Образовательная программа 2021-2023

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ДШИ им. А. А. Бойцова»

МБУ ДО «ДШИ им. А. А. Бойцова»
(протокол от 04.06.2021 № 7)

_____________________Радишевская М.А.
Приказ от 04.06.2021г № 15

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
на 2021 - 2023 гг.

п.г.т. Умба

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
1. Характеристика учреждения ............................................................................. 4
1.1. Историческая справка ..................................................................................... 4
1.2. Информационная справка ............................................................................... 5
1.3. Структура управления образовательной организацией .………………….5
1.4. Характеристика текущего состояния учреждения ..................................... 11
1.5. Характеристика кадрового состава……. …………………………………15
2. Концепция образовательной деятельности ................................................... 16
3. Учебный план учреждения ............................................................................ 19
4. Аттестация обучающихся ............................................................................... 20
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 21

2

ВВЕДЕНИЕ
Образовательная программа является нормативно-управленческим
документом, определяющим содержание образования Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа
искусств им. А.А. Бойцова», учитывающим возможности образовательной
организации,
её
ресурсное обеспечение,
принципы
организации
образовательного процесса, потребности и интересы личности, семьи,
социальную ситуацию.
Данная программа способствует организации образовательного
процесса в образовательной организации в соответствии с современными
требованиями, целями и задачами дополнительного образования в интересах
развития личности обучающихся.

3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Историческая справка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова» является образовательным
учреждением дополнительного образования детей сферы культуры.
Детская музыкальная школа создана в 1965 году (крайние даты
неизвестны) решением отдела культуры Терского райисполкома Мурманской
области реорганизована в Детскую школу искусств решением
исполнительного комитета Терского районного Совета народных депутатов
Мурманской области с 1 сентября 1982 года. Приказом муниципального
казенного учреждения Отдел по связям с общественностью, туризму,
культуре и спорту администрации Терского района от 20 декабря 2011 года №
94 «О создании Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей Детская школа искусств и утверждении
Устава» создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Детская школа искусств путем
изменения типа существующего Муниципального образовательного
учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств.
В соответствии с Постановлением Администрации Терского района от
14.01.2013 № 1 «О реорганизации Муниципального казённого учреждения
Отдел образования и профессионально – технического обучения
администрации Терского района Муниципального казённого учреждения
Отдел по связям с общественностью, туризму, культуре и спорту
администрации Терского района» Муниципальное казённое учреждение
Отдел по связям с общественностью, туризму, культуре и спорту (МКУ
ОСОТКиС администрации Терского района) было реорганизовано путём
присоединения к администрации Терского района, в связи с чем
администрация Терского района явилась правопреемником по всем
имущественным и неимущественным правам и обязанностям МКУ ОСОТКиС
администрации Терского района.
Переименовано Постановлением администрации Терского района от
15.06.2015 г. № 245 «Об изменении наименования и утверждении новой
редакции Устава МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба» в Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования Детская школа искусств п.г.т.
Умба.
19 ноября 2020 г на основании Постановления администрации Терского
района от 11.11.2021г № 832 Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств п.г.т. Умба
(сокращенное наименование МБУ ДО ДШИ п.г.т. Умба) переименовано в

4

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.А. Бойцова» (сокращенное наименование
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»).
1.2 Информационная справка

Учредителем МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» является
Администрация муниципального образования Терский район
Адрес учредителя: 184703, Россия, Мурманская область, Терский
район, п.г.т. Умба, улица Дзержинского, дом 42.
Местонахождение учредителя: 184703, Россия, Мурманская область,
Терский район, п.г.т. Умба, улица Дзержинского, дом 42.
Юридический адрес МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»: 184703,
Россия, Мурманская область, Терский район, п.г.т. Умба, улица Беломорская
д.1В корпус 6, тлф/факс 8(81559)50426.
Фактический адрес МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»: 184703, Россия,
Мурманская область, Терский район, п.г.т. Умба, улица Беломорская д.1В
корпус 6.
Организационно-правовое обеспечение - муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования.

