ДООП Художественное творчество

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
общеразвивающая общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
«Художественное творчество»
(срок реализации – 3 года)

2024 год
п.г.т. Умба

Составитель: Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба
Рецензент: Антропов Юрий Алексеевич, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.

Структура
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
в области изобразительного искусства «Художественное творчество»
I.Пояснительная записка
II.Планируемые результаты освоения программы
III.Учебный план
IV.Учебные предметы
V.Система и критерии оценок аттестации результатов освоения программы
VI.Условия реализации программы
Приложение
- Программы учебных предметов:
1. «Основы изобразительной грамоты и рисование;
2. «Прикладная композиция»;
3. «Беседы об искусстве»;
4. «Лепка».

Раздел I
Пояснительная записка
1.1.

Образовательная программа «Художественное творчество» разработана

в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»

и

рекомендациями

Министерства

культуры

Российской

Федерации по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах
искусств по видам искусств.
Основная цель программы – привлечение наибольшего количества детей
к художественному образованию, обеспечения доступности художественного
образования.
Основные

задачи

программы

–

формирование

у

обучающихся

эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с
духовными ценностями, произведениями, искусства, воспитание активного
слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
1.2.

Содержание

учебных

предметов

программы

направлено

на

формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об
искусстве

и

технологиях,

приобретение

детьми

начальных,

базовых

художественно-творческих умений и навыков в изобразительном искусстве.
1.3.

Программа учитывает лучшие традиции художественного образования,

запросы и потребности детей и родителей (законных представителей).
1.4.

Общеразвивающая

программа

«Художественное

творчество»

реализуется посредством:


личностно-ориентированного

образования,

обеспечивающего

творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также
воспитания

творчески

мобильной

личности,

способной

к

успешной

социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;


вариативности

образования,

направленного

на

индивидуальную

траекторию развития личности;


обеспечения

для

детей

свободного

выбора

общеразвивающей

программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии

достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности
его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области
искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области
искусств.
1.5.

С

целью

привлечения

наибольшего

количества

детей

к

художественному образованию, обеспечения доступности художественного
образования срок реализации программы для обучающихся, поступивших в
школу в первый класс в возрасте с семи до десяти лет, составляет 3 года.
1.6.

При

разработке

программы

учтена

занятость

детей

в

общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми
основных общеобразовательных программ.
1.7.

С целью привлечения наибольшего количества детей, при приеме на

обучение по программе «Художественное творчество», отбор поступающих
для выявления их творческих способностей не проводится. ДШИ проводит
прием по заявлению родителей (законных представителей).
1.8.

При

реализации

внеаудиторные

занятия.

программы
Форма

предусмотрены

проведения

аудиторные

аудиторных

занятий

и
–

мелкогрупповая (численностью от 4 до 10 человек).
1.9.

Основой для оценки качества образования являются критерии оценок

промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся,
итоговой аттестации разработанные школой.
1.10. Реализация

программы

обеспечивается

учебно-методической

документацией (учебно-методическими изданиями, конспектами лекций,
аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
1.11. Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на
выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области
изобразительного искусства, посещение учреждений культуры (музеев,
выставочных залов), участие обучающихся в творческих мероприятиях,
проводимых школой.
1.12. По окончании освоения общеразвивающей программы выпускникам
выдается свидетельство.

1.13. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося
к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей,
формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
1.14. С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной
деятельности

в

школе

при

реализации

предпрофессиональных

и

общеразвивающих программ устанавливаются общие временные сроки по
продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического
часа:

продолжительность

учебного

года

в

объеме

39

недель,

продолжительность учебных занятий – 34 недели, в течение учебного года
продолжительность каникул – не менее 4–х недель.
Раздел II.
Планируемые результаты освоения программы
2.1. Минимум содержания программы направлен на обеспечение развития
значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего
поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его личностных и духовных качеств.
2.2.

Результатом

изобразительного

освоения

общеразвивающей

искусства

является

программы

приобретение

в

области

обучающимися

следующих знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знаний основ цветоведения;
-

знаний

основных

трехкомпонентности,

формальных
силуэта,

элементов
ритма,

композиции:

пластического

принципа
контраста,

соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрииассиметрии;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
- умений работать с различными материалами;

навыков

-

организации

плоскости

листа,

композиционного

решения

изображения;
- навыков передачи формы, характера предмета;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
В области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области
изобразительного искусства, выдающихся отечественных и зарубежных
произведений в области изобразительного искусства, великих мастеров
изобразительного искусства;
- знаний основных средств выразительности изобразительного искусства;
- знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.
В области предметы по выбору:
-знаний понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
-знаний оборудования и пластических материалов;
-умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Раздел III
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок обучения 3 года
№
п/п

1.
1.1.
1.2.
2.

Наименование предметной области/
учебного предмета

Учебные предметы художественнотворческой подготовки:
Основы изобразительной грамоты и
рисование
Лепка
Учебный предмет историкотеоретической подготовки:

Годы обучения
(классы),
количество
аудиторных часов
в неделю

Аттестация
(годы
обучения,
классы)

I

II

III

2

2

2

I,II,III

-

1

1

II,III

Беседы об искусстве
Учебный предмет по выбору:
Прикладная композиция
Всего:

2.1.
3.
3.1.

