12. В.00.В.03. Основы декоративно-прикладного творчества

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

31.08.2023 г., Протокол № 1.

Приказ № 33 от 31.08.2023 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
Предметная область
В.00. Вариативная часть
Учебный предмет
В.03. Основы декоративно-прикладного творчества

2019 год
п.г.т. Умба

Составитель: Кушкова Татьяна Юрьевна, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.
Рецензент: Антропов Юрий Алексеевич, преподаватель изобразительного
искусства МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Годовые требования. Содержание разделов и тем
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методическое обеспечение учебного процесса
5.2. Справочные материалы
VI. Список литературы и средств обучения
6.1. Список используемой литературы
6.2. Список учебной литературы
6.3. Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с
которыми познакомятся обучающиеся в процессе учебы, разовьют у них
эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания
детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по
предмету «Основы декоративно-прикладного творчества» включает в себя как
восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при
этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в
первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его
функциональность.
Признаком искусства в бытовом предмете является соединение
целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в
правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художникприкладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические
воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному
изображению предметов. Занятия с обучающимися строятся на основе
развития у них понимания органического сочетания декора с формой,
материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение,
даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного
изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по
которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы
художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и
типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в
реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Программа рассчитана на три года обучения и является вводным
курсом обучения прикладному творчеству, предваряющая более глубокое
изучение данного предмета и носит личностно-ориентированный характер.

Она дает возможность развития зрения и руки как целостной системы
мышления (глаз, мозг, рука), определяет способности для профессионального
вида деятельности, выявляет наиболее одаренных детей, предоставляет им
возможность максимально проявить свое дарование.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой,
содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных
возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях,
связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса
обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с
композиционным

центром

формата,

учатся

обращать

внимание

на

выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными
техниками

и

видами

декоративного

творчества,

они

узнают о

его

многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с
традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче
традиций из поколения в поколение.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Текущий контроль
знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях
и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным
темам. Он может проводиться в устной форме (индивидуальный, групповой
опрос), в виде практических работ.
Промежуточная аттестация осуществляется в виде контрольных
уроков в форме просмотров, которые проводятся в конце 2 полугодия
каждого учебного года.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в рамках промежуточной аттестации в виде
контрольного урока в форме просмотров работ обучающихся с обязательным
выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании
школы.

Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой
частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства
отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие
и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность
произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не
только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру,
но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно
духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в
наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым
покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская
керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса
все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как
художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам,
сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое
с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой
родник современной художественной культуры.
По средством данной программы обучающиеся научатся ценить
произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая
увиденное

и

услышанное,

на

занятиях

по

декоративно-прикладному

искусству.
Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и
полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам,
определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества
взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных
художников.
Программа предполагает использование разных форм проведения
занятий:

просмотр

тематических

фильмов,

прослушивание

музыки,

применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ.

1.2. Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность учебных
занятий составляет 32 недели – для 1-го класса, 33 недели – для последующих
классов.
1.3. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации
Вид
учебной
работы

1-й год

Аудиторные занятия (в часах)
Максимальная нагрузка
аудиторные занятия (в часах)
Самостоятельная работа
часах)
Максимальная нагрузка
самостоятельную работу
часах)

на
(в

Максимальная учебная нагрузка
Вид промежуточной аттестации

3-й год

1

2

1

2

1

2

16

16/
17

16

17

16

17

на
(в

Годы обучения
2-й год
Полугодие

32/33
8

8/8,5

33
8

16/16,5
24

24/
25,5
к/у
(прос
мотр)

33
8,5

8

16,5
24

25,5
к/у
(прос
мотр)

98/99
98/99

8,5
16,5

24

Всего
часов

25,5

49/
49,5
49/
49,5
147/
148,5

к/у
(прос
мотр)

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой
работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и
индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также
0,5 часа самостоятельной работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40
мин.

1.5. Цели и задачи программы
Цели:
формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных
знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
развитие понимания художественно-выразительных особенностей языка
декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
обучающие:
Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму,
композицию как средства художественной выразительности в создании образа
декоративной вещи. Овладеть процессом стилизации природных форм в
декоративные. Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и
орнамента. Познакомить с различными видами декоративной росписи.
воспитательно-развивающие:
приобщить к народным традициям; воспитать внимание, аккуратность,
трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Развивать навыки работы обучающихся с различными материалами и в
различных

техниках.

