Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» ________________С.В. Воловик 29.08.2024 г., Протокол № 1. Приказ № 34 от 29.08.2024 г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» Предметная область ПО.02. Теория и история музыки Учебный предмет УП.01. Сольфеджио 2024 год п.г.т. Умба Составитель: Горчакова Галина Олеговна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба Рецензент: Радишевская Марианна Андреевна, директор МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба. Структура программы учебного предмета «Сольфеджио» I. Пояснительная записка 1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 1.2.Срок реализации учебного предмета 1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 1.5. Цель и задачи учебного предмета. 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета 1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 1.8. Оснащение занятий II. Содержание учебного предмета 2.1. Учебно-тематический план 2.2. Распределение учебного материала по годам обучения 2.3. Формы работы на уроках сольфеджио III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 4.2. Критерии оценки 4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения V. Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации по основным формам работы 5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся VI. Список учебно-методической литературы 6.1. Учебная литература 6.2. Учебно-методическая литература 6.3. Методическая литература. I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных предпрофессиональным требований общеобразовательным к дополнительным программам в области музыкального искусства «Фортепиано». Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детской школе искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они формированию способствуют музыкального расширению вкуса, музыкального пробуждению любви кругозора, к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства. 1.2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета Классы Учебная нагрузка в неделю (в часах) 1 класс 2 – 8 классы 1 1,5 Максимальная учебная нагрузка (в часах) 641,5 Количество часов на аудиторные занятия 378,5 Количество часов на внеаудиторные занятия 263 Консультации (в часах): 2 - 5 класс – по 2 часа в неделю; 6 - 8 класс – по 4 часа в неделю. 20 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), продолжительность урока - 40 минут. 1.5. Цель и задачи учебного предмета «Сольфеджио» Цель: развитие музыкально - творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачи: - формирование комплекса знаний, умений, навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией; - формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом; - формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств. 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 1.7.Описание материально - технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебного предмета, оснащена фортепиано, оборудованием, учебной мебелью и оформлена наглядными пособиями. 1.8. Оснащение занятий В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. Дидактический методических материал пособий, подбирается учебников, на сборников основе для существующих сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается преподавателем самостоятельно. II. Содержание учебного предмета Учебный предмет «Сольфеджио» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен музыкальной памяти, творческого на развитие мышления. музыкального Умения и слуха, навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами. 2.1. Учебно-тематический план Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой группы. При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, памяти, мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы. 1 класс № 1. 2. 3. Наименование раздела, Вид учебного темы занятия Нотная грамота. Звуки высокие и низкие. Скрипичный ключ 2 Ноты на добавочных линейках 3 Длительности. Правописание штилей и хвостиков. 4 Текущий контроль 4. 5. 6. 7. 5 Ритм. Размер. Тактовая черта. Затакт. Пульс. Доля. Гамма. Строение 8 Текущий контроль 8. 9. 10. 11. 12. Мажор, минор. До мажор. Мажор, минор. Ля минор. Знаки альтерации. Тон, полутон. 1 Текущий контроль 13. 14. Размер 2/4 Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная Аудиторные учебная нагрузка работа занятия Урок 4 2 2 Урок 1 0,5 0,5 Урок 2 1 1 Контрольный урок 1 0,5 0,5 Урок 2 1 1 Урок 2 3 1 1,5 1 1,5 1 0,5 0,5 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 2 1 1 1 1 1 0,5 0,5 2 1 1 Урок Контрольный урок Урок Урок Контрольный урок Урок 15. 16. Сильная и слабая доли. Главные трезвучия 1 Текущий контроль 17. Урок Урок 2 2 1 1 1 1 Контрольный урок 1 0,5 0,5 32 16 16 ИТОГО: 2 класс Общий объем времени (в часах) № Наименование раздела, темы 3. Повторение материала 1 класса Устойчивые и неустойчивые ступени. Текущий контроль 4. Вводные звуки 5. 6. Басовый ключ Текущий контроль 7. Аккорд. Тоническое трезвучие. Интервалы ч1, м2, б2, м3, б3. Текущий контроль 1. 2. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Период. Тональность Gdur Размер 3/4 . Тональность e-moll Размер 4/4. Тональность F-dur, d-moll. Текущий контроль Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятел ьная работа Аудиторные занятия Урок 12 6 6 Урок 2 1 1 Контрольный урок 2 1 1 Урок 6 3 3 Урок Контрольный урок 8 4 4 2 1 1 Урок 4 2 2 Урок 5 2 3 Контрольный урок 1 0,5 0,5 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Контрольный урок 1 0,5 0,5 49 24 25 ИТОГО: 3 класс Общий объем времени (в часах) № Наименование раздела, темы 1Повторение материала 2 Вид учебного занятия Урок Максимальная учебная нагрузка 10 Самостоятель Аудиторные ная работа занятия 5 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. класса Т SD с обращениями 3Текущий контроль Тональность G-e Транспозиция 6Тональность D-dur группировка Тональность h-moll группировка 8Подготовка к контрольной работе 9Текущий контроль Интервалы ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, Интервалы ч5, ч8 Интервалы м6, б6, м7, б7 1Подготовка к контрольной работе Текущий контроль 16. 17. 13 вида минора а-moll натуральный. Строение гаммы Гармоническая гамма Мелодическая гамма 18. Текущий контроль 15. Урок Контрольный Урок Урок Урок 4 2 2 2 1 1 4 4 2 2 2 2 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Контрольный урок 2 1 1 Урок 4 2 2 Урок Урок 2 2 1 1 1 1 Урок 1 0,5 0,5 Контрольный урок 1 0,5 0,5 Урок 2 1 1 Урок Урок 2 2 1 1 1 1 Контрольный урок 1 0,5 0,5 49 24,5 24,5 Итого: 4 класс Общий объем времени (в часах) № Наименование раздела, темы 3 4 1Повторение материала 3 класса 2Тональность Си бемоль мажор- соль минор 2Подготовка к контрольной работе Текущий контроль 5 Тональность Ля мажор-фа 1 2 Вид учебного занятия Максимальная Самостоятель учебная ная работа нагрузка Аудиторные занятия Урок 8 4 4 Урок 4 2 2 Урок 2 1 1 2 1 1 8 4 4 Контрольный урок Урок 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16. 