1. ПО.01 УП.01 Специальность и чтение с листа

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

28.08.2024 г., Протокол № 1.

Приказ № 34 от 29.08.2024 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Учебный предмет
УП.01. Специальность и чтение с листа

2024 год
п.г.т. Умба

Разработчик – Волынская Ольга Валерьевна, преподаватель фортепиано МБУ
ДО ДШИ п.г.т. Умба
Рецензент – Трифонова Лариса Юрьевна, преподаватель фортепиано, зам.
директора по учебной части МБОУ ДОД ДМШ № 1 г. Кандалакша.

Рецензия
на

дополнительную

предпрофессиональную

общеобразовательную

программу в области музыкального искусства «Фортепиано» МБУ ДО
ДШИ п.г.т. Умба
Содержание программы учебного предмета соответствует Федеральным
государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Данная программа включает следующие разделы: пояснительная записка,
содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся,
формы и методы контроля, систему оценок, методические рекомендации и
перечень литературы.
Программа даёт преподавателям убедительные рекомендации на разных этапах
работы с обучающимся. В программе приведены примеры репертуарных
списков по классам, разделены на три уровня сложности в соответствии с
уровнем развития и возможностями учащихся. В программе есть достаточно
подробные рекомендации, касающиеся самостоятельной работы учащихся. А
также содержатся объёмные списки методической и нотной литературы.
Программа

учебного

предмета

«Специальность

и

чтение

с

листа»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Фортепиано» может быть рекомендована для
реализации в учебном процессе Детской школы искусств.

Зам. директора по учебной части, преподаватель фортепиано МБОУ ДОД
ДМШ № 1 г. Кандалакша Трифонова Лариса Юрьевна.

Структура программы учебного предмета.
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально - технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени
2.2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
6.2. Список рекомендуемой методической литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана
на

основе

и

с

дополнительной
области

учетом

федеральных

государственных

требований

к

предпрофессиональной общеобразовательной программе в

музыкального

искусства

«Фортепиано».

Учебный

предмет

"Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное
развитие обучающегося. Обучение игре на фортепиано включает в себя
музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры,
овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной
работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности,
знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление

одаренности

у

ребенка

в

процессе

обучения

позволяет

целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же
времяпрограмма рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели
стать профессиональными музыкантами.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с
листа».
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное
учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет.

1.3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и
чтение с листа»:

Таблица 1
Содержание

1 - 8 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах

1777

Количество часов на аудиторные занятия

592

Общее

1185

количество

часов

на

внеаудиторные

(самостоятельные) занятия
Консультации:

62

1 класс – 6 часов/год,
2-8 классы – 8 часов/год

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Индивидуальная продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная

форма

занятий

позволяет

преподавателю

построить

содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого
обучающегося.
1.5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа».
Цели:
• обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося
на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области
фортепианного исполнительства;
• выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на
фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения,

реализующие

образовательные

программы

среднего

профессионального образования.
Задачи:
• развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности
и артистизма;
• освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;

• овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на
фортепиано,

которые

позволяют

грамотно

исполнять

музыкальные

произведения как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный
аккомпанемент;
• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и
чтению нот с листа;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
• формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.
1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение
с листа».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
•

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
Программы "Содержание учебного предмета".
1.7. Методы обучения.
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием обучающегося, с
учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
• словесный - объяснение, беседа, рассказ;
• наглядно-слуховой - показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов;
• практический - работа на инструменте, упражнения;
• аналитический - сравнения и обобщения, развитие логического мышления;
• эмоциональный - подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.
Индивидуальный

метод

обучения

позволяет

найти

более

точный

и

психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее
подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной Программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач

учебного предмета и основаны на проверенных

методиках и

сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
1.8. Описание материально - технических условий реализации учебного
предмета «Специальность и чтение с листа».
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность и чтение с листа»
оснащены фортепиано, цифровыми пианино и имеют площадь не менее6 кв.
метров. В школе есть концертный зал, библиотека и фонотека. Помещения
имеют

звукоизоляцию

и

своевременно

ремонтируются.

Музыкальные

инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и
капитальный ремонт).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2
Распределение по годам обучения
Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий
( в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия ( в неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
самостоятельную работу ( в неделю)
Общее количество часов на
самостоятельную работу по годам
Общее количество часов на
внеаудиторную (самостоятельную)
работу

32

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

Максимальное количество часов
занятий в неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное количество
часов по годам (аудиторное и
самостоятельное)
Общее максимальное количество
часов на весь период обучения
Объём времени на консультации
(по годам)
Общий объём времени на
консультации

592
3

3

4

4

5

5

6

6

96

99

132

132

165

165

198

198

1185

5

5

6

160

165

198

6

7,5

7,5

8,5

8,5

198 247,5 247,5 286,5 286,5
1777

6

8

8

8

8

8

8

8

62

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае если
консультации

проводятся

рассредоточено,

резерв

учебного

времени

используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программ начального и основного общего
образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с
учетом

сложившихся

педагогических

традиций,

методической

целесообразности и индивидуальных способностей обучающегося.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная

нагрузка

по

учебному

предмету

обязательной

части

образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
обучающегося.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры;
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый

класс имеет свои дидактические задачи

и

объем времени,

предусмотренный для освоения учебного материала.
2.2. Годовые требования по классам.
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому
обучающемуся. В одном и том же классе экзаменационная программа может
значительно отличаться по уровню трудности (см. 3 варианта примерных

экзаменационных

программ).

