Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» ________________С.В. Воловик 29.08.2024 г., Протокол № 1. Приказ № 34 от 29.08.2024 г. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Художественное творчество» Предметная область Историко – теоретическая подготовка Учебный предмет Беседы об искусстве (срок реализации – 3 года) 2024 год п.г.т. Умба Составитель: Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель изобразительного искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба Рецензент: Антропов Юрий Алексеевич, преподаватель изобразительного искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба. Содержание 1 Пояснительная записка 1.1 Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе 1.2 Срок реализации учебного предмета 1.3 Сведения о затратах времени 1.4 Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета 1.5 Форма проведения учебных аудиторных занятий 1.6 Задачи и цели учебного предмета 1.7 Отличительные особенности программы 1.8 Обоснование структуры программы учебного предмета 1.9 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 1.10 Методы обучения 2 Учебно-тематический план (срок освоения программы 3 года) 3 Содержание учебного предмета 3.1 Первый год обучения 3.2 Второй год обучения 3.3 Третий год обучения 4 Требования к уровню подготовки обучающихся 4.1 Формы и методы контроля. Система оценок. 4.2 Методические рекомендации по критерию обучающихся 5 Методическое обеспечение учебного процесса 5.1 Самостоятельная работа обучающихся 5.2 Средства обучения 6 Список литературы оценивания работ 1. Пояснительная записка 1.1 Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. Данная учебная программа разработана для обучения в ДШИ для обучающихся 1-3 классов в возрасте 7-10 лет. Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. Программа направлена на обогащение круга художественных впечатлений ребёнка, развитие его эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. 1.2. Сроки реализации учебного предмета Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей, поступающих в детскую школу искусств в возрасте 7-10 лет . В соответствии с учебным планом, на предмет «Беседы об искусстве» отводится 34 часа в год, из расчета - 1 час в неделю. 1.3. Сведения о затратах времени Всего часов 102 51 153 Зачёт Вид промежуточной аттестации Зачёт Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год Полугодие 1 2 3 4 5 6 17 17 17 17 17 17 8 9 8 9 8 9 24 27 24 27 24 27 Зачёт Вид учебной работы 1.4 Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Максимальная учебная нагрузка по предмету составляет 1 час в неделю. При 3-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее распределение по годам составляют: Всего часов - 153, из них 102 часа - аудиторная нагрузка, 51 час самостоятельная работа. 1.5 Форма проведения учебных аудиторных занятий Мелкогрупповые занятия - от 4 до 10 человек. 1.6 Задачи и цели учебного предмета Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Основные задачи: - создать предпосылки для дальнейшего, личностного развития детей, последующего освоения и приобщения, обучающихся к искусству; - формировать основы культурного общения обучающихся в среде сверстников, а в дальнейшем в обществе; - накапливать опыт восприятия произведений мировой художественной культуры; - расширять эмоциональное отношение к искусству на основе восприятия; - развивать художественное мышление, творческие способности и воображение обучающихся; - воспитывать желание воплощать свои мысли и чувства в различных стилях и направлениях искусства; - способствовать развитию интереса детей к познанию мировой художественной культуры и сопоставлению ее с окружающей жизнью; - развивать способность воспринимать произведение искусства и анализировать его; - поддерживать проявления оценочного отношения к искусству, что является первоначальным проявлением художественного вкуса. Изучение мирового художественного искусства направлено на достижение следующих целей: - воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; - развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; - освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства; - овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. 1.7. Отличительные особенности программы Предмет «Беседы об искусстве» ориентирован на художественное, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию художественного вкуса и культуры эстетического восприятия искусства в целом, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению багажа знаний, а также развитию художественно – литературного лексикона обучающихся. Восприятие искусства детьми начинается с проявления эмоций, возникающих при просмотре лучших образцов искусства. Для развития эмоциональной отзывчивости детей используется интегрированный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки. Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ и представляет собой курс «Бесед об искусстве», ориентированный на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данной школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. 1.8. Обоснование структуры программы учебного предмета Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы: 1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение, знакомство с народным искусством, музеи, библиотеки; 2 класс: изобразительное искусство, искусства Древнего Египта, античное искусство, Древняя Русь, западноевропейское искусство. 