Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» ________________С.В. Воловик 29.08.2024 г., Протокол № 1. Приказ № 34 от 29.08.2024 г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» Предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство Учебный предмет УП.04. Хоровой класс 2024 год п.г.т. Умба Разработчик – Радишевская Марианна Андреевна, преподаватель вокальнохоровых дисциплин. Рецензент – Лаане М.С., заместитель директора по учебной работе МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 1.2. Срок реализации учебного предмета 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 1.5. Цели и задачи учебного предмета 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета 1.7. Методы обучения 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. II. Содержание учебного предмета 2.1. Сведения о затратах учебного времени 2.2. Требования по годам (этапам) обучения. III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 4.2. Критерии оценки. V. Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам 5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 6.1. Список рекомендуемой нотной литературы 6.2. Список рекомендуемой методической литературы. I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано». Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Фортепиано» учебный предмет «Хоровой класс» является основным предметом обязательной части. Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. 1.2. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет для обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Фортепиано», составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс». Нормативный срок обучения – 8 лет Классы Учебная нагрузка в год (в часах) Максимальная учебная нагрузка (в часах) 1-3 4– 8 1 1,5 477 Количество часов на аудиторные занятия 345,5 Количество часов на внеаудиторные занятия 131,5 Консультации 1 класс – 4 часа/год 2 - 8 класс – 8 часов/год 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами: - младший хор: 1 класс; - средний хор: 2-4 классы; - старший хор: 5-8 классы. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка. 1.5. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс» Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета. Задачи: развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; формирование умений и навыков хорового исполнительства; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений; формирование у продолжению наиболее одаренных профессионального выпускников обучения в мотивации к образовательных учреждениях среднего профессионального образования. 1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс» Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по этапам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 1.7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия); прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; применение индивидуального подхода к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства. 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровой класс» Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» должны быть созданы следующие материально-технические условия, включающие в себя: концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием; учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино), звуковоспроизводящее телевизор, DVD и мультимедийное проигрыватель). Учебные оборудование аудитории (компьютер, должны иметь звукоизоляцию. II. Содержание учебного предмета 2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано». Аудиторные занятия: с 1 по 3 класс – 1 час в неделю, с 4 по 8 класс – 1,5 часа в неделю; самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю. С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания; подготовка к концертным выступлениям; посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности образовательного учреждения и др. 2.2. Требования по этапам обучения Хор 1 класса I. Вокальные навыки. а) Певческая установка. Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего. б) Работа над дыханием. Одновременный спокойный бесшумный вдох перед началом пения. Смена дыхания в процессе пения. в) Работа над звуком. Естественный свободный звук без крика и форсировки. Преимущественно работа над legato, но возможно освоение приемов nonlegato. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением. Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре. г) Работа над артикуляцией и дикцией. Активность губ без напряжения лицевых мышц; активная артикуляция, работа над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе пения. II. Строй и ансамбль Воспитание навыков понимания дирижерского жеста, навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения. III. Работа над формированием исполнительских навыков. Развитие выразительности исполнения, анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой. Хор 2 - 4 классов I. Вокальные навыки. а) Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего. б) Работа над дыханием. Спокойный бесшумный вдох; правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох); смена дыхания между фразами; задержка дыхания; опёртый звук; одновременный вдох перед началом пения; пение более длинных фраз без смены дыхания; быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе; знакомство с навыками «цепного дыхания». в) Работа над звуком. Естественный свободный звук без крика и форсировки; преимущественно мягкая атака звука; правильное формирование и округление гласных; ровное звуковедение; протяженность отдельных звуков; пение nonlegato, legato; нюансы, постепенное расширение общего диапазона в пределах: «до» первой октавы, «ми»-«фа» второй октавы. г) Работа над артикуляцией и дикцией. Активность губ без напряжения лицевых мышц; активная артикуляция. Ясное произношение согласных с опорой на гласные; отнесение согласных к последующему слогу; краткое произношение согласных в конце слова; раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова; выделение логического ударения. д) Вокальные упражнения – распевания. Пение несложных вокальных упражнений, способствующих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона. Например: 1) Нисходящие трех - пятиступенные построения (секвенции). 