Количество

музыкальных

произведений,

рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство
произведений

предназначаются

для

публичного

или

экзаменационного

исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления.
Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности
работы над произведением. Вся работа над

репертуаром фиксируется в

индивидуальном плане обучающегося.
Таблица годовых зачётно - экзаменационных требований по классам
Класс Форма аттестации
1

2

Промежуточная
аттестация – зачет
(концертное
выступление)
Текущая
аттестация- зачёт
по чтению с листа
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Текущая
аттестация – зачёт
по чтению с листа
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Текущая
аттестация – зачёт
по самостоятельно
изучаемому
произведению
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)

Срок
1 полугодие
(2 четверть)

Система
оценивания
Пятибальная

Требования по программе
2 разнохарактерных
произведения

2 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 1-2 произведения

2 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

3 полугодие
(1 четверть)

4 произведения: крупная
форма, полифония, пьеса,
этюд. Этюд можно
заменить ансамблем.
Зачёт/незачёт 1-2 произведения

3 полугодие
(2 четверть)

Пятибальная

3 произведения:
полифония, пьеса, этюд.

4 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 1 произведение

4 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

3 произведения: крупная
форма, пьеса, этюд

3

4

5

Текущая
аттестация –
технический зачёт
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Текущая
аттестация – зачёт
по чтению с листа
и самостоятельно
изучаемому
произведению
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Текущая
аттестация –
технический зачёт
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Текущая
аттестация – зачёт
по чтению с листа
и самостоятельно
изучаемому
произведению
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Промежуточная
аттестация –
технический зачёт
Текущая
аттестация – зачёт
по чтению с листа
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)

5 полугодие
(1 четверть)

Зачёт/незачёт 1-2 гаммы, этюд. термины

5 полугодие
(2 четверть)

Пятибальная

6 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 2 произведения

6 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

7 полугодие
(1 четверть)

Зачёт/незачёт 1-2 гаммы, этюд. термины

7 полугодие
(2 четверть)

Пятибальная

8 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 2 произведения

8 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

3 произведения: крупная
форма, пьеса, этюд

9 полугодие
(1 четверть)

Пятибальная

1-2 гаммы, этюд. термины

9 полугодие
(1 четверть)

Зачёт/незачёт 1-2 произведения

9 полугодие
(2 четверть)

Пятибальная

3 произведения:
полифония, пьеса, этюд.

3 произведения: крупная
форма, пьеса, этюд.

3 произведения:
полифония, пьеса, этюд.

3 произведения:
полифония, пьеса, этюд

6

7

Промежуточная
аттестация –
технический зачёт
Текущая
аттестация – зачёт
по самостоятельно
изучаемому
произведению
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Промежуточная
аттестация –
технический зачёт
Текущая
аттестация – зачёт
по чтению с листа
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Промежуточная
аттестация –
технический зачёт
Текущая
аттестация – зачёт
по самостоятельно
изучаемому
произведению
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация –
переводной
экзамен
Промежуточная
аттестация –
технический зачёт
Текущая
аттестация – зачёт
по чтению с листа
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Промежуточная
аттестация –
технический зачёт

10 полугодие
(3 четверть)

Пятибальная

1-2 гаммы, этюд. термины

10 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 1 произведение

10 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

11 полугодие
(1 четверть)

Пятибальная

11 полугодие
(1 четверть)

Зачёт/незачёт 1-2 произведения

11 полугодие
(2 четверть)

Пятибальная

3 произведения:
полифония, пьеса в
трёхчастнойформе, этюд

12 полугодие
(3 четверть)

Пятибальная

1-2 гаммы, этюд. термины

12 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 1 произведение

12 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

4 произведения: крупная
форма(классическая),
полифония, пьеса, этюд

13 полугодие
(1 четверть)

Пятибальная

1-2 гаммы, этюд. термины

13 полугодие
(1 четверть)

Пятибальная

1 произведение

13 полугодие
(2 четверть)

Пятибальная

3 произведения:
полифония, пьеса, этюд

14 полугодие
(3 четверть)

Пятибальная

1-2 гаммы, этюд. термины

3 произведения: крупная
форма (классическое
сонатное аллегро), пьеса,
этюд
1-2 гаммы, этюд. термины

8

Текущая
аттестация – зачёт
по самостоятельно
изучаемому
произведению
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(академический
концерт)
Промежуточная
аттестация –
технический зачёт
Промежуточная
аттестация –
зачёт по чтению с
листа
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(прослушивание)
Промежуточная
аттестация –
технический зачёт
Промежуточная
аттестация – зачет
(прослушивание)
Текущая
аттестация – зачёт
по самостоятельно
изучаемому
произведению
(контрольный
урок)
Промежуточная
аттестация – зачет
(прослушивание)
Итоговая
аттестация –
выпускной экзамен

14 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 1 произведение

14 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

3 произведения: крупная
форма, пьеса, этюд

15 полугодие
(1 четверть)

Пятибальная

Этюд № 1(инструктивный),
1-2 гаммы, термины

15 полугодие
(1 четверть)

Пятибальная

1 произведение

15 полугодие
(2 четверть)

Пятибальная

2 произведения:
полифония, пьеса

16 полугодие
(3 четверть)

Пятибальная

Этюд № 2, 1-2 гаммы,
термины

16 полугодие
(3 четверть)

Пятибальная

2 произведения: крупная
форма(классическая), пьеса

16 полугодие
(3 четверть)

Зачёт/незачёт 1 произведение

16 полугодие
(4 четверть)

Пятибальная

За пределом
учебного графика

Пятибальная

5 произведений:
полифония, крупная форма,
2 этюда, пьеса
5 произведений:
полифония, крупная форма,
2 этюда, пьеса

Годовые требования по гаммам
1 класс

2 класс

Мажорные гаммы: До, Соль в две октавы каждой рукой отдельно.
Тонические трезвучия аккордами по три звука каждой рукой отдельно с
переносом в разные октавы. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно в
одну октаву.
Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Фа в прямом движении и в
противоположном движении (с симметричной аппликатурой) двумя руками
в две октавы. Минорные гаммы (гармонические и мелодические): ля, ми