17. диез минор Ритмические группы: Четверть с точкой и восьмая. Восьмая и две шестнадцатых. Две шестнадцатых и восьмая. 6Подготовка к контрольной работе Текущий контроль 8Одноименные тональности Главные трезвучия лада Тональность Ми бемоль мажо- до минор Размер 3/8 Текущий контроль Размер 6/8 1Обращение трезвучий и главных ступеней Пунктирный ритм Текущий контроль Урок 4 2 2 Урок 2 1 1 Контрольный урок 2 1 1 Урок 1 0.5 0,5 Урок 2 1 1 Урок 4 2 2 Урок Контрольный урок Урок 2 1 1 1 0,5 0,5 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок Контрольный урок 2 1 1 1 0,5 0,5 49 24,5 24,5 Итого: 5 класс Общий объем времени (в часах) № 1. 2. 3. Наименование раздела, темы 1Повторение материала 4 класса 2Септимы большие и малые 3Жанровые вариации: вальс, мазурка, марш, полька 4Текущий контроль 4. 5Д7 5. 6. 7. 8. Д7 и его обращения 7Подготовка к контрольной работе 8Текущий контроль Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятель Аудиторные ная работа занятия Урок 8 4 4 Урок 2 1 1 Урок 4 2 2 Контрольный урок 2 1 1 Урок 4 2 2 Урок 8 4 4 Урок 2 1 1 Контрольный урок 2 1 1 9. 10. 11. 12. Триоль Различные виды синкоп 1Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов от звука 1Подготовка в контрольной работе 1Текущий контроль 13. 14. 15. 16. 17. 1Тональности Ми мажор-до диез минор 1Тональности Ля бемоль мажор- фа минор Буквенные обозначения Текущий контроль Урок Урок 2 2 1 1 1 1 Урок 4 2 2 Урок 1 0,5 0,5 Контрольный урок 1 0,5 0,5 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок Урок 2 1 1 0,5 1 0,5 ИТОГО: 49 24,5 24,5 6 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование раздела, темы Повторение материала 5 класса 2Обращение Д7, разрешения 3Текущий контроль Буквенные обозначения Уменьшённое трезвучие Характерные интервалы 7Простые и двухчастные формы Текущий контроль 9Тональности Си мажор9. соль диез минор 1Тональности 10. Ре бемоль мажор- си бемоль минор 11. Синкопа внутритактовая 1Уменьшенное трезвучие в 12. натуральном миноре 13. 1Подготовка контрольной работе к Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальная учебная нагрузка Самостоятель ная работа Аудиторные занятия Урок 8 4 4 Урок 6 3 3 2 1 1 2 4 4 1 2 2 1 2 2 Урок 4 2 2 Контрольный урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 1 0,5 0,5 Контрольный урок Урок Урок Урок 1Текущий контроль 13. Хроматизм, альтерация. 1Отклонение и модуляция 15. в параллельную и Дтональности 1Ритмические группы с 16. залигованными нотами 1Текущий контроль 17. 14. Контрольный урок 1 0,5 0,5 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Контрольный урок 1 0,5 0,5 49 24,5 24,5 ИТОГО: 7 класс Общий объем времени (в часах) № 1. Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1Повторение материала 6 класса Урок 8 4 4 Урок 4 2 2 Урок 2 1 1 2 1 1 4 2 2 Урок 4 2 2 Урок 4 2 2 Урок 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 1 0,5 0,5 Контрольный 1 0,5 0,5 3. Интервалы 3Подготовка контрольному уроку 4. Текущий контроль 5. Тональности с 6 знаками 6. Энгармонизм. Мажорные тональности с 6 знаками. Энгармонизм. Минорные тональности с 6 знаками. 8Подготовка к контрольной работе 2. 7. 8. к 9Текущий контроль 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тритоны 1Характерные интервалы ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре 3Характерные интервалы ум.4, ув.5 в гармоническом мажоре 4Характерные интервалы ум.4, ув.5 в гарм. миноре 1Подготовка к контрольной работе 5Текущий контроль Контрольный урок Урок Контрольный урок Урок Максимальная учебная нагрузка Самостоятель Аудиторные ная работа занятия урок 15. 16. 17. 18. 6Малый вводный септаккорд в натуральном мажоре 7Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре 8Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре 9Текущий контроль 19. Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Контрольный урок 1 0,5 0,5 49 24,5 24,5 ИТОГО: 8 класс Общий объем времени (в часах) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Наименование раздела, темы 1Повторение материала 7 класса Тональности с 7 знаками Ритмические диктанты Текущий контроль 5Построение и разрешение тритонов от звука 6Построение и разрешение ув. 2 и ум. 7 от звука Пентатоника Переменный размер 9Текущий контроль Тональности 1 степени родства 1Вспомогательные хроматические звуки 1Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы 1Подготовка к контрольной работе 1Текущий контроль Сложные виды синкоп Виды септаккордов Подготовка к экзамену Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятель Аудиторные ная работа занятия Урок 8 4 4 Урок Урок Контрольный урок 4 2 2 1 2 1 2 1 Урок 4 2 2 Урок 4 2 2 Урок Урок Контрольный урок 4 2 2 1 2 1 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 4 2 2 Урок 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Контрольный урок Урок Урок Урок 18. Текущий контроль Контрольный урок ИТОГО: 1 0,5 0,5 49 24,5 24,5 2.2. Распределение материала по годам обучения 1 класс Высокие и низкие звуки, регистр. Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки. Цифровое обозначение ступеней. Устойчивость, неустойчивость. Тоника, тоническое трезвучие, аккорд. Мажор, минор. Тон, полутон. Диез, бемоль. Строение мажорной гаммы. Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, ля минор (для продвинутых групп). Ключевые знаки. Скрипичный и басовый ключи. Транспонирование. Темп. Размер 2/4, ¾, 4/4 (для продвинутых групп). Длительности (восьмые, четверти, половинная, целая ). Ритм. Такт, тактовая черта. Сильная доля. Затакт. Пауза (восьмая, четвертная, для продвинутых групп - половинная, целая). 2 класс Параллельные тональности. Натуральный, гармонический, мелодический вид минора. Тональности Си-бемоль мажор, ля минор, ми минор, си минор, ре минор, соль минор. Тетрахорд. Бекар. Интервалы (ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8). Мотив, фраза. Секвенция. Канон. Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Затакт восьмая, две восьмые. Паузы (половинная, целая). 3 класс Мажорные и минорные тональности до трёх знаков при ключе. Переменный лад. Обращение интервалов. Интервалы м.6, б.6. Главные трезвучия лада. Обращения трезвучия (секстаккорд, квартсекстаккорд). Тоническое трезвучие с обращениями. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть в размерах 2/4, ¾, 4/4. Размер 3/8. 