ДПОП Хореографическое искусство

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А.Бойцова»

«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ им. А.А.Бойцова»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«ДШИ им. А.А.Бойцова»
________________С.В. Воловик

31.08.2023 г., Протокол № 1.

Приказ № 33 от 31.08.2023 г.

Дополнительная
предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
Срок освоения - 8 лет
составлена на основе федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое
творчество» и сроку обучения по этой программе,
утверждённых приказом Министерства Культуры
Российской Федерации № 158 от 12.03.2012 г.,
зарегистрированным Минюстом РФ от 25.04.2012 № 23935
2023 год
п.г.т. Умба

Составитель: Нутрихина Е. Н. преподаватель хореографических дисциплин
МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.
Рецензент: Радишевская М.А., директор МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба

I.

Пояснительная записка

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее
– программа «Хореографическое творчество») является системой учебнометодических

документов,

сформированной

на

основе

федеральных

государственных требований (далее – ФГТ) к данной программе в части:
 содержания,

структуры

и

условий

реализации

программы

«Хореографическое творчество»;
 организации образовательного процесса;


промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

2. Целью разработки программы «Хореографическое творчество» является
методическое обеспечение реализации ФГТ к данной программе.
3. Программа «Хореографическое творчество» учитывают возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в
раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-

приобретение

детьми

знаний,

умений

и

навыков

в

области

хореографического исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства.
4. Программа «Хореографическое творчество» разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и
основных

профессиональных

образовательных

программ

среднего

профессионального и высшего профессионального образования в области
хореографического искусства;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации

в сфере культуры и искусства.
5. Программа «Хореографическое творчество» ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной

отзывчивости,

а

также

профессиональной

требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку

своему

труду,

формированию

навыков

взаимодействия

с

преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной

деятельности,

определению

наиболее

эффективных

способов

достижения результата.
6. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей,
поступивших в МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба в первый класс в возрасте с шести
лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
7. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу
«Хореографическое

творчество»

в

сокращенные

сроки,

а

также

по

индивидуальным учебным планам при условии освоения учащимся объема

знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ к программе
«Хореографическое творчество».
8. При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество»
МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба проводит отбор детей с целью выявления их
творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих
заданий,

позволяющих

определить

музыкально-ритмические

и

координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность,
танцевальность), а также его физические, пластические данные.
9. Программа «Хореографическое творчество» является основой для оценки
качества

образования.

«Хореографическое

Освоение

творчество»,

обучающимися

завершается

итоговой

программы
аттестацией

обучающихся, проводимой МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба.

II.

Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

ОП

«Хореографическое творчество»
Содержание

программы

«Хореографическое

творчество»

обеспечивает

целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею
в процессе освоения данной программы танцевально-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы
«Хореографическое творчество» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания профессиональной терминологии;
- умения исполнять различные виды танца: классический, народносценический;
- умения определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений,
способствующих

развитию

профессионально

необходимых

физических

качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных

движений;
- умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов;
- знания и слуховых представлений программного минимума произведений
симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства балета;
- знания основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения.
Результатом

освоения

программы

«Хореографическое

творчество»

с

дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2.
настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания требований к физической подготовленности обучающегося;
- знания основ формирования

специальных упражнений для развития

профессионально необходимых физических качеств;
- умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя;

- умения исполнять хореографические произведения на разных сценических
площадках;
в области теории и истории искусств:
- знания балетной терминологии;
- знания средств создания образа в хореографии;
- знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
- знания образцов классического наследия балетного репертуара.

III.

Документы,

определяющие

содержание

и

организацию

образовательного процесса
График образовательного процесса
График образовательного процесса соответствует положениям ФГТ и
содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности
учебного года, резерва учебного времени, аттестаций, каникулярного времени
(Приложение 1).
Учебный план
Учебный план программы «Хореографическое творчество» предусматривает
следующие предметные области:
- хореографическое исполнительство;
- теория и история искусств
и разделы:
- консультаций;
- промежуточной аттестации;
- итоговой аттестации.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
Формирование
индивидуальных

вариативной
занятий

части

и

основывается

введение
на

в

данный

исторических

раздел

традициях

подготовки кадров в области хореографического искусства. Вариативная часть
дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся,

определяемой

содержанием

обязательной

части

программы

«Хореографическое творчество», получения обучающимися дополнительных
знаний,

умений

и

навыков.

Учебные

предметы

вариативной

части

определяются МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба самостоятельно. Объём времени
вариативной части, предусматриваемый МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20
процентов от объёма времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия. (Приложение 2).
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком
обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части
составляет 2336 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство:
УП.01. Танец – 130 часов,
УП.02. Ритмика – 130 часов,
УП.03. Гимнастика – 65 часов,
УП.04. Классический танец – 1023 часа,
УП.05. Народно-сценический танец – 330 часов,
УП.06. Подготовка концертных номеров – 658 часов;
ПО.02.Теория и история искусств:
УП.01. Слушание музыки и музыкальная грамота – 131 час,
УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 66 часов,
УП.03. История хореографического искусства – 66 часов.
Аннотации к программам учебных предметов
Аннотации представлены к программам учебных предметов обязательной
части ФГТ. Аннотации позволяют получить представление о структуре и

содержании самих программ (Приложение 3).

IV.