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

каждой рукой отдельно в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями
играть аккордами по три звука каждой рукой отдельно в пройденных
тональностях. Короткие арпеджио каждой рукой отдельно. Хроматическая
гамма в две октавы каждой рукой отдельно(двумя).
Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Фа, Си - бемоль в прямом движении и
противоположном движении (с симметричной аппликатурой) двумя руками
в две октавы. Минорные гаммы (гармонические и мелодические): ля, ми, ре
в прямом движении в две октавы. Хроматическая гамма - двумя руками в 2
октавы в прямом движении; от клавиш «ре», «соль» в противоположном
движении. Тонические трезвучия с обращениями играть аккордами по три
звука в пройденных тональностях. Арпеджио короткие по четыре звука
двумя руками.
Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си - бемоль в прямом и
противоположном движении (с симметричной аппликатурой) двумя руками
в четыре октавы. Минорные гаммы (гармонические и мелодические): ля,
ми, ре, соль в прямом движении в четыре октавы; ля, ми в
противоположном движении. Хроматическая гамма в прямом движении
двумя руками; от клавиш «ре», «соль - диез» в противоположном движении.
Тонические трезвучия аккордами с обращениями по три звука в
пройденных тональностях. Арпеджио короткие двумя руками, ломанные
каждой рукой отдельно.
Мажорные гаммы: диезные до 5-ти знаков; бемольные – 4-х. - бемоль в
прямом движении и противоположном движении (с симметричной
аппликатурой) двумя руками в четыре октавы. Минорные гаммы
(гармонические и мелодические): ля, ми, ре, соль, до в прямом и
противоположном движении в четыре октавы. Хроматические гаммы от
всех звуков в прямом движении. В противоположном движении от «ре» и
«соль диез». Тонические трезвучия с обращениями. Арпеджио короткие и
ломанные двумя руками, длинные арпеджио – каждой рукой отдельно. D 7
построить и разрешить.
Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре
октавы; 2 гаммы в терцию и дециму в прямом движении от белых клавиш.
Минорные гаммы: ля, ми, ре, соль, до, си, фа в прямом и противоположном
движении (с симметричной аппликатурой) в четыре октавы. Хроматические
гаммы от всех звуков в прямом движении. В противоположном движении
от «ре» и «соль диез». Тонические трезвучия с обращениями аккордами по
3-4 звука. Арпеджио короткие и ломанные, длинные - двумя руками. D7
длинными арпеджио двумя руками.
Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении. 2-3 гаммы в
терцию и дециму от белых клавиш. 2 гаммы в сексту от белых клавиш в
прямом движении. Все минорные гаммы в прямом и противоположном
движении в четыре октавы. Хроматические гаммы от всех звуков в прямом
движении. В противоположном движении от «ре» и «соль диез» (от двух
других звуков). Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3-4
звука. Арпеджио короткие и ломанные, длинные - двумя руками. D7
короткими и длинными арпеджио двумя руками. Уменьшенный септаккорд
короткими и длинными арпеджио.
Прорабатываются гаммы в соответствии с тональностями, выбранных на
экзамен произведений. Требования технических формул по 7 классу.

1 класс
Специальность и чтение с листа - 2 часа в неделю
Самостоятельная работа - не менее3- х часов в неделю
Консультации - 6 часов в год.
Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с
обучающимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока
предполагается

знакомство

с

упражнениями,

формирующими

инструментом
правильные

фортепиано,
игровые

работа

навыки.

За

над
год

обучающийся должен пройти 20-30 небольших произведений, освоить
основные

приемы

игры:

nonlegato,

legato,

staccato.

В

репертуаре

предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного
и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли,
а также (для более продвинутых обучающихся) легкие сонатины и вариации.
На академическом концерте в конце года обучающийся должен
исполнить четыре произведения: полифония или пьеса с элементами
полифонии, крупная форма (сонатина, вариации, рондо), пьеса и этюд.
Возможна замена пьесы или этюда на ансамбль. Также во втором полугодии
проводятся зачёты в форме контрольных уроков по чтению с листа и по
самостоятельно изучаемому произведению.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от
индивидуальных особенностей каждого конкретного обучающегося, его
музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:
1.Пьесы полифонического склада
Моцарт. Менуэт До мажор
Бах И. С. Нотная тетрадь А.М.Бах(по выбору)
Гендель. Г. Две сарабанды
Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ре минор
Скарлатти Д. Ария
Моцарт В. Менуэт фа мажор, Аллегро си бемоль мажор

2. Этюды
Гнесина Е. " Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"
Лемуан А. Соч. 37 "50 характерных прогрессивных этюдов"
Лешгорн А. Соч. 65 Избранные этюды для начинающих
Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера, 1 ч.
Черни К. Соч. 139 (по выбору)
Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов"
3. Крупная форма
Дюбюк. Русская песня с вариацтями.
Литкова. Вариации на белорусскую народную песню «Савка и Гришка»
Беркович И. Сонатина Соль мажор
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
Гедике А. Соч.36 Сонатина До мажор
Клементи М. Соч.36. Сонатины №№1,2
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Хаслингер Т . Сонатина До мажор
Чимароза Д. Сонаты ре минор, соль минор
Гедике А. Соч.46. Тема с вариациями До мажор
Моцарт В. Вариации на тему из оперы"Волшебная флейта"
Шесть легких сонатин(по выбору)
4. Пьесы
Гречанинов А. Соч.98 Детский альбом: В разлуке, Мазурка,
Маленькая сказка
Кабалевский Д. Соч.27 30 детских пьес(по выбору), соч.39 «Клоуны»
Любарский Н. Сборник легких пьес на темы украинских песен
Майкапар С. Соч.33 Миниатюры: Раздумье, Росинки
Соч.28 Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка, Колыбельная
Мясковский Н. "10 очень легких пьес для фортепиано"
Прокофьев С. "Детская музыка": Марш, Сказочка, Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом" (по выбору)
Шостакович Д. "Детская тетрадь" (6 пьес)