1.3. Структура управления деятельностью образовательной
организацией.
Управление в МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» осуществляется на
принципах единоначалия и коллегиальности. Как и вся система
образования в РФ, управление организацией строится на принципах
законности,
демократии,
информационной
открытости,
учета
общественного мнения.
В своей деятельности МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными
законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, на
которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности
в соответствующей отрасли (уполномоченных органов), Устава
муниципального образования Терский район, решениями Совета депутатов
муниципального образования Терский район, постановлениями и
распоряжениями Главы муниципального образования Терский район,
постановлениями и распоряжениями администрации Терского района,

5

приказами Учредителя,
Типовым положением об образовательном
учреждении дополнительного образования детей, локальными актами
школы, федеральными государственными требованиями, установленными
к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в
области искусств, а также срокам их реализации правилами и нормами
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты,
санитарно-эпидемиологическими правилами Уставом МБУ ДО «ДШИ им.
А.А. Бойцова».
Директор:
- планирует, организует и контролирует образовательный процесс,
отвечает за качество и эффективность работы учреждения;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время
образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда, санитарно
– гигиенических условий и техники безопасности;
- осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение
должностных обязанностей, несет ответственность за уровень
квалификации работников;
- утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и
должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;
- распоряжается имуществом МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» и
обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
- представляет учреждение в государственных, муниципальных и
общественных органах;
- несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.
К коллегиальным органам управления МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова» относятся следующие:
1. Органом самоуправления МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
является педагогический совет (педсовет)
2. Общее собрание трудового коллектива;
3. Совет учреждения;
4. Совет обучающихся;
5. Совет родителей.
Органом самоуправления МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» является
педагогический совет (педсовет) и общее собрание трудового коллектива.
Педсовет осуществляет общее руководство деятельностью в
организации образовательного процесса.
Педагогический совет действует в соответствии с утвержденным
Положением о педагогическом совете Учреждения.

6

Компетенция педагогического совета:
- определение стратегии образовательной деятельности;
- обсуждение содержания образования, выбор форм, методов, методик и
технологий, реализуемых в образовательном процессе;
- рассмотрение и согласование планов учебно-воспитательной и
методической работы;
- рассмотрение вопросов повышения квалификации педагогических
работников, развития их творческой инициативы, распространения
передового педагогического опыта;
- организация проведения экспериментальной работы;
- утверждение годового календарного учебного графика на учебный год;
- утверждение порядка и форм проведения промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся на учебный год;
- принятие решений о переводе обучающихся на следующий учебный год;
- анализ
состояния
учебно-программного,
учебно-методического
обеспечения образовательного процесса, состояния и итогов учебной и
воспитательной работы МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»;
- заслушивание отчетов педагогических работников, руководителей и
других работников МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» по обеспечению
качественного образовательного процесса;
- заслушивание и обсуждение опыта работы педагогических работников в
области новых педагогических и информационных технологий, авторских
программ, учебников, учебно-методических пособий;
- представление педагогических работников к поощрению;
- представление
педагогических
работников
к
дисциплинарной
ответственности за нарушение правил внутреннего трудового распорядка,
неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Полномочия трудового коллектива МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
осуществляются общим собранием трудового коллектива (далее – общее
собрание). Трудовой коллектив организации составляют все работники МБУ
ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова», участвующие в его деятельности на основе
трудового договора.
К компетенции общего собрания относится:
- участие в определении направления экономической деятельности МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова» в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законами Мурманской области, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом;
- обсуждение и участие в разработке Устава, внесение изменений и
дополнений в него, коллективного договора, правил внутреннего распорядка;

7

- рассмотрение и обсуждение вопросов стратегии развития Учреждения;
- рассмотрение
и
обсуждение
вопросов
материально-технического
обеспечения и оснащения образовательного процесса;
- заслушивание отчётов администрации и органов самоуправления МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова» по вопросам их деятельности;
- рассмотрение иных вопросов деятельности УЧРЕЖДЕНИЯ, вынесенных на
рассмотрение руководителем этой организации, его органом самоуправления;
- трудовой коллектив МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» имеет права и
обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации и настоящим Уставом;
- избрание прямым открытым голосованием комиссии по рассмотрению
трудовых споров, по социальному страхованию. При необходимости
создание временных или постоянных комиссий;
- коллективные трудовые споры (конфликты) между администрацией МБУ ДО
«ДШИ им. А.А. Бойцова» и трудовым коллективом рассматриваются в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совет
УЧРЕЖДЕНИЯ
является
коллегиальным
органом
самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом решение
отдельных вопросов, относящихся к компетенции МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова».
Для осуществления своих задач совет МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова» рассматривает по представлению директора:
- программу развития МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»;
- Положение о порядке и условиях распределения стимулирующих
выплат работникам Учреждения;
- форму договора о предоставлении услуг;
- конкретный перечень платных образовательных услуг;
- смету расходования средств, полученных МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова» от приносящей доход деятельности и из иных источников;
- часть образовательных программ МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»,
формируемых участниками образовательных отношений;
- вносит директору МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» предложения в
части:
- распределения стимулирующих выплат работникам МБУ ДО «ДШИ
им. А.А. Бойцова»;
- материально-технического обеспечения образовательной деятельности,
оборудования помещений МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»;
- развития воспитательной работы в МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»;