функциональным
эстетического

Учитывать

назначением,

анализа

взаимосвязь
материалом,

предметов

формы

объекта

украшением

декоративно-прикладного

в

с

его

процессе
искусства.

Создавать предметы декоративно-прикладного искусства. Предполагаемый в
программе тематический план является примерным. В него могут быть
внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется
специфическими условиями работы. Традиционно широко на занятиях
изобразительной деятельностью представлен наглядный материал: слайды,
репродукции картин, схемы, рисунки.
1.6. Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в
учебном

процессе

применяются

объяснительно-иллюстративные

следующие

(демонстрация

основные

методы:

методических

пособий,

иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие

(творческие

исследовательские

задания,

(исследование

участие

свойств

детей

бумаги,

в

конкурсах);

красок,

а

также

возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала
и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.

П. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом
возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их
пространственного мышления; включает теоретическую и практическую
части.
Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с техниками и
способами работы с различными материалами, а практическая часть основана
на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За год
освоения программы дети получают знания о многообразии декоративноприкладного искусства, а также умения работы в различных техниках
прикладного творчества. Содержание программы включает следующие
основные разделы:
Раздел 1: Орнамент.
Раздел 2: Декоративное рисование.
Раздел 3: Аппликация. Работа с бумагой, тканью.
Раздел 4: Объемно-декоративная работа.
Раздел 5: Текстиль. Народные куклы-скрутки
Раздел 6: Народные художественные промыслы.
Раздел 7: Текстиль. Батик
Раздел 8: Работа с природными материалами.
Мозаика. Коллаж.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с
материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также
с другими видами декоративно-прикладного творчества.
2.1. Учебно-тематический план
№п/п

1.
2
3

Наименование темы
Первый год обучения
Беседа о декоративно прикладном искусстве
Орнамент. Виды и структура орнаментов. «Узор в
полосе». Декоративная роспись на шаблонах.
Стилизация природных форм.

Общее
кол-во
часов
1
2
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Декоративное рисование. Беседа о рисунке с
использованием контура.
Декорирование. Композиция «Рыбка».
Аппликация. Аппликация способом обрывания.
Аппликация из ткани.
Декупаж.
Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
Полуобъемная аппликация с применением ваты.
Текстиль. Кукла из ткани и ниток. Тряпичная кукла.
Игрушка из ниток.
Народные художественные промыслы. ПолховоМайданская роспись.
Точечная роспись по твердому материалу.
Текстиль. Батик. Узелковая окраска ткани
Декоративная салфетка
Работа с природными материалами. Мозаика из
природного материала.
Флористический коллаж.
Просмотр
ИТОГО

2
1
2
2
2
2/3
1
2
1
3
2
1
2
2
2
1
32/33

Второй год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10

Орнамент. Построение центрического орнамента в круге,
квадрате. Орнамент в круге (тарелка, поднос, коврик).
Аппликация из ткани. Орнамент в квадрате «Салфетка»
Текстиль. Батик. Батик. Декоративное панно в технике
«набрызг» с использованием засушенных листьев и
цветов.
Декоративное рисование. Орнаментальная композиция
«Натюрморт»
Текстиль. Кукла-скрутка «Рождественский ангел»
Народные
художественные
промыслы.
Лепка
объемных фигурок животных, птиц с последующей
росписью «Пряник»
Объемно-декоративная работа. Знакомство с техникой
«бумажной пластики». «Зимний пейзаж»
Работа с природными материалами. Декоративный
коллаж с применением природного материала (ракушки,
камушки, песок, засушенные цветы, травы и т.д.).
«Древо жизни» Декоративное панно с применением
природного и текстильного материала (ветки, семечки,
косточки, пряжа, ткань, пуговицы и др.)
Просмотр
ИТОГО

