Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.А.Бойцова» «Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова» ________________С.В. Воловик 31.08.2023 г., Протокол № 1. Приказ № 33 от 31.08.2023 г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Предметная область ПО.02. Теория и история искусств Учебный предмет УП.01. Слушание музыки и музыкальная грамота 2023 год п.г.т. Умба Разработчик – Горчакова Галина Олеговна, преподаватель МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба. Рецензент – Лаане М.С., заместитель директора по учебной работе МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба. Структура программы учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 1.2. Срок реализации учебного предмета 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 1.5. Цели и задачи учебного предмета 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета 1.7. Методы обучения 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета 2.1. Сведения о затратах учебного времени 2.2. Учебно-тематический план 2.3. Годовые требования по классам III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 4.2. Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации преподавателям 5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов 6.1. Учебная и методическая литература 6.2. Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирован на воспитание гармонично и всесторонне развитой личности, интегрированной в систему мировой и отечественной музыкальной и хореографической культуры. Изучение курса данного предмета помогает выявлению наиболее творчески одарённых детей и подготовки их к поступлению в средние специальные хореографические учебные заведения. Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в системе предметов, формирующих художественно-эстетическое восприятие искусства и явлений окружающего мира, способствует развитию эмоциональной сферы, образного и интеллектуального мышления. Данный предмет является основой для дальнейшего изучения теоретических и исторических предметов, формирования музыкально-теоретического кругозора, необходимым условием профессионального развития на занятиях ритмикой, народно-сценическим и классическим танцем. Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является соединение на занятиях двух видов учебной деятельности: освоение музыкальной грамоты и слушание музыки. 1.2. Срок реализации учебного предмета Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4 года обучения в рамках 8-летнего срока (с 1 по 4 класс). Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. 1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения, на реализацию учебного предмета Виды учебной нагрузки Срок обучения/класс Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) Количество часов на аудиторные занятия Общее количество часов на аудиторные занятия Общее количество часов на самостоятельные занятия Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 4 года обучения (1-4 классы) 262 32 33 33 33 1 1 131 131 1 1 1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы. 1.5 Цель и задачи учебного предмета Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются: обучение основам музыкальной грамоты; развитие произведений; у обучающихся навыков восприятия музыкальных формирование образного мышления, необходимого для развития творческой личности; создание необходимой теоретической базы для понимания обучающимися связи музыкального и хореографического искусства; формирование целостного представления об исторических путях развития народной музыкальной культуры в песенном и танцевальном жанрах; формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального и хореографического искусства. 1.6 Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 1.7 Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: – метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический); – репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний); – метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка); – метод активного самостоятельному, обучения инициативному и (мотивация творческому обучающихся освоению к учебного материала); – аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); – эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными предпрофессиональной при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте. 1.8 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. Помещения для проведения учебных занятий должны быть звукоизолированы. Успешному освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио- и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1Сведения