3 класс: русское искусство 18, 19 и 20 века. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. 1.9 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для предложенных тем. сбора дополнительного материала по изучению 1.10 Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - игровой. 2. Учебно-тематический план (срок освоения программы 3 года) № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 3 3.1 4 4.1 5 5.1 6 Наименование разделов и тем Виды искусства Вводная беседа «что такое искусство», виды искусства. Знакомство с видами изобразительного искусства Общее знакомство с музыкой и литературой как видами искусства Общее знакомство со зрелищными видами искусствами Изобразительное искусство «Как работает художник, чем пользуется» Жанры изобразительного искусства «Композиция» Рисунок Графика «Силуэт» Живопись «Цвет» «Колорит» Способы работы с цветом: «Акварель» и «Гуашь» Способы работы с цветом: «Масляные краски» Литература Литература как вид искусства Музыка Музыка как вид искусства Хореография Танец и виды танцевального искусства Театр Колво часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 6.1 7 7.1 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 9 9.1 9.2 10 10.1 10.2 10.3 10.4 11 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5 11.6 11.7 11.8 11.9 12 12.1 12.2 13 13.1 13.2 13.3 13.4 14 14.1 14.2 Искусство театра, детский театр Кино и телевидение Искусство кинематографа, детское кино и мультипликация Народное искусство Народные ремесла и промыслы Роль символа в народном творчестве Мужской русский народный костюм Женский русский народный костюм Интерьер и мебель древних славян Музеи Крупнейшие государственные музеи России и мира Частные музеи, коллекционирование Библиотеки Правила пользования библиотекой Как работать с книгой, журналом Энциклопедия как вид книги Литературная гостиная Зачет Итог первого года Изобразительное искусство Графика как вид изобразительного искусства Живопись как вид изобразительного искусства; монументальная и станковая живопись Скульптура как вид изобразительного искусства Архитектура как вид изобразительного искусства Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства Натюрморт как жанр изобразительного искусства Пейзаж как жанр изобразительного искусства, его разновидность Портрет как жанр изобразительного искусства Исторический жанр, бытовой жанр и батальный. Искусство древних цивилизаций Архитектура ДревнегоЕгипта. Пирамида Хеопса Скульптура ДревнегоЕгипта. Сфинкс. Бюст Нефертити Античное искусство Вазы Древней Греции Храмы ДревнейГреции. Парфенон Архитектура ДревнегоРима. Пантеон Бюсты Древнего Рима. Бюст римлянина Древняя Русь Что такое икона Как портрет появился на Руси 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 34 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 14.3 14.4 15 15.1 15.2 15.3 15.4 15.5 15.6 15.7 15.8 15.9 15.10 15.11 15.12 15.13 15.14 16 16.1 16.2 16.3 16.4 16.5 16.6 16.7 16.8 16.9 16.10 16.11 16.11 16.12 Архитектура Московского Кремля. Успенский собор Шатровое зодчество. Собор Василия Блаженного на Красной площади Западно-европейское искусство «Весна» Боттичелли Тема материнства у Леонардо да Винчи. Мадонна Литта Скульптура и архитектура Микеланджело Буонарроти. Статуя Моисея и купол собора святого Петра в Риме Мадонны Рафаэля. «Мадонна со щеглом» Натюрморт Караваджо «Корзинка с фруктами» Дети в творчестве Веласкеса. Портреты инфанты Маргариты Автопортреты Рембрандта. «Автопортрет в шляпе». «Автопортрет в вельветовом берете» «Девушка с жемчужной серьгой» Яна Вермеера Дельфтского Зачет Итог второго года Натюрморт «Малых голландцев». «Завтрак с омаром» Виллема Класса Хеда. «Десерт» ВиллемаКалфа «Водяные лилии» КлодаМоне «Девочка с цветами» Ренуара Балет в творчестве Дега. «Танцевальный класс» Натюрморт «Цветы в бронзовой вазе» и пейзаж «Ирисы» Ван Гога Русскоеискусство «Смолянки» Левицкого. «Портрет Хованской и Хрущевой» и «Портрет Нелидовой» Портреты Венецианова. «Захарка» и «Спящий пастушок» «Девочка в маковом венке» О. Кипренского Дети на картинах В. Тропинина. «Портрет Арсения, сына художника» и «Мальчик с жалейкой» Италия на полотнах Карла Брюллова. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» Море на картинах Ивана Айвазовского. «Восход солнца в Феодосии» и «Среди волн» «Тройка» Перова Дети в творчестве К. Маковского. «Дети, бегущие от грозы» и «В мастерской художника (портрет сына Сережи)» «Взятие снежного городка» В.Сурикова «Весна» А.Саврасова и «Золотая осень» И.Левитана Пейзажи И.Шишкина. «Рожь» и «На севере диком» «Витязь на распутье» и «Ковер-самолет» Васнецова «Девочка с персиками» и «Дети. Саша и Юра» В. Серова 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 16.13 16.14 16.15 16.16 16.17 16.18 16.19 16.20 16.21 Иллюстрирование сказок Пушкина Иваном Билибиным и его театральные костюмы «Царевна-Лебедь» М. Врубеля «Гималаи. Розовые горы» Н. Рериха «За завтраком» Зинаиды Серебряковой «Апельсины и бананы» И.Машкова «Родник» и «Летом» А.Пластова «Родина-Мать» Вучетича на Мамаевом Кургане Местные художники Севера Зачет Итого третий год Всего часов 2 1 1 1 2 2 2 1 1 34 102 3. Содержание учебного предмета Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала. Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. 