4 класс Тональности до четырех знаков при ключе. Трезвучия главных ступеней (тоника, субдоминанта, доминанта). Септима. Доминантовый септаккорд. Тритоны (увеличенная кварта, уменьшенная квинта). Пунктирный ритм. Синкопа. Триоль. Размер 6/8 5 класс Тональности до 5 знаков при ключе. Буквенные обозначения тональностей. Обращения и разрешения главных трезвучий. Построение от звука мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов. Уменьшенное трезвучие в мажоре и гармоническом миноре. Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых. Различные виды синкоп. Период, предложение, фраза, каденция. 6 класс Тональности до 6 знаков при ключе. Гармонический вид мажора. Энгармонизм. Квинтовый круг тональностей. Альтерация. Хроматизм. Отклонение. Модуляция. Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре. Диатонические интервалы в тональности и от звука. Обращения доминантового септаккорда в тональности. Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и натуральном миноре. Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8. Ритмические группы с залигованными нотами. 7 класс Тональности до 7 знаков при ключе. Характерные интервалы гармонического мажора и минора. Энгармонически равные интервалы. Малый вводный септаккорд. Уменьшенный вводный септаккорд. Диатонические лады. Пентатоника. Переменный размер. Тональности 1 степени родства. Модуляция в родственные тональности. Различные виды внутритактовых синкоп. 8 класс Все пройденные тональности. Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности. Вспомогательные и проходящие хроматические звуки. Правописание хроматической гаммы. Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре. Септаккорд II ступени в мажоре и миноре. Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Виды септаккордов: малый мажорный, уменьшенной квинтой, уменьшенный. Размеры 9/8, 12/8. Междутактовые синкопы. Для продвинутых групп: Обращения вводного септаккорда. Обращение увеличенных трезвучий. Обращение уменьшенных трезвучий. Мелодический вид мажора. малый минорный, малый с 2.3. Формы работы на уроках сольфеджио Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально интонационных навыков, сочетать упражнения сольфеджированию, по ритмические развитию упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения. Интонационные упражнения Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм, различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима аккомпанемента, «помощь» фортепиано подчеркивающее в тяготение, виде гармонического ладовую окраску. Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, наглядные пособия. Интонационные упражнения могут быть многоголосными. Рекомендуется пропеть интервалы, аккордов и их последовательностей в гармоническом (двухголосном, трехголосном) звучании. Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух, память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом. Сольфеджирование и пение с листа Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту. С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй ), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами группой и одним учеником, вслух и про себя. Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с аккомпанементом с фортепиано по нотам (на начальном этапе – сопровождением педагога, в старших классах – со своим аккомпанементом). Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная целостность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие. Как можно раньше следует вводить пени двухголосных примеров с использованием параллельного движения голосов, подголосочного склада с преобладанием унисонов. Работа над имитационным двухголосием начинается с пения канонов. Двухголосные примеры исполняются в начале группами, затем с аккомпанементом одного из голосов, дуэтами. В двухголосии также необходимо приучать учеников к дирижированию, в том числе при исполнении одного из голосов на фортепиано. В старших классах одним из видов сольфеджирования является исполнение песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам. Этот вид занятия должен учитывать степень владения учеником фортепиано, технические и координационные трудности не должны заслонять от учеников первоочередную задачу – исполнение музыкального произведения. Очень важен подбор репертуара для подобных заданий. Воспитание музыкального вкуса – еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшие возможности для этого представляют такие формы работы на сольфеджирование и слуховой анализ. Ритмические упражнения Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, бег, танцевальные движения, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов. Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения: - простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; - повторение ритмического рисунка по нотной записи; - проговаривание ритмического рисунка с помощью ритмослогов; - исполнение ритмического остинато к песне, пьесе; - ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе; - ритмическая партитура; - ритмические каноны; - ритмический диктант. Каждая новая ритмическая фигура должна быть воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем включена в другие виды работы – сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант. Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли). Слуховой анализ Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанноеи уметь слышать в нем конкретные моменты музыкального языка. При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности, определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты. При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры. При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора: - анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм; - отдельных ступеней лада и мелодических оборотов; - ритмических оборотов; - интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности; - интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности; - последовательности из нескольких интервалов в тональности; - аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука; - аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности; - последовательности из аккордов в тональности. Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически. На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В старших классах возможно использ0ование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти. Музыкальный диктант Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа в классе предполагает различные формы: - устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний); - диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии); -ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии); - музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно широко использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка; - музыкальный диктант без предварительного разбора (запись течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно 810 прогрываний в течение 20-25 минут). Эта форма диктанта наиболее целесообразна для учащихся старших классов, так как предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать мелодию. Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу. Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности. Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем. Творческие задания Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование). Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус. Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того, они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации, композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, а возможно, и будущую профессиональную ориентацию. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: - первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; - умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; - умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; - навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям. Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти Промежуточный контроль- контрольный урок в конце каждого учебного года. Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 6 классе (12 полугодие). Итоговый контроль- осуществляется по окончании курса обучения (16 полугодие). Виды и содержание контроля: - устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы - сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения; - самостоятельные письменные задания (запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания; «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.) 4.2. Критерии оценки Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок. Музыкальный диктант Оценка 5 (отлично)- музыкальный диктат записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков. Оценка 4 (хорошо) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов. Оценка 3 (удовлетворительно) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии,ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины). Оценка 2 (неудовлетворительно) - музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину. Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ Оценка 5 (отлично) - чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний. Оценка 4 (хорошо) - недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях. Оценка 3 (удовлетворительно) - ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях. Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний. 4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь: - записывать музыкальный диктант соответствующей трудности, - сольфеджировать разученные мелодии. - пропеть незнакомую мелодию с листа. - исполнить двухголосный пример (в ансамбле, с собственной игрой второго голоса, для продвинутых учеников - и с дирижированием); - определять на слух пройденные интервалы и аккорды; - строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано; - анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания; - исполнять вокальное произведение с собственным аккомпанементом на фортепиано (в старших классах); - знать необходимую профессиональную терминологию. Примерные требования на итоговом экзамене в 8 классе Письменно - записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы. Уровень сложности диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы. Устно: индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, но уровень трудности музыкального материала может быть также различным. 1. Спеть с листа мелодию соответствующей программным требованиям трудности и дирижированием. 2. Спеть один из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте или с фортепиано). 3. Спеть по нотам романс или песню с собственным аккомпанементом на фортепиано. 4. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм. 5. Спеть или прочитать хроматическую гамму. 6. Спеть от звука вверх или вниз пройденные интервалы. 7. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением. 8. Определить на слух несколько интервалов вне тональности. 9. Спеть от звука вверх или вниз пройденные аккорды. 10. Спеть в тональности пройденные аккорды11. Определить на слух аккорды вне тональности. 12. Определить на слух последовательность из 8-10 интервалов или аккордов. Пример устного опроса: - спеть с листа одноголосный пример (Л.Рубец. Одноголосное сольфеджио: №66), - спеть один из голосов двухголосного примера в дуэте или с фортепиано (Б.Калмыков, Г.Фридкин, Двухголосие: №226). - спеть с собственным аккомпанементом; - спеть гармонический вид гаммы Ре бемоль мажор вниз, мелодический вид гаммы соль-диез минор вверх, - спеть или прочитать хроматическую гамму Си мажор вверх, до-диез минор вниз, - спеть от звука ми вверх все большие интервалы, от звука си вниз все малые интервалы. - спеть тритоны с разрешением в тональностях фа минор. Ми-бемоль мажор, характерные интервалы в тональностях фа-диез минор, Си-бемоль мажор. - определить на слух несколько интервалов вне тональности, - спеть от звука ре мажорный и минорный секстаккорды, разрешить их как главные в возможные тональности, - спеть в тональности си минор вводный септаккорд с разрешениями, - разрешить малый септаккорд с уменьшенной квинтой, данный от звука ми, во все возможные тональности, - определить на слух последовательность из интервалов или аккордов (см. нотные примеры №№39-42 в разделе «Методические указания»). V. Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации по основным формам работы 1 класс Интонационные упражнении Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу. Слуховое осознание чистой интонации. Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков (двух-трехступенных ладов) с постепенным расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по выбору педагога). Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания устойчивых ступеней. Сольфеджирование, пение с листа Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях. Пение по нотам простых мелодий с дирижированием. Пение одного из голосов в двухголосном примере. Ритмические упражнения Движения под музыку. Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание на ритмослоги). Исполнение ритмического рисунка по записи. Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная). Ритмические фигуры в размере 3/4(три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная, половинная с точкой). Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4. 3/4. Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом фортепиано или без) на основе изученных ритмических фигур. Исполнение двух- и трехголосных ритмических партитур на основе изученных ритмических фигур (с сопровождением фортепиано или без). Ритмические диктанты. Слуховой анализ Определение на слух иосознание характера музыкального произведения. Определение на слух лада (мажор, минор, сопоставление одноименного мажора и минора). Определение на слух структуры, количества фраз. Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов. Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур. Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания). Определение на слух мажорного и минорного трезвучия. Музыкальный диктант Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха. Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано). Подбор и запись мелодических построений от разных нот. Запись ритмического рисунка мелодии. Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков. Запись мелодий в объеме 4-8 тактов в пройденных тональностях. Творческие упражнения Допевание мелодии до устойчивого звука. Импровизация мелодии на заданный ритм. Импровизация мелодии на заданный текст. Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к исполняемым примерам. Подбор баса к выученным мелодиям. Запись сочиненных мелодий. Рисунки к песням, музыкальным произведениям. 2 класс Интонационные упражнения Пение мажорных гамм. Пение минорных гамм (три вида). Пение отдельных тетрахордов. Пение устойчивых ступеней Пение неустойчивых ступеней с разрешением Опевание устойчивых ступеней Пение интервалов одноголосно и двухголосно в мажоре (м.2 на VII, II, 6.2 на I, II, V. б.З на I, IV ,V), м.З на VII, II, ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I). Пение интервалов одноголосно и двухголосно в миноре (м.2 на II, V, 6.2 на I, VII, м.З на I, IV, V, VII повышенной, ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I). Пение простых секвенций с мелодических оборотов Сольфеджирование, пение с листа использованием прорабатываемых Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4 3/4 4/4 с дирижированием. Пение мелодий, выученных наизусть. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Чтение с листа простейших мелодий. Чередование пения вслух и про себя, поочередное пение фразами, группами и индивидуально. Разучивание и пение двухголосия по нотам (группами, с аккомпанементом педагога). Ритмические упражнения Повторение данного на слух ритмического рисунка: на слоги, простукиванием. Повторение записанного ритмического рисунка на слоги, простукиванием. Новые ритмические фигуры в размере 2/4 (четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых). Новые ритмические фигуры с восьмыми в размере 3/4. Основные ритмические фигуры в размере 4/4. Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Дирижирование в размерах 2/4, 3/ 4,4/4. Паузы - половинная, целая. Дирижирование в пройденных размерах. Упражнения на ритмические остинато. Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям. Исполнение простейших ритмических партитур, в том числе ритмического канона. Ритмические диктанты. Слуховой анализ Определение на слух лада (мажор, минор трех видов). Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов. Мажорного, минорного трезвучия в мелодическом и гармоническом звучании. Пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, скачков на ч.4, ч.5. ч.8. Музыкальный диктант Продолжение работы по развитию музыкальной памяти и внутреннего слуха. Устные диктанты: запоминание фразы в объеме 2-4-х тактов и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано). Запись мелодий с предварительным разбором в объеме 4-8 тактов в пройденных размерах, с пройденными мелодическими оборотами, в пройденных тональностях. Творческие задания Досочинение мелодии. Сочинение мелодических вариантов фразы. Сочинение мелодии на заданный ритм. Сочинение мелодии на заданный текст. Сочинение ритмического аккомпанемента. Подбор второго голоса к заданной мелодии. Подбор баса к заданной мелодии. 3 класс Интонационные упражнения Пение мажорных гамм до 3-х знаков в ключе. Пение минорных гамм (три вида) до 3-х знаков в ключе. Пение тетрахордов пройденных гамм. Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней. Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением. Пение опеваний устойчивых ступеней. Пение секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов. Пение пройденных интервалов в тональности. Пение пройденных интервалов от звука. Пение пройденных интервалов двухголосно. Пение мажорного и минорного трезвучия. Пение в тональности обращений тонического трезвучия. Пение в тональности главных трезвучий. Сольфеджирование, пение с листа Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4 3/4 4/4 3/8 с дирижированием. Пение мелодий, выученных наизусть. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Чтение с листа несложных мелодий. Пение двухголосия (для продвинутых учеников - с проигрыванием другого голоса па фортепиано). Ритмические упражнения Новые ритмические фигуры в пройденных размерах 2/4, 3/4, 4/4 (восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая). Размер 3/8, основные ритмические фигуры. Повторение записанного ритмического рисунка простукиванием (с дирижированием). Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Ритмические диктанты. Исполнение выученных мелодий с собственным ритмическим аккомпанементом. Исполнение ритмических партитур, ритмического остинато. Новые ритмические фигуры в размере 2/4. Затакты восьмая, две восьмые, три восьмые. Слуховой анализ Определение на слух: пройденных мелодических оборотов (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевания устойчивых ступеней, остановки на V,II ступенях и т.д.); пройденных интервалов, взятых отдельно в мелодическом и гармоническом звучании (в ладу, от звука); пройденных интервалов в ладу, взятых последовательно (3-4 интервала); мажорного и минорного трезвучия, взятого от звука; трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре (для подвинутых групп). Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта. Запись выученных мелодий. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 тактов, включающий: пройденные мелодические обороты (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевания устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.); ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в размерах 2/4, 3/ 4,4/4; затакты восьмая, две восьмые, три восьмые в размерах 2/4, 3/4, 4/4; паузы - восьмые; Творческие упражнения Сочинение мелодии на заданный ритм. Сочинение мелодии на заданный текст. Сочинение мелодии с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов. Сочинение ритмического аккомпанемента. Сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения. Сочинение ответного (второго) предложения. Подбор второго голоса к заданной мелодии. Подбор баса к заданной мелодии. Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов. 4 класс Интонационные упражнения Пение пройденных гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов. Пение трезвучий главных ступеней с разрешением. Пение доминантового септаккорда с разрешением в пройденных тональностях. Пение ранее пройденных интервалов от звука и в тональности. Пение м.7 на V ступени в мажоре и миноре. Пение ум.5 на VII (повышенной) ступени и ув.4 на IV ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Пение интервальных последовательностей в тональности (до 5 интервалов) мелодически и двухголосно, с проигрыванием одного из голосов. Пение аккордовых последовательностей (4-5 аккордов) мелодически и одного из голосов с проигрыванием аккордов на фортепиано. Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических оборотов, включающих движение по звукам аккордов, скачки на пройденные интервалы. Сольфеджирование, пение с листа Пение по нотам мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами в тональностях до 4-х знаков, с пройденными ритмическими оборотами. Пение мелодий, выученных наизусть. Транспонирование выученных мелодий. Чтение с листа несложных мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам главных трезвучий, доминантовому септаккорду, пройденные ритмические фигуры. Пение одного из голосов двухголосных примеров, в том числе канонов. Пение одного из голосов двухголосного примера с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано. Ритмические упражнения Простукивание записанных ритмических упражнений, включающих новые ритмические фигуры (в размерах 2/4, 3/4, 4/4 - пунктирный ритм,синкопа, триоль, в размерах 3/8 и 6/8 ритмические группы с четвертями и восьмыми) с одновременным дирижированием. Размер 6/8, работа над дирижерским жестом. Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Пение с ритмическим аккомпанементом. Исполнение ритмического двухголосия группами и индивидуально. Исполнение ритмических партитур. Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и примеров с листа. Слуховой анализ Определение в прослушанной музыкальном построенииего структуры (повторность, вариативность, секвенции). Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий, септаккорда. Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих скачки на тритоны на пройденных ступенях. Определение на слух пройденных интервалов вне тональности. Определение на слух последовательности интервалов в пройденных тональностях (до 5 интервалов). Определение на слух мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда, квартсекстаккорда вне тональности. Определение последовательности аккордов в пройденных тональностях Определение последовательности аккордов в пройденных тональностях (до 5 аккордов), осознание функциональной окраски аккордов в тональности Музыкальный диктант Устные диктанты. Запись выученных мелодий по памяти. Письменный диктант в тональностях до 4-х знаков в объеме 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы Творческие упражнения Импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения. Сочинение мелодий различного жанра, характера (марша, колыбельная, мазурка). Сочинение мелодий, использующих движение по пройденным аккордам, скачки на изученные интервалы. Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок. Сочинение мелодий с использованием пройденных ритмических рисунков. Сочинение подголоска к мелодии. Подбор басового голоса к данной мелодии с использованием главных ступеней. Подбор аккомпанемента к мелодии с помощью изученных аккордов. Пение мелодий с собственным аккомпанементом. Пение выученных мелодий с аккомпанементом (собственным или другого ученика, или педагога). 5 класс Интонационные упражнения Пение гамм до 5 знаков, отдельных ступеней, мелодических оборотов. Пение пройденных интервалов в тональности и от звука. Пение трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями. Пение мажорного и минорного квартсекстаккорда от звука. Пение доминантового септаккорда от звука с разрешением в две тональности. Пение последовательностей интервалов (мелодически и двухголосно). Пение одного из голосов в двухголосных упражнениях с проигрыванием второго голоса на фортепиано Пение последовательностей аккордов (мелодически, одновременной игрой на фортепиано) Пение одноголосных секвенций. Пение двухголосных диатонических секвенций Сольфеджирование, чтение с листа группами, с Пение выученных мелодий по нотам в пройденных тональностях и размерах с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами Пение с листа мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации тритонов, движение по звукам главных аккордов, доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия. Пение двухголосных примеров с большей самостоятельностью каждого голоса (в ансамбле и с проигрыванием одного из голосов на фортепиано). Пение с листа канонов и несложных двухголосных примеров. Транспонирование выученных мелодий. Ритмические упражнения Простукивание записанного ритмического рисунка в пройденных размерах. Определение размера в прослушанном музыкальном построении. Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Продолжение работы над дирижерским жестом в размере 6/8. Дирижирование в простых размерах при пении двухголосия с собственным аккомпанементом. Исполнение мелодий с ритмическим аккомпанементом. Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками). Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и с листа. Слуховой анализ Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции). Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений главных трезвучий, уменьшенному трезвучию, скачки на тритоны. Определение на слух интервалов в мелодическом и гармоническом звучании вне тональности. Определение на слух последовательности интервалов в пройденных тональностях (до 6 интервалов). Определение на слух аккордов в мелодическом и гармоническом звучании вне тональности. Определение на слух последовательности из аккордов в пройденных тональностях (до 6 аккордов). Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта. Запись мелодий по памяти. Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов, включающих пройденные мелодические обороты, скачки на пройденные интервалы, движение по звукам пройденных аккордов, изученные ритмические фигуры. Творческие задания Импровизация и сочинение мелодий различного характера и жанра. Импровизация и сочинение мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам пройденных аккордов. Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритм. Импровизация и сочинение мелодий с использованием изученных ритмических фигур. Импровизация и сочинение подголоска. Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием пройденных аккордов. 6 класс Интонационные навыки Пение гамм до 6 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический вид мажора). Пение мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней. Пение тритонов в натуральном и гармоническом виде мажора и минора. Пение всех диатонических интервалов в тональности и от звука вверх и вниз. Пение доминантового септаккорда и его обращений с разрешениями в пройденных тональностях. Пение уменьшенного трезвучия в натуральном и гармоническом виде мажора и минора. Пение последовательностей интервалов (мелодически и двухголосно). Пение одного из голосов в двухголосных упражнениях с проигрыванием второго голоса на фортепиано. Пение последовательностей аккордов (мелодически, группами, с одновременной игрой на фортепиано). Пение двухголосных диатонических и модулирующих секвенций Сольфеджирование, пение с листа Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, элементами хроматизма, модуляциями в пройденных тональностях и размерах с дирижированием. Чтение с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам обращений доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия, скачки на все пройденные интервалы, несложные виды хроматизма. Пение двухголосных примеров дуэтами и с собственным исполнением второго голоса на фортепиано и дирижированием. Пение мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом по нотам. Транспонирование выученных мелодий. Транспонирование с листа на секунду вверх и вниз. Ритмические упражнения Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и ритмических групп: - ритмы с залигованными нотами, - ритм триоль шестнадцатых, - ритмы с восьмыми в размерах 3/8, 6/8. Пение мелодий с ритмическим аккомпанементом. Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально. Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и с листа. Слуховой анализ Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции). Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений доминантового септаккорда, уменьшенного трезвучия, субдоминантовых аккордов в гармоническом мажоре, скачки на пройденные интервалы. Определение альтерации в мелодии (IV повышенная ступень в мажоре и в миноре). Определение модуляции в параллельную тональность, в тональность доминанты. Определение интервалов в ладу и от звука, последовательностей из интервалов в тональности (6-7 интервалов). Определение аккордов в ладу и от звука, последовательностейизнескольких аккордов (6-7 аккордов). Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти. Письменный диктант в объеме 8 тактов, в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные обороты (элементы гармонического мажора, повышение IV ступени), движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с залигованными нотами, триоли. Возможно модулирующее построение в параллельную тональность или тональность доминанты. Творческие задания Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях, в том числе в гармоническом виде мажора, включающих обороты с альтерацией IV ступени, модулирующих построений. Импровизация и сочинение мелодий, включающих движения по звукам пройденных аккордов, скачки на изученные интервалы. Импровизация и сочинение мелодий с использованием ритмических фигур с залигованными нотами, ритмических фигур с восьмыми в размерах 3/8, 6/8. Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок. Сочинение, подбор подголоска. Сочинение, подбор аккомпанемента к мелодии с использованием пройденных аккордов в разной фактуре. 7 класс Интонационные упражнения Пение гамм до 7 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический вид мажора). Пение мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней. Пение диатонических ладов. Пение мажорной и минорной пентатоники. Пение всех пройденных диатонических интервалов от звука и в тональности вверх и вниз. Пение характерных интервалов в гармоническом виде мажора и минора. Пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно. Пение вводных септаккордов в натуральном и гармоническом виде мажора и минора. Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано. Пение секвенций (одноголосных, двухголосных, однотональных или модулирующих). Сольфеджирование, чтение с листа Разучивание и пение с дирижированием мелодий в пройденных тональностях, включающих альтерированные ступени, отклонения и модуляции в родственные тональности, интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием пройденных ритмических фигур в изученных размерах. Разучивание и пение мелодий в диатонических ладах. Чтение с листа мелодий, включающих пройденные интонационные и ритмические трудности. Пение двухголосных примеров дуэтом и с собственным исполнением второго голоса на фортепиано. Пение выученных мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам. Транспонирование выученных мелодий на секунду и терцию. Ритмические упражнения Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров. Различные виды внутритактовых синкоп. Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и при чтении с листа. Слуховой анализ Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции), размера, ритмических особенностей. Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам вводных септаккордов, обращений доминантового септаккорда, скачки на пройденные диатонические и характерные интервалы Определение альтерации в мелодии (IV повышенная в мажоре и в миноре, VI пониженная в мажоре, II пониженная в миноре, II повышенная в мажоре). Определение модуляции в родственные тональности. Определение диатонических ладов, пентатоники. Определение всех пройденных интервалов в ладу и от звука, последовательностей из интервалов в тональности (7-8 интервалов). Определение всех пройденных аккордов от звука, функций аккордов в ладу, последовательностей из нескольких аккордов (7-8 аккордов). Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти. Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные мелодические обороты, альтерации неустойчивых ступеней, движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с различными видами синкоп. Возможно модулирующее построение в родственные тональности. Запись простейших двухголосных примеров, последовательности интервалов. Запись аккордовой последовательности. Творческие задания Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, альтерированных ступеней, отклонений и модуляций в первую степень родства, пройденные ритмические фигуры. Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок. Импровизация и сочинение мелодий различного характера, формы, жанра. Импровизация и сочинение мелодий в диатонических ладах, в пентатонике. Подбор подголоска к мелодии. Подбор аккомпанемента к мелодии. Сочинение и запись двухголосных построений. Сочинение и запись аккордовых последовательностей. 8 класс Интонационные упражнения Пение гамм до 7 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический вид мажора, в продвинутых группах - мелодический вид мажора). Пение мелодических оборотов с использованием вспомогательных, хроматических проходящих звуков. хроматических Пение хроматической гаммы, оборотов с ее фрагментами. Пение всех пройденных интервалов от звука и в тональности вверх и вниз. Пение пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно. Пение септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный). Пение обращений малого мажорного септаккорда. Пение увеличенного трезвучия. Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано Пение секвенций (одноголосных, двухголосных, диатонических или модулирующих). Сольфеджирование, чтение с листа Разучивание и пение с дирижированием мелодий в пройденных тональностях, включающих хроматические вспомогательные и проходящие звуки, элементы хроматической гаммы, отклонения и модуляции в родственные тональности, интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием пройденных ритмических фигур в изученных размерах, в том числе в размерах 9/8, 12/8. Закрепление навыка чтения с листа и дирижирования. Пение двухголосных примеров дуэтом и с собственным исполнением второго голоса на фортепиано. Пение выученных мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам. Транспонирование выученных мелодий на секунду и терцию, закрепление навыка транспонирования. Ритмические упражнения Ритмические упражнения с использованием длительностей и размеров. Различные виды междутактовых синкоп. Размеры 9/8, 12/8. Ритмические диктанты. всех пройденных Сольмизация выученных примеров и при чтении с листа. Слуховой анализ Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции), размера, ритмических особенностей. Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных септаккордов, увеличенного трезвучия, скачки на пройденные интервалы. Определение хроматических вспомогательных и проходящих звуков, фрагментов хроматической гаммы в мелодии. Определение отклонений и модуляций в родственные тональности. Определение всех пройденных интервалов в ладу и от звука, в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из интервалов в тональности (8-10 интервалов). Определение всех пройденных аккордов от звука, функций аккордов в ладу, последовательностей из нескольких аккордов (8-10 аккордов). Myзыкальный диктант Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти Письменный диктант в объеме 8-10 тактов в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные мелодические обороты, хроматические вспомогательные и хроматические проходящие звуки, движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с различными видами синкоп, триолей, залигованных ног. Возможно модулирующее построение в родственные тональности. Запись простейших двухголосных примеров, последовательности интервалов. Запись аккордовых последовательностей. Творческие задания Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, хроматические проходящие и вспомогательные звуки, отклонения и модуляции в тональности первой степени родства, пройденные ритмические фигуры. Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок. Импровизация и сочинение мелодий различного характера, формы, жанра. Подбор аккомпанемента к мелодии. Сочинение и запись двухголосных построений. Сочинение и запись аккордовых последовательностей. 5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельная работа учащихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Организация занятий Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы: - выполнение теоретического задания, - сольфеджирование, - разучивание мелодий наизусть, - транспонирование, - интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов), - исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом, - игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей, - ритмические упражнения, - творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка). VI.Список рекомендуемой учебно-методической литературы 6.1. Учебная литература 1. Баева Н., ЗебрякТ. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006 2. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993 3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007 4. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991 5. Драгомиров II. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010 6. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО «Престо». 2007 7. Золина Е.. Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004 8. Золина В., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI». 2004 9. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI». 2004 10. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005 11. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971 12. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970 13. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка». 2005 14. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. 15. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008 16. Островский А., Соловьев С, Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI» 2003 17. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003 18. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.. 1982 6.2. Учебно-методическая литература 1. Алексеев Б.. Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991 2. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993. 3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М„ 1979 4. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995 5. Ладухин Н. 1000 примеров музыкальною диктанта. М.: «Композитор». 1993 6. Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосис. М.: «Музыка», 1985 7. Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999 8. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993 6.3. Методическая литература 1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976 2. Давыдова И. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 2005 3. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1981 4. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., «Музыка», 1988