9. В.03 УП.01 Вокальный ансамбль

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

29.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Предметная область
В.03. Вариативная часть
Учебный предмет
УП.01. Вокальный ансамбль

2024 год
п.г.т. Умба

Разработчик – Радишевская Марианна Андреевна, преподаватель вокальнохоровых дисциплин.
Рецензент – Лаане М.С., заместитель директора по учебной работе МБУ ДО
ДШИ п.г.т. Умба.

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8.

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета.
II.

Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени
2.2. Требования по годам (этапам) обучения
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
6.2. Список рекомендуемой методической литературы

I. Пояснительная записка
1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» разработана на
основе

и

с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области музыкального искусства «Фортепиано», «Баян. Аккордеон.».
Учебный предмет «Вокальный ансамбль» является факультативной
дисциплиной. Обучение по программе предмета закладывает фундамент
исполнительского мастерства в области ансамблевого пения и имеет
практическую значимость для воспитания и обучения.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести
лет шести месяцев до девяти лет для обучения по дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

«Фортепиано»,

составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
1.3.

Объем

учебного

образовательного

времени,

учреждения

предусмотренный
на

реализацию

учебным

учебного

планом
предмета

«Вокальный ансамбль»
Нормативный срок обучения – 8 лет
Классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия

1– 8
394,5
263
131,5

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой проведения уроков являются мелкогрупповые занятия
(от 2-х, 3-х, 4-х обучающихся в дуэтах, трио, квартетах до 10-11 человек).

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные
формы занятий. Вокальный ансамбль может быть поделен на группы по
партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать ансамблевые
партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого
ребенка.
1.5. Цель и задачи учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Цель:
Формирование музыкально - творческих способностей обучающихся на основе
приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовка
их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования по
профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса обучающихся к музыкальному искусству, ансамблевому
исполнительству;
-

приобретение

знаний

основ

вокальной

культуры

и

формирование

необходимых навыков;
- практическое знакомство и творческое освоение лучших образцов
ансамблевой музыки различных эпох, стилей и жанров;
- формирование личности обучающихся через выявление и развитие их
творческого потенциала;
- развитие навыка публичного выступления;
-

подготовка

одаренных

обучающихся

к

продолжению

обучения

в

профессиональных музыкальных учреждениях.
1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Вокальный ансамбль»
Обоснованием

структуры

программы

являются

федеральные

государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с
учеником.

Программа содержит следующие разделы:


сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;



распределение учебного материала по этапам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки обучающихся;



формы и методы контроля, система оценок;



методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
 наглядный

(показ,

демонстрация

отдельных

частей

и

всего

произведения);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого, репетиционные занятия);
 прослушивание
посещение

записей

концертов

выдающихся
для

повышения

вокальных
общего

коллективов
уровня

и

развития

обучающихся;
 применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные

методы

работы

с

вокальным

ансамблем

в

рамках

предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных

методиках

исполнительства.

и

сложившихся

традициях

ансамблевого

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Вокальный ансамбль»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Для реализации программы учебного предмета «Вокальный ансамбль»
должны

быть

созданы

следующие

материально-технические

условия,

включающие в себя: концертный зал с концертным роялем или фортепиано,
пультами и звукотехническим оборудованием; учебную аудиторию для занятий
по учебному предмету «Вокальный ансамбль» с роялем или пианино,
звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием (компьютером,
телевизором, DVD проигрывателем).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II.

Содержание учебного предмета

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного

предмета

«Вокальный

ансамбль»,

на

максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятияв рамках
реализации

предпрофессиональных

программ

«Фортепиано»,

«Баян.