3.1. Первый год обучения Включает в себя следующие разделы: 1. Раздел «Виды искусства» 1.1 Тема: Вводная беседа «что такое искусство», виды искусств. Искусство как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, фотографий, аудиовизуальным заданный материалом преподавателем, (поиск репродукций, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). 1.2 Тема: Знакомство с видами изобразительного искусства. Изобразительное искусство (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура), фотография. Беседа о художниках, скульпторах и архитекторах. Самостоятельная работа: работа с репродукциями. 1.3 Тема: Общее знакомство с музыкой и литературой как видами искусства. Музыка, литература. Беседа о композиторах и писателях. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений. 1.4 Тема: Общее знакомство со зрелищными видами искусствами. Хореография, театр, кино, телевидение. Беседа о театре, балете и кинематографе. Самостоятельная работа: работа просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. 2. Раздел «Изобразительное искусство» 2.1 Тема: «Как работает художник, чем пользуется». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). 2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, мифологический, батальный, бытовой, исторический, интерьер. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного зала союза художников г. Волжского и картинной галереи. 2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра. 2.4 Тема: Рисунок. вспомогательного самостоятельное Искусство этапа рисунка. выполнения произведение Значение композиции. искусства. рисунка Рисунок Графические как как материалы. Самостоятельная работа: знакомство с альбомами мастеров рисунка в библиотеке. 2.5 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика, монументальная графика (плакат), прикладная графика (этикетки и марки). Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений. 2.6 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги. 2.7 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», монументальная и станковая. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: изучение альбомов известных живописцев. 2.8 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений. 2.9 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.10 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель» и «Гуашь». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники - акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ обучающихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.11 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Способы работы. Знакомство с работами художников в выставочном зале. Самостоятельная работа: посещение картинной галереи. 3. Раздел «Литература» 3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем. 4. Раздел «Музыка» 4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Музыкальные инструменты. Оркестр как групповая форма исполнения музыкального произведения. Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений. 5. Раздел «Хореография» 5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные. Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика - основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Известные представители в искусстве хореографии. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем); выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения). 6. Раздел «Театр» 6.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Детский театр. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Выразительные средства театрального искусства. Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа. 7. Раздел «Кино и телевидение» 7.1 Тема: Искусство кинематографа. Кинематограф как самостоятельный вид искусства. Детское кино. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма. 8. Раздел «Народное искусство» 8.1 Тема: Народные ремесла и промыслы. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Палех, гжель, дымка, филимоновская игрушка, жостовский поднос и т.д. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме. 8.2 Тема: Роль символа в народном творчестве. Символика древних славян. Роль символа в язычестве. Символы-обереги. Солярная символика. Сакральный смысл символов. Самостоятельная работа: зарисовка основных знаков солярной символики: свастики, громового знака, трикселя, креста. 8.3 Тема: Мужской русский народный костюм. Русский народный костюм. Народный костюм как вид народного творчества и декоративноприкладного искусства. Народный костюм как ансамбль. Широкое использование орнамента: растительного, геометрического, зооморфного. Солярные знаки. Мужской костюм. Элементы костюма. Рубаха – самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Разновидности рубах по крою и длине. Мужские рубахи раскраивались в виде равностороннего креста. Порты. Лапти. Самостоятельная работа: выполнение эскиза мужского народного костюма, работа с иллюстративным материалом. 8.4 Тема: Женский русский народный костюм. Понева – поясная одежда замужних женщин, древнейший тип русской крестьянской одежды. Сарафан – собирательный термин, обозначающий длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках. Кокошник. Кика. Передник как предмет женского праздничного и будничного костюмов. Золотое шитье. 