ДПОП Фортепиано

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Срок освоения - 8 лет
составлена на основе федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой
программе, утверждённых приказом Министерства
Культуры Российской Федерации № 163 от 12.03.2012 г.,
зарегистрированным Минюстом РФ от 26.04.2012 № 23938

2024 год
п.г.т. Умба

Составитель: Волынская Ольга Валерьевна, преподаватель фортепиано МБУ
ДО ДШИ п.г.т. Умба.

Рецензент: Радишевская М.А., директор МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба

Пояснительная записка.
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Фортепиано» является системой учебнометодических

документов,

сформированной

на

основе

федеральных

государственных требований к данной программе в части:
- содержания, структуры и условий реализации программы «Фортепиано»;
- организации образовательного процесса;
- промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
2. Целью разработки программы «Фортепиано» является методическое
обеспечение реализации ФГТ к данной программе.
3. Программа «Фортепиано» учитывает возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
-

подготовку

одаренных

детей

к

поступлению

в

образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
4. Программа «Фортепиано» разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
и высшего профессионального образования в области музыкального
искусства;

-

сохранения

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации в сфере культуры и искусства.
5. Программа «Фортепиано» ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные

образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению
в соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою
домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за учебной
деятельностью,

умению

давать

объективную

оценку

своему

труду,

формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в
образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим

взглядам,

пониманию

причин

успеха

и

неуспеха, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
6. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в МБУ
ДО ДШИ п.г.т. Умба в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до
девяти лет, составляет 8 лет.
7. МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба имеет право реализовывать программу
«Фортепиано по индивидуальным учебным планам при условии освоения

обучающимся

объема

знаний,

приобретения

умений

и

навыков,

предусмотренных ФГТ к программе «Фортепиано». Право на освоение
программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану имеют
обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие к освоению данной программы со второго по седьмой классы
включительно. В выпускной класс (восьмой) поступление обучающихся не
предусмотрено.
8. При приеме на обучение по программе «Фортепиано» МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих
определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.
Дополнительно

поступающий

может

исполнить

самостоятельно

подготовленные музыкальные произведения на фортепиано.
9. Программа «Фортепиано» является основой для оценки качества
образования.

Освоение

обучающимися

программы

«Фортепиано»

завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой МБУ ДО ДШИ
п.г.т. Умба.
Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

программы

«Фортепиано».
Содержание

программы

«Фортепиано»

обеспечивает

целостное

художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе освоения данной программы музыкально-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и
при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения;
-

умения

самостоятельно

преодолевать

технические

трудности

при

разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или
инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных

композиторов,

а

также

созданных

ими

музыкальных

произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
-

умения

использовать

полученные

теоретические

знания

при

исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения
в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с
листа;

- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного
процесса
График образовательного процесса
График образовательного процесса соответствует положениям ФГТ и
содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности
учебного года, резерва учебного времени, аттестаций, каникулярного
времени (Приложение 1).
Учебный план
Учебный

план,

составленный

по

предметным

областям,

включает

обязательную и вариативную части, перечень учебных предметов, их
трудоёмкость

и

последовательность

изучения,

а

также

разделы

«Консультации», «Промежуточная аттестация», «Итоговая аттестация».
Формирование
индивидуальных

вариативной
занятий

части

и

основывается

введение
на

в

данный

исторических

раздел

традициях

подготовки кадров в области музыкального искусства.Вариативная часть
даёт

возможность

расширения

и

углубления

подготовки

учащихся,

определяемой содержанием обязательной части программы «Фортепиано»,
получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные
предметы вариативной части определяются МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба
самостоятельно. Объём времени вариативной части, предусматриваемый
МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба на занятия учащихся с присутствием
преподавателя, может составлять до 20 процентов от объёма времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия. (Приложение 2).

