Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» ________________С.В. Воловик 29.08.2024 г., Протокол № 1. Приказ № 34 от 29.08.2024 г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» Предметная область ПО.02. Теория и история музыки Учебный предмет УП.02. Слушание музыки 2024 год п.г.т. Умба Составитель: Горчакова Галина Олеговна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба Рецензент: Радишевская Марианна Андреевна, директор МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 1.2. Срок реализации учебного предмета 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 1.5. Цель и задачи учебного предмета 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета 1.7. Методы обучения 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Учебно-тематический план III. Содержание учебного предмета 3.1. Годовые требования. Содержание разделов IV. Требования к уровню подготовки обучающихся V. Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 5.1. Требования к промежуточной аттестации 5.2. Критерии оценки VI. Методическое обеспечение учебного процесса 6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам VII. Материально-технические условия реализации программы VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы 8.1. Список методической литературы 8.2. Учебная литература I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана с учетом федеральных государственных предпрофсссиональным требований общеобразовательным к дополнительным программам в области музыкального искусства «Фортепиано». Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности; формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. 1.2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года. 1.3. Объем учебного времени и виды учебной работы Затраты учебного времени, график промежуточной Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Классы 1 2 Всего часов 3 1 2 3 4 5 6 полуго полуго полуго полуго полуго полуго дие дие дие дие дие дие Аудиторные занятия 16 16 16 17 16 17 98 Самостоятельная работа 8 8 8 8.5 8 8.5 49 Максимальная учебная нагрузка 24 24 24 25.5 24 25.5 147 Вид промежуточной аттестации контр. урок контр. урок зачет 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятии Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек). Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу. 1.5. Цель и задачи учебного предмета Цель: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Задачи: - развитие интереса к классической музыке; - знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи; - воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания; - приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций; о музыкальных явлениях и средствах выразительности; - накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления; Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений. 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод). Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии. Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения. На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого. Обучающиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого. 1.7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером); - поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах); - игровые (разнообразные формы игрового моделирования). 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. просмотра II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. Первый год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема 1 четверть Вводное занятие. Роль музыки в нашей жизни. Звуки музыкальные и шумовые. Высокие и низкие звуки. Регистры П. И .Чайковский «Детский альбом» Сказочные герои в музыке Инструменты. У каждого свой голос (тембр) Прокофьев «Петя и волк» Контрольный урок Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 четверть 9. 10. 11. Три кита в музыке Танец Марш 1 1 1 12. 13. Песня Темп. Кто как двигается. Метр 1 1 14. 15. Лад. Настроение в музыке Мажор, минор 1 1 16. Контрольный урок 1 3 четверть 17. Картины природы 1 18. 19. Осень, зима Весна, лето 1 1 20. 21. 22. 23. Прокофьев «Детская музыка» Шуман «Альбом для юношества» Какие бывают голоса у людей Голоса музыкальных инструментов 1 1 1 1 24. 25. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа 4 четверть 1 1 26. 27. 28. 29. 30. Фантастические и сказочные персонажи Баба-Яга Опера Симфония Балет 1 1 1 1 1 31. 32. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа 1 1 Итого: 32 часа Второй год обучения № Тема Кол-во часов 1. 1 четверть Водная беседа. Повторение 1 класса 2. Три кита в музыке. Марши 1 3. Танец в музыке 1 4. Танец в музыке 1 5. 