о затратах учебного времени Срок обучения по программе – 4 года Распределение по годам обучения Класс Продолжительность учебных занятий 1 2 3 4 32 33 33 33 1 1 1 1 32 33 33 33 33 33 2 4 (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам) Общее количество часов на аудиторные 131 занятия Общее количество часов на самостоятельную 32 33 работу (по годам) Общее количество часов на самостоятельную 131 работу Максимальная учебная нагрузка 262 (на весь период обучения) Объем времени на консультации - 2 (по годам) Общий объем времени на консультации (по 2 часа в неделю с 1 по 4 класс) 8 2.2. Учебно-тематический план 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. С. С. Прокофьев «Детская музыка» Времена года в музыке Времена года. Осень. Зима Времена года Весна. Лето Музыкальные инструменты Струнные инструменты Скрипка Виолончель Контрабас Текущий контроль Арфа Гитара Банджо Деревянные духовые инструменты Флейта Аудиторные занятия 2. 3. 4. 5. 6. Что такое музыка? Вводная беседа. Окружающий мир и музыка. Как здорово быть музыкантом Музыка и сказка «Щелкунчик» Музыка и сказка «Баба-Яга» Музыка и сказка «Гномы» Музыка для детей. П. И. Чайковский «Детский альбом» Шостакович «Танцы кукол» Текущий контроль Общий объем времени (в часах) Самостоятельная работа 1. Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка 1 класс Наименование раздела, темы Урок 1 0,5 0,5 Урок Урок Урок Урок Урок 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Урок Контрольный урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Урок Урок Урок Контрольный урок Урок Урок Урок Урок 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Фагот Кларнет Гобой Подготовка к контрольной работе 25. Текущий контроль Урок Урок Урок Урок 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Контрольный урок Урок 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок Контрольный урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 32 16 16 21. 22. 23. 24. 26. Медные духовыеТруба. Горн. Туба 27. Валторна. Тромбон 28. Ударные инструменты Семейство ударных 29. Клавишные инструменты Фортепиано 30. Орган 31. Клавесин 32. Текущий контроль Всего: 5. 6. Аудиторные занятия 2. 3. 4. Народные инструменты Знакомство с народными инструментами Баян. Аккордеон Музыкальная шкатулка Сказка с оркестром С. С. Прокофьев «Петя и волк» Просмотр М/ф «Петя и волк» Виды оркестров Духовой и симфонический Общий объем времени (в часах) Самостоятельная работа 1. Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка 2 класс Наименование раздела, темы Урок 1 0,5 0,5 Урок Урок Урок 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Оркестр народных инструментов Урок Текущий контроль Контрольный урок 9. Женские певческие голоса Урок 10. Мужские певческие голоса Урок 11. Три кита в музыке Марш Урок 12. Танец в музыке 1 часть Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 13. Танец в музыке 2 часть Урок 1 0,5 0,5 14. Танец в музыке 3 часть Урок 1 0,5 0,5 15. Танцевальные движения в музыке 16. Текущий контроль Урок 1 0,5 0,5 Контрольный урок Урок 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 24. Украинский танец Урок 1 0,5 0,5 25. Подготовка к контрольному уроку 26. Текущий контроль Урок 1 0,5 0,5 Контрольный урок Урок 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Урок Урок Урок 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 7. 8. 17. Народная песня и композитор 1 часть 18. Народная песня и композитор 2 часть 19. Песни отечественных (советских) композиторов 20. Музыка народов мира Русская музыка 21. Русский танец 22. Праздники русской православной церкви и календарные праздники 23. Украинская песня 27. Белорусская песня 28. Белорусский танец 29. Музыка Венгерская. Цыганская 30. Музыка Французская. Бразильская 31. Музыка Болгарская. Греческая 32. Подготовка к контрольной Контрольный урок Всего: 33 0,5 16,5 16,5 Общий объем времени (в часах) Аудиторные занятия 1. 2. 3. Вводный урок Элементы музыкальной речи Программная музыка 1 часть Урок Урок Урок 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4. 5. 6. 7. Программная музыка 2 часть Арабская музыка Арабский танец Подготовка к контрольному уроку Текущий контроль Урок Урок Урок Урок 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Контрольный урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 17. 18. Ирландская музыка Ирландский танец Контрольный урок Урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 19. 20. 