3
4
4
4
2
3
4
2

6
1
33

Третий год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Орнамент.
Построение
сетчатого
орнамента.
Изготовление подарочной упаковки.
Текстиль. Батик. Знакомство с техникой горячего
батика, создание декоративного панно «На лугу», «Цветы
и бабочки», «Букет».
Объемно-декоративная работа. Знакомство с техникой
папье-маше. Изготовление маски.
Аппликация. Силуэтная композиция «Снежинки»
Декоративное рисование. Орнаментальная композиция в
технике граттаж «Северный олень»
Текстиль. Мини-гобелен «Времена года»
Кукла-скрутка
Народные художественные промыслы. Беседа о
народных промыслах. Городецкая роспись. Роспись
разделочной доски.
Просмотр
ИТОГО

3
6
6
4
3
4
2
5
1
33

2.2. Годовые требования. Содержание разделов и тем
1 год обучения (32/33 учебных часа)
На первом году обучения обучающиеся знакомятся с видами декоративно прикладного искусства, его особенностями и спецификой. Многообразием
орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями
декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными
промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных
видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из
различных материалов.
Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.
Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративноприкладного

искусства.

Знакомство

с

материалами

и

рабочими

инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы.
Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к
работе.
Материал:

репродукции,

прикладного искусства.

фотографии

работ,

изделия

декоративно

-

Орнамент.
Занятие 2. Виды и структура орнаментов.
Виды

орнаментов

–

геометрический,

растительный,

зооморфный,

антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный. Ритм и
симметрия в орнаменте.
Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и
народов.
Задача:

Грамотно

закомпоновать

изображение

в

листе.

Добиться

выразительности линий. Выполнить геометрический орнамент в полосе
Материал: фломастеры, бумага.
Выполнить растительный орнамент и украсить им различные изделия.
Материал: цветная бумага, картон, бумага.
Занятие 3. Стилизация природных форм.
Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет
ритмическому строю изображения.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия обучающихся.
Познакомить с возможностями декорирования.
Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру,
нарисовать стилизованную растительную форму.
Украсить

узором

простую

форму.

Композиция

«Листок»,

«Цветок»

Материал: гелевые ручки, бумага.
Занятие 4. Беседа о рисунке с использованием контура. Декорирование.
Цель: Познакомиться с правилами соблюдения ритма, понятиями симметрии,
декорирования. Работа от частного к общему.
Задача: Выполнить композицию «Волшебный цветок», используя четкий
контур и узоры для деталей.
Материал: бумага, гелевые ручки, фломастеры, акварель
Занятие 5. Декорирование. Композиция «Рыбка».
Цель: Закрепляем понятия симметрии, декорирования. Работа от частного к
общему.

Задание: Используя навыки, полученные ранее составить композицию
«Рыбка». Работа от частного к общему. Композиция выполняется, используя
четкий контур и узоры для деталей.
Материал: тонированная бумага, фломастеры.
Аппликация.
Занятие 6. Аппликация способом обрывания.
Познакомиться с техникой аппликации способом отрыва.
Цель: Выполнить композицию по воображению. Организовать плоскость
листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех
элементов композиции.
Задача: Выполнить аппликацию способом отрыва «Грибы на полянке»,
«Осенние плоды».
Материалы: Задание выполняется на картоне с использованием цветной
бумаги.
Занятие 7. Аппликация из ткани.
Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над
замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.
Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и
анализировать образы.
Задача: Изучать приемы работы с тканью разными способами. Изготовить
праздничную открытку, закладку.
Материал: ткань, бумага, ножницы, картон, клей.
Занятие 8. Декупаж.
Познакомить обучающихся с историей возникновения и развития техники
«Декупаж», с основным применениям в интерьере.
Цель: Научить простейшим приёмам начального этапа техники «Декупаж»
через элементы образного мышления.
Задание: Украшение объемного предмета в технике декупаж.
Материалы: салфетки, клей ПВА, кисти.
Объемно-декоративная работа.