6. Танец в музыке Танцевальные движения в музыке 1 7. Подготовка к контрольной работе 8. Контрольная работа 1 1 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 2 четверть Народная песня и композитор Народная песня и композитор Песни советских композиторов Русская песня Русский танец Праздник русской православной церкви Подготовка к контрольной работе Контрольная работа 3 четверть 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Украинская песня Украинский танец Белорусская песня Белорусский танец Музыка: Венгерская, цыганская, французская, греческая, болгарская. Арабская музыка и танец Индийская музыка Индийский танец Контрольная работа 4 четверть 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Китайская культура Египетская культура Норвежская музыка и танец Ирландская музыка Ирландский танец Культура народов Кавказа Итоговый урок Всего: 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 часа Третий год обучения Тема № 1 четверть Кол-во часов 1. Народное творчество 1 2. Инструменты народного оркестра 1 3. Народный календарь 1 4. Обычаи и традиции зимних праздников 1 5. Масленица 6. Весенний цикл праздников 1 1 7. Летний цикл праздников 1 8. Контрольный урок 1 2 четверть 9. Лирические протяжные песни 1 10. Исторические песни 1 11. Былины, содержание былин, герои 1 12. 13. Городская песня Жанры в музыке 1 1 14. Марши. Маршевая музыка 1 15. 16. Танцы. Танцевальность Контрольный урок 1 1 3 четверть 17. 18. Жанр «Частушка» Сказочные герои в музыке 1 2 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Народные и бальные танцы Музыкальная форма Сонатная форма Сонатная форма Вступление Тема. Период Контрольный урок 1 1 1 1 1 1 1 4 четверть 26. Двухчастная форма 1 27. 28. 29. 30. 31. Трёхчастная форма Форма рондо Вариации Симфонический оркестр Композиторы симфонисты 1 1 1 1 1 32. Итоговый урок 1 Всего: 33 часа III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8 лет обучения. 3.1. Годовые требования. Содержание разделов Первый год обучения Раздел 1: Характеристика музыкального звука. Колокольный звон. Колокольные созвучия в музыке разных композиторов. Состояние внутренней тишины. Слушание музыки и изображение ударов колокола различными движениями, пластикой. Самостоятельная работа: сочинение своей звуковой модели колокольного звона, основанного на равномерной метрической пульсации. Музыкальный материал: Колокольная музыка. П.И. Чайковский: «Детский альбом», «Утренняя молитва», «В церкви». В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта». Тема волшебных колокольчиков. Раздел 2: Пластика движения в музыке. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Музыкальные часы, «шаги» музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Метроритмическое своеобразие музыки, эмоционально-чувственное восприятие доли-пульса, ритмического рисунка. Пластика танцевальных движений (полька, вальс, гавот, менуэт). Первое знакомство с инструментами симфонического оркестра. Зрительно-слуховой анализ средств выразительности. Самостоятельная работа: Сочинение музыкальных «шагов» какого-либо персонажа сказки «Теремок». Зрительно-слуховой анализ средств выразительности в пьесах из собственного исполнительского репертуара. Музыкальный материал: С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Полночь, Гавот В. Гаврилин: «Часы» Русская народная песня «Дроздок» Э. Григ «В пещере горного короля» Н.А. Римский-Корсаков онера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков». Вальс, Полька М.И. Глинкаопера «Руслан и Людмила»: Марш Черномора M.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Быдло», « Прогулка» Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Дед Мороз» Л. Боккерини Менуэт И. Штраус полька «Трик-трак» Раздел 3:Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Волнообразное строение мелодии, кульминация как вершина мелодической волны. Разные типы мелодического движения, мелодический рисунок. Кантилена, скерцо, речитатив - особенности фразировки и звуковысотной линии мелодии. Зрительно-слуховой анализ звуковысотной линии мелодии, определение кульминации в нотных примерах из учебника и пьесах по специальности. Способы игрового моделирования. Самостоятельная работа: Кроссворд по пройденным музыкальным примерам. Рисунки, отражающие звуковысотную линию мелодии, кульминацию. Музыкальный материал: А. Рубинштейн Мелодия Ф.ШубертAveMaria, М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Балет невылупившихся птенцов», К. Сен-Сане «Лебедь», Р. Шуман «Грезы» НА. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»: « Полет шмеля» С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Дождь и радуга» С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Гавот В.А. Моцарт «Турецкое рондо» А.С. Даргомыжский « Старый капрал» Ф. Шуберт «Шарманщик» И.С. Бах Токката ре минор (фрагм.) М.П. Мусоргский цикл «Детская»: « В углу», « С няней» Раздел 4: Сказочные сюжеты в музыке. Первое знакомство с балетом: П.И. Чайковский «Щелкунчик». Пантомима. Дивертисмент. Закрепление пройденных тем на новом музыкальном материале. Определение на слух тембра знакомых инструментов. Создание своей пантомимы. Самостоятельная работа: Создание своей пантомимы. Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Щелкунчик»: дивертисмент из 2 действия. Раздел 5:Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка. Разные типы интонации в музыке и речи. Колыбельные песни. Связь музыкальной интонации с первичным жанром (пение, речь, движение, звукоизобразительность, сигнал). Освоение песенокмоделей, отражающих выразительный смысл музыкальных интонаций. Осознание способов и приемов выразительного музыкального интонирования. Первое знакомство с оперой. Самостоятельная работа: Подготовка народной колыбельной для пения в классе в театрализованном действии. Письменная работа: отметить знакамисимволами смену динамики, регистра, темпа, речевой интонации. Сочинение музыкальных интонаций для героев какой-либо сказки. Музыкальный материал: Д.Б. Кабалевский «Плакса», «Злюка». «Резвушка» Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: хор «О-хо-хонюшки-ох!» П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»: Вступление (фрагм.) Р. Шуман «Первая утрата», В. Калинников «Киска» Народные колыбельные Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: колыбельная Волховы А. Гречанинов Мазурка ля минор, В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый», Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема Шахриара и Шехеразады, Дж. Россини «Дуэт кошечек» М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» и рондо Фарлафа, Ф. Шуберт «Лесной царь» Раздел 6: Музыкально-звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. Хороводы как пример организации пространства. Одноголосная фактура, унисон, мелодия с аккомпанементом, аккордовая фактура, многоголосие полифонического типа, первое знакомство с имитацией и контрапунктом. Исполнение ритмических канонов, детских песен-канонов, игра знакомых детских песенок с басом, двухголосно (например, песни «Во саду», «Ой звоны», «Как пошли наши подружки»). Зрительно-слуховой анализ фактуры в пьесах по специальности, в нотных примерах. Самостоятельная работа: Рисунки нефигуративного, бессюжетного типа, отражающие характер музыкально-звукового пространства. Сочинение музыкальных примеров на тему «диссонанс, консонанс». Музыкальный материал: Э. Григ «Ариетта», «Птичка», «Бабочка», «Весной», сюита «Пер Гюнт»: «Утро» М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Быдло», « Прогулка» П.И. Чайковский «Старинная французская песенка», С.С.Прокофьев «Утро», «Дождь и радуга» из «Детской музыки» С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: «Ледовое побоище» (фрагмент), В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: дуэт Папагено и Папагены, Г.В. Свиридов «Колыбельная песенка», А.Вивальди «Времена года»: Весна Раздел 7: Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов. Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно- звуковой образ стихии воды и огня. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев. Способы воплощения действия в музыке. Работа со схемой расположения инструментов оркестра из учебника. Самостоятельная работа: Сочинение музыкальных примеров на тему «Стихия воды и огня». Чтение сказки «Жар-птица», русских народных сказок про Бабу Ягу, былины о Садко. Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Детский альбом»: « Баба Яга» М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Избушка на курьих ножках» А.К. Лядов «Кикимора», С.С. Прокофьев «Дождь и радуга» Ф. Шуберт «В путь», «Форель», Н.А.Римский-Корсаков онера «Садко»: вступление «Океан — море синее». Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада» Тема моря. К. Сен-Сане «Аквариум», Э. Григ «Ручеек», Г.В. Свиридов «Дождик» И.Ф.Стравинский балет «Жар-птица»: «Пляс Жар-птицы» С.С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» Второй год обучения Раздел 1:Музыкальная тема, способы создания музыкального образа. Музыкальная тема, музыкальный образ. Связь музыкального образа с исходными (первичными) типами интонаций: пение, речь, движение (моторное, танцевальное), звукоизобразительность, сигнал (на примере музыкального материала первого класса). Сопоставление, дополнение, противопоставление музыкальных тем и образов. Контраст как средство выразительности. Составление кроссвордов по терминам. Самостоятельная работа: Определение в знакомых произведениях типов интонаций, связанных с первичными жанрами и музыкального образа в пьесах из своего исполнительского репертуара, работа с нотным текстом из учебника (определение фактуры, темпа, динамики, изменений музыкальной речи). Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»: Вступление С.С.Прокофьев «Детская музыка»: «Утро», «Дождь и радуга» Р. Шуман «Карнавал» (№2 , №3), пьесы Э. Грига, Р. Шумана, М. Мусоргского, пройденные в 1 классе, С.С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»: «Джульетта-девочка», «Танец рыцарей», балет «Золушка»: «Па де шаль», П.И. Чайковский «Детский альбом»: Вальс Раздел 2: Основные приемы развития в музыке. Первое знакомство с понятием содержания музыки. Представление о музыкальном герое. Краткие сведения о музыкальных стилях. Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Основные приемы развития в музыке: повтор (точный, с изменениями, секвенция), контраст в пьесах из детского репертуара. Первая попытка отслеживания процессов музыкального развития. Сравнение пьес из детских альбомов Прокофьев. разных Дебюсси): композиторов музыкальный (Бах, герой, Шуман, музыкальная Чайковский, речь (как складывается комплекс индивидуальных особенностей музыкального языка, то есть, стиль композиторов). Первоначальное знакомство с понятием содержания музыки и программной музыки. Музыкальная речь, возможность воплощения в ней мыслей и чувств человека. Представление о музыкальном герое (персонаж, повествователь, лирический, оратор) в программных пьесах из детского репертуара. Конкурс на определение типа музыкального героя в программных пьесах из детского репертуара. Самостоятельная работа: Подбор иллюстраций к музыкальным стилям. Сочинение музыкальных примеров; от игровых моделей к небольшим пьесам на основе этих элементов, например, от секвенции к этюду. Музыкальный материал: Р.Шуман «Альбом для юношества»: «Сицилийская песенка», «Дед Мороз», «Первая утрата» П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Сладкая греза», «Новая кукла» Э. Григ «Весной», Вальс ля минор, Г. Гендель Пассакалия И.С.Бах Полонез соль минор, В.А.Моцарт «Турецкое рондо» П.А.Римский-Корсаков «Шехерезада»: тема моря, тема Шехеразады, тема Шемаханской царицы, В.А. Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро», А.Вивальди 3 часть («Охота») из концерта «Осень» Г.В. Свиридов Музыка к повести А. С.Пушкина «Метель»: Военный марш, Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля», С.С. Прокофьев «Детская музыка»: Тарантелла, « Пятнашки», Р. Шуман «Детские сцены»: « Поэт говорит» С.С.Прокофьев «Мимолетности» (№ 1) В.А. Моцарт Соната До мажор, И.С.Бах: Токката ре минор В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (фрагм.), Ф. Шопен Ноктюрн ми минор (фрагм.), К. Дебюсси «Снег танцует». Раздел 3: Музыкальный синтаксис. Фраза как структурная единица. Приемы вариационного изменения музыкальной темы. Продолжение темы «Приемы развития в музыке». Звук - мотив - фраза - предложение музыкальная мысль (период). Понятие о цезуре, музыкальном синтаксисе на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара. Особенности работы с темой на примере легких вариаций из детского репертуара. Анализ стихотворных текстов (из учебника и других источников) и мелодий знакомых детских песенок (например, «Антошка», «Вместе весело шагать», русские народные песни), определение структуры по фразам, выкладывание графической схемы из карточек (одинаковой длины или разной, чтобы они соответствовали длине фраз в песне). Конкурс на определение синтаксической структуры. Самостоятельная работа: Сочинение вариации на мелодию русской народной песни (изменение ритма, дублирование мелодии, и др.). Музыкальный материал: Легкие вариации. Р. Шуман «Карнавал»: № 2,3. Раздел 4: Процесс становления формы в сонате. Развитие как воплощение музыкальной фабулы, действенного начала. Мотивная работа как способ воплощения процесса динамичного развития, музыкального действия в классической сонате и сонатине из детского репертуара по программе 2 класса (В. Моцарт, А. Гедике). Разучивание песенки-модели. Отслеживание процесса развития музыкальных «событий». Сопоставление образов, возврат первоначальной темы. Единство и непрерывное обновление интонаций, «жизнь» музыкальных образов от начала до конца, слушание и слежение по графической схеме за ходом музыкального действия в «Репетиции к концерту» В. Моцарта. Отслеживание процесса становления формы с позиции музыкальной фабулы с помощью карточек. Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти. Самостоятельная работа: Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти. Музыкальный материал: В.А. Моцарт Шесть венских сонатин: № 1, № 6 Д. Скарлатти Соната № 27. К-152 (том I под ред. А. Николаева) В.А. Моцарт Симфония № 40, 1 часть (фрагм.), «Детская симфония» «Репетиция к концерту». Концерт для клавесина Раздел 5: Кульминации как этап развития. Развитие музыкального образа, способы достижения кульминации. Кульминация как этап развития интонаций. Способы развития и кульминация в полифонических пьесах И.С. Баха Имитации, контрастная полифония, мотивы-символы и музыкальный образ (Прелюдия до мажор.Инвенция до мажор). Разные формы игрового моделирования и практического освоения приемов полифонического развертывания. Слушание музыкальных примеров («Рост елки». Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского), заполнение схемы «Лента музыкального времени». Определение на слух в полифонической музыке вступлений темы (прохлопывание, выкладывание карточек). Самостоятельная работа: В полифонических пьесах по специальности определение приемов имитации, контрапункта, характера взаимоотношения голосов. Музыкальный материал: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: « Рост елки», Па- де- де. Марш П.И. Чайковский «Времена года»: «Баркарола» Э. Григ « Утро», « Весной» М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» С.С.Прокофьев Кантата «Александр Невский»: «Ледовое побоище» (фрагм.), И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги. Инвенция до мажор, Э. Денисов «Маленький канон», Г.В. Свиридов «Колдун». С.С.