Штейбельт Д. Адажио ля минор
Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Смелый наездник,
Первая утрата
Примеры программ академического концерта (2 полугодие):
Вариант 1
1.Дюбюк А. Русская песня с вариацией.
2.Моцарт. Менуэт ре минор
3.Гаджибеков. Вечер настал
4. Черни. Этюд До мажор
Вариант 2
1.Моцарт. Аллегро Си-бемоль мажор.
2.Кригер. Менуэт ля минор.
3.Артоболевская. Курочка.
4. Ляховицкая. Этюд Соль мажор.
Вариант 3
1.Салютринская. Русская народная песня «Ивушка»
2.Бетховен. Немецкий танец До мажор.
3.Штейбельт. Адажио.
4.Т. Николаева. Этюд ля минор.
2 класс
Специальность и чтение с листа - 2 часа в неделю
Самостоятельная работа - не менее 3 часов в неделю
Консультации - 8 часов в год
За учебный год обучающийся должен выступить на двух академических
концертах в конце каждого полугодия. Также раз в полугодие проводятся
зачёты в форме контрольных уроков по чтению с листа и по самостоятельно
изучаемому произведению (см. таблицу зачётно-экзаменационные требования
по классам).

Годовые требования:
- 1 - 2 полифонических произведения,
- 1 - 2 крупные формы,
- 4 - 6 этюдов,
- 5 - 7 пьес различного характера.
Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем,
работа над гаммами и упражнениями.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Нотная тетрадь А.М. Бах (по выбору)
Бах И.С. "Маленькие прелюдии и фуги" (по выбору)
Гендель Г. Менуэт ре минор
Корелли А. Сарабанда
Моцарт Л. Буррэ, Марш
Скарлатти Д. Ария
2. Этюды
Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть
Лекуппэ Ф. "Прогресс" (по выбору)
Лак Т. Соч.172. Этюды
Лешгорн А. Соч.66 Этюды
Лемуан А. Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов"
Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера
3. Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, Фа мажор
Клементи М. Соч.36 Сонатина До мажор
Моцарт В. Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор
ЧимарозаД. Сонаты ля минор, Соль мажор
4. Пьесы
Гречанинов А. Соч.123 " Бусинки"
Кабалевский Д. Соч.27 "30 детских пьес"
Косенко В. Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано"

Лукомский Л. 10 пьес: Разговор, Вальс
Майкапар С. Соч.28 "Бирюльки", Маленькие новеллетты
Листок из альбома
Прокофьев С. Соч.65. Сказочка, Марш, Утро, Прогулка
Шостакович Д. "Танцы кукол": Шарманка
Шуман Р. Соч.68 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая
утрата».
Чайковский П.

Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка,

Болезнь куклы.
Примеры программ академического концерта (2 полугодие):
Вариант 1
1. Гедике. Соч. 36 Сонатина До мажор
2.Дварионас. Прелюдия.
3. Черни-Гермер. Этюд № 10
Вариант 2
1.Благой. Маленькие вариации соль минор.
2.Чайковский. Старинная французская песенка.
3. Черни.Гермер. Этюд № 12.
Вариант 3
1.Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».
2.Кабалевский. Клоуны.
3.Лешгорн. Этюд Соч.66, № 2
3 класс
Специальность и чтение с листа - 2 часа в неделю
Самостоятельная работа - не менее4 часов в неделю
Консультации - 8 часов в год
В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения
программы и их количества. Среди программы обязательно должна быть пьеса
кантиленного характера, а также чтение с листа и ансамбль. С третьего класса

обучающиеся начинают сдавать гаммы в классном порядке. (см. зачётноэкзаменационные требования по классам)
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги
Сарабанда и ария из Французской сюиты до минор
Гендель Г. Сарабанда с вариациями ре минор
Лядов А.-Зилоти А. "Четыре русские народные песни": Подблюдная,
Колыбельная
Мясковский Н. Соч.33 "Легкие пьесы в полифоническом роде"
2. Этюды
Беренс Г. Соч.61 и88 "32 избранных этюда"
Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"
Лешгорн А. Соч.66 Этюды(по выбору), соч.136, №№2-5,9,10,12
Черни К. "Избранные фортепианные этюды", под ред. Гермера, т .2 Соч.139,
тетради3,4
3. Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор
Бетховен Л. Вариации на швейцарскую тему
Бетховен Л. Соч. 49 Соната Соль мажор, N20
Гендель Г. Концерт Фа мажор
Клементи М. Соч.36 Сонатины Фа мажор, Ре мажор
Моцарт В. Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор
Чимароза Д. Сонаты(по выбору)
Шуман Р . Соч.118 Детская соната Соль мажор
4. Пьесы
Барток Б. Сборник"Детям" (по выбору)
Бетховен Л. Весело-грустно
Гедике. А. Соч.8 Миниатюры(по выбору)
Глиэр Р. В полях, Ариэтта
Григ Э. Соч.12, Соч.38

Дварионас Б. Маленькая сюита
Майкапар С. Соч.8 Токкатина, Мелодия(«Маленькие новеллетты»)
Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса ля минор
Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние,
"Ходит месяц над лугами"
Скарлатти Д. " Пять легких пьес"
Чайковский П. Соч.39 Детский альбом(по выбору)
Шостакович Д. Танцы кукол(по выбору)
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества(по выбору)
Примеры программ академических концертов (2 полугодие):
Вариант 1
1.Чимароза. Сонатина соль минор.
2.Кабалевский. Медленный вальс.
3. Черни.Гермер. Этюд № 22,1 т.
Вариант 2
1.Глиэр. Рондо Соль мажор.
2.Хачатурян. Андантино.
3.Гедике. Этюд Соль мажор.
Вариант 3
1.Клементи. Соч. 36 Сонатина Соль мажор ч. 1.
2.Чайковский. Новая кукла.
3. Лешгорн. Этюд Соч.66, № 8
4 класс
Специальность и чтение с листа - 2 часа в неделю
Самостоятельная работа - не менее 4 часов в неделю
Консультации - 8 часов в год
Регулярно идёт работа над гаммами и чтением с листа. Требования по зачётам
совпадают с предыдущим классом.

Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги.
Бах И. С. Двухголосные инвенции.
Бах И.С. Французские сюиты(отдельные части)
Гендель Г. Сюита Соль мажор, ми минор
2. Этюды
Беренс Г. Этюды соч.88 и соч.61
Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"
Крамер И. Соч.60 Этюды
Лешгорн А. Этюды соч.66 и соч.136
Черни К. "Избранные фортепианные этюды", под ред. Гермера, т .2
Соч.139, тетради3,4
3. Произведения крупной формы
Гайдн Й. Сонаты(по выбору),
Глазунов А. Сонатина ля минор
Грациоли Т. Соната Соль мажор
Клементи М. Соч.38. Сонатина Си-бемоль мажор
Моцарт В. Соната Соль мажор
Чимароза Д. Сонаты
Шуман Р. Детская соната Соль мажор, соч. 118
4. Пьесы
Барток Б. Баллада, Старинные напевы
Григ Э. Лирические тетради(по выбору)
Даргомыжский А. Табакерочный вальс
Кабалевский Д. Новелла, соч.27
Лядов А. Соч. 53 Маленький вальс Соль мажор,
Багатель Си мажор
Пахульский Г. В мечтах.
Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка"
Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом"

Шостакович Д. "Танцы кукол"
Примеры программ академического концерта (2 полугодие):
Вариант 1
1.Гайдн. Сонатина Ре мажор 1 ч.
2.Чайковский. Полька.
3. Черни.Гермер. Этюд №14,2 тетрадь.
Вариант 2
1.Кулау. Сонатина До мажор, соч. 55 №1, 1 ч.
2.Прокофьев. Сказочка.
3. Черни.Гермер. Этюд №39, тет.2
Вариант3
1.Клементи. Сонатина соч. 36 №3 До мажор 2-3 части.
2.Глиэр. Ариетта.
3. Лешгорн. Этюд Соч.66,№ 17.
5 класс
Специальность и чтение с листа - 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа- не менее5 часов в неделю
Консультации - 8 часов в год
Годовые требования: 1-2 полифонических произведения, 1-2 крупные формы,
4-5 этюдов, 3-4 пьесы. Работа над навыками чтения с листа, гаммами.
Технические зачёты проводятся раз в полугодие в форме промежуточной
аттестации. В требованиях по гаммам - техничность и беглость исполнения.
Также проводятся зачёты по чтению с листа и по самостоятельно изученному
произведению.
На академическом концерте в конце года, обучающиеся играют обязательно
классическое сонатное аллегро (крупная форма).
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Двухголосные инвенции
Бах И.С. Французские сюиты

Бах И.С. Маленькая прелюдия и фуга ля минор,
Бах-Кабалевский. Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа
Гендель Г. Пассакалия соль минор
Ипполитов-Иванов М. Соч.7 Прелюдия и канон
Мясковский. В старинном стиле.
2.Этюды
Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"
Крамер И. Соч.60 Этюды
Деринг К. Соч.46 двойные ноты
Крамер И. Соч.60 этюды
Лешгорн А. Этюды соч.66, соч.136
Черни К. Этюды соч.299, 1 тетрадь.
3. Произведения крупной формы
Бортнянский Д. Соната До мажор
Гречанинов А. Соч.110, Сонатина Фа мажор
Моцарт. Сонаты: До мажор, Фа мажор, Соль мажор.
Гайдн Й. Лёгкие сонаты.
Клементи М. Соч. 38 Сонатина Си-бемоль мажор
4. Пьесы
Аренский А. Соч.25 Экспромт Си мажор, №1
Соч.53 Романс Фа мажор
Глазунов А. Юношеские пьесы
Григ Э. Соч.43 Птичка, Бабочка,Соч.3 Поэтические картинки
Лядов А. Музыкальная табакерка
Мендельсон Ф. Соч.72 Детские пьесы
Прокофьев С. "Детская музыка" (по выбору)
Пешетти Д. Престо до минор
Шуберт Ф. Вальсы
Шопен Ф. Вальс си минор №10
Мазурки соч.7, соч.17
Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества; Детские сцены

Примеры программ академического концерта (2 полугодие):
Вариант 1
1.Грациоли. Соната Соль мажор. 1 ч.
2.Грибоедов. Вальс Ля – бемоль мажор.
3. Бертини. Этюд Соч.29, № 7
Вариант 2
1.Клементи. Сонатина, соч. 37 №1 Ми – бемоль мажор, 1 ч.
2.Дебюсси. Маленький негритёнок.
3.Деринг. Этюд. Соч.46,№ 5
Вариант3
1.Моцарт. Соната №6, 1 ч.
2.Чайковский. Сладкая грёза.
3. Черни.Этюд. Соч.299,№ 1
6 класс
Специальность и чтение с листа - 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа - не менее5 часов в неделю
Консультации по специальности -8 часов в год
В конце учебного года учащиеся сдают переводной экзамен.
В течение года обучающийся должен изучить развёрнутую романтическую
Пьесу и исполнить её на академическом концерте в конце первого полугодия.
Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальных
особенностей обучающегося. Изучаются все гаммы.
Годовые требования: 1-2 полифонии, 1-2 крупные формы, 3-5 этюдов, 4-6 пьес.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Двухголосные и трехголосные инвенции,
Французские сюиты, Английские сюиты (отдельные части)
2. Этюды
Беренс Г. Соч. 61 этюды
Гуммель И. Соч.125 Этюды