8

- оказывает содействие деятельности общественных объединений
родителей (законных представителей) обучающихся, осуществляемой в
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» и не запрещенной
законодательством Российской Федерации;
- решает вопросы о внесении предложений в соответствующие органы о
присвоении почетных званий работникам, представлении работников к
государственным и ведомственным наградам и другим видам
поощрений;
- рассматривает вопросы привлечения для осуществления деятельности
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» дополнительных источников
материальных и финансовых средств;
- регулярно информирует участников образовательного процесса о своей
деятельности и принимаемых решениях.
Совет обучающихся
Функции совета обучающихся:
Рассмотрение и разработка предложений по совершенствованию
правил внутреннего распорядка обучающихся, иных локальных актов,
затрагивающих права и законные интересы обучающихся;
Планирование и организация учебной деятельности обучающихся,
различных мероприятий с участием обучающихся;
Рассмотрение вопроса о выборе меры дисциплинарного взыскания в
отношении обучающегося;
Представление интереса коллектива обучающихся;
Участие в планировании работы учреждения;
Создание инициативных групп обучающихся при проведении
различных мероприятий;
Внесение органам управления учреждением по актуальным для
коллектива обучающимся вопросов;
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция
коллегиальных органов управления образовательной организацией, порядок
принятия ими решений установлены Уставом в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Деятельность МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» по реализации
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
и
общеразвивающих программ и в области искусств регулируется приказами
директора, также следующими локальными нормативными актами, которые
принимаются педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»,
затем утверждаются директором в порядке установленном законодательством

9

РФ и Уставом учреждения:
- планы работы школы;
- расписания занятий;
- штатное расписание и распределение должностных обязанностей;
- положение о педагогическом совете;
- правила приема и порядка отбора детей в УЧРЕЖДЕНИЕ;
- положение о дополнительном приеме;
- порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на
другую;
- положение о сокращенной форме обучения;
- порядок применения индивидуальных учебных планов;
- положение о промежуточной и итоговой аттестации;
- правила внутреннего распорядка для обучающихся;
- рабочие учебные планы образовательных программы художественно –
эстетической направленности, составленные на основе типовых
учебных планов Министерства Культуры РФ;
- учебные
планы
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных и общеразвивающих программ в области
искусств;
- положение о целевых денежных средствах, поступающих на
безвозмездной основе от физического лиц для выполнения уставной
деятельности;
- положение о родительском комитете;
- об оплате труда и стимулировании работников;
- положение о дополнительных образовательных услугах;
- приказы и распоряжения директора;
- приказы по контингенту учащихся;
- правила охраны труда и противопожарной безопасности и другие.
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» располагается в двухэтажном
кирпичном здании.
Год постройки: 1978 г.
Общая площадь здания: 1138,1 кв.м., площадь, занимаемая учреждением:
679,7 кв. м. Количество учебных и служебных помещений, организация
рабочих мест соответствует нормативным актам, стандартам, требованиям,
предъявляемым к организациям дополнительного образования.
В школе функционируют
10 учебных кабинетов:
- класс прикладного искусства - 2;

10

-

класс хореографии - 1;
костюмерная - 1;
класс индивидуальных занятий - 2;
класс групповых занятий - 1;
класс изобразительного искусства - 1;
класс теоретических дисциплин - 1;
концертный зал - 1.
3 административных кабинета:
кабинет директора;
кабинет заместителя директора по учебной работе, заведующий
канцелярией;
кабинет заведующей хозяйством.
2 учебно-вспомогательные кабинеты:
архивный фонд;
комната отдыха учащихся;
6 помещений бытового назначения:
- комната для технического персонала;
- гардероб для учащихся;
- гардероб для преподавателей;
- туалет и умывальник для учащихся;
- туалет и умывальник для преподавателей;
- кладовая.