1

1

1

I,II,III

1
4

1
5

1
5

I,II,III

Примечания к учебному плану
1.

При

реализации

ОП

устанавливается

вид

учебных

занятий

–

мелкогрупповые занятия, численностью обучающихся - от 4 до 10 человек.
2.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным

предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального общего и основного общего
образования, реального объема активного времени суток.
3.

Бюджет времени в неделях:
Классы

Продолжительность
учебных занятий

Продолжительность
каникул в течение
учебного года

Продолжительность
учебного года

I
II
III
Итого:

34
34
34
102

4
4
4
12

39
39
39
117

Раздел IV
Учебные предметы
Содержание
программы

дополнительной
в

области

общеразвивающей

изобразительного

общеобразовательной

искусства

«Художественное

творчество» основывается на реализации учебных предметов как в области
художественно-творческой

деятельности,

так

и

в

области

историко-

теоретических знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы группируются по следующим предметным областям.
Предметная область «Учебные предметы художественно – творческой
подготовки»:
- учебная программа по предмету «Основы изобразительной грамоты и
рисование» - 3 года

- учебная программа по предмету «Лепка» - 2 года
Предметная область «Учебные предметы историко-теоретической
подготовки»:
- учебная программа по предмету «Беседы об искусстве» - 3 года
Предметная область «Учебный предмет по выбору»:
- учебная программа по предмету «Прикладная композиция» - 3 года
Раздел V
Система и критерии оценок аттестации результатов освоения программы
5.1. Оценка качества реализации
контроль

успеваемости,

программы включает в себя текущий

промежуточную

и

итоговую

аттестацию

обучающихся.
5.2.

Фонды

оценочных

средств

разрабатываются

и

утверждаются

образовательным учреждением самостоятельно.
5.3. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой

аттестации

образовательным

учреждением

используются

контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
зачеты, контрольные просмотры, практические работы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
5.4. Промежуточная аттестация обучающихся является основной формой
контроля результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью
определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
- уровня знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося
на определенном этапе обучения.

5.5. Промежуточная аттестация оценивает результаты обучения обучающихся
по окончании 2 полугодия учебного года по каждому учебному предмету.
5.6. Промежуточная аттестация проводится в форме:
- зачетов; контрольных уроков; письменных работ; устных опросов;
контрольных просмотров; тестирований.
5.7. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
5.8.Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют:
- определить уровень освоения учащимся материала, предусмотренного
учебной программой по учебному предмету;
- оценить объем полученных учащимся знаний, умений и навыков при
выполнении практических задач.
5.9. Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
5.10.

При

проведении

промежуточной

аттестации

обучающихся

устанавливаются не более четырех зачетов в учебном году.
5.11. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса)
аттестация обучающихся проводится в рамках промежуточной аттестации в
форме дифференцированного зачета, тестирования, контрольной работы с
обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об
окончании школы.
Оценка «отлично» ставится, если:
- уровень освоения учебного материала соответствует программным
требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены в
полном объеме;
Оценка «хорошо» ставится, если:
- уровень освоения учебного материала частично не соответствует
программным требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены в
полном объеме;

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
-

уровень

освоения

учебного

материала

частично

соответствует

программным требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены не в
полном объеме;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- уровень освоения учебного материала не соответствует программным
требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач не освоены.
Раздел VI
Условия реализации программы
Приобщение подрастающего поколения к художественному творчеству
предусматривает

в

реализации

дополнительной

общеразвивающей

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Аудиторные занятия проводятся по группам. Количество обучающихся от 4
до 10 человек.
Продолжительность академического часа составляет – 40 минут.
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по
учебным предметам определяется с учетом параллельного освоения детьми
общеобразовательных

программ.

Внеаудиторная

(домашняя)

работа

обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием
времени, затрачиваемого на ее выполнение. Внеаудиторная работа может
бытьиспользована обучающимися

на выполнение домашнего

задания,

просмотрывидеоматериалов в области искусств, посещение учреждений
культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.),
участиеобучающихся в творческих мероприятиях и выставках, проводимых
ДШИ.

Качество

реализации

дополнительной

общеразвивающей

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Художественное творчество» обеспечивается за счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных

представителей)

содержания

общеразвивающей

программы;

наличия комфортной развивающей образовательной среды;
наличия учебных аудиторий, специализированных кабинетов для групповых
занятий

со

специальным

учебным

оборудованием

и

материально-

технического обеспечения для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта

учебного

оборудования,

соответствующего

профилю

общеразвивающей программы.
Реализация
программы

дополнительной
в

области

общеразвивающей

изобразительного

общеобразовательной

искусства

«Художественное

творчество» обеспечивается учебно-методической документацией (учебнометодическими изданиями, конспектами лекций, открытых уроков) по всем
учебным предметам, доступом каждого обучающегося к библиотечным
фондам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».