
Декоративная композиция с применением природного
2
материала (ракушки, камушки, песок, засушенные цветы,
2 часа
травы и т.д.).
3
Беседа о мастерах Гжели. Роспись формы в технике Гжели. 5 часов
Батик. Декоративное панно в технике «набрызг» с
4
4 часа
использованием засушенных листьев и цветов.
5
Изготовление подарочной упаковки.
3 часа
Лепка объемных фигурок небольшого размера или
6
рельефных украшений из соленого теста с последующей
3 часа
росписью.
Изготовление рельефной композиции из природного
7
3 часа
материала.
Стилизация растительных форм. Эскиз декоративной
8
3 часа
решетки.
9
Роспись стекла.
3 часа
Знакомство с техникой «бумажной пластики». Объемная
10 декоративная композиция на плоскости «На лугу»,
4 часа
«Цветы и бабочки».
11 Зачет
1 час
ИТОГО:
34 часа
1

ТРЕТИЙ КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5

Наименование задания

Орнаменты. Эскиз росписи салфетки, платка, обоев,
тканей.
Батик. Знакомство с техникой, создание декоративного
изделия «На лугу», «Цветы и бабочки», «Птицы».
Знакомство с техникой папье-маше. Изготовление маски.
Кукла-скрутка
Монотипия.

Кол-во
часов

3 часа
6 часов
6 часов
6 часов
3 часа

Беседа о народных промыслах. Городецкая роспись.
Роспись разделочной доски.
7
Декоративный натюрморт. Стилизация форм.
8
Зачет
ИТОГО:
6

4 часа
5 часов
1 час
34 часа

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Задание 1. Вводная беседа о предмете ДПК.
Материал: наглядные пособия, репродукции.
Задача: знакомство с предметом, материалами и техниками работы. Дать
обучающимся основные понятия о предмете.
Задание 2. Орнаменты. Растительные и геометрические. Понятие о
стилизации.
Материал: наглядные пособия, репродукции, бумага, карандаш, гуашь,
акварель, тонкая кисть.
Задача: знакомство с построением орнамента. Понятие «ритм». Ритмическая
организация изображения способом повторения и чередования простых
крупных и мелких форм. Декоративная форма, отличие ее от реальной.
Задание 3. Орнамент «Узор в полосе».
Материал: бумага, гуашь, акварель или цветная бумага, клей.
Задача: формирование умения чередовать элементы в декоративной
композиции, располагать их формы рабочей плоскости.
Задание 4. Орнамент в круге (тарелка, поднос, коврик, салфетка).
Декоративная роспись на шаблонах.
Материал: блюдца, поднос (шаблоны из бумаги), гуашь.
Задача: размещение элементов орнаментальной композиции на различных
формах.
Задание 5. Выполнение декоративной композиции из природного материала
(засушенных цветов, листьев, трав и т. д.)
Материал: цветная бумага, клей, засушенные цветы, трава, листья разных
пород деревьев и различной окраски.

Задача:

использование готовых растительных форм в декоративной

композиции. Развитие фантазии, образности.
Задание 6. Мозаика. Овощи и фрукты.
Материал: цветная бумага, клей, картон.
Задача: знакомство с техникой. Развитие образного мышления. Свобода,
импровизация, изобретательность.
Задание 7. Конструирование из бумаги. Изготовление елочных игрушек – Дед
Мороз, Снегурочка и т.д. из конуса, цилиндра, приклеивая дополнительные
элементы (глаза, нос, волосы, усы, борода и т.д.) и дополняя орнаментом.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Задача: конструирование и оформление простейших объемно-декоративных
форм, развитие объемно-пространственного художественного мышления.
Задание 8. Знакомство с народными промыслами. Глиняная, лепная и
расписная игрушка.
Материал: глина, пластилин, тесто, гуашь. Задача: изучение народных
традиций, орнаментов, приемов лепки и росписи.
Задание 9. Воскография. Графическая работа «Бабочки», «Цветы», «Листья».
Материал: картон, свечка, тушь или черная гуашь, острый предмет (перо,
игла, зубочистка).
Задача: знакомство с техникой. Работа от обратного. Сочетание силуэтной
линии и пятна.
Задание 10. Роспись пасхальных яиц.
Материал: гуашь, клей ПВА, вареное яйцо.
Задача: знакомство с приемами росписи, развитие фантазии.
Задание 11. Витраж (бабочки, рыбки).
Материал: рамка со стеклом, витражные краски (краски по стеклу), контуры
по стеклу.
Задача: использование реальных форм растительного и животного мира, их
переработка в декоративные. Выполнение решетки. Заполнение окошечек
решетки цветными красками по стеклу по эскизу.
Зачет. Творческий просмотр работ обучающихся.

ВТОРОЙ КЛАСС
Задание 1. Орнамент в квадрате. Декоративная композиция из ткани на
шаблоне. Симметрия. Ритм.
Материал: картон, клей, ткань.
Задача: импровизация. Развитие образного мышления. Симметричность
заполнения поверхности.
Задание 2. Декоративная композиция с применением природного материала
(ракушки, камешки, песок, засушенные цветы, травы и т.д.).
Материал: картон, клей, цветная бумага (ткань), природные материалы.
Задача: развитие образного мышления. Гармоничное заполнение всей
поверхности.
Задание 3. Беседа о мастерах Гжели. Роспись формы в технике Гжели.
Материал: готовые формы, синяя и белая гуашь.
Задача: знакомство с народным промыслом. Основные приемы росписи.
Связь росписи с формой.
Задание 4.Батик. Декоративное панно в технике «набрызг».
Материал: ткань, листья, цветы, травы, гуашь, кисть из жесткой щетины.
Задача: развитие образного мышления, цвета в передаче настроения. Красота
силуэта. Импровизация, свобода, изобретательность.
Задание 5. Изготовление подарочной упаковки.
Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь.
Задача: конструирование объемных предметов несложной формы (куб,
пирамида), имеющих определенное практическое назначение, украшение их.
Задание 6. Лепка объемных фигурок небольшого размера или рельефных
украшений из соленого теста с последующей росписью.
Материал: глина, тесто, гуашь.
Задача: способ приготовления и приемы работы с соленым тестом, развитие
образного мышления, фантазии, воображения.
Задание 7. Выполнение рельефной композиции из природного материала.
Материал: природный материал (ветки деревьев, сосны, ели, засушенные
цветы, листья), декоративные элементы.

