Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик
29.08.2024 г., Протокол № 1.
Приказ № 34 от 29.08.2024 г.
Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Учебный предмет
УП.03. Концертмейстерский класс
2024 год
п.г.т. Умба
Разработчик – Волынская Ольга Валерьевна, преподаватель фортепиано МБУ
ДО ДШИ п.г.т. Умба.
Рецензент – Радишевская Марианна Андреевна, преподаватель фортепиано
МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально - технических условий реализации учебного
предмета
2. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени
2.2. Годовые требования по классам
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
5. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
5.2.Методические рекомендации при работе с обучающимися в классе
вокального аккомпанемента.
5.3. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1.
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
вобразовательном процессе.
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области
музыкального
искусства
«Фортепиано».
«Концертмейстерский класс» направлен
Учебный
предмет
на воспитание разносторонне
развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения
обучающихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах
лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на
приобретение
навыков
транспонирования;
на
аккомпанирования,
развитие
чтения
самостоятельности
в
с
листа
данных
и
видах
деятельности. Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит:
формирование
художественного
вкуса,
чувства
стиля,
творческой
самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с
лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Формирование
концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей
ансамблевой
игры,
поэтому
в
структуре
программы
«Фортепиано»
федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных
предмета, имеющих общие цели и задачи: «Специальность и чтение с листа»,
«Ансамбль» и «Концертмейстерский класс», которые в совокупности
системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование,
позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания,
умения и навыки, а также подготовить обучающегося к дальнейшему
профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной
формой исполнительства для пианистов. Данная программа отражает
комплексное
развитие
академическую
и
индивидуальный
направленность
и
подход
разнообразие
к
обучающемуся,
вокального
и
инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание
программы
направлено
на
обеспечение
художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских
знаний, умений и навыков.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» по 8летнему учебному плану составляет полтора года - 7 класс и первое полугодие
8 класса.
1.3.
Объем
учебного
планомобразовательного
времени,
учреждения
предусмотренный
учебным
на
предмета
реализацию
«Концертмейстерскийкласс».
Таблица1
Виды учебной нагрузки
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
7 класс – 1 полугодие 8 класс
Количество часов
(общее на 1,5 года)
122,5 часа
49 часов
( из расчёта 1 час в неделю)
73,5 часа
(из расчёта 1,5 часа в неделю)
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная
продолжительность урока - 40 минут. Реализация учебного предмета
«Концертмейстерский
класс»
предполагаетпривлечение
иллюстраторов
(вокалистов, инструменталистов). В качествеиллюстраторов могут выступать
обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности,
работники образовательного учреждения. В случае привлечения в качестве
иллюстратора
работника
образовательного
учреждения
планируются
концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на
аудиторные занятия по данному учебному предмету.
1.5. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
• развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального
исполнительства;
•
стимулирование
развития
эмоциональности,
памяти,
мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Задачи:
• формирование навыков совместного творчества обучающихся в области
музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного
музицирования;
• развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
• умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и
поддерживать все его творческие замыслы;
• умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
• приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания,
фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая
окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.)исполнительства;
• навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
• приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного
текста с солистом;
• приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта
публичных выступлений;
•
формирование
у
наиболее
одаренных
выпускников
мотивации
к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
в
области
музыкального
исполнительства.
1.6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с обучающимся. Программа содержит
следующие
разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, рассказ, беседа);
• наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
• практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная
форма
обучения
позволяет
найти
более
точный
и
психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее
подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
ансамблевого исполнительства на фортепиано.
1.8. Описание материально-технических условий реализацииучебного
предмета «Концертмейстерский класс».