Аккордеон».
Аудиторные занятия: с 1 по 8 класс – 1 час в неделю; самостоятельные занятия:
с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
 выполнение домашнего задания;

 подготовка к концертным выступлениям;
 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
 участие

обучающихся

культурно

-

в

концертах,

просветительской

творческих

деятельности

мероприятиях

и

образовательного

учреждения и др.
2.2. Требования по годам (этапам) обучения
Младшая группа
 Певческая установка и дыхание.
Осанка певца в ансамбле, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и
спины. Навыки пения сидя и стоя. Понятие о видах дыхания, о механизме
звукоизвлечения. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания по фразам. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение
выдержанного звука в конце произведения).
 Звуковедение и дикция
Естественный свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно
мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в
различных регистрах. Пение нон легато и легато. Нюансы.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
 Ансамбль и строй
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах
при соотношении простых ритмических рисунков, соблюдение динамической
ровности при произнесении текста.
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных
видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и
медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое

интонирование

одноголосного

пения

при

аккомпанементе, пение произведений с несложным двухголосием.

несложном

 Работа над формированием исполнительских навыков
Анализ текста произведения и его содержания. Деление текста на мотивы,
периоды, предложения, фразы. Сольфеджирование доступных по трудности
песен. Развитие образного мышления учащегося. Правильная передача
художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим
художественным

замыслом.

Логические

ударения,

мягкие

окончания,

кульминация.
Старшая группа
 Певческая установка и дыхание
Закрепление навыков певческой установки, полученных в младшей группе.
Спокойный

бесшумный

вдох;

правильное

расходование

дыхания

на

музыкальную фразу (постепенный выдох); смена дыхания между фразами;
задержка дыхания; опёртый звук; одновременный вдох перед началом пения;
пение более длинных фраз без смены дыхания; быстрая смена дыхания между
фразами в подвижном темпе. Совершенствование навыков «цепного» дыхания
на длинных фразах, звуках и аккордах в несколько тактов.
 Звуковедение и дикция
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и
подвижности артикуляционного аппарата. Активность губ без напряжения
лицевых мышц; активная артикуляция. Ясное произношение согласных с
опорой на гласные; краткое произношение согласных в конце слова; раздельное
произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале
другого слова; выделение логического ударения. Выработка навыка активного
произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и
медленных темпах.
 Ансамбль и строй
Выравнивание унисона в интонационном отношении (горизонтальный строй).
Стройное пение двух - трехголосия с сопровождением и а капелла. Работа над
чистотой интонации, интервальной и аккордовой (вертикальный строй).

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада
изложения и с различными средствами музыкального языка.
 Работа над формированием исполнительских навыков
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста
по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонии. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и
текстового содержания. Многообразие агогических возможностей исполнения
произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов;
замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине
произведения;

различные

художественно

–

виды

фермат.

исполнительскому

Сознательное
плану.

отношение

Выразительность

к
и

эмоциональность исполнения; нюансы от pp до f; кульминация. Использование
всех средств выразительности, которыми владеет ансамбль на данном этапе
своего развития.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые
репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия
по

пропаганде

музыкальных

знаний

(концерты

-

лекции

в

общеобразовательных школах, в культурно - досуговых центрах), участие в
смотрах - конкурсах, фестивалях, концертно - массовых мероприятиях.
За учебный год в классе должно быть пройдено примерно следующее
количество произведений: вокальный ансамбль младших классов – 10 - 12,
вокальный ансамбль старших классов – 8-10.
Основные принципы подбора репертуара:
 Художественная ценность произведения.
 Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора
детей.
 Решение учебных задач.
 Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по
техническим навыкам.
 Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке;
г) по сложности.

Примерный репертуарный список для младшего вокального ансамбля
 БрылеваТ. «Шмель»
 Гарбовский Г. «Розовый слон»
 Гомонова Е. «Солнышко», «Доброта»
 Гладков Г. «Все в порядке»
 Долганова Л. «Мы зайчишки», «Ручеек», «Калач»
 Кадомцев И. «Смычок – новичок»
 Корнаков Ю. «Необыкновенный футбол»
 Коровицын В. «Купите собаку»
 Кожухин В. «Мы Родиной зовём»
 Красильников И. «Марш»
 Марченко Л. «Я учу английский», «Старая кукла»
 Паулс Р. «Колыбельная»
 Пахмутова А. «Добрая сказка»
 Песков А. «Пробудительная песенка»
 Поплянова Е. «Пони», «Солнечные зайчики», «Паучок», «Слон и
скрипочка», «Утята», «Одолжи мне крылья»
 Парцхаладзе М. «От носика до хвостика»
 Ройтерштейн М. «Про ежа»
 Серебренников «Мой черный котенок»
 Славкин М. «Стеклышко», «Старушка и пират», «Почему сороконожки
опоздали на урок»
 Соснин С. «Солнечная капель»
 Струве Г. «Пестрый колпачок», «Зима зовет», «Моя Россия»
 Хромушин О. «Что такое лужа?» «Корова»
Русские народные песни
 А я по лугу
 Блины
 Вдоль по улице молодчик идет
 Вставала ранешенько