1.4. Характеристика текущего состояния учреждения.
Основным предметом деятельности МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова» является реализация дополнительных общеобразовательных
предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств
в интересах личности, общества, государства, развитие мотивации
личности к познанию и творчеству.
Основными задачами деятельности МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова» являются:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального
самоопределения,
развития
творческих
способностей детей
в
области художественно-эстетического
образования;
- выявление и отбор обучающихся, имеющих склонности и способности
к обучению музыке, хореографии, изобразительному искусству и
желающих совершенствовать свои знания в этих видах искусства,
обучение различным видам искусства;

11

- формирование в процессе обучения познавательной активности, умения
приобретать и творчески применять полученные знания в
содержательном досуге и в процессе активной самостоятельной
работы;
адаптация обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
подготовка наиболее одаренных учащихся к выбору будущей
профессии в области искусства и культуры;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления
здоровья и профессионального самоопределения,
творческого труда детей в возрасте от 5лет до 16 лет.
Реализуемые программы
В МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» реализуются 7 дополнительных
общеобразовательных программ:
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись». Срок освоения – 5 лет.
2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Срок освоения – 8 лет.
3. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Фортепиано». Срок освоения – 8 лет.
4. Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного
искусства «Художественное творчество. Срок освоения – 3 года;
5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в
области хореографического искусства «Хореография». Срок освоения – 3
года.
6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в
области изобразительного искусства «Основы изобразительной грамоты».
Срок освоения – 1 год;
7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в
области хореографического искусства «Основы хореографии». Срок
освоения – 1 год.
Образовательные программы учитывают возрастные и индивидуальные
особенности детей, направлены на всестороннее развитие личности ребенка,
его способностей к творческой деятельности в области искусства.
Прием детей в МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» осуществляется в
соответствии с локальными нормативными актами, на основании результатов
творческого отбора детей с целью выявления их творческих способностей и
физических данных, необходимых для освоения соответствующих

12

образовательных программ в области искусств.
Отслеживание результативности и эффективности образовательного
процесса происходит на основе сложившейся в школе системы оценивания,
включающей:
фиксацию
результатов
освоения
образовательных
программ,
продемонстрированных на контрольных уроках, зачетах, экзаменах, открытых
занятиях;
использование разных форм отслеживания результатов и методик
оценки, как то: показ концертных программ;
систему диагностики знаний, умений и навыков учащихся
промежуточного и итогового характера: контрольные опросы, зачеты,
технические зачеты, академические концерты, промежуточная и итоговая
аттестация;
результаты участия коллективов и воспитанников МБУ ДО «ДШИ им.
А.А. Бойцова» в конкурсах различного уровня.
В учреждении наблюдается положительная динамика образовательного
процесса.
обучение ведется по образовательным программам, которые составлены
с учётом разновозрастного состава учащихся, различного уровня их
творческих способностей;
по результатам промежуточных аттестаций, контрольных уроков,
зачетов отмечено, что учащиеся владеют необходимыми умениями и
навыками в соответствии с требованиями каждого уровня обучения и
показали достаточно высокие результаты;
преподавателями, в процессе обучения, используется разные методы и
формы
работы,
соответствующие
индивидуальным
возможностям
обучающихся;
итоговая аттестация выпускников проводится в установленные сроки, в
соответствии с требованиями уровней обучения.
подготовка учащихся соответствует их индивидуальным и физическим
способностям. Отмечен высокий уровень подготовки выпускников;
накопленный опыт работы с учащимися позволил создать
благоприятные условия для обучения способных детей и подготовки их к
дальнейшему обучению в специальных учебных заведениях.
Воспитательная работа.
Учитывая специфику Детской школы искусств с ее ограниченной
возможностью использования свободного детского времени, педагогический
коллектив выстраивает такую воспитательную систему, которая неразрывно
связана с учебным процессом, и в которой само искусство становится