Прокофьев «Раскаяние» П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Старинная французская песенка» Раздел 6: Выразительные возможности вокальной музыки. Дуэт, трио, квартет, канон. Выразительные возможности вокальной музыки, способы развития в ней (в том числе, имитация, контрапункт, вариационное развитие). Анализ текста и определение характера голосов в дуэте, квартете. Определение в вариациях смены интонаций, признаков первичных жанров. Самостоятельная работа: Сочинение подголосков к мелодиям русских народных песен. Сочинение вариаций на мелодию с изменением первичного жанра (смена размера, темпа, динамики, регистра). Музыкальный материал: П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»: дуэт «Слыхали ль вы», квартет и канон В.А. Моцарт дуэт Папагено и Папагены; дуэт Фигаро и Сюзанны МИ. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Камаринская» Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов) М.И. Глинка «Камаринская», Персидский хор Г.В. Свиридов Колыбельная песенка Раздел 7: Программная музыка. Роль и значение программы в музыке. Одна программа - разный замысел. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. Тема времен года. Самостоятельная работа: Работа с таблицей из учебника. Запись в тетрадь примеров программной музыки из своего репертуара. Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года»: «У камелька». «Масленица», «Святки», А. Вивальди «Времена года»: « Зима». Раздел 8: Приемы создания комических образов: утрирование интонаций, неожиданные, резкие смены в звучании (игровая логика). Игра ритмов, «неверных» нот, дразнилки, преувеличения. Интонация насмешки и ее соединение со зримым пластическим образом в жанре частушки. Чтение стихов с соответствующей интонацией. Определение на слух типа интонации и неожиданных ситуаций в их развитии. Викторины, кроссворды. Беседа и обмен мнениями о развитии музыкального образа в незнакомом произведении. Самостоятельная работа: Подготовка к исполнению какой-либо детской частушки (о школьной жизни). Музыкальный материал: С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Пятнашки», «Шествие кузнечиков». Марш, Галоп из балета «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, Скерцо Д.Б. Кабалевский«Клоуны», Рондо-токката С. Джоплин Рэгтайм И.Ф. Стравинский балет «Жар-птица»: Поганый пляс Кощеева царства К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок». Третий год обучения Раздел 1: Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен. Народное творчество этимология слов. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого - православного и современного государственного календаря. Ведение календаря, отражающего долготу дня.в течение года. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен («Комара женить мы будем», «А кто у нас гость большой»). Самостоятельная работа: чтение и анализ текста песен (метафоры, олицетворения). Определение характера, структуры мелодии. Создание своего личного (семейного) годового круга праздников. Музыкальный материал: Колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли» (два варианта), «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка», «Комара женить мы будем», «Царь по городу гуляет», «Вью, вью, вью я капусточку», величальные («Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой»). Раздел 2: Протяжные лирические песни, плачи. Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке Н. А. Римского-Корсакова («Сеча при Керженце»). Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических сказаний. Самостоятельная работа: Сочинение подголоска (косвенное голосоведение, гетерофония). Изготовление макетов и рисунков щитов русских и монгольских воинов. Работа с графиком. Музыкальный материал: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька». «Вниз по матушке по Волге». «Ты река ль моя». «Не летай, соловей». А.П. Бородин опера «Князь Игорь»: плач Ярославны М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: хор «Ах, ты свет, Людмила» Н.А. Римского-Корсакова Русская народная песня «Как за речкою», обработка: «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Раздел 3: Жанры в музыке. Первичные жанры, концертные жанры. Городская песня, профессиональным канты. Связь творчеством. с музыкой Пенис и городского анализ текста, быта, с мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода. Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Вариации на темы песен. Черты канта в хоре М. И. Глинки «Славься». Пение песен, подбор баса, аккордов. Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры Самостоятельная работа: Рисунки своего «музыкального дерева». Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности, зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры Музыкальный материал: «Выхожу один я на дорогу», «Среди долины ровныя», «Славны были наши деды», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон», «Грянул внезапно гром»; канты: «Орле Российский», «Начну играти я на скрипицах» М.И. Глинка. Вариации на тему песни «Среди долины ровныя»; опера «Жизнь за царя»: хор «Славься». Раздел 4: Марши. Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости. Инструментарий, особенности оркестровки. Работа с таблицей в учебнике. Слушание и определение признаков марша, структуры. Самостоятельная работа: Найти примеры различных по характеру маршей. Сочинить маршевые ритмические рисунки. Музыкальный материал: Г.