 Возле речки, возле мосту
 Земелюшка - чернозём
 Как на тоненький ледок
 Как у наших у ворот
 Комарочек
 На горе то калина
 Пошла млада за водой
 Прялица
 Я на горку шла
Примерный репертуарный список для старшего вокального ансамбля
 Баневич «Мир»
 Гершвин Д. «Колыбельная Клары»
 Дубравин Я. «Легато», «Джаз», «Рояль»
 Дунаевский М. «Цветные сны», «Ветер перемен»
 Журбин А. «Планета детства» Москва, «Советский композитор» , 1989
 Зацепин А. «Куда уходит детство», «Этот мир придуман не мной», Сб.
«Песни из кинофильмов», Москва, «Советский композитор» , 1980
 Каччини Д. «Аве Мария»
 Корчинский Е. «Мир полон звуков»
 Крылатов «Школьный романс»
 Леонидов М. «Дай мне тепло твоих ладоней», «Где музыка берет начало»
 Марченко Л. «Менуэт», «Ангел», «Колибри и крокодил», СБ. «Детские
песни о разном». Вып.2. Ростов на Дону, «Феникс», 2002 г.
 Маги.С. «Сколько встреч впереди»
 Морозов «В горнице»
 Минков М. «Спасибо, музыка», Москва, «Музыка», 1984 г.
 Мурадели В. «Сны – недотроги»
 Новиков «Наши мамы самые красивые»
 Пахмутова А. «Добрая сказка»

 Рыбников А. «Последняя поэма»
 Рубинштейн А. «12 дуэтов», вокальные ансамбли. Москва, «Музыка», 1989
 Семенов В. «Звездная река»
 Семенова Л. «Русь» Сб. «Мир спасет красота» Челябинск, 2001 г
 Сиротин С. «Мальчишки мечтают о море»
 Струве Г. Спасем наш мир», «Музыкальный корабль»
 Серебренников В. «Шалуны»
 Саульский Ю. «Не покидает нас весна»
 Хренников Т. «Колыбельная». Сб. «Встреча с песней»
 Хромушин «Прощание со школой»
 Шаинский В. «Рассвет – чародей»
 Шуберт Ф. «Аве Мария»
 Эллинктон Д. «Это пустяк»
 Эшпай А. «Песня о криницах»
 Ярушин В. «Любовь и память»
Русские народные песни
 «Ах ты, степь широкая»
 «Ах ты, ноченька»
 «В сыром бору»
 «Веснянка» Обр. Соколова В. (Украинская народная песня)
 «Зеленая рощица»
 «Зимний вечер»
 «Как пойду я на быструю речку»
 «Колечко» (греческая народная песня)
 «Лен зеленой» Обр.В. Соколова.
 «Ничто в полюшке не колышется» Обр. Попова В.
 «Не летай соловей» Обр. Попова В.
 «Ой, да ты калинушка»
 «Пой, пой, певунья птичка» (польская народная песня)
 «Посею лебеду»

 «Пойду ль я выйду ль я» Обр. Соколова В. «Рябинушка»
 «Степь да степь кругом»
 «Среди долины ровныя»
 «Ты соловушка, умолкни»
 «У зари - то у зореньки»
 «Уж ты, сад»
 «Уж вы, ветры, ветерочки»
 «Щедрик» Обр. Леонович М. (Украинская народная песня)
 «Я с комариком плясала»
 «Я пойду ли, молоденька». Обр. Соколова. В
 «Верба» кадрильная
 «Ой, на горе калина»
 «Шкатулка» обр.Ю.Гаврилова.
 «Как по лужку травка»
 «Частушки-дробушки»
 «Вы куда летите лебеди» обр.И.Разиной.
 «Зашумела во бору сосенка»
 « Как на горке, на пригорке»
 «Щебетала ласточка»