8.5 Тема: Интерьер и мебель древних славян. Красный угол. Печной угол. Печь – неотъемлемая исконно национальная принадлежность народа. Складывать – «бить» печь. «Горести дымные не терпев, тепла не видати» философское отношение к неудобствам наших предков. Мебель древних славян. Дерево – основной строительный материал. Лавки, сундуки, лари, палати, стол, табуреты. Неподвижность – органический элемент интерьера избы. Самостоятельная работа: зарисовка внутреннего убранства избы древнего славянина с элементами мебели. 9. Раздел «Музеи» 9.1 Тема: Крупнейшие государственные музеи России и мира. Знакомство с термином «Музеи». Виды музеев (исторический, краеведческий, музей искусства, литературный и другие). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Третьяковская галерея. Эрмитаж. Русский музей. Дрезденская галерея. Уффици. Самостоятельная работа: просмотр видеофильмов и работа с художественными альбомами. 9.2 Тема: Частные музеи, коллекционирование. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей янтаря, музей ледяных скульптур и другие). Коллекционирование книг, украшений, произведений искусства от хобби до профессионального. Самостоятельная работа: нахождение в интернете сведений о самых оригинальных частных музеях и коллекционерах. 10. Раздел «Библиотеки» 10.1 Тема: Правила пользования библиотекой. Знакомство с термином «библиотека». Профессия библиотекарь. Виды библиотек (детская, по искусству). Отдел библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами. Каталог. Формуляр. Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа: посещение ближайшей библиотеки, регистрация и работа с каталогом. 10.2 Тема: Как работать с книгой, журналом. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Книги по искусству. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и другие). Искусство оформления книги. Иллюстрации. Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и другие). Журналы по искусству («Художник», «Творчество»). Детские журналы («Мурзилка», «Юный художник»). 10.3 Тема: Энциклопедия как вид книги. Знакомство с термином «энциклопедия». Всё обо всём, коротко и ясно. Разновидности энциклопедий по областям знаний. Энциклопедии по искусству («Энциклопедический словарь юного художника», многотомная «Энциклопедия для детей Аванта плюс»). 10.4 Литературная гостиная. Разговор на тему «Моя любимая книга» по литературе и искусству. Самостоятельная работа: подготовить рассказ о своей любимой книге. Зачет: Проверка знаний терминологии, умений определять виды, жанры, стиль произведений, выделять характерные черты; навыков анализа произведения искусства. 3.2. Второй год обучения 11. Раздел «Изобразительное искусство» 11.1 Тема: Графика как вид изобразительного искусства. Виды графики: станковая графика, монументальная графика (плакат, книжная иллюстрация, прикладная графика). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение графических выставок волжских художников. 11.2 Тема: Живопись как вид изобразительного искусства; монументальная и станковая живопись. Фреска. Мозаика. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: посещение картиной галереи и знакомство с альбомами крупных мастеров живописи. 11.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Монументальная и станковая скульптура. Круглая скульптура (бюст, статуя). Мемориальные комплексы. Декоративная скульптура. Парковая скульптура. Самостоятельная работа: изучение мемориального комплекса «Мамаев Курган» Вучетича в Волгограде (экскурсия). 11.4 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Искусство строить здания. Это отдельные здания и их ансамбли. Храмы. Самостоятельная работа: изучение альбомов по искусству «Важнейшие площади мира», разделы по выбору. 11.5 Тема: Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) как вид изобразительного искусства. Значение термина. Отличие ширпотреба от уникального. Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов ДПИ. 11.6 Тема: Натюрморт как Знакомство с «натюрморт». термином жанр изобразительного Вещь глазами искусства. художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и другие). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение эскизов несложного натюрморта из вещей домашнего обихода, изучение альбома натюрмортов И. Машкова. 11.7 Тема: Пейзаж разновидность. как Знакомство жанр с изобразительного термином «Пейзаж». искусства, Виды его пейзажа (городской, сельский, морской). Время года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставок, изучение альбома Саврасова. 11.8 Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Вид портрета (парадный, групповой, психологический, автопортрет и другие). Человек и его эпоха. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи. 11.9 Тема: Исторический жанр, бытовой жанр и батальный. Раскрытие важнейших исторических событий в жизни общества. Бытовой жанр. Повседневная жизнь. Батальный жанр. Важнейшие военные событий и сражения. Самостоятельная работа: изучение альбома Василия Сурикова 12 Раздел «Искусство древних цивилизаций» 12.1 Тема: Архитектура ДревнегоЕгипта. Пирамида Хеопса. Появление пирамид. Пирамида Хеопса (скульптор Хемиун). Назначение пирамиды. Используемый материал, особенности построения. Самостоятельная работа: зарисовка пирамиды Хеопса. 