Занятие 9. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним
праздникам.
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки
работы с различными материалами.
Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно
вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.
Изготовление сувениров «Елочка», «Ангелочек». Работа по созданию елочных
украшений «Дед Мороз»,
Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока,
вата.
Занятие 10. Полуобъемная аппликация с применением ваты.
Применение нетрадиционных материалов в аппликации.
Цель: Развитие фантазии. Применение в практической работе теоретических
знаний, использование технических приемов складывания и вырезания
бумаги.
Задача: Изготовление полуобъемной аппликации с применением ваты на тему
«Зима», «Рождественский ангел».
Материал: вата, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Текстиль. Кукла из ткани и ниток.
Занятие 11. Тряпичная кукла.
Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство исполнения, за их
неприхотливым обликом дети должны увидеть целый мир, полный чудес и
творческих поисков. Выбор материала для игрушек, предназначение куклы.
Варианты оформления и декора куклы.
Цель: Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол - закруток.
Задача: изготовление простых игрушек – пасхальный зайчик.
Материал: ткань, салфетки, фиксируется прочной нитью.

Занятие 12. Игрушка из ниток.
Изготовление игрушек из различных материалов – традиция, уходящая
корнями в глубокое прошлое. История сакрального значения данных фигурок
(птица, конь, солярные знаки).
Цель: Выполнение объемных фигурок из ниток.
Материал: шерстяные нитки, фиксируется прочной нитью, картон.
Народные художественные промыслы.
Занятие 13. Народные художественные промыслы. Полхово-Майданская
роспись.
Отличительные особенности традиционных художественных промыслов
России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом
виде росписи.
Цель: знакомство с художественными промыслами России.
Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов росписи.
Композиция - использование основных цветов и элементов росписи.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Занятие 14. Точечная роспись по твердому материалу.
Оформление поверхности камня точечной

росписью. Работа над эскизом.

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей
обучающихся.
Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы
камня.
Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.
Текстиль. Батик.
Занятие 15. Узелковая окраска ткани. Упражнения.
Цель: Знакомство с приемами окраски ткани, показ их разновидностей.
Задача: Отрабатывать навыки в окраске ткани.
Материал: ткань,
ткани.

прочная нить, парафиновые свечи, краски для росписи

Занятие 16. Декоративная салфетка
Цель: Применение в практической работе

технических приемов окраски

ткани, Разработать свою цветовую палитру.
Задача: Изготовление салфетки в технике узелковой окраски.
Материал: ткань, прочная нить, парафиновые свечи, краски для росписи
ткани.
Работа природными материалами.
Занятие 17. Мозаика из природного материала.
Подбор

материала,

выполнение

замысла

композиции.

Приклеивание

природного материала в соответствии с замыслом.
Цель: Развивать фантазию обучающихся, воспитывать любовь к природе и
искусству.
Задача: Выполнить работу в технике мозаики из природных материалов.
Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей,
подчинять мелкие детали главному в работе. Выполнение работы с
использованием различных по фактуре и качеству материалов.
Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения. Дополнения –
картон, бумага.
Занятие 18. Флористический коллаж.
Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа задуманной темы. Цветовой
и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа.
Цель: Развитие навыков творческой работы. Воспитывать творческую сторону
личности.
Задача: Решение композиции коллажа, с применением для фона знакомых
художественных техник (акварель, гуашь, батик, декупаж, аппликация)
Материал: флористический материал, клей, ножницы, картон, бумага.
Занятие 18. Просмотр творческих работ обучающихся.
2 год обучения (33 учебных часа)
Занятие 1.Орнамент.
Орнамент в круге (тарелка, поднос, коврик).

Цель: Построение центрического орнамента в круге.
Задача: размещение элементов орнаментальной композиции на различных
формах.
Материал: блюдца, поднос (шаблоны из бумаги), гуашь, ножницы.
Занятие 2.Аппликация из ткани.
Орнамент в квадрате «Салфетка»
Цель: Построение центрического орнамента в квадрате.
Задача: Размещение геометрических элементов орнаментальной композиции в
квадрате.
Материал: х/б ткань с набивным рисунком, двойной скотч, ножницы,
салфетка.
Занятие 3.Текстиль. Батик.
Декоративное панно в технике «набрызг» с использованием засушенных
листьев и цветов.
Цель: Освоение свободной росписи ткани в технике «набрызг».
Задачи: Развивать кругозор обучающихся. Формировать навыки работы с
материалом. Развиватьумения декорирования предметов и вещей. Выполнить
работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.
Материалы: х/б ткань, краски по ткани, засушенные листья, щетки, контуры
по ткани и др.
Занятие 4. Декоративное рисование.
Орнаментальная композиция «Натюрморт»
Цель: Составить композицию из предметов быта.
Задача: Стилизация форм, умение работать над образом. Равновесие в
композиции.
Материал: гуашь (акварель)тушь черная, перо, кисть, бумага.
Занятие 5. Текстиль.
Кукла-скрутка «Рождественский ангел»
Цель: Продолжить знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол
– закруток.
Задача: Изготовление куклы-скрутки «Рождественский ангел».