В.Свиридов Военный марш Дж. Верди опера «Аида»: Марш П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы» П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Марш С.С.Прокофьев онера «Любовь к трем апельсинам»: Марш балет «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей» Э. Григ « В пещере горного короля» М.И. Глинка Марш Черномора Ф. Шопен Прелюдия до минор Раздел 5: Обычаи и традиции зимних праздников. Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья. подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А. Лядов, Н.А. Римский-Корсаков). Драматизация, разыгрывание сюжетов. Самостоятельная работа: пение песен из пособий по сольфеджио, анализ содержания и структуры песен. Сочинение современной величальной. Музыкальный материал: Песни «Зазимка-зима», «Сею-вею», «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и др. А.К. Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда») Н.А. Римский-Корсаков «Слава» Раздел 6: Танцы. Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Танцы 19 века. Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Слушание и определение элементов музыкальной речи, разделов формы, жанра. Работа с текстом учебника, с таблицей по танцам. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов. Самостоятельная работа: Анализ пьес по специальности, определение жанра. Составление кроссвордов. Сочинение пьес-моделей: период-этюд, период-марш и др. Музыкальный материал: Старинные танцы из сюит Г. Генделя, Ж.Б. Рамо, Г. Перселла. И.С. Баха. Танцы народов мира. Европейские танцы 19 века. Раздел 7: Масленица. Цикл весенне-летних праздников. Сретенье встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Различные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла. Самостоятельная работа: Сочинение подголосков. Изготовление поделок (бумажные птицы, чучело масленицы, пшеничные бабы). Музыкальный материал: «Масленая кукошейка». «Маслена, маслена», «А мы Масленицу». «Ах, масленица». «Середа да пятница». «Ты прощай» и др. «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Ай, во поле липенька», «Около сырого дуба», «Во ноле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре», «Где был, Иванушка». Раздел 8: Музыкальные формы. Вступление, его образное содержание. Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя (репертуар 2, 3 классов). Двухчастная форма - песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц. Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из репертуара учащихся. Вариации: в народной музыке, старинные (Г. Гендель), классические (В. Моцарт), вариации сопрано остинато (М.И. Глинка).Рондо. Определение на слух интонационных изменений в вариациях. Чтение текста романса А.П. Бородина «Спящая княжна», обсуждение музыкальной формы. Слушание и анализ произведений в форме рондо из программы 1, 2, 3 классов. Самостоятельная работа: Определение варианта музыкальной формы в сюжете известной сказки. Подготовка к исполнению в классе примеров на простые формы из своего исполнительского репертуара. Изготовление карточек - рисунков к различным музыкальным формам. Сочинение музыкальных примеров по пройденным темам: от игровых моделей к пьесам на основе этих моделей, например, от секвенции к этюду, от первичных жанров к вариациям и т.д. Музыкальный материал: Вступление: Ф. Шуберт «Шарманщик», П.И. Чайковский «Времена года» «Песнь жаворонка», М.И. Глинка романс «Жаворонок», Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление, опера «Снегурочка»: вступление. Период: И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1, С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»: тема Пети, Ж.Ф. Рамо Тамбурин П.И. Чайковский «Баркарола», «Детский альбом»: «Утренняя молитва», Ф. Шопен Прелюдия № 7 Ля мажор, И.С. Бах Маленькие прелюдии 2-х и 3-частные формы: П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка» Р. Шуман « Первая утрата» и др. пьесы и песни по выбору педагога Рондо Ж.Ф. Рамо Тамбурин Д.Б. Кабалевский Рондо-токката М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Рондо Фарлафа С.С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, балет «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка В.А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый» Л. Вивальди «Времена года» А.П. Бородин романс «Спящая княжна» Вариации. Г.Ф. Гендель Чакона В.А. Моцарт онера «Волшебная флейта»: вариации на тему колокольчиков М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: «Персидский хор» Раздел 9: Симфонический оркестр. Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. Партитура. Индивидуальные сообщения о музыкальных инструментах и композиторах. Определение на слух тембров инструментов. Самостоятельная работа: Изготовление карточек - рисунков инструментов симфонического оркестра. Музыкальный материал: Б. Бриттен-Перселл «Путешествие по оркестру» Э. Григ «Танец Анитры» В. А. Моцарт Концерт для валторны № 4, часть 3 П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: Вальс цветов и Испанский танец («Шоколад») П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»: Неаполитанский танец К.