12.2 Тема: Скульптура ДревнегоЕгипта. Сфинкс. Бюст Нефертити. Сфинкс – скульптурное изображение с телом льва и головой фараона. Располагался рядом с пирамидой. Бюст – погрудное изображение. Бюст Нефертити – идеал женской красоты Древнего Египта, воплощение изящества. Материал: песчаник. 13 Раздел «Античное искусство» 13.1 Тема: Вазы ДревнейГреции. Виды сосудов и их назначение. Чернофигурная и краснофигурная живопись. Самостоятельная работа: зарисовка разных видов сосудов. 13.2 Тема: Храмы ДревнейГреции. Парфенон. Расцвет греческой культуры. Высокая классика – золотой век древнегреческой культуры. Афинский акрополь. Парфенон – храм прямоугольной формы, со всех сторон окруженный колоннами. Сделан из белого мрамора. 13.3 Тема: Архитектура ДревнегоРима. Пантеон. Изобретение бетона. Арка. Использование арки в качестве основного архитектурного элемента. Пантеон - храм всех богов. Имеет грандиозный купол. В куполе отверстие – око Бога. 13.4 Тема: Бюсты Древнего Рима. Бюст римлянина. Зарождение чисто римского портрета, отличного от греческого. Восковые маски. Индивидуальность в потрете. Бюст римлянина – морщины, признаки старости на лице, свидетельства сложной и тяжелой жизни. Самостоятельная работа: рассматривание римских бюстов по альбомам. 14 Раздел «Древняя Русь» 14.1 Тема: Что такое икона. Тема борьбы добра и зла, нашедшая отражение в иконе. Слово «икона» происходит от греческого «эйкон», что значит «образ». На иконе изображают Бога, Матерь Божью и святых. Икона «Битва Георгия со змеем» поражает яркими и контрастными цветами – характерные черты новгородской иконописи. 14.2 Тема: Как портрет появился на Руси. Путь от иконы к портрету. Парсуна – переходный этап от иконы к портрету. Самостоятельная работа: нахождение общих черт и различий между иконой и портретом. 14.3 Тема: Архитектура Московского Кремля. Успенский собор. Москва в глазах людей того периода не только столица Руси, центр её объединяющий, но и оплот православия. Возведение Кремля заново в конце 15 века. Приглашение для этого итальянских мастеров. Главные постройки Кремля или ансамбль Соборной площади. Успенский собор. Сделан из белого камня, имеет пять глав. Самостоятельная работа: зарисовка храма. 14.4 Тема: Шатровое зодчество. Собор Василия Блаженного на Красной площади. Общая схема всех шатровых храмов: Четверик, Восьмерик, Шатёр. Храм-памятник. Храм Василия Блаженного или церковь Покрова-наРву в Москве. Ребра шатра украшены изразцами белого, жёлтого, синего и коричневого цвета. Грани покрыты фигурной зелёной черепицей. Завершает храм небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. Самостоятельная работа: зарисовать храм. 15 15.1 Раздел «Западноевропейское искусство» Тема: «Весна» Боттичелли. Поэтичность, утончённость и аристократическая изысканность его творчества. Линия для него главное средство художественной выразительности. «Весна» - его шедевр. На картине изображена поляна в апельсиновом саду, усеянная цветами. На темном фоне отчетливо видны группы мифологических персонажей: Меркурий, три Грации, Весна, Флора, Нимфа и Зефир. Самостоятельная работа: изучение альбомов с работами Боттичелли. 15.2 Тема: материнства у ЛеонардодаВинчи. Мадонна Литта. Идеал женской красоты, воплощенный в мадоннах Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Подготовительные этюды к ней. Самостоятельная работа: рассмотреть «Мадонну Бенуа» Леонардо. 15.3 Тема: Скульптура и архитектура Микеланджело Буонарроти. Статуя Моисея и купол собора святого Петра в Риме. Вся его жизнь борьба за утверждение права человека на свободу и на творчество. Сила и мощь его скульптур. Моисей – библейский пророк. Мраморная статуя высотой 235 см. Занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II. Купол собора Святого Петра – его последнее творение. Он грандиозен и мощен. 15.4 Тема: Мадонны Рафаэля. «Мадонна со щеглом». Образ Мадонны занял одно из ведущих мест в его творчестве. Отличительная черта его Мадонн – нежный лиризм и тонкая одухотворенность. Мадонна со щеглом. На картине Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Спокойное лицо Мадонны придает картине безмятежность. Самостоятельная работа: рассмотреть картину «Мадонна в кресле» Рафаэля. 15.5 Тема: НатюрмортКараваджо «Корзинка с фруктами» Автор одного из первых натюрмортов европейской живописи. «Корзина с фруктами». Стремился убедительно передать материальность окружающего мира и реалистически трактовать сюжеты. 15.6 Тема: Дети в творчестве Веласкеса. Портреты инфанты Маргариты. Прелесть и очарование дочери короля Филиппа 4 инфанты Маргариты. Серия портретов инфанты Маргариты. Художник убедительно показывает, как из прелестной маленькой девочки она превращается в подростка, сознающего свое высокое положение. Изумительный колорит этих картин. 15.7 Тема: Автопортреты Рембрандта. «Автопортрет в шляпе». «Автопортрет в вельветовом берете». Создал более ста автопортретов на протяжении всей своей жизни. Каждый период жизни раскрывал определённые черты характера и пережитые потрясения. «Автопортрет в вельветовом берете» написан в возрасте 28 лет, а «Автопортрет в шляпе» - в возрасте 34 лет. На последнем портрете взгляд более зрелого человека. 15.8 Тема: «Девушка с жемчужной серьгой» Яна Вермеера Дельфтского. Крупнейший мастер дельфтской школы живописи. Мастер бытового жанра и пейзажа. «Девушка с письмом», «Служанка с кувшином молока», «Аллегория живописи», «Девушка с жемчужной серьгой» - его лучшие работы. Умел передать через эпизод повседневного быта непреходящие жизненные ценности. Контрасты красок придают его картинам нарядность. 