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Вокальный

ансамбль» являются следующие знания, умения, навыки:


Наличие устойчивого интереса обучающихся к музыкальному искусству,

ансамблевому исполнительству;


Умение с эстетических высоких позиций оценивать музыкально -

образное содержание произведения и качество его исполнения;
 Знание основ вокального искусства, профессиональной терминологии и
художественно - исполнительских возможностей вокального ансамбля;



Выполнение

основных

вокально-технических

требований

при

разучивании и исполнении произведения;
 Наличие

навыков

коллективного

ансамблевого

исполнительского

творчества, в том числе отражающих взаимоотношения между солистом и
вокальным ансамблем;
 Сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
отечественных и зарубежных произведений;
 Умение жить в согласии с интересами вокального коллектива, находить
взаимопонимание с другими его членами.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
класс

Форма

1

Промежуточная аттестация
в форме переводного зачета в
среднюю группу
Текущая аттестация в форме
контрольного урока
Текущая аттестация в форме
контрольного урока
Промежуточная аттестация в
форме переводного зачета в
старшую группу
Текущая аттестация в форме
контрольного урока
Текущая аттестация в форме
контрольного урока
Текущая аттестация в форме
контрольного урока
Текущая аттестация в форме
контрольного урока
Итоговый контрольный
урок в рамках
промежуточной аттестации

2
3
4

5
6
7
8

Сроки
проведения
2 полугодие

Система оценивания

4 полугодие

Пятибалльная система

6 полугодие

Пятибалльная система

8 полугодие

Пятибалльная система

9, 10
полугодия
11, 12
полугодия
13, 14
полугодия
15 полугодие

Пятибалльная система

16 полугодие

Пятибалльная система

пятибалльная система

Пятибалльная система
Пятибалльная система
Пятибалльная система

В программе обучения младшего и среднего ансамблей используются две
основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждого полугодия.
Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет в средний и старший ансамбли в конце учебного года.
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на
основе текущих занятий, их посещаемости, индивидуальной и групповой
проверки знаний вокальных партий, участия в ансамблевом самоуправлении.
При

оценке

выступлениях

обучающегося

вокального

учитывается

ансамбля.

также

Повседневно

его

участие

оценивая

в

каждого

обучающегося, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень
подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику
усвоения

им

учебного

материала,

степень

его

прилежания,

всеми

средствами стимулируя его интерес к учебе.
На протяжении всех этапов вокального обучения в настоящей
программе предусмотрены контрольные уроки по окончании каждого
полугодия в рамках текущего контроля, а так же два переводных
контрольных урока в рамках промежуточной аттестации: первый
контрольный урок проводится после завершения обучения в младшем
ансамбле при переводе детей в средний ансамбль (2 полугодие); второй
контрольный урок проводится при переходе обучающихся из среднего
ансамбля в старший ансамбль (8 полугодие). Формой промежуточной
аттестации может быть зачет в виде академического концерта.
По окончании обучения по программе «Вокальный ансамбль» в
рамках промежуточной аттестации предусмотрен итоговый контрольный
урок.
4.2. Критерии оценки
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе:

Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
регулярное посещение ансамбля, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание
своей

партии

во

всех

произведениях,

разучиваемых в вокальном классе, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие во
всех концертах коллектива
4 («хорошо»)

регулярное посещение ансамбля, отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная
работа в классе, сдача партии всей вокальной
программы

при

недостаточной

проработке

трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная

неточность),

участие

в

концертах коллектива
3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение ансамбля, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в
классе, незнание наизусть некоторых партитур в
программе

при

обязательном

сдаче

отчетном

партий,

участие

концерте

в

в

случае

пересдачи партий
2 «неудовлетворительно»

пропуски

вокальных

занятий

без

уважительных причин, неудовлетворительная
сдача партий в большинстве партитур всей
«зачет» (без отметки)

программы,
недопуск уровень
к выступлению
отражает
достаточный
подготовки на
и
отчетный концерт
исполнения
на данном