2) Смена гласных на повторяющемся звуке. 3) Гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков). 4) Трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх. 5) Небольшие мелодические обороты (отрывки песен, попевки). II. Строй и ансамбль а) Работа над строем и ансамблем. Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слитность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона); умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Усвоение дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», и «окончание», усиление и ослабление звучности, ударения. б) Работа над текстом и партиями. Уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования. Умение правильно и стройно петь партию с сопровождением и без него. Сольфеджирование доступных по трудности песен. III. Работа над формированием исполнительских навыков. а) Разбор Общая характеристика содержания. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строению. Средства выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки. б) Исполнение Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация. Хор 5 - 7 классов I. Вокальные навыки. а) Певческая установка Укрепление навыков певческой установки, приобретенных в младшем хоре. б) Работа над дыханием Дыхание при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Владение дыханием на выдержанном звуке. Приемы «цепного» дыхания. Закрепление навыков дыхания, усвоенных в младшем хоре. в) Работа над звуком Закрепление навыков по формированию гласных. Углубленная работа над кантиленой, владением легато. Пение nonlegato и staccato. Полнота звучания хора без форсировки, при правильном звуковедении. Работа над расширением общего диапазона хора. г) Работа над дикцией Дальнейшее укрепление дикционных навыков, приобретенных в младшем хоре. Усложненные дикционные упражнения. д) Вокальные упражнения. Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Упражнения, укреплением звукового помогающие диапазона хора. работе Пение над расширением небольших и каденций одноголосно и трехголосно; пение гармонических последовательностей, укрепляющих строй. II. Строй и ансамбль. а) Работа над строем и ансамблем Выравнивание унисона в интонационном отношении (горизонтальный строй). Стройное пение двух -, трехголосия с сопровождением и а капелла. Работа над чистотой интонации, интервальной и аккордовой (вертикальный строй). Выравнивание партий по звучанию (количество поющих может быть не одинаковое) и слитность их в аккорде. б) Работа над текстом и партиями Освоения навыка чёткого произношения текста в случаях несовпадения его между партиями; переплетающийся текст в произведениях полифонического склада; соотношение партий в многоголосии. III. Работа над исполнением хорового произведения а) Разбор Разбор идейно-художественного содержания произведения. Музыкальнотеоретический разбор в пределах знаний учащихся. Например: строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, аккорды, лад, тональность, смена лада, форма и пр. Связь литературных и музыкальных образов произведения. б) Исполнение Выразительность и эмоциональность исполнения; нюансы от pp до f; кульминация. Использование всех средств выразительности, которыми владеет хор на данном этапе своего развития. Владение различными темпами, в соответствии с характером музыкального содержания. Координация метроритмических и динамических элементов в общем художественном нюансе, подчинение их основной задаче - передаче художественно исполнительского плана произведения. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты - лекции в общеобразовательных школах, в культурно - досуговых центрах), участие в смотрах - конкурсах, фестивалях, концертно - массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений – 10-12, старший хор инструментальных отделений – 8-10 (в том числе a cappella). Основные принципы подбора репертуара: Художественная ценность произведения. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей. Решение учебных задач. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров). Создание художественного образа произведения, выявление идейноэмоционального смысла. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности. Примерный репертуарный список Произведения для младшего хора Произведения композиторов – классиков Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Расскажи, мотылёк». Бах И.С. «За рекою старый дом», «Ты шуми, зелёный бор», «Зима». Бетховен Л.В. «Сурок», «Малиновка», «Край родной». Брамс И. «Колыбельная». Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» из оперы «Руслан и Людмила». Гречанинов А. «Маки – маковочки», «Стучит, брячит». Моцарт В.А. «Колыбельная», «Весенняя», «Детские игры» Калинников В. «Солнышко», «Киска», «Тень-тень». Кюи Ц. «Майский день», «Зима». Римский-Корсаков Н. «Белка». Чайковский П.И. «Старинная французская песенка», «Мой Лизочек», «Мой садик», «Весна», «Осень». Неизвестный автор XIV в., обр. К.Вейса «AveMaria». Шуман Ф. «Домик у моря». Песни советских и современных композиторов БрылеваТ. «Шмель». Гарбовский Г. «Розовый слон». Гомонова Е. «Солнышко», «Доброта». Гладков Г. «Все в порядке». Долганова Л. «Мы зайчишки», «Ручеек», «Калач». Кадомцев И. «Смычок – новичок». Корнаков Ю. «Необыкновенный футбол». Коровицын В. «Купите собаку». Кожухин В. «Мы Родиной зовём». Красильников И. «Марш». Марченко Л. «Я учу английский», «Старая кукла». Паулс Р. «Колыбельная». Пахмутова А. «Добрая сказка». Песков А. «Пробудительная песенка». Поплянова Е. «Пони», «Солнечные зайчики», «Паучок», «Слон и скрипочка», «Утята», «Одолжи мне крылья». Парцхаладзе М. «От носика до хвостика». Ройтерштейн М. «Про ежа». Серебренников «Мой черный котенок». Славкин М. «Стеклышко», «Старушка и пират». Соснин С. «Солнечная капель». Струве Г. «Пестрый колпачок», «Зима зовет», «Моя Россия», «Музыкальный корабль». Хромушин О. «Что такое лужа?» «Корова» Русские народные песни А я по лугу. Блины. Вдоль по улице молодчик идет. Вставала ранешенько; Возле речки, возле мосту. Земелюшка - чернозём. Как на тоненький ледок. Как у наших у ворот; Комарочек. На горе то калина. Пошла млада за водой. Прялица. Я на горку шла. Песни народов мира «Братец Яков» - французская народная песня; «Веснянка» - украинская народная песня, обр. С.