21. Культура народов Кавказа Кавказские народные танцы Комические образы в музыке Урок Урок Урок 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 8. ИооИ Вид учебного занятия 0,5 Самостоятельная работа 3 класс Наименование раздела, темы 8 1 Максимальная учебная нагрузка работе 33. Текущий контроль Индийская музыка Индийский танец Китайская культура Египетская культура Норвежская культура Норвежский танец Подготовка к контрольному уроку 16. Текущий контроль 22. 23. 24. 25. 26. Период Период Простая 2-х частная форма Простая 2-х частная форма Текущий контроль 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Форма рондо Форма рондо Вариации Вариации Сюита Сюита Текущий контроль Урок Урок Урок Урок Контрольный урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Контрольный урок Всего: 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 16,5 16,5 33 Аудиторные занятия Общий объем времени (в часах) Самостоятельная работа Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка 4 класс Наименование раздела, темы 1 1 1 1 1 Урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Сонатная форма Разработка Урок Сонатная форма Реприза Урок Инструментальные ансамбли Урок Подготовка к контрольной работе Урок Текущий контроль Контрольный урок 9. Песня. Романс Урок 10. Романсы Урок 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 11. Музыка в театре и кино 1 0,5 0,5 1. 2. 3. Вводное занятие Инструментальный цикл Григ «Пер Гюнт» Сонатная форма Экспозиция 4. 5. 6. 7. 8. Урок 12. Опера Урок 1 0,5 0,5 13. Опера Урок 1 0,5 0,5 14. Оперные ансамбли Урок 1 0,5 0,5 15. Оперные хоры 16. Текущий контроль Урок Контрольный урок Урок 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 Урок 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 33 16,5 16,5 17. Оркестр в опере 18. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» 1 часть 19. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» 2 часть 20. М. И. Глинка «Руслан и Людмила» 1 часть 21. М. И. Глинка «Руслан и Людмила» 2 часть 22. Ж. Бизе «Кармен» 1 часть 23. Ж. Бизе «Кармен» 2 часть Урок 24. А. С. Даргомыжский «Русалка» 1 Урок часть 25. А. С. Даргомыжский «Русалка» 2 Урок часть 26. Текущий контроль Контрольный урок 27. П. И Чайковский балет Урок «Щелкунчик» 1 часть 28. П. И. Чайковский балет Урок «Щелкунчик 2 часть 29. П. И. Чайковский балет Урок «Лебединое озеро» 1 часть 30. П. И. Чайковский балет Урок «Лебединое озеро» 2 часть 31. П. И. Чайковский балет Урок «Лебединое озеро» 3 часть 32. Подготовка к контрольному Урок уроку 33. Текущий контроль Контрольный урок Всего: 2.3 Годовые требования по классам Данная программа носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета - освоение обучающимися теоретических знаний и практических умений, являющихся основой для формирования художественноэстетического восприятия музыкальных произведений и понимания законов их строения, необходимых для наиболее полного раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях хореографическими предметами. Теоретическая часть предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» тесно связана со структурой и темами предмета «Ритмика». Изучение теоретических положений необходимо для осознанного восприятия формирующих содержательных компонентов музыкальных произведений. Понятие о средствах музыкальной выразительности, о характере звучания разных групп и инструментов симфонического оркестра помогут учащимся понимать и выражать характер музыки в хореографических образах. Важная составляющая практической части - аудио и видео ознакомление с шедеврами мировой и русской балетной музыки, а также с образцами музыкально-танцевальной культуры народов России и основных европейских этнических групп. Теоретические знания по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются с учётом специфики обучения на хореографических отделениях ДШИ, диктующие особое внимание метроритмическому воспитанию. С первых занятий особое значение уделяется умению осознанно воспринимать ритмические рисунки в простых размерах и запоминать мелодию, слышать сильную долю, определять количество долей в такте и т.д. Приобретение вокально-интонационных навыков, воспитывающих мелодический слух, освоение понятий о средствах музыкальной выразительности помогут учащимся точнее передавать характер музыки в движениях. 