Кобылянский А. "Семь октавных этюдов"
Крамер И. Соч.60 Этюды
Лешгорн А. Соч.136 Этюды
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№2, 5, 6, 10
Черни К. Этюды соч.299
3. Произведения крупной формы
Бах Ф. Э. Сонаты фа минор, ля минор
Рондо из Сонаты си минор
Бетховен Л. Сонаты №№1, 5, 6, 8, 9, 10 (отдельные части)
Гайдн Й. Сонаты: до-диез минор, Ми-бемоль мажор, ми минор, Ре мажор
Клементи М. Соч.47 N 3 Соната Си-бемоль мажор
Моцарт В. Сонаты: До мажор, Фа мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор
Парадизи П. Соната Ля мажор
4. Пьесы
Бородин А. Маленькая сюита
Григ Э. Лирические тетради(по выбору)
Дакен Л. «Кукушка»
Дворжак А. Соч.101 ЮморескаN 7
Мак-Доуэлл Э. Соч.46 №2 «Вечное движение»
Мендельсон Ф. Песни без слов(по выбору)
Прокофьев С. Гавот из балета"Золушка"
Рахманинов С. Вальс Ля мажор, Мелодия, Полька
Фильд Д. Ноктюрны
Чайковский П. Русская пляска
Шопен Ф. Ноктюрн ми минор, фа минор
Полонез до-диез минор
Вальсы(по выбору)
Шуберт Ф. Экспромты соч. 90
Соч.142 Экспромт Ля-бемоль мажор
Шуман Р. Соч.124 Листки из альбома.
Щедрин Р. Пьесы.

Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
1.Бах И.С. Двухголосная прелюдия Ми мажор.
2.Бетховен. Соната №20, 1 ч.
3.Щедрин. Танец Царя-Гороха.
4.Черни. Этюд. Соч.299,№11.
Вариант 2
1.Бах. Двухголосная инвенция ля минор.
2.Гайдн. Соната Ре мажор, 1 часть.
3.Раков. Легенда из цикла «Новеллы».
4. Черни. Этюд. Соч. 299,№ 18.
Вариант 3
1.Бах. Двухголосная инвенция ре минор.
2.Клементи. Сонатина №6 соч. 36, 1 ч.
3.Григ. Поэтическая картинка.
4.Кобылянский. Октавный этюд.
7 класс
Специальность и чтение с листа - 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа- не менее6 часов в неделю
Консультации по специальности - 8 часов в год
За год обучающиеся должны выступить на двух академических концертах и
двух технических зачётах в конце каждого полугодия. Также проводятся зачёты
по чтению с листа (промежуточная аттестация) и самостоятельно изучаемому
произведению (текущая аттестация).
Годовые требования по репертуару: 1-2 полифонии, 1-2крупные формы, 4-5
этюдов, 4-6 пьес.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И.С. Двухголосные и трехголосные инвенции, Французские сюиты,
Английские сюиты ля минор, соль минор.

2. Этюды
Аренский А. Соч.74 Этюды до минор, До мажор
Клементи М. Этюды, под ред. Таузига(по выбору)
Лист Ф. Этюды.
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№1, 2, 5, 6, 7, 10, 11
Черни К. Соч. 299,Соч.740 (по выбору)
3. Крупная форма
Бах И. С. Ля мажор, соль минор
Бетховен Л. Сонаты соч.2 №1 Фа минор, соч.10 №1 до минор
Соч.51 Рондо Соль мажор
Гайдн Й. Сонаты(по выбору)
Григ Э. Соната ми минор, 1-я часть
Клементи М. Соната фа-диез минор, 1-я часть
Моцарт В. Сонаты До мажор , Ре мажор, Фа мажор, Фантазия ре минор.
4. Пьесы
Григ Э. Соч.52 «Сердце поэта»
Соч.19 «Свадебный день в Тролльхаугене»
Дебюсси К. Арабески Соль мажор, Ми мажор
Мясковский Н. Соч.31 «Пожелтевшие страницы№
Соч.25 «Причуды» (по выбору)
Прокофьев С. Соч.25 Гавот из"Классической симфонии"
Соч.22 "Мимолетности"
Рахманинов С. Элегия, Мелодия, Вальс Ля мажор, Полишинель
Шостакович Д. Соч.1 "Три фантастических танца"
Чайковский П. "Времена года"
Шопен Ф. Ноктюрны: №2 Ми-бемоль мажор, №19 ми минор
Шуберт Ф. Соч. 142 Экспромт Си-бемоль мажор
Соч.94 Музыкальные моменты
Шуман Р. "Лесные сцены", "Детские сцены"

Примеры программ академического концерта (2 полугодие):
Вариант1
1.Бетховен Л. Соната №1, 1-я часть
2.Чайковский. Декабрь.
3.Черни. Этюд. Соч.299,№ 25
Вариант2
1.Бетховен. 6 лёгких вариаций на собственную тему Соль мажор.
2. Рахманинов. Элегия.
3. Черни. Этюд. Соч. 299, № 39
Вариант3
1.Моцарт. Соната Фа мажор, 1 часть.
2. Григ. Сердце поэта.
3.Мошковский. Этюд. Соч.72, № 1.
8 класс
Специальность и чтение с листа- 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа - не менее6 часов в неделю
Консультации по специальности- 8 часов в год
Главная задача этого класса - представить выпускную программу максимально
готовой. Обучающийся может изучить за год две программы. Перед экзаменом
обучающиеся

обыгрывают

выпускную

программу

на

прослушиваниях,

классных вечерах и концертах.
Требования к выпускной программе: 2-3х голосная инвенция или прелюдия и
фуга из ХТК Баха И.С. Крупная форма (классическая или романтическая), два
этюда, пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Трехголосные инвенции,
Хорошо темперированный клавир 1 том(по выбору)
ХТК 2 том, Прелюдии и фуги: до минор, ре минор, Ми-бемоль мажор, Соль
мажор, ля минор.