Полонского. «Гномики» - мексиканская; «Давайте танцевать» - немецкая; «У каждого свой музыкальный инструмент» - эстонская. «Раз-два-три-четыре-пять» - чешская. Произведения для старшего хора Произведения композиторов – классиков Бах И.С. «Жизнь хороша». БахИ.С. – ГуноШ. «Ave Maria». Бетховен Л. «Счастливый человек», «Прославление Бога природою». Бородин А. «Улетай на крыльях ветра». Глинка М. «Попутная песня». Глюк К.В. «Праздник хора». Григ Э. «Лесная песня». Даргомыжский А. «Ванька - Танька». Каччини Дж. «АvеМаriа» Кюи И. «Весна». Мак - Ги Б. «Emmanuel». Моцарт В.А. «Тоска по весне», «Откуда приятный и нежный тот звон», «Aveverum». Мендельсон Ф. «Воскресное утро». Перголези Д. «StabatMater». Рахманинов С. «Слава народу», «Ночка», «Островок». Чайковский «Я ли в поле да не травушкой была». Песни советских и современных композиторов Гаврилин В. «Мама». Галлин Дж. «Рождество витает в воздухе». Дубравин Я. «Вальс», «Рояль», «Джаз», «Огромный дом». Марченко Л. «Каникулы». Поплянова Е. «Весеннее приветствие». Сидоров В. «Любовь Ивановна». Семенов В. «Звездная река». Серебренников В. «Давайте сохраним». Сиротин С. «Иволга». Славкин М. «Новый год». Струве Г. «Музыка», «Далеко ли, близко ли», «Вечное детство», «Весенняя песенка». Смирнов С. «Берег нашей мечты». Тухманов Д. Фантазии на темы композиторов-классиков. «Твори добро» (музыка Шопена Ф.), «Та-ба-да-ба-да» (музыка В. Моцарта), «Живая музыка» (музыка И.С. Баха). Хромушин О. «Наш учитель самый лучший». Чичков «Мы землю эту Родиной зовем». Русские народные песни В низенькой светелке. Дома ль воробей. Дубравушка. Дуня - тонкопряха. Милый мой хоровод. Меж крутых бережков. Пойду ль, выйду ль я. У зари то, у зореньки. Посею лебеду. По небу, по синему. Скворцы прилетели. У зори то, у зореньки. Я на камушке сижу. Песни народов мира «Бубенчики» - американская народная песня. «Вышел как-то поздно ночью» - болгарская. «Кукушка» - польская. «Пусть настроят скрипки скрипачи» - чешская. «Тарантелла» - итальянская. Примерные программы выступлений Хор младших классов 1.«Мы дружим с музыкой», муз. И. Гайдна, русский текст П. Синявского. «На горе то калина» р.н.п. «Моя Россия», муз. Г.Струве, слова Н. Соловьёвой. «Почему сороконожки опоздали на урок», муз. М. Славкина, сл. В.Орлова. 2.«Старинная французская песенка», муз. Чайковского П. И., сл. С. Поволоцкой. «Смычок – новичок», муз. И. Кадомцева, сл. П. Синявского. «Зима», муз. Ц. Кюи, сл. Баратынского. «Купите собаку», муз. В. Коровицына В., сл. И. Токмаковой. Хор старших классов 1. «Праздник хора», муз. К.В. Глюка, сл. И.Каруса, русский текст Л.Дымовой. «Улетай на крыльях ветра». Хор из оперы «Князь Игорь», Бородин А. «У зари то, у зореньки», р н п. «Наш учитель самый лучший», муз. О. Хромушин, сл. М. Садовского. 2.«Весеннее приветствие», муз. Е.Попляновой, сл. М. Илларионовой. «Аве верум», муз.В.А.Моцарта, обр. Т.Тирма. Тухманов Д., Слова Ю. Энтина. Фантазии на темы композиторов-классиков: «Живая музыка» (музыка И.С. Баха). «Та-ба-да-ба-да» (музыка В. Моцарта). III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» являются следующие знания, умения, навыки: знание начальных основ хорового искусства, вокально - хоровых особенностей хоровых партитур, художественно - исполнительских возможностей хорового коллектива; знание профессиональной терминологии; умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива. IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание класс Форма 1 Промежуточная аттестация в форме переводного зачета в средний хор Текущая аттестация в форме контрольного урока (концертное выступление) Текущая аттестация в форме контрольного урока (концертное выступление) Промежуточная аттестация в форме переводного зачета в старший хор Текущая аттестация в форме контрольного урока (концертное выступление) Текущая аттестация в форме контрольного урока (концертное выступление) Текущая аттестация в форме контрольного урока (концертное выступление) Текущая аттестация в форме контрольного урока (концертное выступление) Промежуточная аттестация в форме итогового контрольного урока (концертное выступление) 2 3 4 5 6 7 8 Сроки проведения 2 полугодие Система оценивания пятибалльная система 4 полугодие Пятибалльная система 6 полугодие Пятибалльная система 8 полугодие Пятибалльная система 9, 10 полугодия Пятибалльная система 11, 12 полугодия Пятибалльная система 13, 14 полугодия Пятибалльная система 15 полугодие Пятибалльная система 16 полугодие Пятибалльная система В программе обучения младшего и среднего хоров используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная. Методы текущего контроля: оценка за работу в классе; текущая сдача партий; контрольный урок (концертное выступление). Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, участия в хоровом самоуправлении. При оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. На протяжении всех этапов хорового обучения в настоящей программе в рамках промежуточной аттестации предусмотрено два переводных контрольных урока (зачета): первый контрольный урок (зачет) проводится после завершения обучения в младшем хоре при переводе детей в средний хор; второй контрольный урок (зачет) проводится при переходе учащегося из среднего хора в старший хор. По окончании изучения учебного предмета (в конце 16 полугодия) в рамках промежуточной аттестации проводится итоговый контрольный урок (концертное выступление). При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика; оценка на зачете (концерте); другие выступления ученика в течение учебного года. 4.2. Критерии оценки По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе: Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива 4 («хорошо») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах хора 3 («удовлетворительно») нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий; 2 («неудовлетворительно») пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства. При проведении итогового контрольного урока необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков в хоре предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной деятельности. Поэтому необходимо участие в концерте всех выпускников. Выпускник должен продемонстрировать вокально-хоровые навыки именно в процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе выступления хора присутствовали произведения различных музыкальных направлений. Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 5 «Отлично» 1.Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы. 2. Высокий технический уровень владения вокально-хоровыми навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов. 3. Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту. При проведении итогового контрольного урока по хоровому пению также необходимо учитывать: отличное знание выпускника текущего материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений. 4 «Хорошо» 1.Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются невыразительно. 2.Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах технически ровное звучание. 3 «Удовлетворительно» 1.Безразличное пение концертной программы. 2.Невнимательное отношение к дирижерскому показу. 3.Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками. 2 «Неудовлетворительно» 1.Неявка на экзамен по неуважительной причине. 2.Плохое знание своей партии в исполняемой программе. V. Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам Программа учебного предмета «Хоровой класс» основана на следующих педагогических принципах: соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития обучающихся; комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого обучающегося; единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка; художественная ценность исполняемых произведений; создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла; доступность используемого музыкального материала: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам; разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности. При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах. В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций. К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д. У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно - двухголосные произведения. У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания. 11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. 13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д. В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским. Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача- фониатора. При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео и аудиозаписях с последующим коллективным разбором. Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно - историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер - классах. 5.2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося. Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Обучающийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. Важно, чтобы обучающийся мог свободно интонировать, одновременно исполняя на фортепиано другие хоровые партии. Такой способ формирует навыки пения в ансамбле. В результате домашней подготовки обучающийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями в соответствии с программными требованиями по данному предмету. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 6.1. Список рекомендуемой нотной литературы Бандина А., Попов В., Тихеева Л. « Школа хорового пения », Вып . 1,2. М.,1966 Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011 Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979 Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007 Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001 Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997 Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 2001 Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963 «Поющее детство ». Произведения для детского хора ( сост .Мякишев И.), М., 2002 Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001 Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009 Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998 Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов ,сост . Соколов В. М., 1963 Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983 Чесноков П. « Собрание духовно -музыкальных сочинений », тетр .4, М., 1995 6.2. Список рекомендуемой методической литературы Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000 Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987 Дуганова Л., Алдакова Л. Поёт Детская хоровая студия «Веснянка». М., 2002 Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М. «Музыка», 1977 Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, «Академия развития», 1997 Кендыш Г. Некоторые особенности и методы воспитания певческого голоса в детском хоре. Челябинск, 1998 Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999 Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. М. «Музыка», 1987 Струве Г. Школьный хор. М.,1981 Теория и методика музыкального образования детей: Научно- методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998 Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000 Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983 Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио». М. 1994 Струве Г.А. Школьный хор. М. 1981 Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002 Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. М.,1988 Чесноков П. Хор и управление им. - М., 1961 Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». М. 1985г.