1 класс Тема 1. Основные черты музыки, как вида искусства Музыкальные образы и способы их выражения. Сказки в музыке. Тема 2. Маршевая музыка Акценты в музыке, сильные и слабые доли. Тема 3. Музыкальная и нотная грамота нотный стан, скрипичный ключ; инструмент фортепиано - знакомство с клавиатурой; длительности нот; пауза: виды пауз. Тема 4. Народное музыкальное творчество Песня - древнейший и самый распространённый вокальный жанр. Куплетная форма. Тема 5. Ритм и метр Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки. Развитие ритмических способностей на основе примеров народной музыки. Понятия: ритм; метр; размер 4/4, 2/4, 3/4; метрические акценты, такт, затакт (понятия затакта); штрихи; простые ритмические рисунки. Тема 6. Средства музыкальной выразительности Мелодия - основной элемент музыкальной речи. Пение детских песен с аккомпанементом. Динамика, динамические оттенки. Лад, мажор и минор, тональность. Тема 7. Музыкальные построения, цезура, музыкальная форма вступление в музыке, preparationв хореографии; мотив, фраза, предложение; реприза. Тема 8. Темп в музыке и хореографии Основные группы темпов: быстро, медленно, умеренно: их итальянские обозначения. Тема 9. Знакомство с оркестром История возникновения и развития оркестра. Оркестровые группы: струнные, духовые, ударные инструменты. 2 класс Тема 1. Характер и содержание музыкальных произведений Основные музыкальные жанры: инструментальный, вокальный, танцевальный. Особенности танцевальной музыки. Тема 2. Маршевая музыка Значение маршевой музыки для активизации ритмического восприятия и согласования движений под музыку. Тема 3. Музыкальная и нотная грамота регистры, басовый ключ; тембр; диапазон; интервалы. Тема 4.Народноемузыкальноетворчество Основные разновидности музыкальных жанров, связанные с русским танцем: хороводы, хороводные песни, элементы многоголосия; пляски; простые формы канонов в музыке и хореографии. Русские народные инструменты (возможность создания шумового оркестра): балалайка; свирель, жалейка, волынка, рожок, дудочки, свистульки; ложки, трещотки, бубенчики, колотушки. Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки Развитие ритмических способностей на основе примеров жанровой музыки: польки, галопа, лендлера, вальса. Разучивание и ритмических рисунков и ритмические упражнения в пройденных размерах. Расширенный затакт, интродукция. Тема 6. Средства музыкальной выразительности Мелодия и аккомпанемент, понятие аккорда, гармония (ознакомительные сведения), гомофонно-гармонический способ изложения. Тема 7. Музыкальная терминология Итальянские обозначения изменения темпа и динамики. Тема 8. Темп в музыке и хореографии Темп, как средство выразительности в музыке и хореографии. Тема 9. Музыкальные построения. Музыкальная форма период, квадратность; простая двухчастная форма с репризой и без репризы; простаятрёхчастная форма. Тема 10. Старинная танцевальная музыка Танцевальная музыка XVI-XVII веков. Ригодон, бранль, бурре и др. Тема 11. Симфонический оркестр Различные виды оркестров (народные, духовые, симфонические). 3 класс Тема 1. Характер и содержание музыкальных произведений Программно-изобразительная музыка. Тема 2. Маршевая музыка Многообразие маршевых жанров: эстрадные, походные; церемониальные и траурные; военные; спортивные; сказочные. Тема 3. Музыкальная и нотная грамота знаки альтерации; понятия консонанса, диссонанса. Тема 4.Народноемузыкальноетворчество Знакомство с танцевальной музыкой разных народов: Белоруссия: бульба, лявониха, крыжачок; Украина: гопак, коломийка, плескач; Литва, Эстония: польки; Латвия: петушок, рыбачёк, иоксуполька; Польша: мазур, оберек, краковяк, вяндра; Венгрия: чардаш; Италия: тарантелла; Испания: болеро, хота; Молдавия: жок, хора, молдавеняска, сырба. Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки Развитие ритмических способностей на основе жанровой музыки: менуэт, мазурка. Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, синкопа. Тема 6. Средства музыкальной выразительности Полифония. И.С.Бах - величайший композитор эпохи барокко. Орган. Канон, имитация, контрапункт. Инвенция. Тема 7. Музыкальная форма Сюита. Тема 8. Старинная танцевальная музыка Старинная бальная музыка XVI-XVII веков: павана, гальярда. Тема 9. Симфонический оркестр Камерный оркестр. 4 класс Тема 1. Музыкальные жанры Музыкально-сценические жанры: опера, балет, оперетта, мюзикл. Тема 2. Марши в оперной и балетной музыке Тема 3.Народное музыкальное творчество Танцевальная музыка народов Поволжья, Кавказа, Средней Азии. Тема 4. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки Написание ритмических диктантов на основе пройденного материала. Размер 6/8. Тема 5. Средства музыкальной выразительности Повторение пройденного на более сложном музыкальном материале. Тема 6. Музыкальная терминология Термины, принятые в музыке и хореографии: адажио, аллегро, сюита, вариации, кода и т.