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные
аудитории для занятий по учебному предмету «Концертмейстерский
класс»имеют площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном
учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания
и ремонта музыкальных инструментов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного
предмета
«Концертмейстерский
класс»,
на
максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 8 лет
Классы
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия (на всё время
обучения)
Количество часов на
внеаудиторную (самостоятельную)
работу (часов в неделю)
Общее количество часов на
внеаудиторную работу (на всё
время обучения)
Общее максимальное количество
часов на весь период обучения
Аудиторная
нагрузка
по
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
---- ---- ---- ---- ---- ---- 33 16
---- ---- ---- ---- ----
----
1
1
49
---- ---- ---- ---- ----
учебному
---
1,5 1,5
73, 5
122,5
предмету
обязательной
части
образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу
обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и
индивидуальных способностей обучающихся.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и
др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный
для освоения учебного материала.
2.2. Годовые требования по классам.
«Концертмейстерский класс» начинается с изучения наиболее простого
вокального
репертуара
(эта
работа
планируется
в
7
классе).
Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (первое
полугодие 8 класса), когда обучающийся уже обладает элементарными
навыками концертмейстера.
7 класс (1 час в неделю)
Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При отсутствии
иллюстраторов-вокалистов
вокальную
партию
может
исполнять
сам
обучающийся, преподаватель. Работа с вокальным материалом требует
элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса
и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения
вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу
произведения. Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих
из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых
построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта. Необходимо
отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии,
определить звуковой баланс голоса и фортепиано. Обучающийся должен
уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может её подыгрывать на
другом инструменте. Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную
партию голоса, требует особого внимания. Обучающемуся необходимо
учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом. В 1 полугодии
следует подробно пройти в классе не менее 3-х романсов и регулярно читать с
листа в классе и дома. В конце 1 полугодия обучающийся (в рамках
промежуточной аттестации) должен сыграть 1-2 романса на зачете,
классном вечере или концерте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для обучающихся 7
класса:
Агабабов С. "Колыбельная", "Лесной бал"
Алябьев А. "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"
Александров Ан. "Ты со мной", "Люблю тебя"
Аракишвили Д. "На холмах Грузии", " Догорела заря"
Балакирев М. "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой"
Бах И. С. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли
Бетховен Л. "Тоска разлуки", "Люблю тебя", "Воспоминание"
"К надежде"
Бородин А. "Песня темного леса", "Фальшивая нота"
Брамс И. "Колыбельная", "Кузнец"
Варламов А. "Красный сарафан", "Горные вершины",
"Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди"
Глинка М. "Скажи, зачем", "Бедный певец", "Сомнение",
"Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Мери",
"Уснули голубые", "Я люблю, ты мне твердила"
Григ Э. "Песня Сольвейг", "Первая встреча", "Розы",
"Лебедь", "Люблю тебя", "Сердце поэта", "В челне"
Гурилев А. "Разлука", "Матушка-голубушка",
"И скучно, и грустно"
Даргомыжский А. "Шестнадцать лет", "Мне грустно", "Не скажу никому",
"Я вас любил", " Привет", " Оделась туманом",
"Старина"
Кабалевский Д. "Песенка умного крокодила"
Каччини Д. "Амариллис"
Кюи Ц. "Коснулась я цветка", "Царскосельская статуя"
Левина З. "Акварели", " Музыкальные картинки"
Лист Ф. "Как утро, ты прекрасна", "Всюду тишина и покой"
Масканьи П. "Сицилиана"
Мендельсон Ф. "На крыльях песни", "Фиалка", "Весенняя песня"
Моцарт В. "Вы, птички, каждый год", "Волшебник",
"Мой тяжек путь"
Прокофьев С. "Растет страна"
Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии", "Не ветер, вея с высоты", "Эхо",
"Восточный романс", "О чем в тиши ночей", "Октава"
Рубинштейн А. "Клубится волною", "Певец"
Хренников Т. "Зимняя дорога", "Колыбельная Светланы"
Чайковский П. Из песен для детей: "Весна", "Мой садик",
"Детская песенка", "Ни слова, о друг мой",
"Нам звезды кроткие сияли"
Шопен Ф. "Желание", "Колечко"
Шуберт Ф. "Юноша у ручья", "К музыке", "Блаженство"
Шуман Р. Альбом для юношества: "Подснежник", "Совенок",
"Приход весны"
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:
Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"
Варламов А. "На заре ты ее не буди", "Напоминание"
Глинка М. "Признание", "Как сладко с тобою мне быть"
Гурилев А. "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"
Даргомыжский А. "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина",
"Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"
Чайковский П. "Мой садик", "Детская песенка"
Шуберт Ф. "Полевая розочка", "Блаженство"
Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Работа над
усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов
фактуры. Следует познакомить обучающихся с навыками транспонирования:
сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а
затем для наиболее способных обучающихся - на интервал большой или малой
секунды.