Материал: ткань, салфетки, фиксируется прочной нитью, декор.
Занятие 6. Народные художественные промыслы.
Лепка объемных фигурок животных, птиц с последующей росписью «Пряник»
Цель: Обучить приемам лепки объемных фигурок животных, птиц.
Задача: Изучение народных традиций, орнаментов, приемов лепки и росписи.
Материал: глина (пластилин, тесто), гуашь.
Занятие 7. Объемно-декоративная работа.
Знакомство с техникой «бумажной пластики». «Зимний пейзаж»
Цель: Обучить приемам работы в технике «бумажной пластики».
Задача: развитие фантазии, образного мышления, умения работать в технике.
Материал: салфетки, упаковочная бумага, клей ПВА, гуашь, кисти.
Занятие 8. Работа с природными материалами.
Декоративный коллаж с применением природного материала (ракушки,
камушки, песок, засушенные цветы, травы и т.д.).
Цель: Развитие навыков творческой работы и образного мышления.
Задача:

Решение

композиции

коллажа

приемом

неуравновешенного

дробления плоскости. Гармоничное заполнение всей поверхности.
Материал: картон, клей ПВА, цветная бумага (ткань), природные материалы.
Занятие 9. «Древо жизни»
Декоративное панно с применением природного и текстильного материала
(ветки, семечки, косточки, пряжа, ткань, пуговицы и др.)
Цель: Развитие образного мышления, творчества.
Задача: Знакомство с законами расположения элементов в композиции.
Симметричность заполнения поверхности.
Материал: картон, клей, природный и текстильный материалы.
Занятие 10. Просмотр творческих работ обучающихся.
3 год обучения (33 учебных часа)
Занятие 1.Орнамент. Построение сетчатого орнамента.
Изготовление подарочной упаковки.
Цель: Обучить правилам построения сетчатого орнамента.

Задача: Понятие
Использование

роли линии, пятна в декоративной композиции.

стилизованных

форм

растений,

приемов

построения

орнамента: симметрия, асимметрия, поворот, перенос
Материал: гуашь, штампы, черная тушь, перо, бумага.
Занятие 2.Текстиль. Батик
Знакомство с техникой горячего батика, создание декоративного панно «На
лугу», «Цветы и бабочки», «Букет».
Цель: освоение техники горячего батика.
Задачи: развивать кругозор обучающихся. Формировать навыки работы с
материалом. Развиватьумения декорирования предметов и вещей. Выполнить
работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.
Материалы: х/б ткань, краски по ткани, резерв (воск, парафин), контуры по
ткани и др.
Занятие 3. Объемно-декоративная работа.
Знакомство с техникой папье-маше. Изготовление маски.
Цель: Научить приёмам техники «папье-маше».
Задача: Развитие фантазии, образного мышления, умения работать в технике.
Материал: пластилин, упаковочная бумага, масса папье-маше, клей ПВА,
кисть, гуашь, декор.
Занятие 4. Аппликация.
Силуэтная композиция «Снежинки»
Цель: Развитие объемно-пространственного художественного мышления.
Красота силуэта. Импровизация, свобода, изобретательность.
Задача: Развитие навыков конструирования из бумаги, использование
приемов складывания и вырезывания из бумаги в собственной композиции.
Развитие образности, свободы фантазии.
Материал: цветная бумага разной фактуры, ножницы, клей.
Занятие 5. Декоративное рисование.
Орнаментальная композиция в технике граттаж «Северный олень»
Цель: освоение техники.
Задачи: навыки создания композиции в технике граттаж.