15.9 Зачет: Проверка знаний терминологии, умений определять виды, жанры, стиль произведений, выделять характерные черты; навыков анализа произведения искусства. 3.3. Третий год обучения 15.10 Натюрморт «Малых голландцев». «Завтрак с омаром» Виллема Класса Хеда. «Десерт» Виллема Калфа. Крупные мастера натюрморта 17 века. Воспевали красоту и радость жизни через обычные повседневные предметы. Особой популярностью в Голландии пользовался такой вид полотен, как «завтраки». Создавались на любой вкус: от богатых до более скромных. Виллем Класс Хеда «Завтрак с омаром». Виллем Калф «Десерт». Яркие цвета и красочное звучание. Осязаемая материальностью. 15.11 «Водяные лилии» Клода Моне. Мастер передачи различных состояний атмосферы и изменчивости освещения. Любил писать сериями. Серии «Стога», «Тополя», «Руанский собор», «Водяные лилии». Пруд, подернутый легкой рябью, освещенный солнцем, оживлен переливающимися разными оттенками лилиями. Истинные герои его картин - свет и цвет. 15.12 «Девочка с цветами» Ренуара. Очарование детства в детских портретах. «Девочка с обручем», «Девочка с лейкой». «Девочка с цветами». Прелестная девочка с охапкой цветов на фоне зелени с ярким бантом в волосах спокойно смотрит на зрителя. В этой картине Ренуар воспевает красоту и непосредственность детства. 15.13 Балет в творчестве Дега. «Танцевальный класс» Увлеченность балетом. Он писал, что его сердце зашито в балетную туфельку. Воспроизводит нелегкий труд балерин и их повседневную жизнь. Серия «Балет». «Урок танца». «Танцевальный класс». «Репетиция балета на сцене». «Голубые танцовщицы». 15.14 Натюрморт «Цветы в бронзовой вазе» и пейзаж «Ирисы» Ван Гога. На его полотнах обыденные предметы и пейзаж становятся носителями сокровенных мыслей и чувств художника, передают его эмоциональное состояние. Природа предстает у него в одухотворенном виде. «Натюрморт с красными гладиолусами». «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе». «Натюрморт с подсолнухами». Пейзажи. «Цветущий фруктовый сад». «Вид на Арль с ирисами». «Звездная ночь». 16 Русское искусство. 16.1 «Смолянки» Левицкого. «Портрет Хованской и Хрущевой», «Портрет Нелидовой». Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц как гимн красоте, юности. Семь портретов. Переданы разные возрасты воспитанниц, от младших (Портрет Хованской и Хрущёвой) до старших (Портрет Нелидовой, портрет Алымовой). 16.2 Портреты Венецианова. «Захарка» и «Спящий пастушок». Впервые в русском искусстве писал в основном в бытовом жанре. Воспевал жизнь русских крестьян. Создал замечательные образы крестьянских детей. «Захарка». «Спящий пастушок». Портрет «Захарка» по праву считался одним из лучших крестьянских детских портретов того периода. 16.3 «Девочка в маковом венке» О. Кипренского. Детские портреты. «Портрет мальчикаЧелищева». «Бедная Лиза». «Девочка в маковом венке». Это портрет Мариуччи, десятилетней девочки, которая отличалась грациозностью и недетским умом. Картина очень красива по цвету. Видно, что художник любуется ребенком. 16.4 Дети на картинах В. Тропинина. «Портрет Арсения, сына художника» и «Мальчик с жалейкой». Воспевание чистоты и непосредственности детства. «Портрет Арсения». Все в холсте наполнено любовью художника к своему детищу, своей надежде. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! «Мальчик с жалейкой» (портрет Ираклия Моркова). «Мальчик с щегленком». 16.5 Италия на полотнах Карла Брюллова. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Воспевание красоты Италии и её жителей. «Итальянский полдень». «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Вся картина залита щедрым итальянским солнцем. Она ярка и красива. В картине Брюллов развил тему радости труда, наполняющего человека чувством бодрости и оптимизма. 16.6 Море на картинах Ивана Айвазовского. «Восход солнца в Феодосии» и «Среди волн». Он занимает исключительное место не только в русской, но и в мировой пейзажной морской живописи. Всю жизнь воспевал величественную красоту морской стихии. «Неаполитанский залив». «Итальянский пейзаж». «Восход солнца в Феодосии». Эту картину он написал в 38 лет. Работа отличается тёплой певучестью колорита. Айвазовский воспевает спокойное, излучающее сияние море. Однажды художника спросили: какие из своих работ он считает наиболее удавшимися? «Те картины, – ответил Иван Константинович, – в которых главная сила – свет солнца». «Морской залив при луне». «Среди волн». 16.7 «Тройка» Перова. Изображение тяжёлой доли бедных детей в Царской России. «Тройка». Картина ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Сердобольный прохожий подталкивает бочку сзади. Работы художника вызывают живой отклик в душе зрителя. 16.8 Дети в творчестве К. Маковского. «Дети, бегущие от грозы» и «В мастерской художника (портрет сына Сережи)». Признанный салонный живописец любил писать великолепные аксессуары, богатую обстановку роскошных особняков. При этом очень любил писать нежность и трепетность детства. «В мастерской художника (портрет сына Сережи)». «Дети, бегущие от грозы». «Семейный портрет». 16.9 «Взятие снежного городка» В. Сурикова. Картина батального жанра. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. Крупнейший мастер колорита. 