этапе

обучения,

соответствующий программным требованиям
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного
образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества
исполнения может быть дополнена системой «+» и « - », что даст возможность

более конкретно отметить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального хорового искусства.
При оценивании итогового контрольного урока необходимо учитывать,
что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков в ансамбле
предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной
деятельности. Необходимо участие в концерте всех выпускников. Выпускник
должен продемонстрировать вокально-хоровые навыки именно в процессе
концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе выступления
хора присутствовали произведения различных музыкальных направлений.
Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5 «Отлично»
1.Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.
2. Высокий технический уровень владения вокально-хоровыми навыками для
воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных
форм и жанров.
3. Внимательное отношение к дирижёрскому жесту.
При проведении итогового контрольного урока по ансамблевому пению
также

необходимо

учитывать:

отличное

знание

выпускника

текущего

материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и
концертных выступлений.
4 «Хорошо»
1.Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения
исполняются невыразительно.
2.Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех
партитурах технически ровное звучание.
3 «Удовлетворительно»
1.Безразличное пение концертной программы.

2.Невнимательное отношение к дирижерскому показу.
3.Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.
2 «Неудовлетворительно»
1.Неявка на контрольный урок по неуважительной причине.
2.Плохое знание своей партии в исполняемой программе.
Методическое обеспечение учебного процесса

V.

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» основана на
следующих педагогических принципах:
 соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню
психо-физиологического развития обучающихся;
 комплексность решения задач обучения и воспитания;
 постоянство требований и систематическое повторение действий;
 гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого
ученика;
 единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и
личностной индивидуальности каждого ребенка;
 художественная ценность исполняемых произведений;
 создание художественного образа произведения, выявление идейного и
эмоционального смысла;
 доступность используемого музыкального материала:
а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;


разнообразие:

а) по стилю;
б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;
г) по сложности.

При

реализации

данной

программы

необходимо

учитывать

психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в
различных возрастных группах.
В младшем возрасте (7-10 лет) детскому голосу свойственен так
называемый фальцет, при котором происходит неполное смыкание голосовой
щели и вибрируют только края голосовых связок. Такое голосообразование
определяется отсутствием голосовой мышцы, которая оформляется только к 1112 годам.
У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее,
насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного
использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи»
голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды
изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp
иmf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет
добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются
преимущественно одно - двухголосные произведения.
У обучающихся старшей возрастной группы развивается грудное
звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек
появляются

глубоко

окрашенные

тоны,

голоса

детей

отличаются

насыщенностью звучания.
11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых
изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех
или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к
каждому

ребёнку.

Регулярные

занятия

в

предмутационный

период

способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение
даже во время мутации.
С особым вниманием должен руководитель подходить в этот период к
мальчикам. Регулярно прослушивать их индивидуально с тем, чтобы вовремя
определить наступление мутации.
Если до 11 лет в механизме звукообразования у мальчиков и девочек нет
никакой разницы, то в более старшем возрасте уже намечаются достаточно

ярко противоположные признаки. Так, в голосе девочек основную часть
диапазона составляет так называемый центральный регистр, имеющий от
природы смешанный тип звукообразования, а чисто грудное и головное
звучание прослушивается только на крайних нотах диапазона.
У мальчиков же смешанное звучание получается искусственным путем,
так как при пении они пользуются одним регистром, чаще грудным. Грудной
регистр должен использоваться крайне ограниченно, так как часто ведет к
крикливому звуку. Только смешанный тип звукообразования дает возможность
спокойно переходить от регистра к регистру и одинаково красиво петь все
звуки диапазона.
13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением
гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый
ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей
обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с
трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было
ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.
В организме подростков происходят значительные физиологические
изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые
складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани
опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто
остается детским.
Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе
органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период
мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися.
Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных
ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время
мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов
голосообразования. Обязательна консультация врача-фониатора.
Практикой установлен наиболее типичный диапазон детских певческих
голосов:
7-10 лет - от «ре» 1 октавы до «ре» 2 октавы;

11-15 лет - альты - от «си» малой до «до» 2 октавы, сопрано - от «ре»
1 октавы до «фа» 2 октавы.
Указанный диапазон является наиболее типичным, именно в этих границах
обычно

проявляются

лучшие

качества

голоса.