13

узловым моментом и стяжкой воспитательной и учебной работы. В этом
случае школа как социальный организм становится для ребенка
воспитательной средой, объединяющей урочную, внеклассную и
внешкольную деятельность в единый образовательный цикл (одно из
требований ФГТ).
К основным аспектам воспитательной работы МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова» относятся:
Содержательный аспект включает научное осмысление и разработку
методологии и содержания, формирование системы воспитания детей в
современных условиях.
Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и
организационно) комплекс мероприятий для разных возрастных групп детей.
Институциональный аспект предполагает развитие сотрудничества ДМШ с
органами
исполнительной
власти
и
местного
самоуправления,
общественными объединениями и организациями, средствами массовой
информации;
Поскольку именно семья является основой формирования системы
жизненных ценностей и отношений ребенка, важен комплекс мер социальнокультурного, педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи
на разных этапах ее развития.
Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по
просвещению, подготовке и переподготовке преподавателей в вопросах
воспитания детей.
Организационный аспект обеспечивает выполнение комплексно-целевых
программ по воспитанию обучающихся на различных уровнях.
Управленческий аспект обеспечивает системное управление через
определенные ценностные ориентации участников образовательного
процесса, формирование единства их устремлений к результату (базовым
национальным ценностям), обозначенному в нормативных документах РФ.
Основные направления воспитательной работы в МБУ ДО «ДШИ им. А.А.
Бойцова»:
1. Внешние контакты с массовой аудиторией предполагают участие
учащихся в мероприятиях различного уровня (конкурсы, фестивали,
выставки и т.д.). Благотворно влияют на формирование толерантности
детей и качество общения организация совместных концертов, выставок
художественного творчества, презентаций в общеобразовательной
школе и детских дошкольных учреждениях.
2. Благотворительная деятельность. Источать благо, творить благие дела
можно в любом возрасте; истинное золото и богатство – сердце

14

человека. Формы: концерты для инвалидов, ветеранов Великой
Отечественной войны.
Воспитательные принципы: установка на бескорыстное дарение себя и своего
таланта людям, адресность выступлений.
Полученный положительный тонус, понимание значимости дела, которым
ребенок занимается, повышает учебную мотивацию. Одновременно
расширяется кругозор, пополняется копилка навыков и умений, шлифуется
исполнительское мастерство.
3. Внедрение "гражданско-патриотической и духовной тематики".
Повышение воспитательного потенциала учебных занятий и
внеурочных мероприятий через расширение и углубление
репертуарного и программного материала, отражающего историю и
культуру Отечества, родного края и др.
4. Семейное воспитание. Мотивация детей к учебе поднимается тогда,
когда ребенок чувствует искреннюю заинтересованность родителей его
художественной
деятельностью.
Эффективными
формами
сотрудничества с родителями являются:
 Родительские собрания с концертами и выставками творческих
работ, обучающихся;
 Индивидуальные беседы;
 Тематические концерты для родителей.
Преимущество таких форм работы в их вариативности, элементарности,
практичности, воспитательном и психологическом эффекте.
Воспитательная функция концертной деятельности внутри школы:
Формируются корпоративная культура и воспитывающие отношения.
Традиционные внутришкольные мероприятия (концерты, выставки).
Мощным резервом воспитательной системы и наглядным примером для детей
творческого взаимодействия и сотрудничества являются творческие
коллективы учащихся и преподавателей.
Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой преподаватели максимально поддержать ребенка в определении его ценностей и смыслов,
целей и возможностей, чтобы, в дальнейшем, он смог самостоятельно
выбирать пути преодоления жизненных препятствий и проблем, сохраняя
человеческое достоинство, одаривая окружающих своим талантом, идеями, со
творческими устремлениями.
1.5.Характеристика кадрового состава
Общая
численность
педагогических
работников
(вместе
с
руководителем) на начало учебного года составляет 5 человек, из них: 2