16.10 «Весна» А. Саврасова и «Золотая осень» И. Левитана. Саврасов – родоначальник национального лирического пейзажа. «Весна». Картина удивительно лирична и музыкальна, кажется слышно, как журчит вода, кричат птицы, шумит ветер в ветвях, звенит капель, радуясь приходу весны. В работе нет резких линий, тонов, а есть плавность, мягкость и удивительное чувство цвета. Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Самостоятельная работа: посмотреть альбомы А. Саврасова и И. Левитана. 16.11 Пейзажи И. Шишкина. «Рожь» и «На севере диком». «Картина должна быть полной иллюзией» Шишкин. Создавал величавые образы русской природы. «Рожь» - одна из самых удачных работ, в которой художник мастерски передал колосящуюся золотистую рожь, охраняемую соснами-великанами, уходящими в воздушной перспективе вдаль, вдоль извилистой колеи дороги, сопровождаемой сочной яркой травой. 16.11 «Витязь на распутье» и «Ковер-самолет» Васнецова. Народная тема - главная в его творчестве. Обращался к эпосу, русским народным сказкам и былинам. «Витязь на распутье». Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрел эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы. Иллюстрировал «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. 16.12 «Девочка с персиками» и «Дети. Саша и Юра» В. Серова. «Девочка с персиками». Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья. Солнечные блики скользят по фигуре девочки и по столу. Это нечто среднее между портретом и пленэрной живописью. 16.13 Иллюстрирование сказок Пушкина Иваном Билибиным и его театральные костюмы. Выдающийся иллюстратор, график и театральный художник. Опирался на исконно национальные традиции. Поражал современников красотой форм народного творчества. Глубоко изучал фольклор и древнерусское искусство. Иллюстрировал русские народные сказки («Сказка об Иване-царевиче», «Царевна-лягушка»). Проиллюстрировал сказки Пушкина и «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. Создал ряд замечательным театральных костюмов. 16.14 «Царевна-Лебедь» М. Врубеля. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). 16.15 «Гималаи. Розовые горы» Н. Рериха. Авторитетный ученый в области славяноведенья. Участвовал в раскопках курганов. Его пейзажи отличаются необычностью, яркостью и декоративностью, они необычны. «Гималаи. Розовые горы». На картине изображен закат. Последние лучи солнца окрашивают вершины гор в розовые, пурпурные тона. Проплывающие облака, закрывая нижнюю часть гор, придают ей синие и лиловые цвета. 16.16 «За завтраком» Зинаиды Серебряковой. Происходит из семьи деятелей искусства и культуры. Она - уникальное явление в отечественной культуре 20 века. В течение своей жизни писала своих детей («За завтраком», «Карточный домик», «Тата и Катя», «У зеркала», «Девочка с куклой», «На кухне. Потрет Кати», «Девочки у рояля»). На картине «За завтраком» изображены дети художницы — восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю, и Таня, которой скоро исполнится три года. Стол покрыт белоснежной скатертью, на нём стоит фарфоровая супница, и показаны руки бабушки, разливающей суп по тарелкам. Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, которое царило в этой семье. 16.17 «Апельсины и бананы» И. Машкова. Крупнейший мастер советского натюрморта. Ярко выраженная декоративность его работ. «Синие сливы». «Апельсины и бананы». Дружная семейка бананов лимонного цвета расположилась рядом с апельсинами: один, который в тени, — темнооранжевый, другой — светло-золотистый. Картина написана в приглушенных тонах, но вызывает радостное настроение. В воздухе как будто витают ароматные запахи, так и хочется протянуть руку и попробовать эти аппетитные плоды 16.18 «Родник» и «Летом» А. Пластова. Мастер бытового жанра. Главная тема его творчества - человек и Родина, жизнь в деревне. Крупнейший мастер колорита. Он не мыслил жанровую сцену вне пейзажа, вне русской природы, всегда трактованной в лирическом плане. Одной из замечательнейших работ этого мастера кисти можно назвать картину «Родник». Картина Пластова «Родник» вызывает нежные и теплые чувства. Она очень ярко передает тепло летнего дня и реалистичность жизни и быта советского села. 16.19 «Родина-Мать» Вучетича на Мамаевом Кургане. Характерная черта – монументальность. Создатель двух крупнейших монументальных ансамблей: Трептов-парк в Берлине и Мамаев Курган в Волгограде. Главные статуи этих ансамблей: воин-освободитель (30 метров) в Трептов-парке и Родина-мать (52 метра) в Мамаевом Кургане. Одна из самых высоких статуй мира. Работа представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. 16.20 Художники Севера Творческий путь художников. Знаменитые произведения. Анализ картин. 16.21 Зачет. Проверка знаний терминологии, умений определять виды, жанры, стиль произведений, выделять характерные черты; навыков анализа произведения искусства. 4 Требования к уровню подготовки обучающихся Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»: - сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства; - знание особенностей языка различных видов искусства; - формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу; - формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио и видео ресурсы); - формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи и т.д.); - владение навыками восприятия художественного образа; - владение первичными навыками анализа произведений искусства. 