д. Тема 7. Музыкальная форма рондо; вариации. Тема 8. Использование тембров инструментов симфонического оркестра для создания ярких танцевальных образов в русской и зарубежной балетной музыке Своеобразие тембрового звучания инструментов симфонического оркестра в создании танцевальных характеров в русской и зарубежной оперной и балетной музыке. Особенности тембрового звучания инструментов симфонического оркестра в создании танцевальных характеров в русской оперной и балетной музыке. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – знание специфики музыки как вида искусства; – знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства; – знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения); – умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; – умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства; – умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов; – умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля использоваться тестирование, олимпиады, викторины. успеваемости может Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. В конце 1, 2 и 3 года обучения (2,4,6 полугодие) в рамках промежуточной аттестации проводятся контрольные уроки. По завершении изучения предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» (8 полугодие) проводится промежуточная аттестация в виде зачета, где выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. 4.2. Критерии оценки По итогам промежуточной аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По окончании освоения учебного предмета обучюащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр. Оценка Критерии оценивания 5 («отлично») полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает недочетами 3 («удовлетворительно») ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий 2 («неудовлетворительно») ответ с небольшими Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 5.1 Методические рекомендации преподавателям Теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкальнослуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкальнотанцевальному искусству. Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений. 5.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, прослушивание музыкального произведения или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения. Выполнение обучающимися преподавателем и обеспечивается домашнего задания контролируется учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями. Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности. VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ 6.1. Учебная и методическая литература 1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов музыкальных школ. «Композитор», СПб, 1994 2. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией А.Островского,1980 3. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? М., Музыка, 1985 4. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е – Калининград, Музыка, 1975 5. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006 6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989 7. Далматов Н.А. Музыкальная грамота и сольфеджио. «Музыка», М., 1965 8. Жак-Далькроз Э. Ритм. «Классика – XXI», 2002 9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта, СанктПетербург, 1997 10. Музыкальный словарь Гроува. «Практика», М., 2001 11. Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки. М., Терра-книжный клуб, 2005 12. Ушпикова Г. Слушание музыки. Для 1-3 кл. СПб, 2008 13. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. «Композитор», СПб, 1995 14. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -Музыка, 1988 15. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации, 1998 16. Широков А. «Музыка русского народного танца». «Советский композитор», М., 1998 17. Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ. Феникс, Ростов-на-Дону, 2009 6.2. Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера – «Тщетная предосторожность» – «Сильфида» – «Жизель» – «Эсмеральда» – «Спящая красавица» – «Лебединое озеро» – «Щелкунчик» – «Петрушка» – «Жар-птица» – К. Сен-Санс «Умирающий лебедь» – «Красный мак» (фрагменты) – «Пламя Парижа» (фрагменты) – «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты) – «Ромео и Джульетта» – «Золушка» – «Каменный цветок» (фрагменты) – телевизионный балет «Анюта» – из серии выпусков «Мастера русского балета» – видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др. – видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей; Видеозаписи концертных номеров: - Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева; - Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; - Государственного хора имени М. Пятницкого; - Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова; - Видеозаписи концертных номеров из репертуара театра танца «Гжель».