В. Глюк опера «Орфей»: Мелодия IV. Требования к уровню подготовки обучающихся Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»: - наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; - способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; - умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств; - первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности; - владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации). Педагог оценивает следующие виды деятельности обучающихся: - умение давать характеристику музыкальному произведению; - создание музыкального сочинения; - «узнавание» музыкальных произведений; - элементарный анализ строения музыкальных произведений. V. Формы и методы контроля, система оценок 5.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с обучающимися и осуществляется в следующих формах: беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу; обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере; представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости обучающихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение I урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы искусств. 5. 2. Критерии оценки «5» - осмысленный и выразительный ответ, обучающийся ориентируется в пройденном материале; «4» - осознанное восприятие музыкального материала, но обучающийся не активен, допускает ошибки; «3» - обучающийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы. VI. Методическое обеспечение учебного процесса 6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий. В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности. Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, добиваясь нередко, двигательно-пластическими эмоционального отклика, подводит действиями. детей к Педагог, осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки. Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Обучающиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка. С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями. Па уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула). Приемы игрового моделирования: - отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста; - сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации; - графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций: - игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жестыпозы) с опорой на импровизацию в процессе представления; - исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес. Осваивая программу, обучающиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин). Слушая музыку, обучающиеся могут выступать в роли «ученогонаблюдателя» (когда речь идет об элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки. VII. Материально-технические условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя: - учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с фортепиано; - учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы); наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, интерактивные доски, демонстрационные модели (например, макеты инструментов симфонического и народных оркестров); - электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии); - библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс). VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы 8.1. Список методической литературы 1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978 2. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991 3. Выготский Л. Психология искусства. М, 1968 4. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М„ 1996 5. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006 6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989 7. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986 8. Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988 9. Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975 10. Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М, 1959 11. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979 12. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990 13. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982 14. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 - 2. Родная земля. М., 1997 15. Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов. – М., 1977. 16. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М., 1951 Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г. Ушпикова. М.,1996 17. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958 18. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М, 2000 19. Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004 20. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973 21. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб,2008 22. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972 23. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007 24. Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1980 25. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972 8.2. Учебная литература 1.Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями), 1,2,3 классы. М, 2007.