Задача: развитие образного мышления, творчества. Знакомство с законами
расположения элементов в композиции.
Задание 8. Эскиз декоративной решетки. Стилизация растительных форм.
Материал: черная тушь, перо, бумага.
Задача: понятие о роли линии, пятна в декоративной композиции.
Использование

стилизованных

форм

растений,

приемов

построения

орнамента: симметрия, асимметрия, поворот, перенос.
Задание 9. Знакомство с техникой «декупаж».
Материал: готовые формы, декупажные салфетки, клей пва.
Задача: развитие образного мышления, творческой фантазии, чувства
равновесия.
Задание 10. Знакомство с техникой «бумажной пластики». Объемная
декоративная композиция на плоскости

«На лугу», «Цветы и бабочки».

Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей.
Задача: развитие навыков работы в бумажной пластике, использование
приемов в собственной композиции. Развитие образности, свобода фантазии.
Зачет. Творческий просмотр работ обучающихся.
ТРЕТИЙ КЛАСС
Задание 1. Орнаменты. Эскиз росписи салфетки, платка, обоев, ткани.
Материал: гуашь, возможно использование в работе штампов из пластика,
картофеля, трафаретов. Можно использовать технику росписи по ткани, батик.
Задача: понятие о зависимости характера узора от материала и техники
выполнения. Учет функции предмета при выборе композиции декора.
Использование приема чередования элементов украшения.
Задание 2. Батик.
Материал: ткань, краски акриловые «Батик», трубочка, резерв, рама со
скосами.
Задача: знакомство с техникой, приемами, последовательностью работы.
Выполнение эскиза. Сближенная гамма цветов и контрастное решение. Работа
на образность, впечатление.

Задание 3. Знакомство с техникой папье-маше. Изготовление маски.
Материал: пластилин, упаковочная бумага, газета, густой мучной клейстер,
емкость с водой, кисть.
Задача: развитие фантазии, образного мышления, умения работать в технике.
Задание 4. Кукла-скрутка
Материал: Ткань, нитки, декор для украшения.
Задача:

Знакомство

с

народными

промыслами.

Развитие

образного

мышления, умения работать в технике.
Задание 5.Городецкая роспись.
Материал: гуашь, доска, лак, кисть.
Задача: знакомство с техникой росписи.
Задание 6. Монотипия.
Материал: бумага, акварель, гуашь, стекло.
Задача: приемы и последовательность ведения работы, использование цвета
для передачи образного мышления.
Задание 7.Декоративный натюрморт. Стилизация форм.
Материал: тушь черная, перо, кисть, бумага.
Задача: стилизация форм, умение работать над образом. Равновесие в
композиции.
Зачет. Творческий просмотр работ обучающихся.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа «Прикладная композиция».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность
изображения,

выразительность

силуэта,

локальный

цвет,

симметрия,

асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом.

5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения
художественного замысла
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11.

Навыки

проведения

объемно-декоративных

работ

рельефного

изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и
композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой
деятельности.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий

контроль

знаний

обучающихся

осуществляется

педагогом

практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля
успеваемости обучающихся программой предусмотрено введение оценки за
практическую работу и теоретическую грамотность. Одной из форм текущего
контроля практической работы может быть проведение отчетных выставок
творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий
контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения
тематических кроссвордов, тестирования.

Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная
аттестация проводится в форме зачета (дифференцированного) в виде
творческих просмотров работ обучающихся во 2, 4 и 6 полугодиях за счет
аудиторного времени. На просмотрах обучающимся выставляется оценка.
4.2. Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку обучающихся.
"5" (отлично) ставится, если обучающийся выполнил работу в полном
объеме

с

композицию,

соблюдением
учитывая

необходимой

законы

последовательности,

составил

композиции, проявил организационно-

трудовые умения.
"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, обучающийся неряшлив и безынициативен.

5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для развития навыков творческой работы обучающихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной
задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала
является формирование умения у обучающих применять полученные ранее
знания. При этом на этапе освоения нового материала обучающимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Обучающиеся
могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог
посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на
уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:


тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией,

дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до
стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;


частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот

или иной известный им способ изображения предметов;


творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую

обучающийся должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

6.1.

Список методической литературы

Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993
Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла
своими руками. Белый город, 2010
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975

Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТПресс Книга, 2009
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:
«Изобразительное искусство», 1984
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост.
Теличко А. А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Астпресс,
2006
Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный
труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
Юный художник 1992 г.: №№3-4.
Яковлева О. "Филимоновская игрушка"

6.2.

Список учебной литературы

Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2010
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. - М.: Белый город, 2010

Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ,
1998
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог ознакомить обучающихся со способами изготовления изделий, с
инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над
заданием.
Типы пособий:
• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его
развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках.
Для показа сложных приемов обработки материала используются детали
увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической
карты;
• образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет
мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ
которых позволит определить действия и операции, необходимые для
изготовления всего изделия.
• устное описание внешнего вида предмета и его конструкции
способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
• электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
• аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;

• материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела
программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика),
бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол
и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».