Партиты: Соль мажор, Си-бемоль мажор, до минор
Французские сюиты, Английские сюиты(по выбору)
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги(по выбору)
2. Этюды
Аренский А. Соч.36, соч.41 Этюды
Блюменфельд Ф. Соч.3 №2 этюд
Клементи М. Этюды(по выбору)
Крамер И. Этюды(наиболее трудные)
Куллак Т. Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор,
Ми-бемоль мажор
Лист Ф. Концертные этюды: Ре-бемоль мажор, фа минор
Мендельсон Ф. Этюды ля минор, Фа мажор
Мошковский М. Соч.72 Этюды: №№1,2,5,6,7,9,10,11
Черни К. Соч. 299, Соч.740 Этюды(по выбору)
Шопен Ф. Соч.10, соч.25 Этюды(по выбору)
3. Крупная форма
Бетховен Л. Сонаты №№1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25
Вариации(по выбору)
Концерты №№1, 2, 3 (отдельные части)
Гайдн Й. Сонаты(по выбору)
Григ Э. Соната ми минор, концерт ля минор
Клементи М. Соната фа-диез минор
Моцарт В. Сонаты(по выбору)
Вариации Ре мажор, Ми-бемоль мажор, Соль мажор
Концерты №№12, 17, 20, 21, 23 (отдельные части)
Мендельсон Ф. Концерты соль минор, ре минор
Прокофьев С. Сонаты №№1, 2, 3
Скарлатти Д. 60 сонат под ред. Гольденвейзера А. (по выбору)
4. Пьесы
Аренский А. Соч.68 Прелюдии
Бабаджанян А. Шесть картин

Балакирев М. Ноктюрн, Полька
Глиэр Р. Соч. 26 Прелюдии
Глинка-Балакирев Жаворонок
Караев К. 24 прелюдии(по выбору)
Лист Ф. «Лорелея», «Женевские колокола», ноктюрн "Грёзылюбви"
Лядов А. Соч.11 Прелюдии
Соч.17 Пастораль
Соч.53 Три багатели
Мендельсон Ф. Песни без слов, Рондо-каприччиозо
Мусоргский М. Детское скерцо
Мясковский Н. Соч.25 "Причуды"
Рубинштейн А. Соч.26 Романс Фа мажор
Соч.50 Баркарола соль минор
Рахманинов С. Соч.3 Элегия, Серенада, Прелюдия до-диез минор
Соч.23, соч.32 Прелюдии(по выбору)
Скрябин А. Соч.2 Прелюдия, Этюд
Соч.11 Прелюдии
Сметана Б. Соч.8 Поэтическая полька соль минор
Хачатурян А. Токката
Чайковский-Зилоти Ноктюрн на темы из оперы"Снегурочка"
Шопен Ф. Ноктюрны, Вальсы, Полонезы, Мазурки
Шуман Р. Соч.18 Арабески.
Примерные программы выпускного экзамена:
Вариант 1
Бах И. С. Трехголосная инвенция соль минор
Черни К. Соч.299 Этюд № 34
Крамер. Этюд № 1
Моцарт В. Соната Си-бемоль мажор, 1-я часть
Прокофьев С. Мимолетности №№1, 10
Вариант 2
Бах И. С. Трёхголосная инвенция ми минор,

Черни К. Соч.299 Этюды № 40,
Мошковский. Октавный этюд.
Бетховен Л. Соната №5, 1-я часть
Шопен Ф. Ноктюрн ми минор
Вариант 3
Бах И. С. ХТК 1том Прелюдия и фуга до минор
Мошковский М. Соч.72 Этюд №2
Клементи М. Этюд №13
Гайдн Й. Соната Ми-бемоль мажор, 1-я часть
Рахманинов С. Соч.32 Прелюдия соль-диез минор.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
•

наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения

наиболее

самостоятельно

убедительной

накапливать

интерпретации

репертуар

из

авторского

музыкальных

текста,

произведений

различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
• знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара,

включающего

полифонические

произведения

произведения,

сонаты,

разных

стилей

концерты,

и

жанров:

пьесы,

этюды,

инструментальные миниатюры;
• знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
• знание профессиональной терминологии;
• наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм;

• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
•

навыки

по

использованию

музыкально-исполнительских

средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания

музыкальных

произведений

и

приемах

работы

над

исполнительскими трудностями;
• наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
• наличие начальных навыков репетиционно - концертной работы в качестве
солиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
4.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Специальность и чтение с листа»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
Успеваемость
академических

обучающихся
концертах

и

проверяется
зачётах,

на

различных

контрольных

выступлениях:

уроках,

экзаменах,

конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости
учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ.
Контрольные уроки и зачеты проводятся на завершающих четверть или
полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на

учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий.
Итоговая

аттестация

проводится

в

форме

выпускного

экзамена,

представляющего собой концертное исполнение программы. По итогам этого
экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».