Самые

характерные,

индивидуальные черты каждого голоса наблюдаются с наибольшей силой на
средних участках диапазона, а именно, в примарной зоне.
Внимательное и чуткое отношение руководителя к каждому ребенку
поможет добиться правильного и естественного развития голоса. Следует
помнить, что охрана детского голоса является самой важной задачей
хормейстера. Можно активно заниматься с детьми, но не утомлять их голоса.
Певческие задания могут быть достаточно сложными, но при этом они должны
соответствовать голосовым возможностям детей. Особенно внимательно нужно
относиться к тесситурным условиям и диапазону исполняемых произведений.
Необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку,
следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя и
сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены. Такая установка
обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего
аппарата, так как гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси.
При пении сидя, ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях. При
пении стоя, руки спокойно опущены. На правильную певческую установку
следует обращать внимание постоянно, так как от неё во многом зависит успех
вокальной работы.
Работа над дыханием
Дыхание в пении имеет исключительное значение - это источник энергии
для возникновения звука. Как дети, так и взрослые пользуются при пении так
называемым смешанным дыханием, с преобладанием то грудного, то брюшного
типа. При этом дыхании в той или иной мере участвуют все отделы
дыхательного

аппарата.

Следует

указать,

что

певческое

дыхание

вырабатывается только в процессе активного усвоения репертуара. Самым
верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и
мышечные ощущения. Особую роль в пении играет организация вдоха и

выдоха. Вдох должен быть активным, но спокойным (без шума). После вдоха
нужно на мгновение задержать дыхание. Именно в этот момент произойдет
смыкание голосовых связок, которые преградят путь выдыхаемому воздуху.
Мгновенная задержка дыхания способствует плавному выдоху, что позволит
хору одновременно начать исполнение. Продолжительный и плавный выдох
есть результат умелого расходования дыхания. Спокойное естественное
дыхание при пении создает условия для «опертого» звука. Такой звук
воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Следует
подчеркнуть, что красивый, полный звук получается только при правильной
координации всех компонентов, участвующих в голосообразовании в процессе
самого пения.
В пении употребляется в основном два вида атаки: мягкая и твердая.
Ограниченная сила звука детского голоса как бы сама требует мягкой атаки.
При мягкой атаке голосовые связки смыкаются не плотно и только в момент
начала звука, что обеспечивает спокойный звук, интонационную точность и
наилучший тембр. Однако у детей имеющих склонность к вялости, инертности
часто мягкая атака приводит к значительной утечке воздуха при пении и
плохому

звукообразованию.

Поэтому

именно

у

таких

детей

следует

активизировать весь процесс голосообразования, используя твердую атаку.
При твердой атаке - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука,
поэтому звук при ней получается весьма громкий, яркий и интонационно
чистый. Но так как для детского пения громкий звук не типичен, то твердая
атака должна применяться ограниченно, чаще как педагогический прием,
способствующий активизации процесса голосообразования.
Если у ребенка имеется большая «зажатость» голоса, напряженный, громкий
звук, связанный с чрезмерно активным смыканием голосовых связок, то для
исправления этого недостатка следует применить мягкую атаку.
Артикуляция, дикция и звуковедение
Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при четкой и
ясной дикции и правильной артикуляции. Обучение пению связано с
перестройкой голосового аппарата с речевой функции на певческую. Это

значит, что певческий гласный звук, помимо форманты речевой гласной
содержит еще и певческие форманты, которые придают ему звонкость,
полетность в звучании. Особая роль здесь принадлежит упражнениям,
связанным с вокализацией мелодии на отдельные гласные и с чередованием
гласных, сначала на примерных звуках, а затем и на всем диапазоне. В
формировании гласных активное участие принимают полость глотки и рта,
язык, губы. Язык при пении должен двигаться свободно, чтобы постоянно
создавать условия для спокойного положения гортани. Губы обычно у высоких
голосов несколько «расплываются» в улыбку, у низких - немного вытягиваются
вперед. Губы должны работать активно. Особенно интенсивно они включаются
в самый первый момент возникновения гласных. При пении гласных
приходится прибегать к округлению некоторых из них. («а» приближается к
«о», «и» - к «ю», «е» - к «э»). Гласные способствуют самому процессу пения, а
согласные - разборчивости слов. Согласные в пении должны произноситься
предельно кратко, так как многие из них для своего образования требуют
значительного выдоха или слишком активного движения языка. Итак, гласные
должны звучать полно, широко, а согласные - четко, энергично, коротко.
Руководителю необходимо помнить и довести до сознания ребят следующие
важные правила: согласные, которыми заканчиваются слог или слово должны
переноситься