Материалы: ватман, парафин (свечи), восковые мелки, тушь, краски, острый
предмет (перо, зубочистка), кисть.
Занятие 6. Текстиль.
Мини-гобелен «Времена года»
Цель: развитие образного мышления, цвета в передаче настроения.
Задача: Ознакомление с народным промыслом, приемами и техниками.
Создание коврика.
Материал: станок (картонная заготовка), пряжа (полоски ткани).
Занятие 7. Кукла-скрутка
Цель: Развивать кругозор обучающихся и познания в области этнографии.
Задача: Формировать навыки работы с материалом; познакомить с видами
кукол – скруток и способами выполнения.
Материалы: х/б лоскутки тканей, нитки, ножницы, тесьма.
Занятие 8. Народные художественные промыслы.
Беседа о народных промыслах. Городецкая роспись.
Роспись разделочной доски.
Цель: Изучение особенностей и техники росписи.
Задача: Связь росписи с формой.
Материал: гуашь, доска, лак, кисть.
Занятие 9. Просмотр творческих работ обучающихся.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По окончании обучения по данной программе обучающиеся должны знать и
уметь:
 Виды декоративно-прикладного искусства.
 Уметь стилизовать природные формы.
 Работать с различными материалами и в разных техниках.
 Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как
средства

художественной

выразительности

при

декоративной вещи.
 Различать и узнавать виды художественных промыслов.

создании

образа

 Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
 Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных
материалов.
 Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка
декоративно-прикладного искусства.
 Уметь применять полученные знания на практике.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом
практически на всех занятиях и предназначен для закрепления знаний, умений
и навыков по пройденным темам. Он может проводиться в устной форме
(индивидуальный, групповой опрос), в виде практических работ.
Программа

предусматривает

промежуточную

аттестацию.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков в
виде просмотров работ обучающихся во 2-м полугодии каждого учебного
года за счет аудиторного времени.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) в
рамках промежуточной аттестации проводится контрольный урок в форме
просмотров работ обучающихся с обязательным выставлением оценки,
которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Одной из форм промежуточной аттестации может быть проведение
выставок творческих работ обучающихся.
4.2. Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит

качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку обучающихся.
"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением

необходимой

последовательности,

составил

композицию,

учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы обучающихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников применять полученные
ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала обучающимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Обучающиеся
могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог

посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на
уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией,
дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до
стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик

должен

осмыслить,

самостоятельно

определить

связь

между

неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
VI. СПИСОК ЛТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
6.1.Список используемой литературы
1. Г.Г. Кученёва, В.Л. Жаров «От первых цветов до белых снежинок»,
Калининград, 1979.
2. Н.П. Костерин «Учебное рисование», Москва, «Просвещение» 1984.
3. Д. Дилизонас «Учись рисовать», Калининград, «Янтарный сказ» 2003.
4. Е.Румянцева «Аппликация, простые поделки», Москва, Айрис пресс 2007.
5. Журнал «Юный художник».
6.

Л.П.

Васильева-Гангнус

«Уроки

занимательного

труда»,

Москва,

«Педагогика» 1979.
7. Р.Кирсанова С.Трофимов «Ленты, кружева, ботинки…» Москва, Рудомино,
Эксмо 2006.
6.2. Список учебной литературы
8. Коллекция «Мозаика-Синтез», Москва 1998.
9. Развивающая игра «Цвет и форма», Киров, «Радуга» 1990.
10.С. Вохринцева «Окружающий мир», Казань, ООО «Карти» 2008.
11.Серия «Окружающий мир», Москва, «Адонис» 2003.

12. Серия «Народные промыслы», Москва, Мозаика-синтез, 2012г.
13.Е.И. Коротеева «Искусство и ты 1, 2 класс», Москва, «Просвещение» 1997.
14. Т.М.Геронимус «Маленький мастер», Москва. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2004.
6.3. Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог ознакомить обучающихся со способами изготовления изделий, с
инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над
заданием.
Типы пособий:
натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его
развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках.
Для показа сложных приемов обработки материала используются детали
увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической
карты;
образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет
мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ
которых позволит определить действия и операции, необходимые для
изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно
на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых
для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
устное описание внешнего вида предмета и его конструкции способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;

материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела
программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика),
бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол
и др.
Наглядные пособия: Фонд работ обучающихся. Таблицы и схемы.
Периодические издания: журналы «Юный художник», «Художественная
школа». Картинная галерея художников (собрание). Развивающие игры
«Форма и цвет», «Цвет и оттенки». Серия «Народные промыслы», Москва,
Мозаика-синтез, 2012г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».