Система и критерии оценок, используемые при проведении

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка качества реализации программы «Хореографическое творчество»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости МБУ ДО ДШИ п.г.т.
Умба использует контрольные уроки, устные опросы, письменные работы,
тестирование, концерты, просмотры. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить
в виде письменных работ, устных опросов, просмотров концертных номеров.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся
на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной и
итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ДШИ.
Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости обучающихся разработаны на основании ФГТ.
Созданы

фонды

оценочных

средств,

включающие

типовые

задания,

контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому
учебному предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по окончании
четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются

школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Классический танец;
2) Народно-сценический танец;
3) История хореографического искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба
самостоятельно. МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба разрабатываются критерии оценок
итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.
При

прохождении

продемонстрировать

итоговой
знания,

аттестации

умения

и

выпускник

навыки

в

должен

соответствии

с

программными требованиями, в том числе:


знание основных исторических периодов развития хореографического

искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;


знание

профессиональной

терминологии,

хореографического

репертуара;


умение исполнять различные виды танца: классический, народно-

сценический;


навыки музыкально-пластического интонирования;



навыки публичных выступлений;



наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.

V.

Программа

творческой,

методической

и

культурно-

просветительной деятельности образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)

и

всего

общества,

духовно-нравственного

развития,

эстетического воспитания и художественного становления личности в ДШИ
создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая

возможность:


выявления и развития одаренных детей в области хореографического

искусства;


организации творческой деятельности обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);


организации посещений обучающимися учреждений культуры и

организаций (выставочных залов, театров, музеев и др.);


организации творческой и культурно-просветительской деятельности

совместно с другими учреждениями, в том числе по различным видам
искусств;


использования

в

образовательном

процессе

образовательных

технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования
в

сфере

культуры

и

искусства,

а

также

современного

развития

хореографического искусства и образования;


использование обучающимися

библиотечным фондом и фондом

фонотеки, аудио- и видеозаписей, основной учебной литературой по учебным
предметам предметной области «Теория и история искусств»;


эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке

педагогических

работников

и

родителей

(законных

представителей)

обучающихся;


построения содержания программы «Хореографическое творчество» с

учетом индивидуального развития детей.
Творческая деятельность образовательного учреждения
Цель:
- создание условий для поддержки и активизации личностного роста,
самоопределения и самореализации детей, а также предпрофессиональная
подготовка

обучающихся,

проявивших

способности

и

мотивацию

дальнейшему профессиональному образованию в области искусств.

к

Задачи:


организация

творческой

деятельности

детей

путём

проведения

творческих мероприятий, в том числе совместно с другими образовательными
организациями;


создание ситуации успеха как фактора, стимулирующего творческое

формирование личности учащегося;


приобретение ребёнком комплекса навыков и умений, достаточных для

дальнейшего освоения образовательных программ в профессиональных
образовательных организациях.
Формы:


концерты класса преподавателей;



тематические и отчётные концерты;



праздничные мероприятия;



конкурсы;

Результативность:


сохранение контингента за счёт вовлечения обучающихся в активную

творческую

деятельность,

способствующую

укреплению

мотивации

к

обучению;


развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта

обучающихся;


приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;



поступление выпускников в СУЗы в сфере культуры и искусства.

Методическая деятельность образовательного учреждения
Цель:
Совершенствование профессионального
условие

повышения

мастерства преподавателей

результативности

как

дополнительного

предпрофессионального образования в области хореографического искусства
(Хореографическое творчество).

Задачи
Методическая работа включает в себя:


создание информационного банка учебно-методической литературы по

программе «Хореографическое творчество»;


анализ учебного занятия, как метод индивидуальной методической

работы;


обобщение и внедрение в образовательный процесс передового

педагогического опыта;


разработка содержания и критериев оценок промежуточной аттестации

и текущего контроля успеваемости обучающихся на основании ФГТ;


создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания,

контрольные уроки, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Формы:


педагогический совет;



методический совет;



участие в работе межмуниципального методического объединения;



творческие отчеты преподавателей;



участие преподавателей в мастер-классах, открытых занятиях по

реализации новых педагогических технологий, семинарах, конференциях,
смотрах-конкурсах;


самообразование.

Результативность:


создание преподавателями учреждения методических материалов и

представление их на различных уровнях;


решение общих проблем и затруднений в сфере дополнительного

образования по итогам обмена опытом с другими учреждениями;


высокие результаты успеваемости обучающихся.

Культурно-просветительская деятельность образовательного учреждения
Цель:
- приобщение обучающихся к деятельности, направленной на создание,
сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним
различных слоёв населения.
Задачи:


проведение комплекса мероприятий с целью массового художественно-

эстетического воспитания и образования подрастающего поколения;


создание

эстетически

развитой

и

заинтересованной

аудитории

слушателей и зрителей;


популяризация

творческого

образования

среди

подрастающего

поколения, привлечение новых обучающихся в ДШИ.
Формы:


тематические

мероприятия

для

различных

групп

населения

(воспитанников детских садов, школьников, пенсионеров, др.);


тематические мероприятия или концерты в других учреждениях

(детских

садах, общеобразовательной

школе, доме культуры, центре

социальной помощи, др.);


посещение концертов, выставок, спектаклей;



экскурсии.

Результативность:


активизация познавательного интереса обучающихся;



формирование духовно-нравственных качеств личности;



увеличение контингента обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».