4.1 Формы и методы контроля. Система оценок. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает текущий контроль в течение учебного года и промежуточный контроль успеваемости обучающихся, который проводится в форме контрольного урока во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы). По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в рамках промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (сообщение, сочинение, представление творческой композиции). Оценка работ обучающихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. 4.2 Методические рекомендации по критериям оценивания работ обучающихся Тестовые задания - задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся): «5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства: «5» (отлично) - обучающийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» (хорошо) - обучающийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1 -2 ошибки; «3» (удовлетворительно) - обучающийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. Подготовка творческого проекта - форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) - обучающийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; «4» (хорошо) - обучающийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» (удовлетворительно) - тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. 5. Методическое обеспечение учебного процесса Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью от 4 до 10 человек. Основные методы обучения: - объяснительно-иллюстративный, в том числе демонстрация методических пособий, иллюстраций; - частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); - творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); - игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.). Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к посещению художественных экскурсий. Несмотря индивидуальных на качеств выставок, музеев, направленность личности театров, программы каждого проведение к ребенка развитию рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. 5.1. Самостоятельная работа обучающихся Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу обучающихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров). 5.2. Средства обучения 1. Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; 2. Наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации; 3. Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; 4. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; 5. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи 6. Список литературы 1. В.В. Алексеева, «Что такое искусство?». – М., 1973 2. Энциклопедия для детей «Аванта Плюс». Том 6 и 7. Под редакцией М. Оксёновой. – М., 1997 3. Б. Бродский, «Вслед за героями книг». – М., 1962 4. И. Григорьян, «Галерея мировой живописи. Русская жанровая живопись». – М., 2005 5. М. Шумова, «Русская живопись первой половины 19 века». – М., 1978 6. В. Курчевский, «Быль-сказка о карандашах и красках». – М., 1980 7. В. Курчевский, «А что там, за окном?». – М.,1975 8. В. Полунина, «Искусство и дети». – М., 1982 9. Н. Ватолина, «Прогулка по Третьяковской галереи». – М., 1976 10. Л. Вольский, «Лицо времени. Книга о русских художниках». – М., 1971 11. М. Андреева, А. Антонова, О. Дмитриевна, «Рассказы о трех искусствах». – Ленинград, 1975 12. А. Воловик, «Человечек на стене». – М., 1973 13. Н.А. Дмитриевна, «Краткая история искусств». – М., 1968 14. Н. К. Рушев, «Графика Нади Рушевой». – М., 1976 15. Г. Ветрова, «Энциклопедия живопись для детей. Портрет.». – М., 2002 16. В. Бялик, «Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж». – М., 2001 17. А. Жукова, В. Калашников, В. Михайлов, «Энциклопедия живописи для детей. Библейская живопись». – М., 2002 18. В. Калашников, «Энциклопедия живописи для детей. Историческая картина.» - М., 2001 19. Е. Г. Мешерина, «Галерея мировой живописи. Западноевропейская живопись». – М., 2006 20 . Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X - начала XX века - М., 1989 21. Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993 22. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2001 23. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996 24. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М., 1990 25 Каменева К. «Какого цвета радуга». - М., 1986 26. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.:«Владос», 2002 27. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». - Ленинград, «Музыка»,1989 28. Неверов О. Культура и искусство античного мира. - Л., 1981 29. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. - М., 1989 30. Русский портрет XVIII - XIX в. из собрания Московского музеяусадьбы Останкино. - М., 1995 31. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века. - М., 1981 32. Блинов В. Русская детская книжка - картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005 33. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: «Астрель», 2008 34. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. - М.: «Амрита - Русь», 2004 35. Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990 36. Фокина Л.В. История декоративно - прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2009 37. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001 38. Изобразительное искусство. 1-4 класс/ В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – М.: Дрофа, 1997г.