к

следующему

слову

или

слогу;

одинаковые

гласные,

встречающиеся в конце одного или начале другого слова, поются раздельно;
согласные звуки в конце слова произносятся ясно и четко; ударные слова во
фразах и ударные слоги в словах поются несколько громче,
чем безударные; слова в пении надо произносить в соответствии с
общепринятым литературным произношением, а не их правописанием.
Работа над строем и ансамблем
Основное правило настоящего ансамбля - это умение певца подчинить
свою индивидуальность задачам коллектива. Руководитель должен помнить,
что при создании подлинно художественного ансамбля важно всё: от
расположения певцов, до достижения единой манеры звукообразования. В
ансамбле различаются:

- мелодический строй (горизонтальный), умение чисто интонировать ступени
лада, интервалы, аккорды, взятые в мелодическом изложении.
- гармонический строй (вертикальный) - умение певцов выстраивать интервалы
и аккорды в одновременном звучании.
В улучшении мелодического и гармонического строя особая роль
отводится воспитанию и развитию активного музыкального слуха детей.
Стройному пению способствует осознание лада во всех его проявлениях,
глубокие музыкальные знания.
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.
Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе
вокального ансамбля является домашняя работа. Прежде всего, она должна
заключаться в систематической проработке своей вокальной партии в
произведениях, изучаемых в вокальном классе. Обучающийся регулярно
готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате
домашней подготовки обучающийся при сдаче партий должен уметь
выразительно исполнять свой вокальный голос в звучании всей хоровой
фактуры без сопровождения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться
преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями в
соответствии с программными требованиями по данному предмету.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы

 Бандина А., Попов В., Тихеева Л. « Школа хорового пения », Вып . 1,2.
М.,1966
 Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и
радио Санкт-Петербурга:

Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников»,

2003-2011
 Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении фно. М., «Музыка», 1979
 «Для всех и для каждого», вокальный репертуар, сост. Смирнова Т. И., М.,
1996
 Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара.
Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
 Марченко Л.А. «Лучшие детские песни о разном», Ростов-на-Дону, 2007
 Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных
способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
 Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
 Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 2001
 Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963
 «Поющее детство ». Произведения для детского хора ( сост . Мякишев И.),
М., 2002
 Серебренников В.А., Ансамбль «Вдохновение» и группа «Поп-хор»
исполняют песни В. Серебренникова, М., 1993
 Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001
 Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная
музыка», 2009
 Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998
 Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов ,сост . Соколов
В. М., 1963
 Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983
 Чесноков П. « Собрание духовно - музыкальных сочинений », тетр .4, М.,
1995

6.2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Боровик Л.Г. Научные основы постановки голоса. – Челябинск. 1998
2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
3. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987
4. Дуганова Л., Алдакова Л. Поёт Детская хоровая студия «Веснянка». М.,
2002
5. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М. «Музыка», 1977
6. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль,
«Академия развития», 1997
7. Кендыш Г. Некоторые особенности и методы воспитания певческого голоса
в детском хоре. Челябинск, 1998
8. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокальнохоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
9. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. М. «Музыка», 1987
10. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
11. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое
пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
12. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. –
Санкт-Петербург, 2000
13. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального
воспитания. Учебное пособие. М.,1990
14. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
15. Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио». М. 1994
16. Струве Г.А. Школьный хор. М. 1981
17. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
18. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре.
М.,1988
19. Чесноков П. Хор и управление им. - М., 1961
20. Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». М. 1985г.
21. Шереметьев В.А. «Пение и воспитание детей в хоре». Челябинск, 1998г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».