Аннотации к программам учебных предметов
Аннотации представлены к программам учебных предметов обязательной
части ФГТ. Аннотации позволяют получить представление о структуре и
содержании самих программ (Приложение 3).
Система

и

критерии

оценок,

используемые

при

проведении

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба использует контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование,

академические

концерты,

прослушивания,

технические

зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить

в

виде

технических

зачетов,

академических

концертов,

исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся

на

завершающих

полугодие

учебных

занятиях

в

счёт

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ДШИ.
Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся разработаны на основании ФГТ.
Созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому
учебному предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по окончании
четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются
школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба самостоятельно. Также МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба разрабатывает
самостоятельно критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.
При

прохождении

продемонстрировать

итоговой
знания,

аттестации

умения

и

выпускник

навыки

в

должен

соответствии

с

программными требованиями, в том числе:
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том
числе ансамблевого;
- достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и
жанров зарубежных и отечественных композиторов;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Программа творческой, методической и культурно-просветительной
деятельности образовательного учреждения.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)

и

всего

общества,

духовно-нравственного

развития,

эстетического воспитания и художественного становления личности в МБУ
ДО ДШИ п.г.т. Умба создана развивающая образовательная среда,
обеспечивающая возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
- организации творческой деятельности

обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов,
творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
-

организации

посещений

обучающимися

учреждений

культуры

и

организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности по
различным видам искусств;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития музыкального
искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей обучающихся;
-

построения

содержания

программы

«Фортепиано»

с

учетом

индивидуального развития детей.
Творческая деятельность образовательного учреждения
Цель:
создание условий для поддержки и активизации личностного роста,
самоопределения и самореализации детей, а также предпрофессиональная
подготовка обучающихся, проявивших способности и мотивацию к

дальнейшему профессиональному образованию в области искусств.
Задачи:
- организация творческой деятельности детей путём проведения творческих
мероприятий, в том числе совместно с другими образовательными
организациями;
- создание ситуации успеха как фактора, стимулирующего творческое
формирование личности учащегося;
- приобретение ребёнком комплекса навыков и умений, достаточных для
дальнейшего освоения образовательных программ в профессиональных
образовательных организациях.
Формы:
- концерты класса преподавателей;
- тематические и отчётные концерты;
- праздничные мероприятия;
- конкурсы;
- мастер-классы;
- викторины.
Результативность:
- сохранение контингента за счёт вовлечения обучающихся в активную
творческую деятельность, способствующую укреплению мотивации к
обучению;
-

развитие

творческих

способностей

и

эмоционального

интеллекта

обучающихся;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- поступление выпускников в средние учебные заведения в сфере культуры и
искусства.
Методическая деятельность образовательного учреждения
Цель:
Совершенствование профессионального мастерства преподавателей как

условие

повышения

результативности

дополнительного

предпрофессионального образования в области музыкального искусства
(фортепиано).
Задачи.
Методическая работа включает в себя:
- создание информационного банка учебно-методической литературы по
программе «Фортепиано»;
- анализ учебного занятия, как метод индивидуальной методической работы;
-

обобщение

и

внедрение

в

образовательный

процесс

передового

педагогического опыта;
- разработка содержания и критериев оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости учащихся на основании ФГТ;
- создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Формы:
- педагогический совет;
- методический совет;
- участие в работе межмуниципального методического объединения;
- творческие отчеты преподавателей;
- участие преподавателей в мастер-классах, открытых занятиях по
реализации новых педагогических технологий, семинарах, конференциях,
смотрах-конкурсах;
- самообразование.
Результативность:
- создание преподавателями учреждения методических материалов и
представление их на различных уровнях;
- решение общих проблем и затруднений в сфере дополнительного
образования по итогам обмена опытом с другими учреждениями;
- высокие результаты успеваемости учащихся.

Культурно-просветительская

деятельность

образовательного

учреждения.
Цель:
приобщение обучающихся к деятельности, направленной на создание,
сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним
различных слоёв населения.
Задачи:
- проведение комплекса мероприятий с целью массового художественноэстетического воспитания и образования подрастающего поколения;
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и
зрителей;
- популяризация творческого образования среди подрастающего поколения;
- привлечение новых обучающихся в МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.
Формы:
- тематические мероприятия для различных групп населения (воспитанников
детских садов, школьников, пенсионеров, др.);
- тематические мероприятия в других учреждениях (детских садах,
общеобразовательных школах, домах культуры, др.);
- посещение концертов, выставок, спектаклей;
- экскурсии.
Результативность:
- активизация познавательного интереса обучающихся;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- увеличение контингента обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».