15

преподавателя с высшей квалификационной категорией, 2 преподавателя с
первой квалификационной категорией, 1 преподаватель соответствует
занимаемой должности.
2. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Детская школа искусств ориентирована на образование детей в области
искусства с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических,
психологических, музыкальных, интеллектуальных и других) особенностей;
творческих, образовательных потребностей и возможностей путем создания
адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий
для развития каждого ребенка. В соответствии с этим, данная образовательная
программа - это целостная педагогическая система, опирающаяся в своей
жизнедеятельности на принципы:
гуманизации (утверждение ценности общекультурного наследия
человечества, внимание к ценностям в в области культуры и искусства);
дифференциации (выявление и развитие у обучающихся способностей к
различным изучаемым отраслям знаний в области культуры и искусства);
индивидуализации (построение образовательного процесса с каждым
обучающимся на основе его индивидуальных интересов, склонностей и
способностей; учет индивидуальных особенностей преподавателей в
реализации ими педагогических замыслов);
личностного подхода (обеспечение благоприятных условий для
личностного роста каждого субъекта образовательного процесса как
полноценно функционирующей и развивающейся личности, находящейся в
непрерывном движении становления);
прогностичности (учет тенденций изменения социального заказа и
системы образования, видение новых интересов и потребностей участников
образовательного процесса);
творческой направленности (утверждение ценностей творчества,
новаторства);
активности (включение всех участников образовательного процесса во
все сферы жизнедеятельности школы).
Данные принципы, лежащие в основе содержания образовательной
программы МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова», ориентированы на личность
ребенка и создание условий для развития его творческих способностей и
внутреннего духовного мира, эмоциональной и волевой сферы. На творческое
сотрудничество всех субъектов образовательного процесса - обучающихся,
преподавателей, родителей (лиц их заменяющих). Аналитическое
обоснование программы:

16

- образовательные интересы и потребности детей, родителей, социума;
- оценка состояния педагогического процесса и условий его развития;
- выделение проблем, которые предполагается решать.
Данная образовательная программа представляет собой результаты
осмысления педагогической практики и потребностей общества в обновлении
содержания
дополнительного
образования.
Родители
испытывают
потребность в обеспечении детям безопасных условий воспитания и
заинтересованы в вовлечении детей в дополнительное образование.
Естественное влечение детей к занятиям творчеством способствует
возникновению у них интереса к профилю школы искусств, предоставляющей
образовательные услуги. При этом определенная часть детей имеют
природные музыкальные, художественные и хореографические способности и
желают получить хорошее образование, в том числе как основу будущей
профессии. МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» видит решение проблемы
удовлетворения разнообразных потребностей социума в создании адаптивной
педагогической системы дополнительного образования, способной
реализовать все спектры социального заказа. Эстетическое воспитание - один
из главных факторов всестороннего развития творческих и художественных
способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического
воспитания является дополнительное образование.
Настоящая программа обучения способствует рациональному и
сбалансированному распределению учебной нагрузки с учетом возрастающих
от класса к классу требований и предполагает изменение методики
преподавания
в
соответствии
с
возрастными
индивидуальными
способностями обучающихся, способствует достижению главных цели
педагогики:
дать возможность раскрыться индивидуальным способностям детей;
пробудить их творческую инициативу на основе прочных базовых
знаний;
воспитать грамотных творческих личностей, наиболее способных
обучающихся подготовить к поступлению в средние профессиональные
учебные заведения.
Основные задачи обучения и воспитания в школе искусств:
приобщение детей к миру искусства, привитие им интереса, любви и
понимание народного, классического и современного творчества;
выявление и профессиональная ориентация одаренных детей;
развитие творческой личности каждого ребенка независимо от его
способностей;
приобщение детей к сокровищнице музыкального, хореографического и

17

художественного искусства;
формирование, через общение с искусством, эстетических идеалов;
положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и общей
культуры;
формирование, в процессе обучения, познавательной активности
умения приобретать и творчески применять полученные знания в
содержательном досуге;
воспитание детей активными пропагандистами искусства.
Целью программы образовательной деятельности учреждения является:
Создание оптимальных условий, обеспечивающих доступность и качество
услуг дополнительного образования детей и способствующих развитию
личности ребенка, его профессиональному самоопределению в процессе
участия в различных видах учебной и творческой деятельности.
Задачи программы:
1.
Развитие нормативно-правовой базы в соответствии с требованиями
современного образования;
2.
Совершенствование содержания и структуры образования;
3.
Создание условий для раннего выявления, оптимального развития и
творческой самореализации одаренных детей;
4.
Формирование у учащихся позитивной мотивации к учебной
деятельности, способствующей повышению качества образования, а также
результативности участия в конкурсных мероприятиях различного уровня;
5.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогических
кадров;
6.
Вовлечение родителей учащихся в деятельность школы;
7.
Развитие учебно-методической и материально-технической базы
школы;
8.
Развитие системы взаимодействия с различными структурами социума

18

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧРЕЖДЕНИЯ.

Учебные планы МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова» разработаны на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
Примерных
учебных
планов
по
дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
искусства в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации этих программ;
Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеобразовательных программ в области
искусств (письмо Минкультуры РФ от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки
РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Санитарно-эпидемиологических санитарные правила СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
СП 2.4.3648-20 (постановление Главного государственного врача РФ от
28.09.2020г №28);
Устава МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова».
Содержание образования в МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
определяется ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ.
Рекомендациями по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеобразовательных программ в области
искусств (письмо Минкультуры РФ от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ).
Типовыми и примерными учебными планами, на основе которых школа
самостоятельно разрабатывает и утверждает годовые учебные планы,
программы, календарный учебный график и расписание учебных занятий.
Годовой учебный план и календарный учебный график утверждаются
руководителем.
Школа самостоятельно адаптирует и разрабатывает дополнительные
предпрофессиональные
и
общеразвивающие
общеобразовательные
программы в области искусств. Периодически обновляет и приводит в
соответствие с действующим законодательством локальные нормативные
акты, должностные инструкции, документы, устанавливающие правовые
нормы при осуществлении различных видов деятельности, связанных с
регламентацией образовательной деятельности, трудовых отношений,
финансово-хозяйственной деятельности и др.

19

Основными формами учебного процесса являются мелкогрупповые,
групповые и индивидуальные занятия. Расписание занятий составляется
преподавателями и учитывает режим занятий, отдыха обучающихся, обучение
их в общеобразовательных школах и других учреждениях с учетом
возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарногигиенических норм.
Прием обучающихся в МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Бойцова»
осуществляется в соответствии с планом приема и наличием вакантных мест
на образовательные программы. Учащиеся, поступающие в школу, проходят
проверку способностей. Порядок и сроки проведения приемных экзаменов
определяются локальными актами.
Выпускники школы, прошедшие все этапы подготовки и успешно
сдавшие экзамены, получают свидетельства об окончании школы в
установленном порядке.
Режим работы школы - шестидневная рабочая неделя, Учебный год
начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком
образовательного процесса на учебный год. В учебном году
предусматриваются осенние, зимние и весенние каникулы в объеме не менее
4-х недель, сроки которых могут совпадать с каникулярным периодом при
реализации основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования. Летние каникулы устанавливаются в объеме
13 недель. В 1-м классе для обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе со сроком обучения
8 лет устанавливаются дополнительные каникулы. Продолжительность
аудиторных
занятий
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным программам составляет: - для обучающихся 1 классов
со сроком обучения 8 лет - 32 недели, - для обучающихся 1 классов со сроком
обучения 5 лет - 33 недели; - для обучающихся 2-8 классов со сроком
обучения 5,8 лет - 33 недели. Основной формой организации учебного
процесса является урок. Продолжительность уроков - 45 минут. Перемена
между занятиями - 10 минут. Форма обучения очная - индивидуальная,
мелкогрупповая (4-10 человек), групповая (от 11 человек).
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Порядок и формы проведения аттестации обучающих (промежуточная
и итоговая), по дополнительным общеобразовательных программ в области
искусств проводятся на основе Положений о порядке и формах проведения
аттестации обучающих Детской школы искусств, разработанных в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об
4.

20

образовании в Российской Федерации», федеральными государственными
требованиями Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусства, другими
нормативными правовыми актами, Уставом Детской школы искусств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное дополнительное образование в области культуры и
искусства, нацеленное на воспитательную составляющую единого процесса
обучения, развития и социализации личности, способствует обеспечению
гармонии человека с самим собой, с другими людьми, обществом, природой,
человеческой деятельностью. И как результат - это формирование устойчивых
и позитивных отношений ко всему окружающему миру: к людям, к природе и
к себе. Неоспорима роль дополнительного образования, как одной из
составляющих в развитии духовной личности, в становлении ее творческого
потенциала и духовно-нравственных ценностей, связанных в свою очередь с
присвоением растущим человеком всех богатств национальной и мировой
культуры.
Культура и искусство воспитывает у детей и подростков чувство
прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, формирует
фантазию, воображение и умение выражать свои творческие намерения качества, необходимые человеку, вступающему в мир будущего.
Детское дополнительное образование имеет глубокие корни и традиции.
Сохранение и совершенствования этих традиций - главное направление
образовательной деятельности Детской школы искусств.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».