Материалом
для
транспонирования
служат
самые
легкие
аккомпанементы.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (зачет),
которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере,
классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце
учебного года. Обучающийся должен исполнить1-2 произведения.
Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:
Варламов А. "Горные вершины", "Красный сарафан",
"Белеет парус одинокий"
Глинка М. "Как сладко с тобою мне быть",
"В крови горит огонь желания"
Гурилев А. "Домик-крошечка", "Сарафанчик",
"Однозвучно гремит колокольчик"
Даргомыжский А. "Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал",
"Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок"
Дюбюк А. "Не брани меня, родная", "Не обмани"
Мендельсон Ф. "Весенняя песня"
Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии"
Чайковский П. "Нам звезды кроткие сияли"
8 класс (1 час в неделю, I полугодие)
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает:
определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами,
агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом. За
полугодие обучающиеся должны пройти (с разным уровнем подготовки)
минимум 3 произведения различного характера. В конце 1 полугодия
обучающиеся играют зачет (промежуточная аттестация) - 2 произведения.
Оценка выставляется в свидетельство об окончании образовательного
учреждения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:
Багиров В. Романс
Бакланова Н. Мазурка, Романс
Бах И. С. Ария
Бетховен Л. Два народных танца, Багатель
Боккерини Л. Менуэт
Бом К. Непрерывное движение
Вебер К. Хор охотников
Глинка М. Мазурка, Полька, Чувство
Глюк К. В. Веселый танец
Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля
Данкля Ш. Вариации на тему Паччини
Зейтц Ф. Концерт Соль мажор, 1-я часть
Майкапар С. Вечерняя песнь
Моцарт В. А. Вальс, Менуэт
Перголези Дж. Ария(обр. В.Бурмейстера)
Перголези Дж. Сицилиана
Рамо Ж. Ф. Ригодон
Рамо Ж. Ф. Тамбурин (переложение Г.Дулова)
Тартини Дж. Сарабанда
Телеман Г. Ф. Бурре
Чайковский П. Вальс, Мазурка
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии 8 класса:
Бах И.-С. Сицилиана
Вераччини Ф. Largo
Крейслер Ф. Grave в стиле Баха
Массне Ж. Размышление
Поппер Д. Прялка
Рис Ф. Вечное движение
Сен-Санс К. Лебедь
Таблица аттестации по «Концертмейстерскому классу»
Класс
7
Форма аттестации
Текущая аттестация –
Сроки
Система
Требования по
проведения
оценки
программе
Конец 1 четверти
контрольный урок
13 полугодия
Промежуточная
Конец 2 четверти
аттестация - зачёт
Текущая аттестация –
13 полугодия
Конец 3 четверти
1 -2
Пятибальная
произведения
2
Пятибальная
произведения
1-2
контрольный урок
14 полугодия
Промежуточная
Конец 4 четверти
аттестация - зачёт
8
14 полугодия
Текущая аттестация –
произведения
1-2
Пятибальная
произведения
Конец 1 четверти
контрольный урок
15 полугодия
Промежуточная
Конец 2 четверти
аттестация - зачёт
Пятибальная
15 полугодия
1-2
Пятибальная
произведения
2
Пятибальная
произведения
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
•
знание
основного
концертмейстерского
репертуара
(вокального,
и
инструментального);
• знание основных принципов аккомпанирования солисту;
• навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение
целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
• умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в
том числе с транспонированием;
• умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских
возможностей солиста;
• умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с
учетом характера каждой партии;
• навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
• наличие первичного практического опыта репетиционно - концертной
деятельности в качестве концертмейстера.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий
контроль и промежуточную аттестацию. В качестве форм текущего контроля
успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания,
классные вечера. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце
каждой четверти выставляется оценка. Промежуточная аттестация по
учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение
зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в
творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий
за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По
завершении изучения учебного предмета «Концертмейстерский класс»
проводится
промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в
свидетельство об окончании образовательного учреждения.