Учащиеся

на

выпускном

экзамене

должны

продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано
для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных жанров, форм зарубежных и отечественных композиторов.
4.2.Критерии оценок.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов,
а

именно:

недоученный

текст,

слабая

техническая подготовка, малохудожественная
игра, отсутствие свободы игрового аппарата и
т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
Зачёт (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций и с учётом целесообразности, оценка
качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даёт
возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося.
Фонды

оценочных

средств,

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При

выведении

экзаменационной

(переводной)

оценки

учитывается

следующее:
• оценка годовой работы обучающегося;
• оценка на академическом концерте или экзамене;
• другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти, полугодий и итогам
учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам.
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе
специальности, обычно включает в себя проверку выполненного задания,
совместную работу педагога и обучающегося над музыкальным произведением,
рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы
обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не
только конкретными задачами, стоящими перед обучающимся, но также во
многом

обусловлена

его

индивидуальностью

и

характером,

а

также

сложившимися в процессе занятий отношениями обучающегося и педагога.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на
инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В

работе

с

учащимися

преподаватель

должен

следовать

принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа от простого к

сложному, и опирается на индивидуальные особенности обучающегося интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкальноисполнительского

аппарата

обучающегося.

С

первых

уроков

полезно

обучающемуся рассказывать об истории инструмента, о композиторах и
выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для
обучающегося музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы,
преподаватель в занятиях с обучающимся должен стремиться к раскрытию
содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии,
гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания
элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения
любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу
обучающегося над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью
предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в
обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо
предварительно
музыкальный

просмотреть

и,

по

возможности,

текст с целью осознания

проанализировать

ладотональности,

метроритма,

выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и
развитие

музыкально-исполнительских

данных

всестороннее

обучающегося

зависят

непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце
учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с

приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении
индивидуального

учебного

плана

следует

учитывать

индивидуально-

личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар
необходимо включать произведения, доступные по степени технической и
образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные
по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших
обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки
обучающегося.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов. Одна из самых главных
методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка
работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для
любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление,
увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.
Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы,
которая позволяет значительноактивизировать учебный процесс.
5.2.Рекомендации по организации самостоятельной работе обучающихся.
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
• периодичность занятий- каждый день;
• время занятий в неделю- от 2 до6 часов.
Объём самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы
начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в
учебном

заведении

педагогические

традиции

и

целесообразность, а также индивидуальные способности

методическую
обучающихся.

Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может

проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с
рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь обучающемуся организовать домашнюю работу , исходя
из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
гамм, этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это
примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более
легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста,
необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными
деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение
произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед
зачётом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все
рекомендации

по

домашней

работе

в

индивидуальном

порядке

даёт

преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI.

СПИСКИ

РЕКОМЕНДУЕМОЙ

НОТНОЙ

И

МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.
6.1.Список рекомендуемых нотных сборников.
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса
Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина/ М., Композитор, 2003
Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
Артоболевская А.

Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.

композитор,1991
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, т .1, 2, ред. Муджеллини, М.,
Музыка,2012
Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Бах И. С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008
Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А. Избранные этюды/ М., Музыка,1992
Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты(сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
Бетховен Л. Сонаты №№1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Соната №8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Сонаты №№9,10 / М., Музыка, 2006
Бородин А. Сочинения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,
Музыка,2011
Гендель Г . Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр Р . Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М., Музыка, 2011
Григ Э. Концерт для ф-но с оркестром/М., Музыка, 2005
Дебюсси К. Детский уголок/СПб, Композитор, 2004
Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010
Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
Лядов А. Избранные сочинения/М., Музыка, 1999

Мендельсон Ф. Песни без слов/ М., Музыка, 2011
Милич Б. Маленькому пианисту/ изд. Кифара, 2012
Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс/ изд. Кифара, 2006
Фортепиано4 класс/ Кифара, 2001; 6 класс – 2002; 7 класс- 2005
Моцарт В. Шесть сонатин/ М., Музыка, 2011
Моцарт В. Сонаты для фортепиано/ М., Музыка, 1975
Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано/ М., Музыка, 2008
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для
первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
Прокофьев С. Мимолетности/ М., Музыка, 2003
Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004
Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009
Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
Слонимский С. Альбом популярных пьес/ М., Музыка, 2011
Фортепианные

вариации

русских

композиторовXVIII-XIX

веков/

М.,

Музыка, 2011
Хрестоматия для ф-но, 3 и4 классы. Сост . А. Четверухина, Т . Верижникова/
М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост .
Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков/ М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Составитель Н. Копчевский/ М.,
Музыка, 2011
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005
Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера/ М., Музыка, 2011
Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009

Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост . А. Николаев, В. Натансон, Л. РощинаМ., Музыка,
2011
Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано.
Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011
Шопен Ф. Экспромты/ М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и2 / М., Музыка, 2010
Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
Шуман Р. Альбом для юношества/ М., Музыка, 2011
Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису/ М., Музыка, 2007
6.2.Список рекомендуемой методической литературы.
Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. М.,1952
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.,1978
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
Аберт Герман Моцарт. Монография М., Музыка,1990
Бадура-СкодаЕ.и П. Интерпретация Моцарта/М.,1972
БерченкоР . В поисках утраченного смысла.
Б. Яворский О "Хорошо темперированном клавире" Классика- XXI, 2008
Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.,1966
Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
Гофман И.

Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре/М.,1961
Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов,
Франции, Италии, Германии16-18 вв. Л.,1960
Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Коган. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган. Вопросы пианизма. М.,1969
Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические
данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы
музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,
М.,1986
Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966
Ландовска В. О музыке. Классика- XXI век, 2001
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Советский композитор, 1985
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста.
Фортепиано, 2004, №№3,4
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б. Воспитание обучающийсяа-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.
М., 2005
Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Запискипедагога. М., 1982
НосинаВ. Символика музыки И.С.Баха. Классика– XXI, 2006
Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
Савшинский С. Пианист и его работа. Классика- XXI, М., 2002
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многомдругом. М., 1997
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский
композитор,1989
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительскойдеятельности. СПб,
Композитор, 2008
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологиитворчества. М., 1988
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика– XXI. М., 2011
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". Классика- XXI, М.,1999
Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».