4.2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения по итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица3
Оценка
5 («отлично»)
Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и художественном)
3(«удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст , слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2(«неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
Зачёт (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Условием
успешной
реализации
программы
по
учебному
предмету
«Концертмейстерский класс» является наличие в школе квалифицированных
специалистов,
имеющих
практический
концертмейстерский
опыт,
работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар,
владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие
иллюстраторов. В работе с обучающимися преподаватель должен следовать
принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в
освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по
принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать
индивидуальные особенности обучающегося, его физические данные, уровень
развития
музыкальных
способностей
и
пианистическую
подготовку,
полученную в классе специального фортепиано. Важной задачей предмета
является развитие навыков самостоятельной работы над произведением.
Обучающийся должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию
солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и
выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла. В
начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При
составлении
плана
следует
учитывать
индивидуально-личностные
особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо
включать произведения, доступные обучающемуся по степени технической и
образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные
по стилю, жанрам, форме и фактуре. Основное место в репертуаре должна
занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных
композиторов.
5.2. Методические рекомендации при работе с обучающимися в классе
вокального аккомпанемента.
Обучающемуся-концертмейстеру необходим предварительный этап работы
над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление
поэтического
текста,
определение
жанра
произведения
(колыбельная,
баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить
обучающегося петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.
Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий
концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца;
понимать
закономерности
дыхания,
зависящие
от
профессиональной
подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.
Важно обратить внимание обучающегося на степень употребления педали,
применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от
тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста. Одна из первостепенных задач
преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную
природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность
интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной
технологии и понимать: как вокалист берет и как держит дыхание; что такое
пение «на опоре» и «бездыханное» пение; различие между чистой и
фальшивой интонацией, а также иметь представление о «филировке» звука,
пении «portamento» и т.д. Преподаватель должен четко проанализировать
совместно с обучающимся структуру произведения, обозначив такие понятия,
как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно
сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения.
Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и
подчиняться
единому
художественному
замыслу.
Необходимо
сразу
определить основной темп произведения, а также обратить внимание на
темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления
диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной
интерпретации произведения у каждого солиста. Пианист должен чутко
поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или
опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания
всей фактуры. Концертмейстер должен выполнять не только функцию
аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного
восприятия 3-строчной или многострочной фактуры.
5.3.
Рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
обучающегося.
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех
предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию
аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет
необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на
фортепиано,
вникая
во
все
подробности
фразировки
и
динамики.
Обучающийся всегда должен работать по рекомендациям преподавателя,
которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи
исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
6. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6.1. Список рекомендуемых нотных сборников вокального репертуара.
Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977
Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969
Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том4. М., Музыка, 1976
Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978
Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968
Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980
Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971
Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971
Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957
Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981
Популярные романсы русских композиторов/ сост. С. Мовчан, Музыка, 2006
Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977
Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012
Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969
Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972
Свиридов Г. Романсы и песни. М., Музыка, 1970
Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978
Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974
Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961
Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969.
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент/изд. Композитор, СПб, 2009
2. Живов Л.
Подготовка
концертмейстеров - аккомпаниаторов
в
музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального
образования. М.,1966
3. Живов Л. Работа
в
концертмейстерском
классе
над
пушкинскими
романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974
4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
5. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. Центр «Академия»
6. Кубанцева Е.
Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера/ Музыка в школе, 2001: №4
7. Люблинский А.
Теория и практика аккомпанемента: методологические
основы/ Л., Музыка,1972
8.Подольская В.
Развитие навыков аккомпанемента с листа/ О работе
концертмейстера. М., Музыка,1974
9. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
10. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
11. Шендерович Е. «В концертмейстерском классе». Размышления педагога.
М., Музыка,1996.